Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХИЧЕКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ

Работа №95595

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК ФАКТОР СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ 7
1.1. Понятия стресса и стрессоустойчивости 7
1.2. Учебная деятельность студентов как источник
стресса 14
1.3. Психическая саморегуляция студентов в учебной деятельности...20
Выводы по 1 главе 25
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Результаты, анализ и интерпретация результатов
исследования 31
2.3. Рекомендации по формированию и развитию
стрессоустойчивости 39
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Список литературы 48
Приложения 52

В современном мире человек все чаще сталкивается со стрессом во время взаимодействия с окружающей его средой. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Степень воздействия психологического напряжения на организм, умение или неумение справляться со стрессами оказывает огромное влияние на эмоциональное и физическое состояние человека.
Главной задачей системы высшего образования на современном этапе развития является обеспечение качества системы высшего образования, направленного на формирование саморазвивающейся, самореализующейся и самодостаточной личности. Студент обладает большими ресурсами для развития. Но у каждого студента есть ряд индивидуально -психологических особенностей, которые могут помешать реализовать данную задачу. Среди этих особенностей немаловажное место занимает стрессоустойчивость. В студенческой жизни стресс часто является ее спутником. Студент, учась в университете, сталкивается с личностными выборами, самоанализом и самоопределением.
Причин эмоционального напряжения студента при получении высшего образования может быть множество: повседневное напряжение из - за недостаточного количества времени в решении учебных и бытовых проблем (безрассудное распределение времени на учебную деятельность и отдых), болезни, которые прерывают учебный процесс, нарушенный режим дня (сон и бодрствование), конфликты в студенческой группе и семье, и многое другое. На успешную профессиональную подготовку будущего специалиста влияет много факторов, одним из них является стресс, которому подвергаются студенты. Возникающие трудности с учебным процессом, влияют на появление дополнительного напряжения, вследствие чего, развивается стресс.
Проблеме стресса посвящено большое количество работ, авторами которых являются отечественные исследователи А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Ф.Е. Василюк, Л.А. Китаев-Смык, Н.И. Наенко, Л.П. Гримак, В.А. Бодров, Д.М. Аболин, В.А. Ганзен, В.Д. Небылицын, Д.Н. Исаев и многие другие, а также зарубежные авторы Г. Селье, А. Минделл, Р. Лазарус, Р. Лонье, М. Селегман, И. Розенток, Н. Ризви и другие. Особое внимание ученые выделяют изучению факторов устойчивости, ее проявлениям в учебной деятельности, а также значению на пути освоения профессии молодым специалистом. Это показано в работах отечественных и зарубежных авторов - К.К. Платонов, О.Я. Черникова, В.Л. Марищук, Л.А. Китаев-Смык, В.А. Бодров, С.В. Субботин, Р. Лазарус, С. Фолкман, Л. Перлин, С. Кобаса, и другие.
Современное образование, несомненно, особое место в числе важных проблем выделяет развитию к осмысленному и ответственному планированию и организации своей будущей профессиональной деятельности.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что результат учебной и дальнейшей профессиональной деятельности обучающихся зависит от уровня развития осознанной саморегуляции, то есть такими навыками, которые помогают им регулировать процесс реализации внешней и внутренней активности и управлять им (O.A. Конопкин, Н.Ф. Круглова, А.К. Осницкий). В отношении к действиям человека, его психическим состояниям и процессам, которые относятся к процессу выполнения деятельности, осуществляет объединяющую функцию саморегуляция.
И.М. Сеченов и И.И. Павлов были первыми, кто стал изучать регуляторный характер протекания психических процессов. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблем психическим саморегуляции принадлежит В.Н. Бехтереву, а также его ученикам и последователям в лице А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева. Идеи произвольной регуляции действий человека и различных психических процессов были развиты в работах Л.С. Выготского. Б.В. Зейгарник рассматривает саморегуляцию как сознательный процесс, направленный на управление своим поведением. В.И. Селиванов включал регуляцию эмоций и психических состояний, создание психической устойчивости, обеспечивающей успешность деятельности.
Учебный стресс, сопровождающий студента на протяжении всего периода получения высшего образования, оказывает влияние на успешность обучения и здоровье студента. Большое значение имеет изучение саморегуляции и стрессоустойчивости студентов, так как многообразие подходов к проблемам стрессоустойчивости и саморегуляции не позволяют оставить их без внимания.
Проблема исследования: изучение саморегуляции студентов ВУЗов и условий, способствующих развитию саморегуляции в ситуациях стресса.
Цель исследования: выявление взаимосвязи развития психической саморегуляции и стрессоустойчивости студентов ВУЗов.
Предмет исследования: факторы, влияющие на стрессоустойчивость студентов ВУЗов.
Объект исследования: психическая саморегуляция студентов.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что стрессоустойчивость студентов высшего учебного заведения зависит от развития саморегуляции, поскольку обучение для студентов является стрессовым.
Исходя из цели, предмета, объекта и гипотезы исследования, мы будем реализовывать следующие задачи исследования:
1. Изучить психологическую литературу по проблеме исследования;
2. Осуществить подбор психодиагностических методик, с целью выявления особенностей саморегуляции и стрессоустойчивости;
3. Изучить уровень связи развития саморегуляции и стрессоустойчивости у студентов;
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты исследования;
5. Разработать рекомендации формирования и развития стрессоустойчивости у студентов.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ методической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: методики: Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»; Опросник «Стиль саморегуляции поведения» ССПМ, в модификации В.И. Моросановой, Р.Р. Сагиева («стиль саморегуляции студентов»); «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» Усатов И. А.
3. Методы математико-статистической обработки данных: Коэффициент корреляции Спирмена.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении знаний о саморегуляции как фактора повышения стрессоустойчивости у студентов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов и психологов высших учебных заведений в качестве профилактики разнообразных стрессовых ситуаций и повышения уровня саморегуляции и стрессоустойчивости у студентов всех курсов обучения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, в них входят 6 параграфов, заключения, списка литературы (37 источников) и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализируя теоретические подходы по проблеме исследования, пришли к таким выводам:
Стресс - неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Стресс подразделяется на эустресс и дистресс. Эустресс - положительное явление, при котором стимулируется работа процессов самосознания, дистресс происходит при чрезмерном истощении организма, при котором преобладает чувство беспомощности и безнадежности.
Стрессоустойчивость - один из главных психологических факторов, обеспечивающий надежность, эффективность и успех деятельности. Выделяют три уровня управления стрессом:
— сознательно овладеть ситуацией и трансформировать ее в конструктивное поведение;
— импульсивная реакция, усложняющая отношения с обществом, которая дает только разрядку негативных эмоций;
— уход от ситуации, вытеснение (во многих случаях неосознанная) негативных чувств, связанных с ней.
Для обучающийся в вузе стресс связан со многими факторам:
— Недостаток сна, неумение рационально распределять свое рабочее время и время на отдых;
— Большая учебная нагрузка;
— Неудовлетворенность полученной оценки;
— Низкая успеваемость по определенным дисциплинам;
— Невыполненные или выполненные неправильно задания;
— Большое количество пропусков занятий по каким-либо причинам;
— Несданные в срок практические, лабораторные, проекты,
курсовые работы, отчеты;
— Отсутствие интереса к предлагаемой студенту работе или
учебной дисциплине в целом;
— Конфликтные ситуации с одногруппниками или преподавателями;
— Неблагоприятные физические условия (чрезмерный шум, плохое освещение, отклонение температуре помещений;
— Разочарование в выбранной профессии;
— Экзаменационная сессия.
Саморегуляция - сознательный процесс управления своего поведения. Саморегуляция деятельности - сознательное регулирование студентом своего поведения и деятельности, которое будет проявляться в умении преодолевать возникающие трудности во время получения высшего профессионального образования.
Исходя из анализа литературы по проблеме исследования, мы делаем вывод о том, что проблема саморегуляции освещена достаточно полно в работах в работах исследований, но мы отмечаем недостаточное количество эмпирических данных и прикладные разработок. Поэтому нами было проведено исследование, для того, чтобы подтвердить научные предположения о проблеме исследования эмпирическим путем.
Исходя из полученных результатов исследования, подведем итоги тестирования по всем проводимых методик. Мы выявили, что у испытуемых в большей степени преобладает средний уровень (73%) стрессоустойчивости и высокий уровень(64%) волевой саморегуляции. Также, мы определили средний уровень шкал «оценивание результатов» (71%) и «самостоятельность» (61%), которые преобладают среди других стилей саморегуляции.
Корреляционный анализ показал четыре отрицательные связи стрессоустойчивости, саморегуляции и одного стиля саморегуляции. На основании этого, заключаем, что гипотеза эмпирического исследования о зависимости стрессоустойчивости и развитой саморегуляции - не нашла эмпирического подтверждения и признается опровергнутой.
На основании результатов исследования, где мы выявили средний уровень стрессоустойчивости у студентов, мы составили ряд рекомендаций по формированию и развитию стрессоустойчивости.





