Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ У СТУДЕНТОВ

Работа №95601

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ
К БРАКУ СТУДЕНТОВ 7
1.1. Феномен «отношение» в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Понятие «брак» в психологической науке 17
1.3. Психологическая характеристика студенческого возраста 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ У
СТУДЕНТОВ 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Сравнительный анализ особенностей отношения к браку у студентов ... 55
2.3. Факторный анализ особенностей отношения к браку у студентов 57
Заключение 67
Список литературы 70


В современном обществе происходит активная смена ценностей и ориентиров. В последние годы понятие «брак» начинает дискредитироваться, что способствует формированию легкомысленного отношения к половой жизни. Это связанно с неспособностью или нежеланием молодых людей брать на себя ответственность и реализовать дополнительные обязанности.
У каждого поколения есть свои особенности отношения к любви и браку, которые отражают в себе черты времени и психологии людей, несут отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе.
Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день, такое явление как «официально зарегистрированный» брак потерял свою привлекательность для российской молодежи. Юноши и девушки предпочитают так называемый гражданский брак (правильнее — сожительство) законному браку. В то же время для целей развития российского общества важно, чтобы молодые люди в полной мере принимали на себя супружеские и родительские права и обязанности.
Большинство молодежи, вступают в брак, не обдумав, своё решение со всей серьезностью, что приводит к негативным последствиям и разводу. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, у молодых людей присутствует неосведомленность в вопросах брака и общая ошибка заключается в том, что при создании семьи они полагаются только на силу своих чувств.
Изучению данной проблемы посвящены работы А.И Антоновой, В.М. Медкова, И.В. Гребенникова и др., которые анализировали отношение студентов к «гражданскому браку» и «официальному браку».
Однако теоретический анализ литературы показывает, что работ, направленных на изучение особенностей отношения студентов к браку, недостаточно. Кроме того, нет исследований, направленных на изучение факторной структуры отношения к браку у девушек и юношей.
Студенческий возраст является сенситивным периодом для построения и развития семейных отношений. Из этого вытекает противоречие, с одной стороны, молодые люди находятся на этапе становления и саморазвития себя как личности в целом, с другой стороны, у них присутствует потребность в создании длительных отношений с противоположным полом.
Таким образом, возникает противоречие между потребностью в психолого-педагогическом сопровождении молодежи на этапе выбора брачного партнера и отсутствием исследований, посвященных изучению отношения к браку у студентов.
Из этого следует цель нашего исследования: изучить особенности отношения к браку у студентов.
Объект исследования: отношение к браку.
Предмет исследования: отношение к браку у студентов.
Гипотеза исследования: существуют специфические особенности отношения к браку у юношей и девушек.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы нами решались следующие задачи:
1. изучить феномен «отношение» в научной литературе;
2. проанализировать понятие «брак» в научной литературе;
3. рассмотреть психологическую характеристику студенческого возраста;
4. исследовать специфические особенности отношения студентов к браку.
Теоретико-методологической основой исследования являются зарубежные и отечественные теории, посвященные:
• исследованию феномена «отношение»: Д.Л. Уоллис, О. Коннер, Д.В. Колесов, Е.О. Смирнова, В.И. Мясищев, которые под отношением понимают - выражение позиции человека к чему - либо или к кому - либо.
Исследователи выделяют три группы отношения: положительное, отрицательное и равнодушие. Отношение является единством трех компонентов: познавательного, эмоционального и поведенческого [25,33,45].
• изучению понятия «брак»: М. Джемс, А.Г. Харчев, В.М. Целуйко, которые считают, что брак - особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям [52,54].
• рассмотрению психологической характеристики студенческого возраста: И.А. Зимняя, А.В. Толстых, В.Т. Лисовский, А.В. Дмитриева, И.С. Кон. Под студенчеством понимают особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования [13,26,42].
Для реализации задач и проверки гипотезы использовались следующие методы и методики:
- теоретического уровня: анализ психологической и методической литературы по проблеме отношения студентов к браку.
- эмпирического уровня: техника репертуарных решеток Д. Келли, анкета, опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина, опросник ролевых ожиданий и притязаний в браке А.Н. Волковой, опросник «Мотивы вступления в брак» С.И. Голод.
- методы математико-статистической обработки данных: X - критерий Колмогорова - Смирнова для оценки параметров распределения, U - критерий Манна - Уитни для сравнения двух независимых выборок и факторный анализ для описания факторной структуры особенностей отношения.
Научная новизна работы заключается в разработке и описании факторной структуры отношения студентов к браку и выявления психологических особенностей отношения к браку у юношей и девушек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработка факторной структуры отношения студентов к браку позволит повысить эффективность семейного консультирования молодых людей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список литературы из 59 наименования, 5 приложений. Результаты исследования отражены в 20 диаграммах и 6 таблицах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что под отношением понимают - выражение позиции человека к чему - либо или к кому - либо. Позиция вытекает из содержания педагогического процесса, а после усвоения превращается в результат. Исследователи выделяют три группы отношения: положительное, отрицательное и равнодушие. Отношение является единством трех компонентов: познавательного, эмоционального и поведенческого. Важнейшими видами отношений являются: потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, является направленность.
Понятие «брака» в обыденном сознании часто отождествляют с понятием «семья». Но в контексте психологии, с научной точки зрения, их принято разграничивать. В рамках отечественной психологии брак понимается как особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.
Под студенчеством понимают особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования. Основными характеристиками, которые отличают студенческий возраст от других групп населения, являются высокий образовательный уровень, высокая познавательная мотивация, наивысшая социальная активность и достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости.
В ходе эмпирического исследования мы выявили, что молодые люди сейчас больше уделяют время на развитие себя, профессиональное становление и достижение определенных результатов в других сферах жизни, нежели семейной. Большая часть молодых людей имеют отрицательное отношение к ранним бракам и считаю, что оптимальный возраст для вступления в брак 23 - 25 лет.
Возможность вступить в брак во время учебы видят почти половина студентов. И большинство обучающихся планируют вступить в брак, когда доучатся, что свидетельствует о достаточно положительном отношении к браку в целом.
В ходе статистического анализа было выявлено, что девушки больше склоны, чем юноши, к гармоничному развитию себя во всех сферах жизни, не исключая сферу семьи. Девушки больше, чем юноши, ожидают от своего супруга понимания, принятия и заботы. Также особую значимость для девушек, и менее выраженную для юношей, имеют установки супруга на развитие своей карьеры.
Проведенный факторный анализ позволил описать ряд общих и специфических особенностей отношения к браку у юношей и девушек.
Ряд общих особенностей:
• стремление к постоянным изменениям в отношениях с супругом;
• неготовность вступать в брак и заводить детей во время учебы;
• общность взглядов, что мужчина - инициатор семейных отношений.
И ряд специфических особенностей отношения к браку у юношей и девушек:
• девушки стремятся саморазвиваться во всех сфера жизни, не исключая семью, в то время как юноши не ставят семью на первое место и не готовы ей уделять много времени;
• при выборе брачного партнера особую значимость для девушек играет критерий материальной обеспеченности будущего супруга, а для юношей в этом вопросе более значима сила чувств;
• у юношей выражена готовность быть главой семьи и полностью обеспечивать её, девушки не готовы отдать мужчине главенство и право решения всех вопросов, тем самым проявляют стремление к равноправию.
Выявленные специфические особенности отношения к браку у юношей и девушек подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Таким образом, в процессе исследования поставленные цели и задачи достигнуты.



