Глава I. ПРИХОЛ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Психологическое изучение ценностных ориентаций в психологической
литературе 6
1.2 Соотношение понятий «ценность» и «смысл» в психологической
науке 11
1.3 Психологические особенности подросткового периода 29
Выводы к первой главе 36
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ ГОРОДА И
СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 39
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 39
2.2. Количественный и качественный анализ данных 40
2.3. Анализ и интерпретация данных исследования 46
Выводы ко второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59 - 72
Подростковый период в настоящее время находится в центре различных научных сфер, не является исключением и психология. На сегодняшний день ряд ключевых моментов подросткового периода, связанных с его характеристикой, остаются до конца не раскрытыми и дискуссионными. Исследования выдающихся психологов свидетельствуют о том, что подростковый возраст является периодом интенсивной индивидуализации личности. При этом психологическое содержание данного процесса описывается недостаточно подробно. Исследования подросткового возраста в большей степени уделяют внимание тому, как на этом возрастном этапе осуществляется проникновение культуры в рамки индивидуального сознания. Наряду с этим остается недостаточно изученным процесс трансформации личностью социальных содержаний в личностные смыслы, который составляет сущность индивидуализации.
Изучение вопросов, которые связаны с ценностно-смысловой сферой личности, представляет собой одну из наиболее приоритетных областей психологической науки.
Актуальность данной работы определена необходимостью понимания специфики развития ценностно-смысловой сферы личности в подростковом возрасте, знания факторов, которые оказывают влияние на ее формирование для своевременной помощи в аспекте правильного выбора нравственных ориентиров.
Изучение динамики смысловой сферы, а также ценностных ориентаций подростков осложнено неравномерностью их развития, сложностью переплетения процессов социализации и индивидуализации личности.
В психологии существует достаточно много исследований, которые посвящены проблемам смысложизненных и ценностных ориентаций, но большинство из них направлены на изучение содержательных сторон ценностно-смысловой сферы. Исследования, которые направлены на изучение взаимосвязи рассматриваемой сферы с характерными особенностями жизни подростков в мегаполисах и в сельской местности, встречаются очень редко.
Это исследование нужно проводить для определения типа, а также структуры ценностей подростков, которые проживают в городах и в сельской местности.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод об актуальности исследования особенностей ценностно-смысловой сферы подростков, проживающих в городах и сельской местности.
Объектом исследования является ценностно-смысловая сфера личности подростков.
Предмет исследования: особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков городов и сельской местности.
Цель исследования: изучить особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков, которые проживают в городе и сельской местности.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что существуют определенные различия в ценностно - смысловой сфере личности подростков, которые проживают в городах и сельской местности.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой для исследования
1. Провести подходы к изучению ценностно-смысловой сферы в рамках подросткового возраста;
2. Провести эмпирическое исследование;
3. Определить особенности ценностно-смысловой сферы подростков, которые проживают в городах и поселках.
Теоретико-методологические основы:
1. Мак - Келланд - Теория мотивации
2. К.Роджерс - Я -концепция подростка;
3. А. Маслоу - Самоактуализация личности;А.Н.Леонтьев - концепция личности;
4. Д. Б. Эльконин - деятельностная теория (Возрастная переодизация)
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психологических и педагогических исследований, посвященных проблеме ценностно-смысловых ориентаций личности и их характерным особенностям у подростков.
2. Методы сбора эмпирических данных: метод опроса.
3. Методики:
• «Шкала оценки потребности в достижении» (М.Ю. Орлов);
• «Мотивация к успеху» (Т. Элерс);
• Тест «Смысложизненные ориентации» (модификация Д.А. Леонтьев).
4. Методы обработки эмпирических данных: U- критерий Манна-Уитни.
Анализ литературных источников позволил заключить, что ценностно - смысловую сферу подростков изучали многие психологи, ученые. Существует множество разных концепций и подходов: К. Г. Юнг и А. Маслоу - ценностные ориентации относятся к индивидуальной реальности, которая значима только для переживающего ее субъекта. Н. Гартман, В. П. Тугаринов, П. Менцер, В. Франкл - выступают против их существования в форме надындивидуальной реальности. З. Фрейд, А. Маслоу - отмечают устойчивость и неизменность ценностей в процессе жизни. С. Г. Климова, М. С. Яницкий - утверждают, что система ценностей имеет динамичный характер.
Данное исследование мы проводили с целью определения и структуры выявления особенностей. В исследовании решались следующие задачи:
1. Провести подходы к изучению ценностно-смысловой сферы в рамках подросткового возраста;
2. Провести эмпирическое исследование;
3. Определить особенности ценностно-смысловой сферы подростков, которые проживают в городах и поселках.
Исследование показало, между городскими школьниками, и школьниками сельской местности существуют отличия в особенностях ценностно - смысловой сфере подростков. Значимы различия выявились по двум параметрам - Локус я и оценка потребности в достижении. Из проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза доказана, действительно существуют особенности в развитии ценностно - смысловой сферы подростков: существуют различия в структуре ценностей подростков, существуют различия в смысложизненных ориентациях подростков; существуют различия в степени диссоциации ценности-доступности в основных жизненных сферах.