ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В
ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ о
1.1. Дополнительное образование как социальный институт 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 22
1.3. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата в организации дополнительного образования 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОДА РЕВДА 41
2.1. Анализ социально-педагогического сопровождения детей
младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Ревда 41
2.2. Разработка и апробация программы социально-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата - «Баланс» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность исследования. Вовлеченность детей с ограниченными возможностями здоровья в интенсивную жизнь современного социума является острой проблемой, на которую обращено внимание Правительства Российской Федерации. На начало учебного 2019-2020 года численность обучающихся детей с ОВЗ в России составляла 443 тысячи 667 человек [36].
Для детей с ограниченными возможностями создаются условия для их полноценного развития, получения знаний, раскрытия творческого потенциала. Но, не смотря на положения Федерального государственного образовательного стандарта, в которых отражается необходимость индивидуального подхода к каждому участнику образовательного процесса, достичь именно индивидуального подхода из-за многочисленного спектра ограниченных возможностей здоровья и их степени тяжести, проблематично.
Одной из приоритетных целей, в области государственной социальной политики, обращенной к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, является обеспечение достойного уровня их образования, предоставления социально-педагогического сопровождения.
Необходимость в сопровождении обучающегося, родителей (законных представителей), педагогов, обусловлена ежегодно увеличивающимся запросом образовательных организаций для создания иных условий обучения, развития и формирования предпосылок к получению знаний детям с ограниченными возможностями здоровья [54].
Немаловажную роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья играют организации дополнительного образования.
«Социально-педагогическое сопровождение в организации дополнительного образования даёт возможность обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья стать разносторонне развитой личностью, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору жизненного пути, к саморазвитию и самосовершенствованию» [18, с. 78].
Дополнительное образование было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, интересов и способностей, профессионального и социального самоопределения.
Организации дополнительного образования изначально создаются как организации, в которых обучающийся может развиваться на основе личностно-значимых интересов, где обязательно осуществляется личностно-ориентированный индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса и где он регулярно переживает ситуацию успеха.
В работе введено ограничение: будем рассматривать младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Проблема детей с нарушением опорно-двигательного аппарата неоправданно остаётся без внимания, однако, на начало 2020 года у 45% обучающихся Свердловской области наблюдаются нарушения осанки, плоскостопие и сколиоз [36].
В свою очередь, социально-педагогическое сопровождение предусматривает создание условий для профилактики возможных трудностей в процессе социализации сопровождаемого на основе его личностных ресурсов и личностной идентичности. При этом виде сопровождения акцентируется субъектность сопровождаемого, за которым признается потенциал личностного и социального развития, упор делается на превентивные меры и переориентацию негативных переживаний на позитивные при восприятии собственного «Я» в содержании образовательной программы сопровождаемого.
Изучением проблемы социально-педагогического сопровождения младших школьников занимались такие ученые, как: Н.А. Богачкина, Ю.В. Василькова, И.Г. Зайнышев, Р.В. Овчарова.
Изучением проблемы социально-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимались такие ученые, как: А.В. Аверкин, С.В. Алехина, Ю.Е. Куртанова, С.Н. Сорокоумова, Е.И. Холостова, А.М. Щербакова.
В ходе исследовательской работы возникают противоречия:
- между необходимостью выполнения государственной задачи по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ и недостаточной готовностью учреждения дополнительного образования ее реализации;
- имеющимся потенциалом социально-педагогических средств
сопровождения детей с ограниченными возможностями и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью социально-педагогического сопровождения в учреждениях дополнительного образования;
- между необходимостью психолого-педагогического сопровождения детей с НОДА в учреждении дополнительного образования и недостаточностью методической ее обеспеченностью.
Таким образом, возникает проблема: каково социально-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в организации дополнительного образования?
Определение темы исследования «Социально-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации» позволило сформулировать объект и предмет исследования.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать содержание социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования.
Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Предмет исследования: содержание социально-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования: вероятно, социально-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата в организации дополнительного образования будет осуществляться успешно, если реализуемая программа «Баланс», предполагает:
- установление эмоциональных контактов;
- повышение уровня самооценки;
- коррекцию осанки.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть организацию дополнительного образования как социальный институт.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Изучить содержание работы по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в организации дополнительного образования.
4. Проанализировать социально-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования» г. Ревда.
5. Провести диагностику уровня самооценки, установления эмоциональных контактов, нарушений осанки у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
6. Разработать программу социально-педагогического сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с помощью средств хореографии, «Баланс».
