Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 10
1.1 Теоретический анализ современной психологии в области
изучения мнемических способностей человека 10
1.2 Мнемические способности младшего школьника: структура,
содержание, факторы и условия генезиса 20
1.3 Теоретический обзор технологий развития мнемических
способностей в научной и методической психолого - педагогической литературе 29
Вывод по 1 главе 45
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 48
2.1 Организация и методы исследования 48
2.2 Мнемические способности современных младших школьников.. 57
2.3 Психолого-педагогические рекомендации 64
Вывод по 2 главе 66
Заключение 68
Список литературы 70
Приложения 76
Актуальность. В современной психологической науке все чаще поднимаются вопросы, связанные с изменениями, которые происходят в системе образования при обработке информации обучающимися. Появляются исследования в области когнитивной психологии и нейродидактики об изменениях функционирования познавательных процессов у современных детей и подростков (С.Н. Костромина, У. Госвами).
Особый интерес в аспекте изучения обработки информации связан с функционированием мнемических способностей. Память, в структуре обработки информации человеком, играет одну из основных ролей, а именно, сличение воспринимаемого объекта с эталонами памяти. Благодаря памяти, обеспечивается возможность использования приобретенного опыта, а также осуществляются другие формы психической деятельности.
С работой памяти связано усвоение человеком знаний о самом себе и окружающем мире, с овладением нормами поведения, приобретением навыков, умений, привычек. При помощи памяти осуществляется накопление индивидуального и общественного опыта, обеспечивается целостность человеческой личности [46].
Вместе с тем, необходимо отметить, что исследования памяти имеет длительную историю изучения в психологической науке. Начиная от Г.Эббингауза, который предложил прием изучения «чистой» памяти, посредством заучивания бессмысленных слогов (или «псевдослов»), позволяющий отделить память от деятельности мышления. Основным результатом данного исследования являлось установление среднего объема памяти индивида. Немецкий психиатр Э. Крепелин применил приемы Г.Эббингауза к анализу того, как проходит запоминание у больных с психическими изменениями. Немецкий психолог Г.Э. Мюллер изучал процессы закрепления и воспроизведения следов памяти у человека. Вначале он исследовал в основном процессы памяти у человека. С развитием объективного исследования поведения животных область изучения памяти была расширена. В первом десятилетии ХХ-го века И.П. Павлов предложил метод, который позволял определить условия, в которых могут возникнуть и удержаться новые временные связи. В дальнейшем, учение о высшей нервной деятельности стало главным источником о физиологических механизмах процессов памяти [12]. Л.С. Выготский был первым, кто изучил высшую форму памяти у детей. Его изучение показало, что высшие формы памяти являются сложной формой психический деятельности, социальной по своему происхождению, а более сложное опосредованного запоминания проходит определенные этапы развития. Л.С. Выготский писал, что память объединяет прошлое индивида с его настоящим, и является основополагающей в приобретении знаний, умений, навыков, и является основой развития и обучения [7]. Исследованием памяти занимались такие ученые, как А.А. Смирнов и П.И. Зинченко, которые изучали процессы непроизвольного запоминания и процессы сознательного, осмысленного заучивания, выделили главные приемы запоминания трудного материала и установили зависимость запоминания от поставленной задачи [51].
Длительный период физиологические механизмы, которые лежат в основе процессов памяти, оставались малоизученными. И лишь за последние 30 лет положение дел существенно изменилось. Возникли исследования, показывающие, что запечатление и восприятие следов взаимосвязаны с биохимическими изменениями структуры РНК, и что следы памяти можно биохимическим путем. Стали появляться исследования нервных процессов «реверберации возбуждения», которые стали считаться, как физиологический субстрат памяти. В конечном итоге, появились исследования, пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, а также исследования неврологических механизмов запоминания и забывания.
Важный вклад в разработку проблем памяти и мнемических процессов внесли, как и зарубежные (Ф. Бартлетт, Д. Бродбент, П. Жане, У. Найсер, Г. Рибо, Дж. Сперлинг, Д. Уотсон, З. Фрейд, Г. Эббингауз), так и отечественные психологи (П.П. Блонский, С.П. Бочарова, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, Т.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Л.В. Черемошкина). Современные ученые, такие как Б.Б. Величковский, Д. Вегнер, Ж.М. Глозман, Д. Лью, Б. Спэрроуиз предпринимают попытки создать содержательное и емкое определение памяти как особого когнитивного процесса.
Одна из основных проблем в области психологии памяти является ее диагностика. Современная мнемометрия владеет значительным количеством методов и методик изучения памяти, разработанных в русле различных психологических школ. В настоящее время существуют теории памяти, изучающие эту сложную систему психической деятельности на психологическом, физиологическом и нейронном, а также на биохимическом уровнях.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей памяти есть одно из главных условий эффективности обучения детей. Изменение содержания образовательной программы начальной школы, в плане требований к обработке больших массивов фактических данных порождает высокие требования к памяти ребенка младшего школьника.