1. Абрамян, В.А. Гусева И.В. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости // Развитие современного образования: теория, методика, практика. - 2015. - №4(6). - С. 462-463.
2. Аскалонова, С.Б. К вопросу о методах коррекции состояний стресса // Вестник Марийского Государственного Университета. - 2015. - №3(18). - С. 8-12.
3. Андреева, Е.А., Соловьева С.А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии // Педагогика и психология. - 2016. - №1. - С. 140-143.
4. Банников, В.В. Влияние социально-психологических
компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации: дис. ... канд. психол. наук: М., 2003. С. 156.
5. Барханская, Е.В. Развитие адаптационных ресурсов здоровья как фактор обеспечения стрессоустойчивости учащихся // Известия Самарской Государственной сельскохозяйственной. - 2015. - №2. - С. 71-75.
6. Березин, Ф.Б. психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988, 322.
7. Бодров, В.А. психологический стресс: развитие и
преодоление/В.А. Бодров. -М. ПЕР СЭ, 2006.- 528 с.
8. Величковская, С.Б. Психологические трудности студентов в учебном процессе и возможности их преодоления // Вестник Московского Государственного Лингвистического Университета. Образование и педагогические науки . - 2018. - №796. - С. 212-224.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
10. Галеева Е. С. Педагогические механизмы саморегуляция учебной деятельности: теоретико-исторический аспект // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1121-1124.
11. Голованова, Т.Н., Бахнина С.В., Андреева С.Н. Стресс- менеджмент в жизни студента как субъекта деятельности // Вестник Марийского Государственного Университета. - 2018. - №4. - С. 101-106.
12. Головин С. Ю., Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин.: Харвест; Минск; 1998. — 301 с.
13. Дерябина, Е.А. Проблема саморегуляции негативных состояний студентов как условий успешной социализации // Ученые записки Крымского Инженерно-Педагогического Университета. Серия: педагогика. Психология. - 2016. - №4. - С. 68-70.
14. Завгородний, Т.О. Индивидуальные реакции на стресс,
стрессоустойчивость, копинг-стратегии: влияние занятий боевыми
искусствами // Вестник психофизиологии. - 2017. - №3. - С. 71-76.
15. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Издательство Московского университета, 1986. 287 с.
16. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 122—132.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