Глава 1. Теоретические основы исследований детско-родительских отношений в диаде «мать-ребенок» у первородящих женщин 7
1.1. Особенности и характеристика диады «мать-ребенок» 7
1.2. Семейное воспитание и детско-родительские отношения 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений в диаде «мать-ребенок» у первородящих женщин 27
2.1. Организация и методики исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Программа коррекции детского-родительских отношений в диаде «мать-
ребенок» 34
Заключение 51
Список литературы 54
Актуальность. Главным условием полноценного и гармоничного развития ребенка является обеспечение удовлетворения его базовых эмоциональных и физиологических потребностей близкими взрослыми. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности имеют большое влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни [1, с. 84].
Важно обеспечить ребенку надлежащее качество не только физиологической, но и эмоциональной заботы значимым взрослым в первые годы жизни. Потому что именно уровень взаимоотношений между матерью и ребенком выступает одним из самых влиятельных факторов формирования чувства базового доверия к людям и миру(по Э. Эриксону), самооценки и представления о себе, способности к успешному социальному
взаимодействию, развитию эмоционального интеллекта и особенностей построения отношений в семейной жизни взрослого человека.
Вопрос влияния раннего опыта взаимоотношений в диаде мать-ребенок глубоко исследуется в теории привязанности, которая является одной из наиболее актуальных направлений в психологии развития. Одним из главных факторов формирования личностных расстройств детей дошкольного и младшего школьного возраста является нарушение отношений в диаде мать- ребенок [12]. В научной литературе особенности психического развития и становления личности ребенка под влиянием семейного воспитания и непосредственно отношений матери и ребенка рассматриваются под разным углом зрения.
Разнообразие идей и теоретических концепций по этой проблематике приводит к усложнению обобщения теоретических и эмпирических данных и актуализирует вопрос изучения влияния материнского воспитания и детско- родительских отношений на формирование личности ребенка и интеграции полученных знаний в систему наук о ребенке. Основные теоретические, методологические, практические аспекты воспитания ребенка в семье под влиянием родителей отражены в трудах классиков педагогики Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, И. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского.
Оптимизация и гуманизация отношений ребенка и родителей были определены в работах педагогов и психологов О.С. Алексеевой, И. Беха, И. Кона, А.М. Савченко, В.Р. Федяевой. Теоретический анализ научной литературы позволил выделить концепции, которые по-разному трактуют специфику личностного становления детей в условиях деформации семейного воспитания, в частности нарушения гармонии отношений в диаде «мать - ребенок».
Авторами работ являются зарубежные психологи Дж. Боулби, Д. Винниккот, Э. Эриксон, М. Малер, Г. Салливен, Р. Спитц, К. Хорни. Отечественные психологи Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.Т. Соколова центральную роль в становлении личности отводят взаимодействия взрослого с ребенком. Важным для нашего исследования является положение о том, что отсутствие значимого взрослого или дисфункциональные отношения с ним снижают способность ребенка кинтериоризации, эмоциональному развитию, тормозя таким образом целостное развитие личности. Чтобы максимизировать положительный и свести к минимуму негативное влияние семьи на развитие ребенка необходимо помнить определенные правила, имеющие воспитательное значение: активно участвовать в жизни семьи; всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; интересоваться проблемами и трудностями, которые возникли у ребенка; уважать право ребенка на собственное мнение; уметь сдерживать собственные инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному члену социума.
В рамках данной работы мы обратимся к изучению особенностей детско-родительских отношений в диаде «мать-ребенок» у первородящих женщин, в частности изучению детско-родительские отношений в диаде «мать-ребенок» в таких проявлениях, как принятие, отвержение, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребёнка, мера заботы.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - различия в детско-родительских отношениях у первородящих и повторнородящих матерей.
Гипотеза -имеются статистически значимые различия в показателях детско-родительских отношений у первородящих и повторнородящих женщин.
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически исследовать детско-родительские отношения в диаде «мать-ребенок» у первородящих матерей.
