Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование мелкой моторики у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в начальных классах школы

Работа №95608

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 8
1.1. Понятие «мелкая моторика» как научный феномен 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умеренной умственной отсталостью в начальных классах школы 14
1.3. Особенности формирования мелкой моторики у детей с умеренной
умственной отсталостью в начальных классах школы 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАННОСТИ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 27
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 27
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на изучение
сформированности мелкой моторики у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в начальных классах школы 31
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на изучение сформированности 34
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 38
3.1. Составление коррекционно-развивающей программы,
направленной на формирование мелкой моторики у обучающихся с 38
умеренной умственной отсталостью в начальных классах школы
3.2. Анализ результатов реализации коррекционно-развивающей
программы, направленной на формирование мелкой моторики 45
3.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию мелкой моторики у обучающихся начальных классов
школы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79


Более 15 % жителей Земли имеют ограниченные возможности здоровья. Среди них более 130 миллионов это - дети и подростки. Каждая шестая семья сталкивается с проблемами детской инвалидности. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс, которого достигла современная медицина, количество рождаемых детей с отклонениями в здоровье стабильно возрастает. Большую часть составляют дети с врожденными патологиями: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость, генетические заболевания, пороки сердца, синдромы различной этиологии и т. д. [59].
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью показывают наилучшие результаты во время проведения образовательного процесса в специально организованных условиях, когда используются разнообразные коррекционные методы и приемы в работе педагога. В системе педагогических мер воздействия на психику обучающихся с умеренной умственной отсталостью, труд - одно из эффективных средств коррекции отклонений в интеллектуальном развитии. Трудовая деятельность способствует применению знаний, умений, навыков в практической деятельности. [12].
Большинство отечественных педагогов - исследователей обращают внимание на педагогическую значимость процесса по коррекции мелкой моторики у обучающихся в комплексе коррекционно-развивающих мер (А. Д. Виноградова [15], C. Д. Забрамная [36], Л. В. Занков [39], В. В. Лебединский [53], и др.). Большая часть исследований раскрывают тему по формированию и совершенствованию общего моторного развития, а мелко-моторное развитие у обучающихся с ограниченными возможностями, не находят детального изучения в исследованиях. Изучение данной проблемы представляет большой интерес в свете научных данных специальной педагогики [10].
Проблема исследования. Обучение обучающихся с особыми образовательными потребностями является главной задачей для всей страны. Включение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процесс обучения, выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем. Главной задачей образования обучающихся с отклонениями в развитии является раскрытие индивидуальных особенностей личности, формирование общей и национальной культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям человека, формирование необходимых качеств для успешной самореализации в жизни и в обществе, практических знаний, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Актуальность данной проблемы определили тему нашего исследования: «Формирование мелкой моторики у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в начальных классах школы».
Степень разработанности, место и назначение в науке и практике.
Согласно проводимым исследованиям учеными-педагогами Л. В. Занков [39], А. Р. Лурия [57], М. С. Певзнер [75] были сделаны выводы о том, что различные патологии общего и мелкого моторного развития ребенка, являются одним из показателей умственной отсталости у обучающихся. При интеллектуальных нарушениях у ребенка, а именно при умственной отсталости отмечаются нарушения координации рук и замедленный темп моторной деятельности.
В анализах исследований, приведенных Л. В. Антаковой-Фоминой [1], М. М. Кольцевой [44], Б. И. Пинским [79] была подтверждена связь умственного развития и мелкой моторики рук. Уровень развития речи обучающихся находится в зависимости от степени сформированности уровня моторного развития ребенка.
Проблемами изучения развития общей и мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью в разное время занимались: Л. Б. Баряева [4], Н. П. Вайзман [12], Л. С. Выготский [20], И. А. Грошенков [28], Т. Н. Головина [27] С. Я. Рубинштейн [89] и другие.
Объект исследования - является мелкая моторика обучающихся с умеренной умственной отсталостью в начальных классах школы.
Предмет исследования - коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушений мелкой моторики у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в начальных классах школы.
Цель исследования - формирование единой концепции работы, направленной на развитие мелкой моторики рук у обучающихся начальных классов школы с умеренной умственной отсталостью.
