ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Теория категорий Людвига Витгенштейна и ее значение для
современной лингвокогнитологии 7
1.2. Теория прототипов как способ упорядочивания лингвистического
сознания 9
1.3. Категории «игра» и «игрушка» в зарубежной и отечественной
когнитивной лингвистике 11
1.4. Образование лексико-семантических групп как способ категоризации
действительности и структурирования знания о мире 12
1.5. Репрезентация семантического поля игры и ее видов в толковых словарях 15
1.6. Выводы по первой главе 20
ГЛАВА II. ИГРА И ИГРУШКА В СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ ЯЗЫКА 22
2.1. Представления об игрушке и игре у носителей языка разных возрастных
категорий 22
2.2. Анализ данных, полученных в ходе анкетирования 26
2.3. Экспериментальные данные о семантическом поле Игра и Игрушки:
подтверждение данных через Национальный корпус русского языка 31
2.4. Выводы по второй главе 38
ГЛАВА III. ЛЕКСИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ КАК ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
С течением времени сознание человека и человечества меняется, что является неоспоримым фактом и доказательством. Помимо психологического, духовного и даже материального сознаний меняется и языковое. Постигая новые истины, человек уже не может смотреть на вещи тем взглядом, который был до «открытия», поскольку, приобретая знания, человек расширяет свой кругозор, а значит, опираясь на прошлый опыт и используя новый материал, языковая личность может по-разному интерпретировать различные явления в языковом плане.
С древних времен игрушка выступает как важнейший артефакт человеческий жизни, это то, что способствует развитию человеческого сознания. Ни один ребенок не вырастает без игрушки, любой, даже самой простой, но при этом отвечающей потребностям ребенка на определенном этапе познания им мира. Изучать игрушку важно, поскольку она - и отражение эпохи, и в какой-то степени некое «орудие» становления ее ментальности.
Но почему тема игрушки беспокоит нас сейчас, на переломе веков и тысячелетий? Причем в данном исследовании мы будем анализировать данный предмет в паре с другим, не менее необходимым для индивида - с игрой.
Причиной, побудившей нас обратиться к подобной теме, являются очевидные крупные изменения, а вместе с ними - и проблемы, произошедшие за последние десятилетия в «игровой действительности» современности.
Во-первых, сильно поменялась социальная роль, которую многие годы играла игрушка. Игрушка (и игра в том числе) сегодняшнего дня выражает наличные общественные отношения, формирует ценности постиндустриального общества, выражает наличные настроения массового сознания. В какой-то степени можно сказать, что предметы детской игры являются чуткими индикаторами происходящих событий, отсюда и доля объяснения того, почему взрослые так интересуются игрой и игрушкой. Но идентичны ли эти понятия? Где границы между игрой и игрушкой? Это нам и предстоит выяснить.
Во-вторых, нельзя забывать охвативший всех и каждого научно-технический прогресс, породивший множество новых игрушек, о которых прежде можно было лишь прочитать в фантастических романах. А влияние новых игрушек на психику, культуру, ценностные ориентации людей в наши дни еще почти не исследовано, следовательно, снова возникает вопрос о соединении или, наоборот, размежевании данных понятий.
В-третьих, данное исследование предполагает изучение сразу нескольких категорий - «игры» и «игрушки», поскольку их родство (как на семантическом, так и на ментальном уровне) очевидно, и одно нельзя в достаточной степени изучить, если не учитывать особенности родственной категории.
Актуальность темы исследования определяется важностью существующей в обществе проблемы: человек в процессе познания окружающего мира на всех этапах своего развития сталкивается с категориями, которым и посвящено все исследование, но при этом не отдает себе целостный отчет о том, как меняются его представления и почему это происходит. Для лучшего понимания картины мира и во избежание проблем во время общения между представителями разных поколений, а также выявления особенностей русского языкового сознания, которое представляет интерес в кругу огромного количества лингвистов разных областей, было создано данное исследование с целью внесения чего-то нового в историю науки.
