Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе создания художественных аппликаций

Работа №95594

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих способностей
у детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Возможности художественной аппликации в развитии творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ АППЛИКАЦИИ 28
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях
по художественной аппликации 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77


В современном стремительно развивающемся обществе от человека требуется творческий подход в решении усложняющихся жизненных задач, быстрая ориентация в новых условиях, гибкость мышления, способность принимать нестандартные решения. Общество нуждается в людях, способных вывести страну на лидирующие позиции по разработке новейших технологий. В зависимости от запросов общества и государства на творческую личность осуществляются изменения и в системе дошкольного образования, так как дошкольное детство является сензитивным периодом для формирования и развития творческих способностей человека. Закономерно, что в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования (ФГОС ДО) указывается на то, что образовательные программы детских садов должны быть направлены на «создание условий позитивной социализации детей, их всестороннего развития, развития инициативы и творческих способностей» [40, с. 3].
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста способствует их умственному развитию, так как оно тесно связано с интеллектуальной активностью, которая необходима им для успешности в будущей учебной деятельности. Кроме того творчество - это способ самовыражения человека, который помогает ребенку выразить свои чувства, получить удовольствие от самого творческого процесса; это и путь развития интересов, склонностей, позволяющих в будущем выбрать профессию по душе и направить творческую энергию на созидательную общественно-полезную деятельность.
Среди различных средств развития творческих способностей в дошкольном детстве особое значение имеет изобразительная деятельность. Одним из её видов является аппликация. Это простое и доступное детям дошкольного возраста средство создания художественно-творческих работ. Изготавливая такую работу, ребенок приобретает опыт в умении строить композицию, у него развивается эстетический вкус, мелкая моторика пальцев рук, творческое воображение (умение создать образ), нарабатывается технический навык. Однако, воспитательный потенциал художественной аппликации в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста недостаточно раскрыт в методических работах.
Таким образом, на основании рассмотрения проблемы исследования и практики дошкольного образования было выявлено противоречие между: необходимостью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественной аппликации и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях на занятиях по художественной аппликации.
Поставленная проблема и выявленное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе создания художественных аппликаций».
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по художественной аппликации, направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по художественной аппликации, направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
2. Определить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности художественной аппликации в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать и провести диагностические задания по выявлению исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования.
5. Разработать комплекс занятий по художественной аппликации, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: Труды отечественных педагогов - психологов, изучающих феномен творчества, творческие способности (Н.А. Ветлугина, Л.Г. Карпова, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Н.П. Сакулина, А.Г. Спиркин, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, и др.); Исследования, раскрывающие психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий, О.М. Дьяченко, О.М. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, и др.); Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста представлена в работах ученых (О.М. Дьяченко, Т.С. Комарова, И. А. Лыкова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина); Методическая база организации процесса широко представлена в работах педагогов- методистов (З.А. Богатеева, Н.В. Дубровская, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определялись психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности занятий по художественной аппликации в развитии творческих способностей детей; подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; разрабатывалось содержание комплекса занятий по художественной аппликации, направленного на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; определялся ход организации процесса; подбирались и уточнялись методы и приемы развития творческих способностей детей.
Практическая значимость: разработанный комплекс занятий может быть использован в непосредственной практике педагогов дошкольного образования по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
База проектировочной работы: Муниципальная автономная
дошкольная организация детский сад № 564 «Филипок» г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит
из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашего исследования были решены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы по теме исследования, раскрыто
понятие «творческие способности» - это «совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности
и обусловливающих уровень ее результативности» [1, с. 337] (В.И. Андреев).
Результатом развития творческих способностей в рамках нашего исследования является сформированность творческих способностей в единстве четырех критериев (по А.И. Савенкову):
- продуктивность - способность вырабатывать максимальное количество идей в ответ на проблемную ситуацию.
- оригинальность - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных.
- гибкость - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать необычные ассоциативные связи.
- способность разрабатывать идеи - ярко проявляется в детализации выполненного рисунка, в степени глубины проникновения в решаемую проблему.
2. Выявлены особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст является сензитивным и даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей. Дети этого возраста любознательны, пытаются отобразить окружающий их мир в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах. Так они не только познают мир, но и развиваются творчески.
У детей данного возраста появляется произвольность психических процессов, что позволяет дольше заниматься любимой деятельностью, доводить работу до конца. Дети относятся к творчеству особо эмоционально, 50
их завлекает сам процесс создание чего-то нового, необычного, интересного. Воображение интенсивно развивается, дети начинают фантазировать, придумывать оригинальные вещи. Ребёнок уже в состоянии планировать свою деятельность: наметить цель, составить план действий и реализовать свои задумки.
3. Раскрыты возможности художественной аппликации в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Художественная аппликация обладает огромным потенциалом в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Она оказывает большое влияние на развитие самостоятельности детей, это важное качество личности. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Художественная аппликация развивает мелкую моторику рук, вследствие чего происходит умственное развитие.
Использование различных техник в художественной аппликации способствует активизации творческого воображения у детей, развивает гибкость, оригинальность мышления, способность разрабатывать идеи. Способствует формированию изобразительного опыта. Нестандартность материалов и способов работы с ними вызывает эмоционально-положительное отношение к творческой деятельности.
Анализ методических пособий и программ по аппликации (И.А. Лыковой, З.А. Богатеевой, Н.В. Дубровской) помог выделить условия необходимые для развития творческих способностей детей дошкольного возраста: 1) Мотивация 2) Сочетание разнообразного по природе материала. 3) Свобода выбора. 4) Опора на народное искусство (ДПИ).
Основными направлениями в развитии творческих способностей детей являются: продуктивности, гибкости, оригинальности мышления,
способности разрабатывать идеи (по С.А. Савенкову) и развитие творческого воображения.
4. В соответствии с показателями и критериями развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации подобраны и применены диагностические задания из тетради
А.И. Савенкова «Маленький исследователь» [33].
По результатам диагностики мы сделали вывод, что большая часть детей (10 человек) находятся на среднем уровне творческого развития, на низком уровне 2 ребенка, высокий же уровень не показал ни один ребенок, в процентном соотношении: высокий уровень - 0 %; средний уровень - 83%; низкий уровень - 17%. Недостаточный уровень развития творческих
способностей, скупая методическая разработанность данного процесса и большие возможности аппликации в развитии творческих способностей побудили нас разработать комплекс занятий по аппликации, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработан комплекс занятий «Творчество и национальная культура», направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественной аппликации. Комплекс занятий «Творчество и национальная культура» разрабатывался с учетом выделенных критериев и показателей, уровня развития творческих способностей, определенных в первой главе исследования. Тема для разработки комплекса занятий по художественной аппликации была выбрана исходя из того, что в декоративно-прикладном искусстве каждой культуры заложен большой художественный потенциал. Данные занятия призваны приобщить ребенка к богатому наследию народов России, показать многообразие культур и их самобытность, познакомить с культурой через погружение в ее особенности.
На занятиях по художественной аппликации дети знакомятся с различными аппликативными техниками, учатся работать с разным материалом, комбинировать, сочетать его; знакомятся с картинами русских художников, выполняют игровые упражнения.
Наши занятия выстраиваются при помощи следующих методов: методы наглядности - рассматривание репродукций картин художников, демонстрация кинофильмов; показ образца-задания. Словесные методы - беседа, слушание детьми художественной литературы; рассказ воспитателя. Практический метод - дидактическая игра. Все перечисленные методы призваны создать атмосферу заинтересованности, обогатить чувственный опыт ребенка, сподвигнуть к созданию нового.
Развивая творческие способности ребенка, мы предлагаем предоставить условия для самоопределения на творческом этапе занятия. Не надо давать четких алгоритмов выполнения творческого продукта - это «убивает» творческое начало, ребенок перестает фантазировать. Необходимо дать как можно больше «материала для размышления» (литературные произведения, музыкальные, образцы народного искусства, картины художников), то есть больше наглядного материала, исходя из которого, дети смогут комбинировать, соединять свои новые образы. Незаменимым компонентом является положительный эмоциональный настрой на работу, мотивация к деятельности, в чем может помочь литературный, музыкальный компонент. Игровой прием (применение дидактических заданий) будет способствовать высокой заинтересованности детей.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены. Комплекс занятий может быть использован воспитателями детских садов с целью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.



1. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы [Текст] / В. И. Андреев - Казань, 2006. - 499 с.
2. Белкина, Ю. А. Развитие творческих способностей дошкольников на основе техники квиллинг [Текст] / Ю. А. Белкина // Одаренный ребенок. - 2014 - № 4 — С. 150-154.
3. Беляева, Е. А. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Е. А. Беляева // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире. - 2016. - №3. - С. 20-23.
4. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст] / З. А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2012. -224с.
5. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] /
Б. И. Кононенко. - М.: Вече : АСТ, 2003 . - 511 с.
6. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 1997, 1999, 2001, 2004. - 1456 с.
7. Ветлугина, Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей [Текст] / Н. А. Ветлугина - М.: Педагогика, 1972. - С.7-21.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский - СПб.: Речь, 2011. - 92 с.
9. Гасанова, Л. Н. Формирование интереса дошкольников к национальной культуре [Текст] / Л. Н. Гасанова // Педагогическое образование и наука. - 2011 - № 12 - С. 24-27.
10. Дубровская, Н. В. Большая книга аппликаций из природных материалов / Н. В Дубровская. - М.: Астрель, Сова, 2010. - 208 с.
11. Дубровская, Н. В. Коллаж [Текст] / Н. В. Дубровская. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 912 с.
12. Дудецкий, А. Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст] / А. Я. Дудецкий. - М.: Смоленск, 2004. - 304 с.
13. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С.30-33.
14. Иванова, Н. И Дошкольный возраст: оригами как средство развития и воспитания [Текст] / Н. И Иванова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 1 - С. 22-24.
15. Карпова Л. Г. Развитие творческих способностей младших школьников |Электронный ресурс] // Омский научный вестник. 2015. URL: https://freedocs.xyz/pdf-447873365 (дата обращения: 19.10.2018).
16. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. [Текст] / Т. С. Комарова - М.: Просвещение, 2007. - 261 с
17. Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании: сборник статей и речей [Текст] / Н. К. Крупская. - М.: Просвещение, 1967. - 367с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