ПСИХИЧЕКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ
|
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК ФАКТОР СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ 7
1.1. Понятия стресса и стрессоустойчивости 7
1.2. Учебная деятельность студентов как источник
стресса 14
1.3. Психическая саморегуляция студентов в учебной деятельности...20
Выводы по 1 главе 25
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Результаты, анализ и интерпретация результатов
исследования 31
2.3. Рекомендации по формированию и развитию
стрессоустойчивости 39
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Список литературы 48
Приложения 52
1.1. Понятия стресса и стрессоустойчивости 7
1.2. Учебная деятельность студентов как источник
стресса 14
1.3. Психическая саморегуляция студентов в учебной деятельности...20
Выводы по 1 главе 25
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Результаты, анализ и интерпретация результатов
исследования 31
2.3. Рекомендации по формированию и развитию
стрессоустойчивости 39
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Список литературы 48
Приложения 52
В современном мире человек все чаще сталкивается со стрессом во время взаимодействия с окружающей его средой. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Степень воздействия психологического напряжения на организм, умение или неумение справляться со стрессами оказывает огромное влияние на эмоциональное и физическое состояние человека.
Главной задачей системы высшего образования на современном этапе развития является обеспечение качества системы высшего образования, направленного на формирование саморазвивающейся, самореализующейся и самодостаточной личности. Студент обладает большими ресурсами для развития. Но у каждого студента есть ряд индивидуально -психологических особенностей, которые могут помешать реализовать данную задачу. Среди этих особенностей немаловажное место занимает стрессоустойчивость. В студенческой жизни стресс часто является ее спутником. Студент, учась в университете, сталкивается с личностными выборами, самоанализом и самоопределением.
Причин эмоционального напряжения студента при получении высшего образования может быть множество: повседневное напряжение из - за недостаточного количества времени в решении учебных и бытовых проблем (безрассудное распределение времени на учебную деятельность и отдых), болезни, которые прерывают учебный процесс, нарушенный режим дня (сон и бодрствование), конфликты в студенческой группе и семье, и многое другое. На успешную профессиональную подготовку будущего специалиста влияет много факторов, одним из них является стресс, которому подвергаются студенты. Возникающие трудности с учебным процессом, влияют на появление дополнительного напряжения, вследствие чего, развивается стресс.
Проблеме стресса посвящено большое количество работ, авторами которых являются отечественные исследователи А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Ф.Е. Василюк, Л.А. Китаев-Смык, Н.И. Наенко, Л.П. Гримак, В.А. Бодров, Д.М. Аболин, В.А. Ганзен, В.Д. Небылицын, Д.Н. Исаев и многие другие, а также зарубежные авторы Г. Селье, А. Минделл, Р. Лазарус, Р. Лонье, М. Селегман, И. Розенток, Н. Ризви и другие. Особое внимание ученые выделяют изучению факторов устойчивости, ее проявлениям в учебной деятельности, а также значению на пути освоения профессии молодым специалистом. Это показано в работах отечественных и зарубежных авторов - К.К. Платонов, О.Я. Черникова, В.Л. Марищук, Л.А. Китаев-Смык, В.А. Бодров, С.В. Субботин, Р. Лазарус, С. Фолкман, Л. Перлин, С. Кобаса, и другие.
Современное образование, несомненно, особое место в числе важных проблем выделяет развитию к осмысленному и ответственному планированию и организации своей будущей профессиональной деятельности.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что результат учебной и дальнейшей профессиональной деятельности обучающихся зависит от уровня развития осознанной саморегуляции, то есть такими навыками, которые помогают им регулировать процесс реализации внешней и внутренней активности и управлять им (O.A. Конопкин, Н.Ф. Круглова, А.К. Осницкий). В отношении к действиям человека, его психическим состояниям и процессам, которые относятся к процессу выполнения деятельности, осуществляет объединяющую функцию саморегуляция.
И.М. Сеченов и И.И. Павлов были первыми, кто стал изучать регуляторный характер протекания психических процессов. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблем психическим саморегуляции принадлежит В.Н. Бехтереву, а также его ученикам и последователям в лице А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева. Идеи произвольной регуляции действий человека и различных психических процессов были развиты в работах Л.С. Выготского. Б.В. Зейгарник рассматривает саморегуляцию как сознательный процесс, направленный на управление своим поведением. В.И. Селиванов включал регуляцию эмоций и психических состояний, создание психической устойчивости, обеспечивающей успешность деятельности.
