ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Определение понятия «нравственно-эстетические представления»
в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности формирования нравственно-эстетических
представлений у детей младшего школьного возраста 13
1.3. Методические основы формирования нравственно-эстетических
представлений у детей младшего школьного возраста на уроках технологии 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 33
2.1. Диагностическое исследование по определению уровня сформированности нравственно-эстетических представлений у детей 33 младшего школьного возраста
2.2.Организация занятий направленных на формирование нравственно-эстетических представлений у младших школьников 40
2.3. Сравнительная характеристика результатов опытно-поисковой
работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, который стоит перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Современному кризису присуще отсутствие нравственных ценностей и идейных приоритетов. [30]. В наше время дети получают огромное количество информации из СМИ, Интернета, школ, кино, которые, скорее способствуют размыванию понимания нравственных норм. В этой ситуации у детей формируется неприятие таких нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм. Именно такое положение дел и заставляет общество все чаще задумываться над проблемой формирования нравственно-эстетических представлений в первую очередь детей младшего школьного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетным направлением является нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими нравственных установок, национальных ценностей. Необходимость повышения нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
Трудовое воспитание в общеобразовальных школах подрастающего поколения должно иметь приоритетное значение. Цель таких учреждений, чтобы дети оканчивали школу и становились гармоничной личность, которая готова к самостоятельной жизни, способная приносить пользу окружающему миру, а не удовлетворять свои потребности за чужой счет, а не только научить читать, писать.
В образовательном учреждении должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и культурная жизнь ребенка. Особыми возможностями в реализации этих воспитательных задач в начальной школе обладают уроки технологии, ведь именно на них формируются нравственно-эстетические представления благодаря включению обучающего в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. Когда ребенок включается в трудовую деятельность, он имеет отношение к труду людей в данном обществе, осознает свое место в такой деятельности, познает радость творческой деятельности. Несмотря на достигнутые успехи в области нравственно-эстетического воспитания, существует потребность в методической и педагогической литературе, недостаточно дидактического материала, учебные часы для проведения воспитательных бесед не включены в план занятий и тому подобное.
Анализ педагогической и методической литературы позволяет констатировать, что учителя не осознают в полной мере возможность нравственно-эстетического воспитания в процессе трудового обучения. Таким образом, в процессе анализа современного состояния нравственно-эстетического воспитания младших школьников, выявлены противоречия:
- между возросшей потребностью общества в высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных людях и отсутствием в должной мере нравственной ориентации образовательной системы.
- между потенциальными возможностями уроков технологии в формировании нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста и недостаточная разработанность научных и программно-методических основ их развития.
Данные сформулированные противоречия позволили определить проблему исследования, какие методы и средства необходимо использовать на уроках технологии в начальных классах для формирования нравственно - эстетических представлений у детей младшего школьного возраста. Это определило выбор темы исследования «Формирование нравственно-эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии».
Объект исследования: процесс формирования нравственно¬эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: цикл уроков технологии, направленный на формирование нравственно-эстетических представлений у младших школьников.
Цель исследования: изучить особенности формирование нравственно¬эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «нравственно-эстетические представления» в психолого-педагогической литературе;
2. Проанализировать основные методы и прием нравственного воспитания;
3. Изучить особенности детей младшего школьного возраста;
4. Провести опытно - поисковое исследование по выявлению развития уровня нравственного воспитания младших школьников на уроках технологии;
5. Проанализировать методические основы формирования нравственно¬эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии.
Теоретико-методологической основой исследования.
Значительная роль труда в нравственном воспитании учащихся показали такие педагоги как Л.А. Матвеева, Н.М. Болдырев, Л.И. Божович, И.С. Марьенко и многие другие исследователи, нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников внесли Ю.К. Бабанский, О.С. Богданова.
Практическая значимость исследования: определяется тем, что те положения и выводы, которые были получены в процессе опытно -поисковой работы, будут полезны в школьной практике для успешного использования уроков технологии в качестве средства формирования нравственных представлений у младших школьников, повышения качества обучения и нравственно-эстетического воспитания.
Методы исследования: эмпирические (изучение и анализ литературы); практические (беседа, анкетирование, анализ полученной информации).
База исследования: г. Екатеринбург, МАОУ гимназия №177, 2 класс.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список источников и литературы (56 источников), приложения.
В обществе сложилась ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Современному кризису присуще отсутствие нравственных ценностей и идейных приоритетов. [30]. В наше время дети получают огромное количество информации из СМИ, Интернета, школ, кино, которые, скорее способствуют размыванию понимания нравственных норм. В этой ситуации у детей формируется неприятие таких нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм. Именно такое положение дел и заставляет общество все чаще задумываться над проблемой формирования нравственно-эстетических представлений в первую очередь детей младшего школьного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетным направлением является нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими нравственных установок, национальных ценностей. Необходимость повышения нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, нравственно-эстетическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Нравственное развитие и воспитание личности наиболее системно, последовательно и глубоко происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни [11].