Методы исследования:
- Теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение.
- Эмпирические: анализ документов, наблюдение, беседа, обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Ревда.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Социально-педагогическое сопровождение младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата является значимой проблемой современного образования.
Границами младшего школьного возраста считается возраст от 6-7 до 10-11 лет.
Выбор исследования именно этой категории детей обусловлен психолого-педагогическими особенностями младших школьников, а именно: их повышенной произвольностью, внушаемостью, ответственностью, желанием работать в коллективе и познавать новое.
Полноценное проживание младшего школьного возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка.
Также, одной из особенностей младшего школьного является то, что ребёнок приобретает новый статус - обучающийся. Важно помнить, что участниками образовательного процесса являются дети разных категорий, в частности, в образовательном процессе участвуют и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В свою очередь, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), являются носителями врожденных или приобретенных патологий (нижних или верхних конечностей, позвоночника) доставляющих серьёзные неудобства для жизни.
В зависимости от времени действия вредных факторов и причин выделяются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата: заболевания нервной системы, врожденная патология опорно-двигательного аппарата, приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата.
Психолого-педагогической особенностью, характерной для всех младших школьников с НОДА, является значимость индивидуального сопровождения в зависимости от категории нарушения. Данный факт обусловлен тем, что диапазон нарушений опорно-двигательного аппарата широк и может сочетаться с нарушениями работы головного мозга.
Развитием, воспитанием и образованием детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата занимаются разные социальные институты.
В данной исследовательской работе, под социальным институтом исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Целью социальных институтов является достижение стабильности в ходе развития общества.
В полной мере, творческий потенциал, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, могут раскрыть такие социальные институты, как организации дополнительного образования.
Работа организаций дополнительного образования направлена на развитие творческого и социального потенциала, на формирование познавательного интереса, повышение коммуникативной компетенции и изменение социального статуса обучающегося в коллективе сверстников, формирование разнообразных умений и навыков, расширение его кругозора.
Младшие школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в социально-педагогическом сопровождении.
Социально-педагогическое сопровождение является процессом, который содержит комплекс последовательных, целенаправленных педагогических действий, помогающих обучающимся понять проблемную ситуацию, обеспечивая саморазвитие на основе рефлексии.
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе МАУ ДО «Центр дополнительного образования» города Ревда.
В исследовательской работе задействована группа детей 7-9 лет, занимающаяся хореографией и имеющая НОДА, общей численностью 50 человек.
В связи с запросом родителей обучающихся с НОДА, посещающих занятия по танцам, возникла необходимость в составлении программы по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с НОДА средствами хореографии.
По наблюдению педагога-хореографа, наряду с нарушениями опорно- двигательного аппарата, у младших школьников наблюдаются сложности в общении со сверстниками, заниженная самооценка, страх перед выполнением элементов танца.
Опираясь на вышеизложенные факты и запрос родителей, была разработана и реализована программа социально-педагогического сопровождения «Баланс» для работы с детьми в рамках оздоровительно - хореографического направления.
Целью программы является осуществление социально-педагогического сопровождения младших школьников с НОДА средствами хореографии.
По результатам вторичной диагностики, после апробации программы социально-педагогического сопровождения обучающихся с НОДА, средствами хореографии, «Баланс», было выявлено улучшение диагностируемых показателей. Младшие школьники с НОДА стали ощущать себя более здоровыми и счастливыми, стали устанавливать эмоциональные контакты с окружающими, повысили самооценку, улучшили осанку.
Двое младших школьников, по-прежнему, не желают общаться с окружающими, закрыты, плохо контактируют со сверстниками. С данными детьми будет выстраиваться индивидуальная образовательная траектория. Индивидуальная работа с педагогом-хореографом, тьютором и педагогом- психологом, позволит повысить самооценку и устранить помехи в общении со сверстниками.
Таким образом, гипотеза, которая выражается в предположении вероятности успешного социально-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата в организации дополнительного образования, если реализуемая программа «Баланс», предполагает: установление эмоциональных контактов, повышение уровня самооценки, коррекцию осанки, подтверждена.
Данная программа рекомендуется к применению на практике в организациях дополнительного образования, педагогам-хореографам, тьюторам и родителям.
1. Абрамова, И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования // Гуманитарные науки и образование. / И. В. Абрамова. - М.: ГИТИС, 2011. № 1 (5). - С. 30-33.