Согласно поставленной цели исследования были определены задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы и охарактеризовать состояние разработанности проблемы;
2. Разработать методику оценки уровня сформированности мелкой моторики у младших школьников с умеренной умственной отсталостью;
3. Изучить особенности мелкой моторики рук у младших школьников с умеренной умственной отсталостью;
4. Разработать и апробировать систему специальной работы по коррекции и развитию мелкой моторики руки, обеспечивающих динамику психофизического развития.
Гипотеза исследования. У обучающихся младших классов школы с умеренной умственной отсталостью наблюдаются специфические особенности формирования мелкой моторики рук.
Методы исследования определялись теоретическими позициями общей и специальной психологии и педагогики, а также задачами нашей экспериментальной работы. Исследование включало:
- изучение и анализ общей и специальной литературы;
- изучение медико-педагогической документации (медицинских карт учащихся, выписок из историй болезни, педагогических характеристик, речевых карт);
- констатирующий эксперимент (наблюдение за детьми, изучение мелкой моторики рук);
- педагогический эксперимент, формирующий моторные качества младших школьников с нарушениями интеллекта;
- количественный и качественный анализ экспериментальных данных с применением методов статистической обработки данных.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение Воскресенская коррекционная школа-интернат для детей с ОВЗ с. Воскресенское, Республика Башкортостан.
Структура выпускной квалификационной работы: представленная выпускная квалификационная работа состоит из: введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволяет сделать вывод, что термин «мелкая моторика» относится как к физическому, так и к социальному компоненту в развитии человека. Поэтому под термином «мелкая моторика» следует понимать сложно организованную систему двигательных функций, скоординированных нервной, мышечной, и костными системами, в сочетании со зрительной системой, производимых в процессе взаимодействия человека. Анализ результатов экспериментального исследования моторного развития младших школьников с умственной отсталостью показали, что проблема является актуальной.
Моторное развитие в жизни и деятельности, младших школьников с умственной отсталостью выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения моторного развития препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов моторного развития у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Проведенная нами исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у младших школьников с умственной отсталостью страдает моторное развитие. Большинство учеников не в состоянии активно переключать внимание, и в большей степени страдает объем. Другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию. В ходе исследования была разработана методика оценки уровня сформированности мелкой моторики у младших школьников с умеренной умственной отсталостью
На формирующем этапе нами были использован комплекс упражнений для моторного развития младших школьников с умственной отсталостью.
Основная задача логоритмических занятий состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук и изучить особенности формирования мелкой моторики рук у младших школьников с умственной отсталостью.
Достигнуть доступности выполнения заданий можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими. Коррекция нарушений моторного развития, свойственных младшим школьникам с умственной отсталостью осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения. Умение активно и сосредоточенно выполнять предложенные задания в процессе логоритмических занятий.
На контрольном этапе нашего экспериментального исследования нами были сделаны контрольные срезы знаний по методикам констатирующего эксперимента. Сравнивая результаты этих двух этапов эксперимента, мы увидели, что под влиянием коррекционно-развивающей работы постепенно расширились возможности учащихся замечать, интенсивно выполнять несложную однообразную работу, обобщать и осмысливать воспринятое. Они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Так же на данном этапе контрольного среза было выявлено, что большинство обучающихся, задействованных в экспериментальном исследовании, сохранили низкий уровень сформированности мелкой моторики.
На формирующем этапе экспериментального исследования автором исследования была разработана система специальной работы по коррекции и развитию мелкой моторики руки, обеспечивающих динамику психофизического развития. Исходя из задач исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на коррекцию нарушений мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уровне начального образования. Содержание программы включает четыре модуля, которые охватывают коррекционно-развивающую работу на период четвёртого года обучения обучающихся младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по развитию всех компонентов мелкой моторики.
Также при анализе результатов экспериментального исследования были составлены методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, включающие три метода работы: самомассаж, упражнения с массажными мячиками и игровые упражнения.