В ходе проведения опытно-поисковой работы были решены поставленные задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами было выбрано определение понятия «нравственно-эстетические представления». В нашей работе мы опираемся на определение, данное Е.С. Галанжиной - нравственно-эстетические представления - образы, отражающие нормы и принципы поведения людей по отношению к обществу и другим людям, образы человеческих ценностей и добродетелей, воплощенных в категориях «добро» и «зло», «прекрасное» и «безобразное» [13, с. 44].
2. Выявлены психолого-педагогические особенности формирования нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста. Данные возрастные особенности делятся на три основные группы: интеллектуальные, эмоционально-психологические и деятельностные. при формировании нравственно-эстетических представлений необходимо учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста. В этом возрасте у детей проявляется желание самостоятельно планировать деятельность, осуществлять ее по намеченному плану, поэтому необходимо дать учащимся возможность развить и закрепить данный навык с помощью постоянных творческих заданий, требующих от них не только взаимодействовать в коллективе, но и учится представлять результаты своего труда.
3. Раскрыты возможности занятий аппликацией в формировании нравственно-эстетических представлений детей младшего школьного возраста. Особыми возможностями в реализации этих воспитательных задач в начальной школе обладают уроки технологии, на которых формируются нравственно-эстетические представления благодаря включению ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. Включение учащихся в трудовую деятельность позволит им осознать себя причастным к труду людей в обществе, осознать свое место в такой деятельности, познать радость творческой деятельности.
4. с целью определения нравственности содержания занятий по сформированности нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы была организована психолого-педагогическая диагностика.
Исследование проводилось в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Гимназия № 177 города Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе приняли участие 23 обучающихся в возрасте 9-10 лет.
На основе исследований Е.С. Галанжиной, О.П. Котиковой, В.Г. Кухаронак, Ю.С. Любимовой, Т.Б. Сандабкиной мы выделили следующие показатели сформированности нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста:
1. Когнитивный. Полнота и объем знаний о нравственно-эстетических категориях.
2.Эмоционально-ценностный. Предполагает не только знания нравственных и эстетических норм, но и оценку собственного поведения, личностных ощущений, переживаний и отношений; готовность поставить себя на место другого, адекватно отразить в своем сознании его эмоциональное состояние.
3.Деятельностный. Формирование нравственно-эстетических
представлений предполагает не просто знание и понимание нравственно-эстетических категорий и адекватный эмоциональный отклик, но прежде всего направленность действий на успешное выполнение порученных заданий, проявление знаний о нравственных законах через умение давать самооценку, сформированность эстетических умений и навыков [26].
Математическая обработка результатов и качественная характеристика показали, что в классе 39% детей имеют высокий уровень сформированности нравственно-эстетических представлений. Это связано с тем, что в младшей школе ведется целенаправленная работа по формированию нравственно¬эстетических представлений в разнообразных видах на уроках технологии. На низком уровне сформированности находится 27% детей.
Полученные результаты определили нравственность содержания занятий по сформированности нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
5. Разработан цикл уроков, направленных на формирование нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста и проведена его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Можно сделать вывод, что цикл уроков технологии оказался достаточно результативным, с точки зрения развития нравственно- эстетических представлений у младших школьников. Выбранные нами методы и средства были эффективны.
1. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / под. ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 296 с
2. Бабанский, Ю. К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2008¬354с.
3. Богданова, О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя / О. С. Богданова, О. Д. Калинина. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985. - 198 с.
4. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975. - 80-90 с.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с
6. Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./ Е.В.Бондаревская - Ростов-на- Дону: РГПИ, 2012. - 361с.
7. Веккер, Л. М. Восприятие и основы его моделирования / Л. М. Веккер. - СПб.: Издательство ЛГУ, 2009. - 194 с.
8. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М. НМЦ СПО, 2000. - 538 с.
9. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. - М.: ACADEMIA, 2008. - 176 с.
10. Воронова, О. А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника / О. А. Воронова // Автореф....кан.пед.наук. 13.00.01 - Иркутск - 2011- 21 с.
11. «Воспитание школьников» 2 / 2011, В. А. Халилуллина, Дарите девочкам цветы и светлые улыбки. Дополнительное образование детей. Учеб. пособие для студ. Учрежд. Сред. Проф. Образования // Е.Б. Евладова, Л.Т. Логинова, Н.Н. Михайлова - М., 2012. -с. 279
12. Галанжина, Е. С. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников. Учебно-методическое пособие в двух частях. Часть 1. Теория нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Часть 2. Практикум нравственно-эстетического воспитания младших школьников - Курск: РОСИ, 2010. - 264 с.
13. Григорович, Л. А., Марцинковская, Т. Д. Педагогика и психология. - М.: Издательство «Гардарики», 2004. - 475 с.
14. Даль, В. И. Толковый словарь живого великого русского языка. - М.: 2005. - 62 с.
15. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. - 00с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09- 022138-2.-с.63
16. Дидактика технологического образования / П. Р. Атутов [и др.]; под ред. П. Р. Атутова. - М., 1997. Ч. 1
17. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерма-нова И. Б. - СПб., 2002. - 113 с.
...