Глава Теоретические аспекты исследования особенностей связи этнической идентичности и уровня вандального поведения
1.1 Теоретический анализ исследований этнической идентичности в
отечественной и зарубежной психологии 7
1.2 Проблема вандального поведения в современной психологической
науке 11
1.3 Подростковый вандализм как социально - психологический
феномен
... 14
Вывод по 1 главе 20
Глава Эмпирическое исследование особенностей связи этнической идентичности и уровня вандального поведения подростков- мигрантов
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Связь этнической идентичности и уровня вандального поведения
ростков-мигрантов 26
2.3 Рекомендации по работе 33
Вывод по 2 главе
Заключение 38
Список литературы 41
Приложение 45
Актуальность нашего исследования заключается в нарастании интересов к исследованию этнической идентичности. Во второй половине XX века рассматривается, как одна из черт в основном развитии человечества. Самой главной задачей изучения такого психологического аспекта стал фактор того, что людям интересно свое происхождение, а именно узнать «корни» своего народа. Заинтересованность в составлении различных геологических деревьев, многие даже заказывают у специалистов - историков изучение его происхождения, по фамилиям, национальностям и т.д. Отметим, что так же актуальным в современном мире является изучение психологии этничности, как один из факторов в человеческом поведении, для этого мы выбрали эту тему, чтобы раскрыть все неосвещенные аспекты исследований, в нашем аспекте.
Давайте немного раскроем понятия. Мы разделяем понятие этничность и этническую идентичность. Вслед за Т.Г. Стефаненко, мы определяем этничность, как всеобщую, объективную характеристику принадлежности человека, а этническая идентичность, как мы понимаем, это личностная характеристика определенного индивидуума. Эти понятия достаточно новые в научных терминах и вошли они в обиход примерно с середины XX века, тогда же социолог Д.Рисман упомянул термин этничность в своем исследовании. Ученые не пришли к одному мнению об определении в подходе феномена, но мы отметим несколько характеристик, которые описывают этничность, как таковую и свойственны для общности. Первой характеристикой является наличие представлений о территориальном и историческом происхождении, например наличие единого языка, каких-либо черт духовной и материальной культуры. Второй чертой является оформленные на государственном уровне представления о родине и особых институтах. Например Англия и происхождение английского языка, отсюда можно узнать «корни» происхождения индивидуума. Третьей последней характеристикой можно считать наличие отличительных признаков, то есть осознание личности принадлежности к определенной группе и определение своей солидарности.
Так же термин «ЭТНОС» носит достаточно большое количество определений. Отечественные философы Н.Г.Чернышевский, Н.О Лосский и В.С. Соловьем в группе и историческими исследователями Карамзин Н. и Ключевский В. О расширили понятие этнос, как уникального значения.
Исследования Ю.В. Бромлея и Л.Н. Гумилева позволили дать более развернутые представления в психологии о культурной принадлежности и естественно психологической особенности групп. Согласно исследователям, этнос обозначается, как исторически сложившаяся совокупность людей, имеющая конкретную территорию и обладающая особенностями языка, психики, культуры. Отметим, что группа должна обладать осознанием своего единства, т.е. самосознанием.
Л.Н. Гумилев под понятием этнос подразумевает природное явление. То есть этнос имеет динамическую систему, которая противопоставляет себя дргим людям и имеет собственную индивидуальную внутреннюю систему и стереотип поведения. Гумилев Л.Н., считает, что данный этнический стереотип не может передаваться по наследству, а устанавливается в сознании еще в раннем развитии, когда ребенок проходит культурную социализацию. Такой принцип, по мнению ученого, остается достаточно прочным и не имеет изменений в течение всей жизни человека.
В исследованиях Гумилева Л.Н., уделяется достаточно значительное внимание проблеме возникновения этносов. Этногенез, по мнению ученого, это развитие этносов. Процесс, детерминированный по географическому и геокосмическому фактору; формирование этноса рассматривалось как продукт совокупного действия космических энергий и особенностей ландшафта («место развития»), в которых протекал этногенетический процесс.