1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М.Андреева.- Аспект Пресс, 2001.- С. 114.
2. Ачгильдеева Е.Ф. Методические проблемы изучения
стабильности брака: Автореф. дисс .канд. психол. Наук. М: 2015. -118с.
3. Белобрыкина, О. А. Психологические условия и факторы
развития самооценки личности / О.А. Белобрысина. - Автореф. канд. психол. наук - Н., 2015.-С. 127.
4. Берне, Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р. Берне. - М.: Прогресс, 1986. - С. 422.
5. Бодалёв, А.А. Психология и педагогика/ А.А, Бодалёв.- Учебное пособие. 4-е изд., Изд.: Института психо-ии., 2014. - С. 347.
6. Бороздина, JI.B. Теоретико-экспериментальное изучение самооценки / JI.B. Бороздина; автореферат дисс. докт. психол. наук. М.: МГУ, 2014.-С. 121.
7. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний / Л.В. Бороздина // Учебное пособие. - М.: Инс-т Психологии РАН РФ , 2014 . - С. 141.
8. Валиуллина А. Ф., Кислова А. И. Отношение к браку глазами современной молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 760-762.
9. Васильченко Г.С., Решетняк Ю.А. Любовь, брак, сексуальное партнерство. - М.: Медицина, 2010.
10. Васягина, Н. Н. Диагностика и коррекция самосознания матери [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Васягина, Е. Н. Рыбакова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2010.-167 с
11. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика / В. Е. Гмурман. - М.: Высшая школа, 2012. - 405 с.
12. Голод, С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л: 2014.-325с.
13. Дмитриенко, А.К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни: Автореф. На соиск. Уч. Степ. Психол. Наук - Киев,2015.- 21с.
14. Дубовицкая, Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2014. - №2. - С. 86.
15. Жолудева. С. В. Брачный возраст и психологическая готовность к вступлению в брак // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2015. - С. 276
16. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2015.- 63 с.
17. Зеер, Э.Ф. Социально-профессиональное воспитание в ВУЗе: практико-ориентир. Монография / Э.Ф.Зеер, И.И. Хасанова. - Екатеринбург: Изд-во Рос.Гос.проф.-пед.университета, 2003. - С. 158.
18. Зеленский, В. Словарь аналитической психологии. - М.: Высш. шк., 2000. - С.120.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