Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственно-эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии

Работа №95591

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Определение понятия «нравственно-эстетические представления»
в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности формирования нравственно-эстетических
представлений у детей младшего школьного возраста 13
1.3. Методические основы формирования нравственно-эстетических
представлений у детей младшего школьного возраста на уроках технологии 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 33
2.1. Диагностическое исследование по определению уровня сформированности нравственно-эстетических представлений у детей 33 младшего школьного возраста
2.2.Организация занятий направленных на формирование нравственно-эстетических представлений у младших школьников 40
2.3. Сравнительная характеристика результатов опытно-поисковой
работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63

Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, который стоит перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Современному кризису присуще отсутствие нравственных ценностей и идейных приоритетов. [30]. В наше время дети получают огромное количество информации из СМИ, Интернета, школ, кино, которые, скорее способствуют размыванию понимания нравственных норм. В этой ситуации у детей формируется неприятие таких нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм. Именно такое положение дел и заставляет общество все чаще задумываться над проблемой формирования нравственно-эстетических представлений в первую очередь детей младшего школьного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетным направлением является нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими нравственных установок, национальных ценностей. Необходимость повышения нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
Трудовое воспитание в общеобразовальных школах подрастающего поколения должно иметь приоритетное значение. Цель таких учреждений, чтобы дети оканчивали школу и становились гармоничной личность, которая готова к самостоятельной жизни, способная приносить пользу окружающему миру, а не удовлетворять свои потребности за чужой счет, а не только научить читать, писать.
В образовательном учреждении должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и культурная жизнь ребенка. Особыми возможностями в реализации этих воспитательных задач в начальной школе обладают уроки технологии, ведь именно на них формируются нравственно-эстетические представления благодаря включению обучающего в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. Когда ребенок включается в трудовую деятельность, он имеет отношение к труду людей в данном обществе, осознает свое место в такой деятельности, познает радость творческой деятельности. Несмотря на достигнутые успехи в области нравственно-эстетического воспитания, существует потребность в методической и педагогической литературе, недостаточно дидактического материала, учебные часы для проведения воспитательных бесед не включены в план занятий и тому подобное.
Анализ педагогической и методической литературы позволяет констатировать, что учителя не осознают в полной мере возможность нравственно-эстетического воспитания в процессе трудового обучения. Таким образом, в процессе анализа современного состояния нравственно-эстетического воспитания младших школьников, выявлены противоречия:
- между возросшей потребностью общества в высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных людях и отсутствием в должной мере нравственной ориентации образовательной системы.
- между потенциальными возможностями уроков технологии в формировании нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста и недостаточная разработанность научных и программно-методических основ их развития.
Данные сформулированные противоречия позволили определить проблему исследования, какие методы и средства необходимо использовать на уроках технологии в начальных классах для формирования нравственно - эстетических представлений у детей младшего школьного возраста. Это определило выбор темы исследования «Формирование нравственно-эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии».
Объект исследования: процесс формирования нравственно¬эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: цикл уроков технологии, направленный на формирование нравственно-эстетических представлений у младших школьников.
Цель исследования: изучить особенности формирование нравственно¬эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «нравственно-эстетические представления» в психолого-педагогической литературе;
2. Проанализировать основные методы и прием нравственного воспитания;
3. Изучить особенности детей младшего школьного возраста;
4. Провести опытно - поисковое исследование по выявлению развития уровня нравственного воспитания младших школьников на уроках технологии;
5. Проанализировать методические основы формирования нравственно¬эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии.
Теоретико-методологической основой исследования.
Значительная роль труда в нравственном воспитании учащихся показали такие педагоги как Л.А. Матвеева, Н.М. Болдырев, Л.И. Божович, И.С. Марьенко и многие другие исследователи, нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников внесли Ю.К. Бабанский, О.С. Богданова.
Практическая значимость исследования: определяется тем, что те положения и выводы, которые были получены в процессе опытно -поисковой работы, будут полезны в школьной практике для успешного использования уроков технологии в качестве средства формирования нравственных представлений у младших школьников, повышения качества обучения и нравственно-эстетического воспитания.
Методы исследования: эмпирические (изучение и анализ литературы); практические (беседа, анкетирование, анализ полученной информации).
База исследования: г. Екатеринбург, МАОУ гимназия №177, 2 класс.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список источников и литературы (56 источников), приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В обществе сложилась ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Современному кризису присуще отсутствие нравственных ценностей и идейных приоритетов. [30]. В наше время дети получают огромное количество информации из СМИ, Интернета, школ, кино, которые, скорее способствуют размыванию понимания нравственных норм. В этой ситуации у детей формируется неприятие таких нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм. Именно такое положение дел и заставляет общество все чаще задумываться над проблемой формирования нравственно-эстетических представлений в первую очередь детей младшего школьного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетным направлением является нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими нравственных установок, национальных ценностей. Необходимость повышения нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, нравственно-эстетическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Нравственное развитие и воспитание личности наиболее системно, последовательно и глубоко происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни [11].
В ходе проведения опытно-поисковой работы были решены поставленные задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами было выбрано определение понятия «нравственно-эстетические представления». В нашей работе мы опираемся на определение, данное Е.С. Галанжиной - нравственно-эстетические представления - образы, отражающие нормы и принципы поведения людей по отношению к обществу и другим людям, образы человеческих ценностей и добродетелей, воплощенных в категориях «добро» и «зло», «прекрасное» и «безобразное» [13, с. 44].
2. Выявлены психолого-педагогические особенности формирования нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста. Данные возрастные особенности делятся на три основные группы: интеллектуальные, эмоционально-психологические и деятельностные. при формировании нравственно-эстетических представлений необходимо учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста. В этом возрасте у детей проявляется желание самостоятельно планировать деятельность, осуществлять ее по намеченному плану, поэтому необходимо дать учащимся возможность развить и закрепить данный навык с помощью постоянных творческих заданий, требующих от них не только взаимодействовать в коллективе, но и учится представлять результаты своего труда.
3. Раскрыты возможности занятий аппликацией в формировании нравственно-эстетических представлений детей младшего школьного возраста. Особыми возможностями в реализации этих воспитательных задач в начальной школе обладают уроки технологии, на которых формируются нравственно-эстетические представления благодаря включению ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. Включение учащихся в трудовую деятельность позволит им осознать себя причастным к труду людей в обществе, осознать свое место в такой деятельности, познать радость творческой деятельности.
4. с целью определения нравственности содержания занятий по сформированности нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы была организована психолого-педагогическая диагностика. 
Исследование проводилось в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Гимназия № 177 города Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе приняли участие 23 обучающихся в возрасте 9-10 лет.
На основе исследований Е.С. Галанжиной, О.П. Котиковой, В.Г. Кухаронак, Ю.С. Любимовой, Т.Б. Сандабкиной мы выделили следующие показатели сформированности нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста:
1. Когнитивный. Полнота и объем знаний о нравственно-эстетических категориях.
2.Эмоционально-ценностный. Предполагает не только знания нравственных и эстетических норм, но и оценку собственного поведения, личностных ощущений, переживаний и отношений; готовность поставить себя на место другого, адекватно отразить в своем сознании его эмоциональное состояние.
3.Деятельностный. Формирование нравственно-эстетических
представлений предполагает не просто знание и понимание нравственно-эстетических категорий и адекватный эмоциональный отклик, но прежде всего направленность действий на успешное выполнение порученных заданий, проявление знаний о нравственных законах через умение давать самооценку, сформированность эстетических умений и навыков [26].
Математическая обработка результатов и качественная характеристика показали, что в классе 39% детей имеют высокий уровень сформированности нравственно-эстетических представлений. Это связано с тем, что в младшей школе ведется целенаправленная работа по формированию нравственно¬эстетических представлений в разнообразных видах на уроках технологии. На низком уровне сформированности находится 27% детей.
Полученные результаты определили нравственность содержания занятий по сформированности нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
5. Разработан цикл уроков, направленных на формирование нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста и проведена его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Можно сделать вывод, что цикл уроков технологии оказался достаточно результативным, с точки зрения развития нравственно- эстетических представлений у младших школьников. Выбранные нами методы и средства были эффективны.


1. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / под. ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 296 с
2. Бабанский, Ю. К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2008¬354с.
3. Богданова, О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя / О. С. Богданова, О. Д. Калинина. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985. - 198 с.
4. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975. - 80-90 с.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с
6. Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./ Е.В.Бондаревская - Ростов-на- Дону: РГПИ, 2012. - 361с.
7. Веккер, Л. М. Восприятие и основы его моделирования / Л. М. Веккер. - СПб.: Издательство ЛГУ, 2009. - 194 с.
8. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М. НМЦ СПО, 2000. - 538 с.
9. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. - М.: ACADEMIA, 2008. - 176 с.
10. Воронова, О. А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника / О. А. Воронова // Автореф....кан.пед.наук. 13.00.01 - Иркутск - 2011- 21 с.
11. «Воспитание школьников» 2 / 2011, В. А. Халилуллина, Дарите девочкам цветы и светлые улыбки. Дополнительное образование детей. Учеб. пособие для студ. Учрежд. Сред. Проф. Образования // Е.Б. Евладова, Л.Т. Логинова, Н.Н. Михайлова - М., 2012. -с. 279
12. Галанжина, Е. С. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников. Учебно-методическое пособие в двух частях. Часть 1. Теория нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Часть 2. Практикум нравственно-эстетического воспитания младших школьников - Курск: РОСИ, 2010. - 264 с.
13. Григорович, Л. А., Марцинковская, Т. Д. Педагогика и психология. - М.: Издательство «Гардарики», 2004. - 475 с.
14. Даль, В. И. Толковый словарь живого великого русского языка. - М.: 2005. - 62 с.
15. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. - 00с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09- 022138-2.-с.63
16. Дидактика технологического образования / П. Р. Атутов [и др.]; под ред. П. Р. Атутова. - М., 1997. Ч. 1
17. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерма-нова И. Б. - СПб., 2002. - 113 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