2. Аверкин, А. В. Особенности инклюзивного обучения // Сборник научных трудов к 100-летию Нижегородского государственного педагогического университета. / А. В. Аверкин. - Новгород: Изд-во НГАСУ,2010. - С. 214-217.
3. Адеева, Т. Н. К вопросу о социализации детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группе «особый ребенок» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. / Т. Н. Адеева, М. С. Голубева, И. Тихонова. - 2014. № 2. - С. 38-44.
4. Алексеева, Н. С. Активные формы работы с родителями // Классный руководитель. / Н. С. Алексеева. -№7. 2011. - С. 33-39.
5. Алехина, С. В. Инклюзивное образование. / С. В. Алехина. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.
6. Аляутдинова, Р. Н. Современное состояние социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ОДО // Вестник Университета (Государственный университет управления). / Р. Н. Аляутдинова. - 2012. - С. 207-213.
7. Ананенко, М. Г. Реабилитационная работа c семьей. Методическое пособие. Минск. Белстан. / М. Г. Ананенко. - 2011. - 69 с.
8. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Москва, Аспект Пресс, 2010. - 368 с.
9. Анцыферова, Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия. / Л. И. Анцыферова. - Психологический журнал, 1993. - С. 3-16.
10. Арапова, П. И. Ресурсный центр образовательного учреждения: стратегия научно-методического сопровождения. Опыт инновационного поиска педагогического коллектива. / И. И. Баранова, М. В. Баркова и др. - Москва: Интеллект-Центр, 2011. - 120 с.
11. Артюшенко, Н. П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования. Дис. кандпед наук. / Н. П. Артюшенко. - Томск,2010.- 164 с.
12. Архипова, С. А. Интеграция детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 сентября 2012 г.: в 14 частях. / С. А. Архипова. - Тамбов, 2012. - С. 11-12.
13. Берберян, А. С. Детство, отрочество и юность в контексте научного знания. Материалы международной научно-практической конференции 25¬26 апреля 2011 года. / А. С. Берберян, И. Г. Дорошина. - Пенза. Шадринск. Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 176 с.
14. Богачкина, Н. А. Социальная педагогика. Шпаргалка. [Текст] / Н. А. Богачкина. - Москва: Изд-во: Научная книга, 2009. - 128 с.
15. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье. 2-е изд., доп.,перераб. / И. И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.
16. Варывдин, В. А. Управление системой социальной защиты детства. / В. А. Варывдин, И. П. Клемантович - М.: Педагогическое общество России,
2011. - 192 с.
17. Василькова, Ю. В. Методики и опыт работы социального педагога. / Ю. В. Василькова. - М., Издательский центр «Академия», 2011. - 160 с.
18. Верещагина, Н. В. Инклюзивное образование как форма социокультурной реабилитации школьников со сложными дефектами развития // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Материалы международной научно-практической конференции. / Н. В. Верещагина. - М. МГППУ. 5-6 декабря 2011. - С. 78-91.
19. Включение детей с ограниченными возможностями в общее образование: ресурсные. Астана, 2013. 108 с. URL: resursnye-klassy-v- obychnyh-shkolah (дата обращения: 10.08.2020).
20. Гурьянова, М. П. Развитие социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства. Монография. / М. П. Гурьянова. - М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. - 155 с.
21. Данилина Т. А., Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилова, Н. М. Стенина. - М.: Айрис-пресс, 2014. - 112 с.
22. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология. / Ю. А. Ермолаев. - М.: Спорт-Академ-Пресс, 2001. - 107 с.
23. Зайнышев, И. Г. Технология социальной работы. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Зайнышев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 240 с.
24. Зотина, Л. М. Значение психо-коррекционных технологий для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ // Материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2012 года. / Л. М. Зотина. - Пенза. Москва. Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - С. 23-31.
25. Иванченко, В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. / В. Н. Иванченко. - Ростов н/Д.: Учитель, 2007. - 288 с.
26. Каралашвили, Е. А. Медико-психолого-педагогическая служба в образовании. Организация работы. / Е. А. Каралашвили. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.
27. Кириллов, И. Л. Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников. Материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2011 года. Научно-издательский центр «Социосфера», / И. Л. Кириллов, С. Ю. Девятых. - 2012. - 210 с.
28. Комплексная оценка качества деятельности организации дополнительного образования: монография. / С.Ф. Багаутдинова, Г.Ш. Рубин, Н.Г. Корнещук, А.Н. Старков. 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2015. - 148 с.
