Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В
ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ о
1.1. Дополнительное образование как социальный институт 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 22
1.3. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата в организации дополнительного образования 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОДА РЕВДА 41
2.1. Анализ социально-педагогического сопровождения детей
младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Ревда 41
2.2. Разработка и апробация программы социально-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата - «Баланс» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В
ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ о
1.1. Дополнительное образование как социальный институт 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 22
1.3. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата в организации дополнительного образования 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОДА РЕВДА 41
2.1. Анализ социально-педагогического сопровождения детей
младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Ревда 41
2.2. Разработка и апробация программы социально-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата - «Баланс» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность исследования. Вовлеченность детей с ограниченными возможностями здоровья в интенсивную жизнь современного социума является острой проблемой, на которую обращено внимание Правительства Российской Федерации. На начало учебного 2019-2020 года численность обучающихся детей с ОВЗ в России составляла 443 тысячи 667 человек [36].
Для детей с ограниченными возможностями создаются условия для их полноценного развития, получения знаний, раскрытия творческого потенциала. Но, не смотря на положения Федерального государственного образовательного стандарта, в которых отражается необходимость индивидуального подхода к каждому участнику образовательного процесса, достичь именно индивидуального подхода из-за многочисленного спектра ограниченных возможностей здоровья и их степени тяжести, проблематично.
Одной из приоритетных целей, в области государственной социальной политики, обращенной к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, является обеспечение достойного уровня их образования, предоставления социально-педагогического сопровождения.
Необходимость в сопровождении обучающегося, родителей (законных представителей), педагогов, обусловлена ежегодно увеличивающимся запросом образовательных организаций для создания иных условий обучения, развития и формирования предпосылок к получению знаний детям с ограниченными возможностями здоровья [54].
Немаловажную роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья играют организации дополнительного образования.
«Социально-педагогическое сопровождение в организации дополнительного образования даёт возможность обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья стать разносторонне развитой личностью, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору жизненного пути, к саморазвитию и самосовершенствованию» [18, с. 78].
Дополнительное образование было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, интересов и способностей, профессионального и социального самоопределения.
Организации дополнительного образования изначально создаются как организации, в которых обучающийся может развиваться на основе личностно-значимых интересов, где обязательно осуществляется личностно-ориентированный индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса и где он регулярно переживает ситуацию успеха.
В работе введено ограничение: будем рассматривать младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Проблема детей с нарушением опорно-двигательного аппарата неоправданно остаётся без внимания, однако, на начало 2020 года у 45% обучающихся Свердловской области наблюдаются нарушения осанки, плоскостопие и сколиоз [36].
В свою очередь, социально-педагогическое сопровождение предусматривает создание условий для профилактики возможных трудностей в процессе социализации сопровождаемого на основе его личностных ресурсов и личностной идентичности. При этом виде сопровождения акцентируется субъектность сопровождаемого, за которым признается потенциал личностного и социального развития, упор делается на превентивные меры и переориентацию негативных переживаний на позитивные при восприятии собственного «Я» в содержании образовательной программы сопровождаемого.
Изучением проблемы социально-педагогического сопровождения младших школьников занимались такие ученые, как: Н.А. Богачкина, Ю.В. Василькова, И.Г. Зайнышев, Р.В. Овчарова.
Изучением проблемы социально-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимались такие ученые, как: А.В. Аверкин, С.В. Алехина, Ю.Е. Куртанова, С.Н. Сорокоумова, Е.И. Холостова, А.М. Щербакова.
В ходе исследовательской работы возникают противоречия:
- между необходимостью выполнения государственной задачи по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ и недостаточной готовностью учреждения дополнительного образования ее реализации;
- имеющимся потенциалом социально-педагогических средств
сопровождения детей с ограниченными возможностями и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью социально-педагогического сопровождения в учреждениях дополнительного образования;
- между необходимостью психолого-педагогического сопровождения детей с НОДА в учреждении дополнительного образования и недостаточностью методической ее обеспеченностью.
Таким образом, возникает проблема: каково социально-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в организации дополнительного образования?
Определение темы исследования «Социально-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации» позволило сформулировать объект и предмет исследования.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать содержание социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования.
Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Предмет исследования: содержание социально-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования: вероятно, социально-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата в организации дополнительного образования будет осуществляться успешно, если реализуемая программа «Баланс», предполагает:
- установление эмоциональных контактов;
- повышение уровня самооценки;
- коррекцию осанки.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть организацию дополнительного образования как социальный институт.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Изучить содержание работы по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в организации дополнительного образования.
4. Проанализировать социально-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования» г. Ревда.
5. Провести диагностику уровня самооценки, установления эмоциональных контактов, нарушений осанки у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
6. Разработать программу социально-педагогического сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с помощью средств хореографии, «Баланс».
Методы исследования:
- Теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение.
- Эмпирические: анализ документов, наблюдение, беседа, обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Ревда.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Для детей с ограниченными возможностями создаются условия для их полноценного развития, получения знаний, раскрытия творческого потенциала. Но, не смотря на положения Федерального государственного образовательного стандарта, в которых отражается необходимость индивидуального подхода к каждому участнику образовательного процесса, достичь именно индивидуального подхода из-за многочисленного спектра ограниченных возможностей здоровья и их степени тяжести, проблематично.
Одной из приоритетных целей, в области государственной социальной политики, обращенной к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, является обеспечение достойного уровня их образования, предоставления социально-педагогического сопровождения.
Необходимость в сопровождении обучающегося, родителей (законных представителей), педагогов, обусловлена ежегодно увеличивающимся запросом образовательных организаций для создания иных условий обучения, развития и формирования предпосылок к получению знаний детям с ограниченными возможностями здоровья [54].
Немаловажную роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья играют организации дополнительного образования.
«Социально-педагогическое сопровождение в организации дополнительного образования даёт возможность обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья стать разносторонне развитой личностью, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору жизненного пути, к саморазвитию и самосовершенствованию» [18, с. 78].
Дополнительное образование было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, интересов и способностей, профессионального и социального самоопределения.
Организации дополнительного образования изначально создаются как организации, в которых обучающийся может развиваться на основе личностно-значимых интересов, где обязательно осуществляется личностно-ориентированный индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса и где он регулярно переживает ситуацию успеха.
В работе введено ограничение: будем рассматривать младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Проблема детей с нарушением опорно-двигательного аппарата неоправданно остаётся без внимания, однако, на начало 2020 года у 45% обучающихся Свердловской области наблюдаются нарушения осанки, плоскостопие и сколиоз [36].
В свою очередь, социально-педагогическое сопровождение предусматривает создание условий для профилактики возможных трудностей в процессе социализации сопровождаемого на основе его личностных ресурсов и личностной идентичности. При этом виде сопровождения акцентируется субъектность сопровождаемого, за которым признается потенциал личностного и социального развития, упор делается на превентивные меры и переориентацию негативных переживаний на позитивные при восприятии собственного «Я» в содержании образовательной программы сопровождаемого.
Изучением проблемы социально-педагогического сопровождения младших школьников занимались такие ученые, как: Н.А. Богачкина, Ю.В. Василькова, И.Г. Зайнышев, Р.В. Овчарова.
Изучением проблемы социально-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимались такие ученые, как: А.В. Аверкин, С.В. Алехина, Ю.Е. Куртанова, С.Н. Сорокоумова, Е.И. Холостова, А.М. Щербакова.
В ходе исследовательской работы возникают противоречия:
- между необходимостью выполнения государственной задачи по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ и недостаточной готовностью учреждения дополнительного образования ее реализации;
- имеющимся потенциалом социально-педагогических средств
сопровождения детей с ограниченными возможностями и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью социально-педагогического сопровождения в учреждениях дополнительного образования;
- между необходимостью психолого-педагогического сопровождения детей с НОДА в учреждении дополнительного образования и недостаточностью методической ее обеспеченностью.
Таким образом, возникает проблема: каково социально-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в организации дополнительного образования?
Определение темы исследования «Социально-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации» позволило сформулировать объект и предмет исследования.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать содержание социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования.
Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Предмет исследования: содержание социально-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования: вероятно, социально-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата в организации дополнительного образования будет осуществляться успешно, если реализуемая программа «Баланс», предполагает:
- установление эмоциональных контактов;
- повышение уровня самооценки;
- коррекцию осанки.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть организацию дополнительного образования как социальный институт.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Изучить содержание работы по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в организации дополнительного образования.
4. Проанализировать социально-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования» г. Ревда.