Особое значение в свете актуальных проблем в процессе познания обществом окружающего мира приобретает разработка эффективных методик для усвоения большого объема информации и языкового материала, который усваивается не только носителями языка, но и иностранными гражданами, студентами. В связи с этим появляется необходимость систематизировать определенные грамматические и семантические модели, скрывающиеся как за подсознанием носителей языка (в рамках рассматриваемых категорий), так и за устоявшимися правилами самого языка. Также подобное исследование поможет глубже понять механизмы адаптации новых языковых и ментальных значений к уже существующим, выявить некоторые принципы и закономерности, если такие в действительности существуют. Следовательно, данная работа станет еще одним звеном, повышающим уровень разработанности данной темы в науке и практике.
Объект исследования - процессы семантической категоризации, происходящие в сознании носителей русского языка и отраженные в речевой форме.
Предмет исследования: специфика категоризации игры и игрушек как феномен русского языкового сознания.
Цель: выявить особенности лингвокогнитивной категоризации игры и игрушек, свойственные носителям русского языка.
Задачи:
1) изучить научную лингвистическую литературу по вопросам семантической категоризации;
2) рассмотреть речевые факты, отражающие процессы формирования категорий игра и игрушка в сознании носителей русского языка;
3) выявить особенности употребления слова игрушка у носителей языка разных возрастных групп, обратить внимание на самые частотные лингвокогнитивные аспекты данного феномена;
4) выделить экспериментальным путем когнитивные признаки рассматриваемых категорий;
5) выявить специфику категоризации игры и игрушек в разных вариантах языковой картины мира;
6) создать методические наработки для усвоения грамматических и семантических категорий в рамках русского языка как иностранного.
Работа состоит из трех основных частей. Первая глава содержит обзор изученных лингвистических источников, полный анализ тенденций и проблем лексической категоризации в русском языке, характеризующих рассматриваемые нами категории.
В практической части представлены анализ употребления и понимания слова «игрушка» у разных носителей языка и категоризация данного предмета на основе аналитических данных. Также произведено подтверждение или опровержение данных на основе сбора информации по всем группам через Национальный корпус русского языка.
В заключительной, методологической, главе значимые выводы, сделанные нами в научно-теоретической и практической части исследования, послужили ориентацией в методической работе. В данной главе лексическая категоризация рассматривается как один из принципов обучения лексике русского языка как иностранного с учетом разновозрастной целевой аудитории.
В Приложения помещены анкета для эксперимента и некоторые результаты социологического опроса.
Исследуя лингвокогнитивную категоризацию игры и игрушек в русском языковом сознании, хотелось бы обобщить все, что удалось узнать, выявить и создать. При изучении лингвистической литературы, удалось выявить тот метод, который находится в основе формирования категории игрушка и многих других, с которыми следовало ознакомиться прежде, чем составлять свою категоризацию. Используя такой способ опроса, как анкетирование, мы получили все необходимые данные, помогающие выявить особенности употребления слова «игрушка» у носителей языка разных возрастных групп. Таким образом, получилось выявить особенности отношений категорий ИГРА и ИГРУШКА. Уместно вновь упомянуть о теории прототипов, поскольку благодаря данному аспекту удалось выделить феноменальные вещи: границы между двумя изучаемыми категориями стерты, воспринимаются носителями языка неразрывно друг от друга. Иногда одно может быть следствием или проявлением другого, а иногда наоборот.
Действительно, из всех данных, полученных в ходе анализа, следует, что языковое сознание носителей языка довольно динамично и разнообразно. Многое, что находится в нашем подсознании, не всегда оказывается воспроизводимым, когда мы говорим о речевой картине мира. Однако многие значения имеют место быть в действительности, а значит, игрушка и игра имеют множество интерпретаций у носителей языка. Это обусловлено возрастом, половой принадлежностью, жизненным опытом, но вне зависимости от этого игрушка ВСЕГДА тесно связано с игрой, порой, она сама становится игровой деятельностью, превращается в процесс, служащий для удовлетворения каких-либо потребностей говорящего и играющего. Наличие упрощенных моделей исследуемых единиц в культуре изучаемого языка, с одной стороны, свидетельствует о гибкости языка в отношении определенных возрастных групп людей, в данном случае - детей. В данном отношении мы можем говорить, что изучение языка и самими носителями, равно как изучающими язык, начинается с употребления в речи наиболее простых лексических единиц, а переходит к сложным, привнося дополнительные оттенки и смыслы. Также нельзя забывать о том, что в современном мире растет разнообразие и значение игровой деятельности людей, осуществляемой посредством языка. Одно можно сказать совершенно точно и явно: игрушка и игры нужны и важны для человека для познания окружающего мира. Используя любые игрушки в допустимых нормах и пределах, человек развивает свое сознание.