Развитие различных теоретике - методологических подходов позволяют нам рассмотреть данное исследование в различных аспектах, определения во всем его многообразии и выделить для себя более близкое понятие. Уточним, что в нашем исследовании этнос понимается, как бытовой и политический смысл. Это понятие мы используем в определениях отечественной науки, как устойчивую общность людей, имеющую свои принципы, границы, языки, культуру и психику. Мы считаем, что под параметрами развития данного феномена можно предполагать специфику и расово -биологические особенности людей. Данные параметры или по - другому можно сказать определенные условия, могут рассматриваться как некие признаки, отличающие группу этносов друг от друга. Перейдем к цели нашего исследования.
Цель исследования: определить и описать особенности связи этнической идентичности и уровень вандального поведения подростков - мигрантов.
Объект: этническая идентичность подростков-мигрантов.
Предмет: особенности проявление связи вандального поведения
подростков-мигрантов с уровнем этнической идентичности
Гипотеза: существует связь между вандальным поведением подростков- мигрантов и уровнем этнической идентичности, а именно при этноэгоизме преобладает тип вандализма, вызванный неудобствами окружающей среды .
Задачи:
1. На теоретическом уровне провести анализ особенностей связи этнической идентичности подростков-мигрантов.
2. Провести теоретический обзор исследований, посвящённых проблеме вандального поведения подростков-мигрантов.
3. Провести эмпирическое исследований на выявлении особенностей связи этнической идентичности и уровня вандального поведения подростков - мигрантов.
Теоретико-методологической основой нашего исследования базируется на исследованиях зарубежных и отечественных концепциях этнической идентичности, на принципах детерминизма, гуманизма и развития, что задает комплексный подход, который был предложен и апробирован отечественными и зарубежными классиками, рассмотрим:
• Концепция становления этнической идентичности и психическим развитием (Ж.Пиаже);
• Концепция национальной идентичности (Баон и Коэн);
• Положения о становления человека, сущности человека - эссенциалистская традиция (Дж. Локк, Г.Фихте, Г.Гегель);
В качестве методики для проведения эмпирического исследования мы выбрали: «Мотивы вандального поведения» И. В. Воробьевой, О. В. Кружковой, С. А. Остриковой; «Типы этнической идентичности»Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова;
Исследование было проведено на базе 4 школ: МБОУ СОШ № 149, МАОУ СОШ № 183, СОШ № 50, МАОУ СОШ № 148 выборку составили 188 человек, из них 40 респондентов подошли нам в качестве изучения данного исследования. Из них 24 юношей и 16 девушек. Возраст испытуемых составил 14-17 лет.
Социально - психологические преобразования, которые произошли за последнее время в России и за рубежом, оказали влияние на все стороны жизни общества, задели все аспекты педагогики, психологии. Помимо положительных моментов развития демократии, присутствует и негативная сторона для возможностей социального, экономического, психологического проявлениях подростков, увеличились факты вандального поведения, акты вандализма.
Вандализм в нашем понимании, считается преднамеренным или умышленным разрушением материальных и духовных ценностей чужого имущества, представляющих огромную ценность для целого народа, для эпохи, для всего общества.
Вандальное поведение школьников вызывается целым комплексом сложных социально-психологических противоречий, порождает такие девиации, как преступность, алкоголизм, токсикоманию, наркоманию. Превенция этих отклонений среди школьников является актуальной задачей педагогики.
Проблема распространения вандального поведения среди молодежи находится в центре внимания различных специалистов.
Г.Шнайдер утверждает, что особую значимость проблема подросткового вандализма наибольший размах приобретает в государствах, находящихся в состоянии экономического кризиса.
Мы можем отметить, что все поставленные задачи нашего исследования были достигнуты.
1. На теоретическом уровне провели анализ особенностей связи этнической подростков-мигрантов. По мнению Э.Г. Эриксона, идентичность личности - это состояние, при котором человек чувствует себя на своем месте, опираясь на пример. Л.Н. Гумилев под понятием этнос подразумевает природное явление. То есть этнос имеет динамическую систему, которая противопоставляет себя другим людям и имеет собственную индивидуальную внутреннюю систему и стереотип поведения. Т.е. на основе данных исследований ученых, мы можем сказать, что этническая идентичность - это природное состояние, при котором человек чувствует свою принадлежность к определенному народу, группе. Знает собственные нормы и принципы, внутреннию систему и тип поведения.