Материалы данного исследования могут быть полезны для воспитателей, педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, логопедов и родителей, в качестве средств коррекционной работы по развитию мелкой моторики нормально развивающихся обучающихся и обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, в ходе проведенного экспериментального исследования выявили качественное своеобразие формирования мелкой моторики. Гипотеза нашла свое подтверждение. Цель исследования и задачи исследования выполнены и подтверждены.



1. Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук / Л. В. Антакова-Фомина // Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД. - М., 1974. - С. 238-244.
2. Аристотель : в 4 т. Т. 1 : О душе / Аристотель ; пер. П. С. Попова.
- М., 1975. - 552 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова.
- М. : Астрель, 2007. - 320 с.
4. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) : учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева. - М. : СОЮЗ, 2002. - 479 с.
5. Бгажнокова, И. М. Психология умственноотсталого школьника / И. М. Бгажнокова. - М. : Просвещение, 2007. - 268 с.
6. Беззубцева, В. Г. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму / В. Г. Беззубцева, Т. Н. Андриевская. - М. : Изд. «ГНОМ и Д», 2003. - 120 с.
7. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии /
Н. А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
8. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. - М. : Наука, 1990. - 496 с.
9. Бехтерев, В. Н. Общие основы рефлексологии человека / В. Н. Бехтерев. - М. : Наука, 1928. - 544 с.
10. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психическогоразвития / Л. Н. Блинова. - М. : Просвещение, 2006.
- 136 с.
11. Богатырева, З. Н. Чудесные поделки из бумаги /
З. Н. Богатырева. - М. : Педагогика, 2007. - 184 с.
12. Вайзман, Н. П. Психомоторика умственноотсталых детей /
Н. П. Вайзман. - М. : АГРАФ, 1997. - 128 с.
13. Вайнерман, С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников та занятиях по изобразительному искусству / С. И. Вайнерман, А. С. Большов, Ю. Р. Силкин. - М. : Владос, 2006. - 340 с.
14. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Вернер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 2008. - 364 с.
15. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии
умственноотсталогоребенка / А. Д. Виноградова. - М. : Просвещение, 2005. - 144 с.
16. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М.: Академия, 2002. - 207 с.
17. Вопросы психологии внимания / А. И. Обухова. - Саратов : СГПИ, 2009. - 96 с.
18. Воспитание и обучение во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. - М. : Школа-ПРЕСС, 2004. - 416 с.
19. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2008. - 500 с.
20. Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5 / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2003. - 562 с.
21. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Минск, 2008. - 482 с.
22. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2005. - 150 с.
23. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка / П. Я. Гальперин. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1985. - 45 с.
24. Гимнастика для пальчиков / сост. Е. М. Косинова. - М. : Эксмо, 2002. - 58 с.
25. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Юрайт, 2002. - 336 с.
26. Гозова, А. П. Изучение психическогоразвития аномальных детей / А. П. Гозова, Ю. А. Кулагин, И. В. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова// Дефектология. - 2013. - № 6. - С. 13-16.
27. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т. Н. Головина. - М. : Педагогика, 2000. - 120 с.
28. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. А. Грошенков. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
29. Грошенков, И. А. Занятия изобразительным искусством в школе для детей с ОВЗ / И. А. Грошенков. - М. : ООО «Институт общегуманитарных исследований», 2001. - 224 с.
30. Грошенков, И. А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интерес! к изобразительной деятельности / И. А. Грошенков // Дефектология.
- 2012. - № 6. - С. 45-53.
31. Грошенков, И. А. О преподавании рисования во
вспомогательной школе / И. А. Грошенков. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 48 с.
32. Грошенков, И. А. Уроки рисования в I - IV классах вспомогательной школы / И. А. Грошенков. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 76 с.
33. Дети с задержкой психическогоразвития / под ред.
Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. : Просвещение, 2004.
- 287 с.
34. Дефектология. Словарь-справочник / под ред. Б. П. Пузанова. - М. : СФЕРА, 2005. - 208 с.
35. Жаренков, Г. И. Коррекционная работа на уроках
трудовогообучения / Г. И. Жаренков // Коррекционно-развивающее обучение. - М. : Дрофа, 2005. - С. 115-148.