Учебный стресс, сопровождающий студента на протяжении всего периода получения высшего образования, оказывает влияние на успешность обучения и здоровье студента. Большое значение имеет изучение саморегуляции и стрессоустойчивости студентов, так как многообразие подходов к проблемам стрессоустойчивости и саморегуляции не позволяют оставить их без внимания.
Проблема исследования: изучение саморегуляции студентов ВУЗов и условий, способствующих развитию саморегуляции в ситуациях стресса.
Цель исследования: выявление взаимосвязи развития психической саморегуляции и стрессоустойчивости студентов ВУЗов.
Предмет исследования: факторы, влияющие на стрессоустойчивость студентов ВУЗов.
Объект исследования: психическая саморегуляция студентов.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что стрессоустойчивость студентов высшего учебного заведения зависит от развития саморегуляции, поскольку обучение для студентов является стрессовым.
Исходя из цели, предмета, объекта и гипотезы исследования, мы будем реализовывать следующие задачи исследования:
1. Изучить психологическую литературу по проблеме исследования;
2. Осуществить подбор психодиагностических методик, с целью выявления особенностей саморегуляции и стрессоустойчивости;
3. Изучить уровень связи развития саморегуляции и стрессоустойчивости у студентов;
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты исследования;
5. Разработать рекомендации формирования и развития стрессоустойчивости у студентов.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ методической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: методики: Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»; Опросник «Стиль саморегуляции поведения» ССПМ, в модификации В.И. Моросановой, Р.Р. Сагиева («стиль саморегуляции студентов»); «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» Усатов И. А.
3. Методы математико-статистической обработки данных: Коэффициент корреляции Спирмена.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении знаний о саморегуляции как фактора повышения стрессоустойчивости у студентов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов и психологов высших учебных заведений в качестве профилактики разнообразных стрессовых ситуаций и повышения уровня саморегуляции и стрессоустойчивости у студентов всех курсов обучения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, в них входят 6 параграфов, заключения, списка литературы (37 источников) и приложений.
Главной задачей системы высшего образования на современном этапе развития является обеспечение качества системы высшего образования, направленного на формирование саморазвивающейся, самореализующейся и самодостаточной личности. Студент обладает большими ресурсами для развития. Но у каждого студента есть ряд индивидуально -психологических особенностей, которые могут помешать реализовать данную задачу. Среди этих особенностей немаловажное место занимает стрессоустойчивость. В студенческой жизни стресс часто является ее спутником. Студент, учась в университете, сталкивается с личностными выборами, самоанализом и самоопределением.
Причин эмоционального напряжения студента при получении высшего образования может быть множество: повседневное напряжение из - за недостаточного количества времени в решении учебных и бытовых проблем (безрассудное распределение времени на учебную деятельность и отдых), болезни, которые прерывают учебный процесс, нарушенный режим дня (сон и бодрствование), конфликты в студенческой группе и семье, и многое другое. На успешную профессиональную подготовку будущего специалиста влияет много факторов, одним из них является стресс, которому подвергаются студенты. Возникающие трудности с учебным процессом, влияют на появление дополнительного напряжения, вследствие чего, развивается стресс.
Проблеме стресса посвящено большое количество работ, авторами которых являются отечественные исследователи А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Ф.Е. Василюк, Л.А. Китаев-Смык, Н.И. Наенко, Л.П. Гримак, В.А. Бодров, Д.М. Аболин, В.А. Ганзен, В.Д. Небылицын, Д.Н. Исаев и многие другие, а также зарубежные авторы Г. Селье, А. Минделл, Р. Лазарус, Р. Лонье, М. Селегман, И. Розенток, Н. Ризви и другие. Особое внимание ученые выделяют изучению факторов устойчивости, ее проявлениям в учебной деятельности, а также значению на пути освоения профессии молодым специалистом. Это показано в работах отечественных и зарубежных авторов - К.К. Платонов, О.Я. Черникова, В.Л. Марищук, Л.А. Китаев-Смык, В.А. Бодров, С.В. Субботин, Р. Лазарус, С. Фолкман, Л. Перлин, С. Кобаса, и другие.
Современное образование, несомненно, особое место в числе важных проблем выделяет развитию к осмысленному и ответственному планированию и организации своей будущей профессиональной деятельности.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что результат учебной и дальнейшей профессиональной деятельности обучающихся зависит от уровня развития осознанной саморегуляции, то есть такими навыками, которые помогают им регулировать процесс реализации внешней и внутренней активности и управлять им (O.A. Конопкин, Н.Ф. Круглова, А.К. Осницкий). В отношении к действиям человека, его психическим состояниям и процессам, которые относятся к процессу выполнения деятельности, осуществляет объединяющую функцию саморегуляция.