Задачи:
1. Проанализировать особенности и охарактеризовать диаду«мать- ребенок»;
2. Изучить и раскрыть понятие и типы детско-родительских отношений;
3. Провести анализ специфики детско-родительских отношений и родительских установок у первородящих женщин;
4. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений в диаде «мать-ребенок» у первородящих женщин;
5. Разработать программу, направленную на коррекцию и развитие детско-родительских отношений, у первородящих женщин.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
- эмпирические методы: тестирование (тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО, опросник «Мера заботы»);
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Теоретико-методологическая основа исследования: проблема
изучения диады мать-ребенок (А.Я. Варга, В.П. Козлов, Г.Ф. Федорец, К. Хорни, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эдемиллер), исследования проблем привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт, С. Хазан, Ф. Шейвер и др.):Проблема детско-родительских отношений (В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, В.В. Деминой, Л.И. Божович, Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.В.Овчаровой, И.М. Марковской и др.).
Эмпирическая база исследования: Муниципальное автономное
учреждение «Центральная городская больница № 20».
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
В рамках данной работы нами была сформулирована цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически исследовать детско- родительские отношения в диаде «мать-ребенок» у первородящих матерей.
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали все теоретические и практические задачи.
В ходе теоретического анализа мы установили, что родившийся ребенок, почти не обладая никакой самостоятельностью, в то же время является частью диады. Другая часть диады - мать, основное условие жизнедеятельности ребенка и его развития. Мать формирует его как будущую личность, способную противостоять изменениям среды и бороться со стрессами. В этом основополагающую роль играет привязанность или чувство любви, возникающее между младенцем и его матерью. Главной целью формирования эмоциональной связи между ребенком и матерью является передача ребенку чувства защищенности и безопасности. Именно тепло и эмоции, которые получает ребенок от матери в первые годы жизни, важны для него, правильный уход и обучение, осуществляемыми взрослым.
Анализ литературы показал, что на сегодняшний день не существует единого подхода, концепции или теории, которая бы в полной мере объясняла развитие детско-родительских отношений. Детско-родительские отношения в психологии и педагогике до сих пор неоднозначно определяются многими авторами и исследователями. Анализ влияния воспитательного потенциала и детско-родительских отношений на формирование подрастающей личности показывает, что материнский стиль воспитания носит репродуктивный характер и обусловлен генетическими особенностями матери и ребенка, типом семьи, семейным стилем воспитания, семейными традициями, авторитетом матери, ее личностными качествами и образовательным уровнем. Такие факторы должны учитываться педагогами и психологами при планировании воспитательной работы с детьми и их родителями.
Практическое исследование было организовано и проведено в период с сентября 2018 по май 2019 года на базе женской консультации МАУ ЦГБ № 20 г. Екатеринбурга. В качестве испытуемых выступили первородящие женщины (15 человек, средний возраст - 22.3 года) и повторнородящие (15 человек, средний возраст - 34.6 лет). Всего 30 респондентов, замужние, регулярно посещают врача женской консультации.
Данные сравнения выборки выявили значимые различия между выборками по некоторым шкалам. Обнаружены достоверные различия в выборках по ряду шкал.
По шкале «Симбиоз» получены значимые различия (Иэмп= 126.0 при р<0.000). Первородящие матери излишне концентрируются на ребенке, что проявляется в высокой потребности создать для ребенка безопасную среду, чрезмерном вмешательстве в его мир. Напротив, повторнородящие женщины склонны устанавливать психологическую дистанцию в рамках разумного, проявляет заботу. Очевидно, имеющийся опыт взаимодействия с детьми помогает данным испытуемым установить эмоциональную связь с ребенком, которая в норме начинает формироваться еще в период его пребывания в материнской утробе и продолжает развиваться на протяжении всей жизни.
По шкале «Контроль» получены значимые различия в группах респондентов (Иэмп= 123.5 при р<0.000). Полученные результаты свидетельствуют о достаточно высоком контроле над детьми у повторнородящих матерей. У первородящих матерей получены низкие значения по данной шкале, что свидетельствует о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует.