36. Забрамная, С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С. Д. Забрамная. - М. : Педагогика, 2000. - 55 с.
37. Забрамная, С. Д. Отбор умственноотсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная. - М., 2008. - 94 с.
38. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственногоразвития детей / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 2005. - 112 с.
39. Занков, Л. В. Психология умственноотсталогоребенка / Л. В. Занков. - М., 2008. - 346 с.
40. Интеграция детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду : уч.- метод. пос. в 2-х ч. :
Ч.1. / под ред. Е. Е. Аюповой. - Пермь : ПКИПКРО, 2010. - 96 с.
41. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков /
Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003. - 391 с.
42. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов : сб. науч. тр. / под ред. В. Г. Петровой. - М., 2007. - 566 с.
43. Квинн, В. Прикладная психология / В. Квинн. - СПб. : Питер,
2000. - 560 с.
44. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозгаребенка / М. М. Кольцова. - М., 1973. - 193 с.
45. Комарова, Т. С. Формирование графических навыков у
дошкольников / Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 2000. - 152 с.
46. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 1 : Великая дидактика / Я. А. Коменский ; под ред. А. А. Красновского. - М. : Педагогика, 1939. - 324 с.
47. Коменский, Я. А. Материнская школа / Я. А. Коменский ; пер. Д. Н. Королькова. - М. : Учпедгиз, 1947. - 104 с.
48. Коррекционно-развивающее обучение / под ред. С. Г. Шевченко. - М. : Вл а дос, 2009. - 140 с.
49. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб. : Питер, 2000. - 992 с.
50. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Просвещение, 2005. - 244 с.
51. Комарова, Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников / Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1970. - 152 с.
52. Кузьмина-Сыромятникова, Н. Ф. Пропедевтика обучения арифметики во вспомогательной школе / Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 96 с.
53. Лебединский, В. В. Нарушения психологическогоразвития у детей / В. В. Лебединский. - М. : Изд-во МГУ, 2005. - 167 с.
54. Левченко, И. Ю. Патопсихология: теория и практика /
И. Ю. Левченко. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
55. Лиепинь, С. В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ / С. В. Лиепинь // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 20-25.
56. Ломов, Б. Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения / Б. Ф. Ломов // Принцип системности в психологических исследованиях. - М. : Наука, 2000. - С. 10-18.
57. Лурия, А. Р. Умственноотсталый ребенок / А. Р. Лурия. - М. : Просвещение, 2000. - 256 с.
58. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : Академия, 2003. - 208 с.
59. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в России и зарубежом : в 2 ч. Ч. 1 : Западная Европа / Н. Н. Малофеев. - М. : Печатный двор, 1996. - 182 с.
60. Мастюкова, Е. М. Дети с нарушением умственногоразвития / Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. А. Пермякова. - Иркутск : ИГПИ, 2006. - 159 с.
61. Матюгин, И. Ю. Как развивать внимание и память вашегоребенка / И. Ю. Матюгин, Т. Ю. Аскоченко, И. А. Бонк. - М. : Эйдос, 2006. - 114 с.
62. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. - URL :www.mkb10.ru(датаобращения: 07.10.2020).
63. Морозова, Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей / Н. Г. Морозова. - М. : Просвещение, 2007. - 204 с.
64. Намазбаева, Ж. И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Намазбаева. - Алма-Ата, 2005. - 305 с.
65. Немов, Р. С. Психология в 3 кн. : Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагности^ / Р. С. Немов. - М. : Просвещение, 2005. - 512 с.
66. Обучение детей с нарушениями интеллектуальногоразвитии (Олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
67. Обучение детей с задержкой психическогоразвития / под ред. В. И. Лубовского. - Смоленск, 2004. - 218 с.
68. Обучение учащихся I - IV классов вспомогательной школы: (изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка) / под ред. В. Г. Петровой. - М. : Просвещение, 2003. - 208 с.
69. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психическогоразвития / под ред. Л. И. Романова, Н. А. Ципиной. - М. : Просвещение, 2003. - 158 с.
70. Осипова, Л. Б. Организация и содержание коррекционной работы поразвитию осязания и мелкой моторики младших дошкольников с нарушениями зрения / Л. Б. Осипова // Современность и пути развития специальногообразования - ч. 4 : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летнему юбилею Института специальногообразования ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - С. 34-42.