С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память, появляются требования к долговременной памяти, в связи с чем у школьника может возникнуть состояния близкие к информационному стрессу (информационной перегрузки, вызывающей сложности в решении задач в требуемом темпе). По мнению, С.Н. Костроминой, совершенно естественно, когда учебный процесс строится с учетом закономерностей функциональной активности головного мозга, нейрофизиологических основ процессов восприятия, памяти, внимания и
мышления. И вместе с тем, свободен от сформированных в последнее время «мифов» (некорректном распространении результатов нейронауки в психологию образовании и педагогику). Например, о критических для обучения периодах, соответствующих синаптогенезу (если в критический период до 3 лет мозг ребенка не будет получать необходимое количество стимуляции, то впоследствии он не будет работать должным образом, поскольку возможность для развития окажется упущена). [18, С.7].
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и преобразования познавательных процессов, которые, в свою очередь, начинают приобретать опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. В отличие от дошкольников, младшие школьники способны целенаправленно, произвольно запоминать даже не особенно интересный и сложный материал.
Следовательно, педагоги-психологи, родители, учителя должны уделять максимум внимания процессам запоминания, мнемотехникам в период начального обучения младших школьников, что будет способствовать, как развитию их когнитивно -познавательной сферы в целом, так и успешности учебной деятельности.
Проблема исследования заключается с одной стороны, в противоречии между высокими требованиями к объёму, точности и прочности запоминания у младших школьников, обусловленные изменениями образовательной программы начальной школы и слабой степенью представленности специальных технологий обучения школьников мнемотехникам, с другой стороны наличием широкого перечня мнемотехник и специальных упражнений по развитию памяти у младших школьников.
Цель исследования: разработка и апробация мнемотренинга по развитию мнемических способностей младших школьников.
Объект исследования: мнемические способности младших школьников.
Предмет исследования: развитие мнемических способностей у младших школьников посредством мнемотренинга.
Гипотеза: успешность процесса развития мнемических способностей младших школьников обеспечивается специальной психолого - педагогической программой (мнемотренингом), базирующейся на принципах системного, субъектно-деятельностного и личностного подходов, а также принципе учета возрастных особенностей и социальной ситуации развития; основанной на механизмах осознания, подражания, научения,; предполагающей учет результатов актуального уровня развития мнемических способностей младшего школьника, при условии создания ситуации успеха.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ современной психологии в области изучения мнемических способностей человека.
2) На теоретическом уровне выявить и описать особенности структуры, содержания, а также факторов и условий генезиса мнемических способностей в младшем школьном возрасте.
3) Определить уровень сформированности мнемических способностей у современных младших школьников.
4) Разработать и апробировать мнемотренинг по развитию способностей к запоминанию в младшем школьном возрасте.
Теоретико-методологическую основу составили:
• культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский);
• системно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов);
• теоретические положения отечественной психологии способностей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов);
• исследование взаимосвязи развития памяти с развитием интеллектуальных способностей (А.А. Смирнова, П.И. Зинченко);
• концепция функциональной организации рабочей памяти (Б.Б.В еличковский).
Методы исследования:
• метод теоретического анализа;
• эмпирический психодиагностический метод (тестирование);
• методы математико-статистического анализа.
В качестве психодиагностических методик использовались такие тесты, как:
1. Методика А.Р. Лурии «Заучивание 10 слов»;
2. Модификация методики Д. Векслера «Заучивание образов»;
3. Методика Л.А. Ясюковой: Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе (3-6 классы), субтест 5 оперативная логическая память.
Методы обработки статистических данных:
• U- Критерий Манна Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.
• Т-критерий Вилкоксона. Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.
Практическая значимость. Материалы и выводы нашего исследования могут быть использованы в практической работе психологов системы образования (в том числе служб психолого-педагогического сопровождения обучающихся). Также материалы могут применяться в рамках курсов «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Педагогика» в ходе профессиональной подготовки не только психологов, но и других специалистов сферы человек- человек.
Экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №86 г. Екатеринбурга Свердловской области. Общая выборка включала 40 обучающихся первых классов.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы (теоретическую и эмпирическую) заключение, список литературы, приложения. В списке литературы представлен 61 источник по теме исследования, а также 2 источника электронного ресурса. В приложении представлены протоколы эмпирических данных, программа мнемотренинга.