Далее нами были получены значимые различия по шкале «Мера заботы» (Иэмп= 344.0 при р<0.000).Полученные различия свидетельствуют о том, что первородящие склонны ставить ребенка в центр семьи, интересы ребенка для первородящих матерей ставятся на первое место, матери склонны проявлять чрезмерную заботу, опеку над ребенком. Напротив, у повторнородящих матерей наблюдается умеренная мера заботы, которая проявляется в достаточном проявлении внимания к ребенку, что обусловлено тем, что у повторнородящих матерей уже имеются дети, которым также необходимо уделять внимание и заботу. Повторнородящие женщины в большей степени погружены в семейные заботы, они более суровы и строги по отношению к детям.
С целью коррекции детско-родительских отношений нами была разработана коррекционно-развивающая программа для первородящих матерей. Цель: коррекция детско-родительских отношений первородящих матерей.Задачи: 1. Способствовать обогащению психологических знаний матерей. 2. Расширить возможности понимания матерями своего ребенка. 3. Улучшить рефлексию взаимоотношений матерей и детей.4. Помочь выработать новые навыки взаимодействия с ребенком. Программа рассчитана на первородящих женщин. В группу входят 15 матерей. Программа состоит из 20 занятий по 60 минут.
Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Андреева, Т.В. Семейная психология. Учеб.пособие [Текст] / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2010. - 244 с.
2. Барсуков А. В. Влияние типов семейного воспитания на формирование самоотношения у подростков с асоциальным поведением: автореф.дис... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2011. 25 с.
3. Басанова Е. Е. Интегративный подход к психологии материнства [Текст] / Е. Е. Басанова // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 382¬384.
4. Батуев, А.С. Биосоциальная природа материнства и раннего детства /
А.С. Батуев, О.Н. Безрукова, А.Г. Кощавцев. - Издательство Санкт- Петербургского университета, 2017. - 376 с.
5. Белановская, О.В. Готовность к осознанномуродительству:
психологические проблемы [Текст] / О.В. Белановская // Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи. Сборник
тезисов 5-ой Международной научной конференции. - Минск: БГПУ им. М. Танка, 2011. - С. 115-120.
6. Боулби Дж. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков / пер. с англ. Н.Г. Григорьева, Г.В. Бурменская; под ред. Г.В. Бурменской. Москва:Гардарики, 2013. 480 с.
7. Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности /В. И. Брутман,М.С.Радионова // Вопр.психологии. - 1999. - № 3. - С. 38-47.
8. Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития. ВестникМосковскогоуниверситета. 2009. № 4. С. 17-32.
9. Васягина Н.Н. Самосознание матери: структурно-содержательный анализ [Текст]: монография / Н.Н. Васягина; Урал.гос. пед. ун-т. -
Екатеринбург, 2007. - 168 с.
10. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России [Текст]: монография / Н.Н. Васягина; Урал. Гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б.и.], 2013. - 364 с.
11. Вовчик-Блакитна, Е.А. Образ жизни семьи в родительских
представлениях [Текст] / Е.А. Вовчик-Блакитна // Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи Сборник тезисов 5-ой Международной научной конференции. - Минск: БГПУ им. М. Танка, 2011. - С. 34-45.
12. Воронова А.А. Материнство и самоактуализация современной женщины, Вестник психологии образования № 3, 2008. С. 78-86
13. Грицай Л.А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспект // Журнал практической психологии и психоанализа / Научно-практический журнал электронных публикаций, 2010, № 3.
14. Демина А.С. Психологическая готовность к материнству в период
ранней взрослости. Вестник КемГУ № 4(56) Т. 2, 2013.
15. Демина А.С. Психологическая готовность к материнству в период
ранней взрослости. Вестник КемГУ № 4(56) Т. 2, 2013.
16. Еловчиева З.Р. Сформированность ценностных ориентаций
материнства, как фактор, обуславливающий принятие материнской роли. // Статья научно-практической конференции «Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность» , 2010.
17. Еремкина И.А. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка // I Региональная научно-практическая студенческая конференция «Проблемы теории и практики психологии развития». URL: http: //econf.rae.ru/article/8004
...