71. Османова, Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : картотека пальчиковых игр / Г. А. Османова. - СПб. : КАРО, 2014. - 160 с.
72. Особенности умственногоразвития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. - М. : Просвещение, 2005. - 556 с.
73. Основы коррекционной педагогики / под ред. А. Д. Гонеева, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаевой. - М., Просвещение, 2005. - 254 с.
74. Пашкова, И. В. Формирование перцептивных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы / И. В. Пашкова // Логопедические технологии в условиях инклюзивногообучения детей с нарушением речи : материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых; аспирантов и магистрантов, 21 марта2013 г., г. Екатеринбург ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - Ч. 2. - С. 63-69.
75. Певзнер, М. С. Динамика развития детей-олигофренов / М. С. Певзнер, В. И. Лубовский. - М. : Просвещение, 2003. - 244 с.
76. Перова, М. Н. Практическая и умственная деятельность детей- олигофренов / М. Н. Перова. - М. : Просвещение, 2001. - 158 с.
77. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталого школьника (олигофренопсихология) / В. Г. Перова, И. В. Белякова. - М. : Просвещение,
2006. - 276 с.
78. Петрова, В. Г. Психология умственноотсталых школьников /
B. Г. Перова, И. В. Белякова. - М. : Академия, 2007. - 160 с.
79. Пинский, Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. - Минск : Парадокс, 2009. - 248 с.
80. Понарядово, Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью / Г. М. Понарядов // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. -
C. 51-52.
81. Практикум по олигофренопсихологии. - СПб. : ИГ11И им. А. И. Герцена, 2010. - 80 с.
82. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. - СПб.,
2001. - 256 с.
83. Психологическая коррекция умственногоразвития учащихся / под ред. НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М. : Просвещение, 2000. - 124 с.
84. Психологические проблемы коррекционной работы во
вспомогательной школе / под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной. - М. : Педагогика, 2000. - 176 с.
85. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко,
Б. Г. Мещерякова. - М. : АСТ, 2006. - 479 с.
86. Развитие у учащихся вспомогательной школы интерес! к
изобразительной деятельности // Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 45-53.
87. Рожкова, Л. А. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики / Л. А. Рожкова, Л. И. Переслени // Дефектология. - 2011. - № 4. - С. 3-11.
88. Рубинштейн, С. Я. Психология умственноотсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 2006. - 190 с.
89. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики
патопсихологии / С. Я. Рубинштейн. - М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2009. - 414 с.
90. Сенсорное воспитание / под ред. Н. Н. Подъякова, В. Н. Аванесовой. - М. : Просвещение, 2001. - 192 с.
91. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. - М. : Вира-М, 2006. - 246 с.
92. Слободчикова, В. В. Готовность детей к школе. Диагностика
психическогоразвития и коррекция его неблагоприятных вариантов :
методические разработки для школьного психолога / В. В. Слободчикова. - СПб. : Питер, 2007. - 65 с.
93. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 400 с.
94. Сухарева, Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста : избранные главы / Г. Е. Сухарев!. - М. : Медицина, 1974. - 320 с.
95. Ткаченко, Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т. А. Ткаченко. - М. : ЭКСМО, 2010. - 48 с.
96. Трошин, Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей / Г. Я. Трошин. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. - 256 с.
97. Ульенкова, У. В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания и умственногоотсталых учащихся младших классов / У. В. Ульенкова, Л. А. Метиева// Дефектология. - 2013. - № 2. - С. 18-25.
98. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года. - URL:http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d 13/m1155.pdf(датаобращения: 15.03.2018).
99. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ. - URL:http://zakon-ob-obrazovanii.ru/(дата обращения:
15.03.2018).
100. Шумилина, Е. Г. Моторное развитие / Е. Г. Шумилина. - М. : ХК ИППК ПК, 2010. - 114 с.
101. Чернова, Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики / Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеева. - СПб. : КОРОНА-Век,2007.- 32 с.
102. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20.
103. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб. : Университетская книга, 1996. - 241 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