Итак, категории ИГРА и ИГРУШКА являются важными составляющими нашей жизни. Понимая, как представляют их для себя разные возрастные категории, понимая причины этой разницы в интерпретации, можно избежать множество конфликтов, связанных с недопониманием и неумением найти общий язык между представителями разных возрастов.
Также в ходе практического исследования мы выяснили, что знание категорий разного вида, связанных с «игрой и игрушкой» могут быть полезны и в методическом плане. На основании изученных материалов была создана серия упражнений, которую можно использовать в обучении русскому языку как иностранному. Тренировочные упражнения нацелены на проработку категорий усвоения частей речи, падежа, числа и создания предложений, небольшого текста.
Сущность вышеизложенного сводится к тому, что было создано методическое пособие для изучения русского языка как иностранного. Методическое пособие состоит из 6 уроков, которые могут пройти студенты любого возраста, поскольку задания одинаково доступны всем, так как содержат лишь базовые материалы для усвоения русского языка. Основная задача этого небольшого методического комплекса заключается в том, чтобы учащиеся освоили не только многозначность выбранных категорий «игра и игрушка», но и грамматические модели, составляющие основу в процессе овладения русским языком.
Перечисленные теоретические, практические и методологические исследования внесли серьезный вклад в изучении лексической категоризации, однако по-прежнему актуальной является проблема коммуникации между поколениями носителями одного языка, а также с иностранными гражданами. В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что данное исследование действительно может внести что-то новое в историю науки.
1) Апресян, Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М. : Просвещение, 1966. - 302 с.
2) Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М. : Мысль, 1976. Т. 4. - 830 с.
3) Бабенко, Л. Г. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / Под. ред. проф. Л.Г. Бабенко. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 239 с.
4) Вежбицка, А. Русские культурные скрипты и их отражение в языке // Русский язык в научном освещении. - 2002. - №2 (4). - С. 6-34.
5) Витгенштейн, Л. Философские исследования [Электронный ресурс] // URL: http://krotov.info/- lib_sec/03_v/vit/genshtey2.htm (дата обращения: 20.11.2018).
6) Горошко, Е. И. Языковое сознание (ассоциативная парадигма) : дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2001. - 100 с.
7) Григорик, И. А. Категоризация ментального образа «Собирательность» (на материале русского и английского языков) // Мир лингвистики и коммуникации. - 2012. - № 1 (26) [Электронный ресурс] // URL : http://tverlingua.ru/archive/026/content_26.htm (дата обращения: 09. 04. 2019).
8) Демин, М. В. Игра как специфический вид человеческой деятельности // Филологические науки. М., 1983. № 2. - С.82-100.
9) Демьянков, В. З. Теория прототипов в семантике и прагматике языка // Структуры представления знаний в языке / отв. ред. Е. С. Кубрякова. М.: ИНИОН РАН, 1994. - С. 32-86.
10) Дзюба, Е. В. Лингвокогнитивная категоризация в русском языковом сознании: монография / Е. В. Дзюба; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - 286 с.
11) Дзюба, К. А. Когнитивные механизмы формирования наименований торговых марок / К. А. Дзюба // Вопросы когнитивной лингвистики. -
2014. - №1. - С. 28-44.
12) Досанова, А. Ж. Оценочная категоризация нравственных понятий на основе оценочных предикатов «ХОРОШО - ПЛОХО» / А. Ж. Досанова, Ж. Б. Нурмаханова// Вопросы когнитивной лингвистики. -
2015. - №1. - С. 50- 54.
13) Дудова, Н. А. Когнитивная лингвистика в России // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 3 (33). Ч. II. - C. 69-71.
14) Казакова, А. Ю. Русские глазами русских: ассоциативный портрет / А. Ю. Казакова// Язык, сознание, культура, этнос. - М. : Наука, 1994. С. 70-75.
15) Калюжная, И. А. Концепт детство в немецкой и русской лингвокультурах : дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2007. - C. 62-75.
16) Кондратьева, О. Н. Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (на примере концептов душа, сердце, ум): дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2004 (2004а). - 298 с.
...