5. Провести диагностику уровня самооценки, установления эмоциональных контактов, нарушений осанки у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
6. Разработать программу социально-педагогического сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с помощью средств хореографии, «Баланс».
Методы исследования:
- Теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение.
- Эмпирические: анализ документов, наблюдение, беседа, обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Ревда.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Социально-педагогическое сопровождение младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата является значимой проблемой современного образования.
Границами младшего школьного возраста считается возраст от 6-7 до 10-11 лет.
Выбор исследования именно этой категории детей обусловлен психолого-педагогическими особенностями младших школьников, а именно: их повышенной произвольностью, внушаемостью, ответственностью, желанием работать в коллективе и познавать новое.
Полноценное проживание младшего школьного возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка.
Также, одной из особенностей младшего школьного является то, что ребёнок приобретает новый статус - обучающийся. Важно помнить, что участниками образовательного процесса являются дети разных категорий, в частности, в образовательном процессе участвуют и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В свою очередь, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), являются носителями врожденных или приобретенных патологий (нижних или верхних конечностей, позвоночника) доставляющих серьёзные неудобства для жизни.
В зависимости от времени действия вредных факторов и причин выделяются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата: заболевания нервной системы, врожденная патология опорно-двигательного аппарата, приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата.
Психолого-педагогической особенностью, характерной для всех младших школьников с НОДА, является значимость индивидуального сопровождения в зависимости от категории нарушения. Данный факт обусловлен тем, что диапазон нарушений опорно-двигательного аппарата широк и может сочетаться с нарушениями работы головного мозга.
Развитием, воспитанием и образованием детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата занимаются разные социальные институты.
В данной исследовательской работе, под социальным институтом исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Целью социальных институтов является достижение стабильности в ходе развития общества.
В полной мере, творческий потенциал, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, могут раскрыть такие социальные институты, как организации дополнительного образования.
Работа организаций дополнительного образования направлена на развитие творческого и социального потенциала, на формирование познавательного интереса, повышение коммуникативной компетенции и изменение социального статуса обучающегося в коллективе сверстников, формирование разнообразных умений и навыков, расширение его кругозора.
Младшие школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в социально-педагогическом сопровождении.
Социально-педагогическое сопровождение является процессом, который содержит комплекс последовательных, целенаправленных педагогических действий, помогающих обучающимся понять проблемную ситуацию, обеспечивая саморазвитие на основе рефлексии.
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе МАУ ДО «Центр дополнительного образования» города Ревда.
В исследовательской работе задействована группа детей 7-9 лет, занимающаяся хореографией и имеющая НОДА, общей численностью 50 человек.
В связи с запросом родителей обучающихся с НОДА, посещающих занятия по танцам, возникла необходимость в составлении программы по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с НОДА средствами хореографии.
По наблюдению педагога-хореографа, наряду с нарушениями опорно- двигательного аппарата, у младших школьников наблюдаются сложности в общении со сверстниками, заниженная самооценка, страх перед выполнением элементов танца.
Опираясь на вышеизложенные факты и запрос родителей, была разработана и реализована программа социально-педагогического сопровождения «Баланс» для работы с детьми в рамках оздоровительно - хореографического направления.
Целью программы является осуществление социально-педагогического сопровождения младших школьников с НОДА средствами хореографии.
По результатам вторичной диагностики, после апробации программы социально-педагогического сопровождения обучающихся с НОДА, средствами хореографии, «Баланс», было выявлено улучшение диагностируемых показателей. Младшие школьники с НОДА стали ощущать себя более здоровыми и счастливыми, стали устанавливать эмоциональные контакты с окружающими, повысили самооценку, улучшили осанку.
Двое младших школьников, по-прежнему, не желают общаться с окружающими, закрыты, плохо контактируют со сверстниками. С данными детьми будет выстраиваться индивидуальная образовательная траектория. Индивидуальная работа с педагогом-хореографом, тьютором и педагогом- психологом, позволит повысить самооценку и устранить помехи в общении со сверстниками.
Таким образом, гипотеза, которая выражается в предположении вероятности успешного социально-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата в организации дополнительного образования, если реализуемая программа «Баланс», предполагает: установление эмоциональных контактов, повышение уровня самооценки, коррекцию осанки, подтверждена.