2. Второй задачей нашего исследования являлся обзор проблем вандального поведения подростков-мигрантов, мы рассмотрели теоретические аспекты по проблематике нашего исследования и обозначили Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми. По данным выборочных исследований подростков, пик вандализма приходится на возраст 11 - 13 лет. Именно в этом возрасте дети переживают гормональный дисбаланс, повышенную агрессию и конфликтность, которая и превращается в акты вандализма. Вандалы, как правило, совершают разрушения там, где сами живут. Характерно также, присутствие сообщников, импульсивность таких действий. По данным Д.Эллиота, 53% подростков - вандалов совершали и более тяжкие правонарушения. Рассмотрев множество литературы на тему психолого - педагогический анализ феномена вандализм, можно сказать, что возникновение вандализма имеет корни в истории, отметим, что с понятием «вандализм» применяется такой термин, как «вандальное поведение». Такие ученые, как Д.Эллиот, С.Коэн отмечают, что вандализм - это событие, которое несет за собой материальный ущерб, а вандальное поведение - это социально- психологическая склонность людей, способных разрушить ценностную культуру общества.
3. Мы провели эмпирическое исследование на выявление особенностей связи этнической идентичности и уровень вандального поведения и выявили степень выраженности вандализма по субшкалам методики, распределены в зоне средних значений. При этом показатели по субшкалам «Агрессивный перфекционизм» находится чуть ниже среднего значения по субшкале « Вандализм, вызванный скукой». Эмпирические данные свидетельствуют о том, что 45% принявших участие в данной выборке, проявляют свое вандальное поведение в вербальной агрессии, а так же проявляют акты вандализма, от не правильного распределения своего времени, что является предпосылками к вандальному поведению. Важно, что все виды вандальной активности обнаруживают четкие детерминации стратегиями совладания. Данные из методики «Типы этнической идентичности» в которой отображены типы этнической идентичности по шкалам, описание шкал данной. Рассмотрим шкалу «норма», данная шкала отображает сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.
1. А.А. Авагимян Этническая и культурная психология [Электронный ресурс] Особенности формирования идентичности в монокультурной и поликультурной среде(03.09.2012) - Режим доступа: #"justify">Алексашенкова И.В. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение // Педагогика открытости и диалога культур. М., 2013. С. 102.
2. Андреева О.В. Особенности проявления агрессии подростками с точки
зрения гендерного подхода// Интернет-журнал «Науковедение»
http://naukovedenie.ru Выпуск 6 (25), ноябрь - декабрь 2014.
3. Анникова Л.В., Аббасов Д.И. Средства массовой информации как механизм формирования индивидуального сознания // Сб. науч. статей по матер. 78-й науч.-практ. конф. преподавателей и студентов СТГАУ. - 2014. - С. 3-7.
4. Багдасарова А. Б., Симонова Н. А. Формирование этнокультурных компетенций в образовательной и воспитательной деятельности в многонациональном регионе //Этнические проблемы современности: Выпуск 14. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2015. - 34с
5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, изд -во ЭКСМО-Пресс,
2012.
6. Банщикова Т.Н. Осознаннаясаморегуляция - психологический ресурс управления агрессией // Фундаментальные исследования, 2014. - № 9. - С. 2322¬2326
7. Белоцерковец Н.И., Каневская Ж.О. Особенности коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами досуговой деятельности // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 16. - С. 203-208.
8. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. — 510 с.
9. Виноградова Н.С., Заёнчик В.М. Гендерный подход к профилактике агрессивного поведения подростков // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - 2013. - № 3 (7). - С. 62-6
10. Волконская Е.К. Агрессия: криминологические аспекты // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. - №4. - С.58-64.
11. Гендерная педагогика и психология: учеб.пособие / Под общ. ред. О.И. Ключко; Мордов. гос. ун -т. - Саранск, 2015. - 156 с.
12. Гончаров В.Н. Социокультурные аспекты информатизации
общества // Сб. конф. НИЦ Социосфера. - 2014. - № 1. - С. 58-62.
13. Дубровина Д. А. Взаимосвязь вербальной агрессии и отклоняющегося поведения подростков // Психолого -педагогические проблемы в образовании. - 2015. - №6. - С.151-154.
14. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2013. - № 1. - С. 60-72.
15. Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. / Р.П. Ефимкина - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2014. - 62 с.
16. Ионова В.Е. Проблема агрессивного поведения девочек // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология», 2014. - №2. - С. 113-123
17. МанойловаМ.А. Межэтническая толерантность в образовании // Is¬sues of Multiculturalism and Multilingualism in Modern Education System. Нарва,
2013. С. 34-35.
...