И.М. Сеченов и И.И. Павлов были первыми, кто стал изучать регуляторный характер протекания психических процессов. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблем психическим саморегуляции принадлежит В.Н. Бехтереву, а также его ученикам и последователям в лице А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева. Идеи произвольной регуляции действий человека и различных психических процессов были развиты в работах Л.С. Выготского. Б.В. Зейгарник рассматривает саморегуляцию как сознательный процесс, направленный на управление своим поведением. В.И. Селиванов включал регуляцию эмоций и психических состояний, создание психической устойчивости, обеспечивающей успешность деятельности.
Учебный стресс, сопровождающий студента на протяжении всего периода получения высшего образования, оказывает влияние на успешность обучения и здоровье студента. Большое значение имеет изучение саморегуляции и стрессоустойчивости студентов, так как многообразие подходов к проблемам стрессоустойчивости и саморегуляции не позволяют оставить их без внимания.
Проблема исследования: изучение саморегуляции студентов ВУЗов и условий, способствующих развитию саморегуляции в ситуациях стресса.
Цель исследования: выявление взаимосвязи развития психической саморегуляции и стрессоустойчивости студентов ВУЗов.
Предмет исследования: факторы, влияющие на стрессоустойчивость студентов ВУЗов.
Объект исследования: психическая саморегуляция студентов.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что стрессоустойчивость студентов высшего учебного заведения зависит от развития саморегуляции, поскольку обучение для студентов является стрессовым.
Исходя из цели, предмета, объекта и гипотезы исследования, мы будем реализовывать следующие задачи исследования:
1. Изучить психологическую литературу по проблеме исследования;
2. Осуществить подбор психодиагностических методик, с целью выявления особенностей саморегуляции и стрессоустойчивости;
3. Изучить уровень связи развития саморегуляции и стрессоустойчивости у студентов;
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты исследования;
5. Разработать рекомендации формирования и развития стрессоустойчивости у студентов.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ методической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: методики: Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»; Опросник «Стиль саморегуляции поведения» ССПМ, в модификации В.И. Моросановой, Р.Р. Сагиева («стиль саморегуляции студентов»); «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» Усатов И. А.
3. Методы математико-статистической обработки данных: Коэффициент корреляции Спирмена.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении знаний о саморегуляции как фактора повышения стрессоустойчивости у студентов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов и психологов высших учебных заведений в качестве профилактики разнообразных стрессовых ситуаций и повышения уровня саморегуляции и стрессоустойчивости у студентов всех курсов обучения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, в них входят 6 параграфов, заключения, списка литературы (37 источников) и приложений.
Анализируя теоретические подходы по проблеме исследования, пришли к таким выводам:
Стресс - неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Стресс подразделяется на эустресс и дистресс. Эустресс - положительное явление, при котором стимулируется работа процессов самосознания, дистресс происходит при чрезмерном истощении организма, при котором преобладает чувство беспомощности и безнадежности.
Стрессоустойчивость - один из главных психологических факторов, обеспечивающий надежность, эффективность и успех деятельности. Выделяют три уровня управления стрессом:
— сознательно овладеть ситуацией и трансформировать ее в конструктивное поведение;
— импульсивная реакция, усложняющая отношения с обществом, которая дает только разрядку негативных эмоций;
— уход от ситуации, вытеснение (во многих случаях неосознанная) негативных чувств, связанных с ней.
Для обучающийся в вузе стресс связан со многими факторам:
— Недостаток сна, неумение рационально распределять свое рабочее время и время на отдых;
— Большая учебная нагрузка;
— Неудовлетворенность полученной оценки;
— Низкая успеваемость по определенным дисциплинам;
— Невыполненные или выполненные неправильно задания;
— Большое количество пропусков занятий по каким-либо причинам;
— Несданные в срок практические, лабораторные, проекты,
курсовые работы, отчеты;
— Отсутствие интереса к предлагаемой студенту работе или
учебной дисциплине в целом;
— Конфликтные ситуации с одногруппниками или преподавателями;
— Неблагоприятные физические условия (чрезмерный шум, плохое освещение, отклонение температуре помещений;
— Разочарование в выбранной профессии;
— Экзаменационная сессия.