Данная программа рекомендуется к применению на практике в организациях дополнительного образования, педагогам-хореографам, тьюторам и родителям.
Границами младшего школьного возраста считается возраст от 6-7 до 10-11 лет.
Выбор исследования именно этой категории детей обусловлен психолого-педагогическими особенностями младших школьников, а именно: их повышенной произвольностью, внушаемостью, ответственностью, желанием работать в коллективе и познавать новое.
Полноценное проживание младшего школьного возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка.
Также, одной из особенностей младшего школьного является то, что ребёнок приобретает новый статус - обучающийся. Важно помнить, что участниками образовательного процесса являются дети разных категорий, в частности, в образовательном процессе участвуют и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В свою очередь, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), являются носителями врожденных или приобретенных патологий (нижних или верхних конечностей, позвоночника) доставляющих серьёзные неудобства для жизни.
В зависимости от времени действия вредных факторов и причин выделяются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата: заболевания нервной системы, врожденная патология опорно-двигательного аппарата, приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата.
Психолого-педагогической особенностью, характерной для всех младших школьников с НОДА, является значимость индивидуального сопровождения в зависимости от категории нарушения. Данный факт обусловлен тем, что диапазон нарушений опорно-двигательного аппарата широк и может сочетаться с нарушениями работы головного мозга.
Развитием, воспитанием и образованием детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата занимаются разные социальные институты.
В данной исследовательской работе, под социальным институтом исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Целью социальных институтов является достижение стабильности в ходе развития общества.
В полной мере, творческий потенциал, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, могут раскрыть такие социальные институты, как организации дополнительного образования.
Работа организаций дополнительного образования направлена на развитие творческого и социального потенциала, на формирование познавательного интереса, повышение коммуникативной компетенции и изменение социального статуса обучающегося в коллективе сверстников, формирование разнообразных умений и навыков, расширение его кругозора.
Младшие школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в социально-педагогическом сопровождении.
Социально-педагогическое сопровождение является процессом, который содержит комплекс последовательных, целенаправленных педагогических действий, помогающих обучающимся понять проблемную ситуацию, обеспечивая саморазвитие на основе рефлексии.
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе МАУ ДО «Центр дополнительного образования» города Ревда.
В исследовательской работе задействована группа детей 7-9 лет, занимающаяся хореографией и имеющая НОДА, общей численностью 50 человек.
В связи с запросом родителей обучающихся с НОДА, посещающих занятия по танцам, возникла необходимость в составлении программы по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с НОДА средствами хореографии.
По наблюдению педагога-хореографа, наряду с нарушениями опорно- двигательного аппарата, у младших школьников наблюдаются сложности в общении со сверстниками, заниженная самооценка, страх перед выполнением элементов танца.
Опираясь на вышеизложенные факты и запрос родителей, была разработана и реализована программа социально-педагогического сопровождения «Баланс» для работы с детьми в рамках оздоровительно - хореографического направления.
Целью программы является осуществление социально-педагогического сопровождения младших школьников с НОДА средствами хореографии.
По результатам вторичной диагностики, после апробации программы социально-педагогического сопровождения обучающихся с НОДА, средствами хореографии, «Баланс», было выявлено улучшение диагностируемых показателей. Младшие школьники с НОДА стали ощущать себя более здоровыми и счастливыми, стали устанавливать эмоциональные контакты с окружающими, повысили самооценку, улучшили осанку.
Двое младших школьников, по-прежнему, не желают общаться с окружающими, закрыты, плохо контактируют со сверстниками. С данными детьми будет выстраиваться индивидуальная образовательная траектория. Индивидуальная работа с педагогом-хореографом, тьютором и педагогом- психологом, позволит повысить самооценку и устранить помехи в общении со сверстниками.
Таким образом, гипотеза, которая выражается в предположении вероятности успешного социально-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата в организации дополнительного образования, если реализуемая программа «Баланс», предполагает: установление эмоциональных контактов, повышение уровня самооценки, коррекцию осанки, подтверждена.
Данная программа рекомендуется к применению на практике в организациях дополнительного образования, педагогам-хореографам, тьюторам и родителям.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-
СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ СЕРИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОБЩЕНИЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2017 - Социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в
реализации права на образование
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РЕКРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗАХ
Магистерская диссертация, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение формирования самооценки у детей с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательном учреждении
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023