29. Корнев, А. Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. / А. Н. Корнев. - Санкт-Петербург: 2006. - 45 с.
30. Крайг Г. Психология развития. 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб. Питер, 2011. - 940 с.
31. Краковяк, Г. М. Воспитание осанки. М.: ФиС, 1989. - 164 с.
32. Куртанова, Ю. Е., Щербакова А.М. Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы международной научно-практической конференции. / Ю. Е. Куртанова. - М. МГППУ. 5- 75 6 декабря 2011. - 713 с.
33. Лисицкая, Т. С. Хореография в гимнастике. / Т. С. Лисицкая. - М.: ФиС, 1984. - 276 с.
34. Любомирский, Л. Е. Возрастные особенности движения детей и подростков. / Л. Е. Любомирский. - М.: ФиС,1979. - 348 с.
35. Мачинский, В. И. Гимнастика, исправляющая осанку. - М.: Медицина, 2018. - 272 с.
36. Минпросвещения России (статистические данные о численности обучающихся с ОВЗ) [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2020).
37. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических
упражнений. / Л. Д. Назаренко. - М.: ФиС, 2012. - 280 с.
38. Об образовании : федеральный закон в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ //Российская газета. 2012. 31 декабря.
39. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: Сфера,
2011. - 265 с.
40. Организация дополнительного образования в современном изменяющемся мире: теория и практика. III Международная научно-практическая конференция: сборник статей. Под редакцией А. И. Улзытуевой. / А. И. Улзытуева. - Чита, 2017. - С. 167-171.
41. Основы социальной работы / Под ред. П. Д. Павленка. / П. Д. Павленок. - М., 2014. - 115 с.
42. Основы теории и практики социальной работы / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Г. Гуслякова и др. М., 2011. - 110 с.
43. Панферова, Е. В. Инновационные формы социально¬
психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ОДО // Социализация в образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области; Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского; StarofHope (Sweden). / Е. В. Панферова, Ю. М. Васина. - 2015. - С. 283-287.
44. Плоткин, М. М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей // Педагогика. 2011. № 1. - С. 19-22.
45. Проблемы социальной работы: теория и практика. / Л. Е. Любомирский. - СПб., 2017. - 340 с.
46. Психология социальной работы. / Под ред. М. А. Гулиной. - СПб.,2012. - 410 с.
47. Рахимова, Е. А. Социально-психологическая диагностика. Учеб. пособие. / Е. А. Рахимова. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. университета, 2012. - 134 с.
48. Русакова, Н. А. Социальный педагог и права ребенка. / Н. А. Русакова. - Пермь: ОТ и ДО, 2008. - 128 с.
49. Самекин, А. С. Возрастная динамика точности и адекватности межличностного восприятия. / А. С. Самекин. - М.: МГУ, 2011. - 28 с.
50. Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред.
Е. И. Холостовой. - М. 2010. 340 с.
51. Сорокоумова, С. Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. / С. Н. Сорокумова. - Нижний Новгород. 2011. - 44 с.
52. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. / Под ред. Е. И. Холостовой - Санкт- Петербург: Изд-во «Питер», 2014. - 316 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
54. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Омега Л., 2014. - 134 с.
55. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. / М. В. Шакурова. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
56. Шрамко, Н. В. Основы тьюторства: курс лекций. Урал. гос. пед. ун¬т. / Н. В. Шрамко. - Екатеринбург, 2018. - 112 с.
57. Шумская, А. А. Особенности психологически безопасной и комфортной образовательной среды // Всеросс. весенняя психол. сессия : сборник мат-лов Всеросс. научн.-практ. конф. / А. А. Шумская, Е. А. Казаева. - 2017. -С. 266-269.
58. Якиманская, И. С. Психическое здоровье и качество жизни в представлении участников образовательного процесса в учреждении дополнительного образовании. / И. С. Якиманская. - Научный вестник Оренбургского филиала Московского Института Бизнеса и Политики: Сборник статей преподавателей. Вып. 1. - Оренбург: Издательский центр ОГАО, 2004. - С. 17-21.
59. Якиманская, И. С. Техника и методы психологического консультирования./ И. С. Якиманская. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Настоящее и будущее практической психологии в России». - Оренбург: Изд-во ОГПУ,2000. Часть 1. - С. 138-141.
60. Ярая, Т. А. Организация и сопровождение дистанционного образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: методические рекомендации. / Т. А. Ярая. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2016. - 56 с.