Саморегуляция - сознательный процесс управления своего поведения. Саморегуляция деятельности - сознательное регулирование студентом своего поведения и деятельности, которое будет проявляться в умении преодолевать возникающие трудности во время получения высшего профессионального образования.
Исходя из анализа литературы по проблеме исследования, мы делаем вывод о том, что проблема саморегуляции освещена достаточно полно в работах в работах исследований, но мы отмечаем недостаточное количество эмпирических данных и прикладные разработок. Поэтому нами было проведено исследование, для того, чтобы подтвердить научные предположения о проблеме исследования эмпирическим путем.
Исходя из полученных результатов исследования, подведем итоги тестирования по всем проводимых методик. Мы выявили, что у испытуемых в большей степени преобладает средний уровень (73%) стрессоустойчивости и высокий уровень(64%) волевой саморегуляции. Также, мы определили средний уровень шкал «оценивание результатов» (71%) и «самостоятельность» (61%), которые преобладают среди других стилей саморегуляции.
Корреляционный анализ показал четыре отрицательные связи стрессоустойчивости, саморегуляции и одного стиля саморегуляции. На основании этого, заключаем, что гипотеза эмпирического исследования о зависимости стрессоустойчивости и развитой саморегуляции - не нашла эмпирического подтверждения и признается опровергнутой.
На основании результатов исследования, где мы выявили средний уровень стрессоустойчивости у студентов, мы составили ряд рекомендаций по формированию и развитию стрессоустойчивости.
Стресс - неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Стресс подразделяется на эустресс и дистресс. Эустресс - положительное явление, при котором стимулируется работа процессов самосознания, дистресс происходит при чрезмерном истощении организма, при котором преобладает чувство беспомощности и безнадежности.
Стрессоустойчивость - один из главных психологических факторов, обеспечивающий надежность, эффективность и успех деятельности. Выделяют три уровня управления стрессом:
— сознательно овладеть ситуацией и трансформировать ее в конструктивное поведение;
— импульсивная реакция, усложняющая отношения с обществом, которая дает только разрядку негативных эмоций;
— уход от ситуации, вытеснение (во многих случаях неосознанная) негативных чувств, связанных с ней.
Для обучающийся в вузе стресс связан со многими факторам:
— Недостаток сна, неумение рационально распределять свое рабочее время и время на отдых;
— Большая учебная нагрузка;
— Неудовлетворенность полученной оценки;
— Низкая успеваемость по определенным дисциплинам;
— Невыполненные или выполненные неправильно задания;
— Большое количество пропусков занятий по каким-либо причинам;
— Несданные в срок практические, лабораторные, проекты,
курсовые работы, отчеты;
— Отсутствие интереса к предлагаемой студенту работе или
учебной дисциплине в целом;
— Конфликтные ситуации с одногруппниками или преподавателями;
— Неблагоприятные физические условия (чрезмерный шум, плохое освещение, отклонение температуре помещений;
— Разочарование в выбранной профессии;
— Экзаменационная сессия.
Саморегуляция - сознательный процесс управления своего поведения. Саморегуляция деятельности - сознательное регулирование студентом своего поведения и деятельности, которое будет проявляться в умении преодолевать возникающие трудности во время получения высшего профессионального образования.
Исходя из анализа литературы по проблеме исследования, мы делаем вывод о том, что проблема саморегуляции освещена достаточно полно в работах в работах исследований, но мы отмечаем недостаточное количество эмпирических данных и прикладные разработок. Поэтому нами было проведено исследование, для того, чтобы подтвердить научные предположения о проблеме исследования эмпирическим путем.
Исходя из полученных результатов исследования, подведем итоги тестирования по всем проводимых методик. Мы выявили, что у испытуемых в большей степени преобладает средний уровень (73%) стрессоустойчивости и высокий уровень(64%) волевой саморегуляции. Также, мы определили средний уровень шкал «оценивание результатов» (71%) и «самостоятельность» (61%), которые преобладают среди других стилей саморегуляции.
Корреляционный анализ показал четыре отрицательные связи стрессоустойчивости, саморегуляции и одного стиля саморегуляции. На основании этого, заключаем, что гипотеза эмпирического исследования о зависимости стрессоустойчивости и развитой саморегуляции - не нашла эмпирического подтверждения и признается опровергнутой.
На основании результатов исследования, где мы выявили средний уровень стрессоустойчивости у студентов, мы составили ряд рекомендаций по формированию и развитию стрессоустойчивости.