1. Был проведен теоретический анализ современной психологии в области изучения мнемических способностей человека, а также на теоретическом уровне выявили и описали особенности структуры, содержания, факторов и условий генезиса мнемических способностей в младшем школьном возрасте. Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активности человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями. Изучением памяти занимались такие ученые, как С.В. Владимирова, В.Г. Воробьева, Е.С. Дегтярев, Р.В. Демьянчук, К.А. Молчанов, С.В. Мурафа, Л.А. Огородникова, А.А. Сергиенко, Е.А. Чернявская, Н.П. Чурсина. Нами было отмечено, что диссертационные исследования (В.Г. Воробьева, С.В. Мурафа, Л.А. Огородникова) в области педагогической психологии направлены на изучение памяти у детей в контексте овладения учебным материалом, успехами в учебной деятельности, также рассматривалась проблема памяти детей с ЗПР.
2. На теоретическом уровне мы выявили и описали особенности структуры, содержания, а также факторов и условий генезиса мнемических способностей в младшем школьном возрасте. Особенности структуры заключаются в том, что продуктивность произвольного запоминания в младшем школьном возрасте зависит как от характера запоминаемого материала, так и от степени осмысленности запоминания, от мнемической установки, мотивов и приёмов запоминания. Эффективность различных мнемических приемов при запоминании материала была изучена многими отечественными психологами (П.И. Зинченко, З.М. Истомина, К.П. Мальцева, Г.В. Репкина, В.И. Самохвалова, Г.К. Середа, А.А. Смирнов и другие). В отличие от памяти дошкольников, память младшего школьника претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Исследования по изучению процессов памяти представили новый материал о ряде психических функций, которые отвечают за те или иные зоны полушарий мозга. Было показано, что нарушения логических процессов связаны с функционированием левого полушария, в то время как образная память обусловлена работой правого полушария головного мозга.
3. В ходе опытно-экспериментальной работы мы определили уровень сформированности мнемических способностей у современных младших школьников. На констатирующем этапе психолого-педагогического эксперимента мы выявили, что у 13% детей низкий уровень развития памяти, у 70% средний уровень развития памяти, и лишь у 17,5% - высокий уровень развития памяти. Для решения этой нами был применен эмпирический психодиагностический метод. В результате диагностического этапа мы сформировали выборку респондентов со средним и низким уровнем запоминания. Методом рандомизации данные группы были разделены на две подгруппы: экспериментальную и контрольную.
4. Мы разработали и апробировали мнемотренинг по развитию способностей к запоминанию в младшем школьном возрасте. Мнемотренинг направлен на улучшение качества запоминания, который включает в себя 15 занятий. На этапе контрольного эксперимента была определена эффективность мнемотренинга с помощью методов математической статистики. Анализ полученных эмпирических данных свидетельствует о том, что мнемотренинг обладает высокой эффективностью.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.
1. Артамонова, Е.Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования [Текст]: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 Москва, 2015 175 с. РГБ ОД, 61:05-19/743
2. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения [Текст]. / Пер. с англ. Р. Аткинсон. - М.: Аспект пресс, 2016. - 528с.
3. Байбородова, Л.В., Широкова, Е.В. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности младших школьников [Текст]. / Ярославский педагогический вестник. 2016. №3. С. 36-42
4. Белова, С.В. Опыт работы по выявлению, дифференциальной диагностике и сопровождению одаренных и способных детей на ранних этапах начального школьного обучения [Текст]. / Концепт. 2013. №1. С.90-95
5. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст]. / - М.: Педагогика, 1979. - 64 с
6. Бура, Л.Н., Чепурной, Г. А. Мнемотехника в образовании: технологии эффективного усвоения информации [Текст]. / Номер: 47-2, 2015г., Страницы: 262-268
7. Выготский, Л.С. Культурное развитие специальных функций: память [Текст]. / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: Книга по требованию, 2014. - 224с.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст]. / Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: Книга по требованию, 2016, -352с.
9. Голубева, Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (психологические исследования) [Текст] / - М. : Педагогика, 2014. - 152 с.
10. Даньшова, Т.А. Формирование универсальных учебных действий, как фактор успешной социализации младших школьников [Текст] / Вестник СМУС74. 2014. №5. С.71-74
11. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать [Текст]. / - М. : Просвещение, 2014. - 189 с.
12. Зефиров, Т.Л., Зиятдинова, Н.И., Купцова, А.М. Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков / Казань, КФУ, 2015. - 40 с.
13. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти [Текст]: / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979. С. 207-216.
14. Казеичева, И. Н. Память становится мыслящей: развитие памяти дошкольников и младших школьников [Текст]. / Новая наука : психолого-педагогический подход : междунар. науч.-период. издание по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 17 апр. 2017). - Стерлитамак, 2017. - С. 88-91.
15. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы [Текст]. / В.М. Козубовский- учебное пособие, 5-е изд, -Минск: Амалфея, 2014г., -368с.
16. Колесникова, И.В. Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника [Текст]. / ИСОМ. 2015. №2. С.177-185
...