Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации

Работа №95567

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы127
Год сдачи2020
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся на
ступени среднего общего образования 7
1.2. Профессиональное самоопределение: понятие и сущность 16
1.3. Этапы, формы, методы, ресурсы социально-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения
обучающихся на ступени среднего общего образования в рамках реализации ФГОС СОО 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 40
2.1. Из опыта работы Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения - средней
общеобразовательной школы № 137 г. Екатеринбурга по
профессионального самоопределению обучающихся 40
2.2. Программа по социально-педагогическому сопровождению
профессионального самоопределения обучающихся на ступени среднего общего образования «Шаги к выбору профессии» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРУТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ


В настоящее время проблема профессионального самоопределения обучающихся, достаточно широко обсуждается в системе образования Российской Федерации и является одной из приоритетных задач образования.
Это нашло отражение в следующих нормативно-правовых актах: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
В 66 статье закона ФЗ № 273 «Об образовании», среднее общее образование является направленным на «формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [57].
Согласно итогам Всероссийской профессиональной диагностики, которая была проведена в 2018 году, весьма велик процент старшеклассников, которые не смогли определиться ни с будущей профессией, ни с дальнейшим образованием (29% старшеклассников выбрали и профессию, и образование; 26% - только образование; 16% - только профессию; 29% - ничего не выбрали) [2].
Выбор будущей профессии именно для старшеклассников представляет значимую проблему, которая в дальнейшем будет также влиять на образ жизни, судьбу.
Многообразие профессиональной среды, условия современной жизни, изменения, которые происходят сегодня в экономике, общественной жизни, предъявляют к молодым людям требования - выбирать будущий профессиональный род деятельности и свой дальнейший жизненный путь, с учетом их потребностей, возможностей и склонностей. Подобные умения должны быть сформированы еще на этапе обучения в старших классах общеобразовательной организации.
Именно поэтому на данном этапе развития личности необходимо уделить внимание социально-педагогическому сопровождению профессионального самоопределению обучающихся, для того, чтобы сформировать у подростков умения объективно оценивать собственные силы, выявлять свои сильные стороны, позитивные качества, уметь опираться на них и использовать для дальнейшего роста.
На наш взгляд профессиональное самоопределение обучающихся на ступени среднего общего образования будет способствовать социально-педагогическое сопровождение предполагающее:
• индивидуализацию образовательного процесса, которая обеспечивается
предоставлением возможности самостоятельного выбора старшеклассникам вариантов изучения предметов (профильные и базовые), элективных курсов, самостоятельного определения тем и направлений проектной и творческой деятельности;
• расширение пространства социальной деятельности обучающихся, которая обеспечивается включением их в различные формы публичных презентаций, организацией профессиональных проб, стажировок и практик;
• организацию пространства рефлексии, которая обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений с обучающимися их образовательных целей и перспектив, образовательных историй и событий.
В научной литературе над проблемой социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся работали такие ученые как: М.А. Бендюков, Е.В. Гурова., Е.И. Казакова, Е.А. Климов, Т.М. Ковалева, О.В. Козловский, Л.В. Мардахаев, Т.Л. Павлова, М.С. Пряжников, В.П. Русанов, Л.Д. Столяренко, Я.С. Сунцова, Т.Г. Санникова, Н.А. Шалимова, Т.Г. Шидловская, П.Г. Щедровицкий, и многие другие.
Противоречия исследования: между потребностью учащихся в осмысленном профессиональном самоопределении с ориентацией на свои потребности и индивидуальные особенности и недостаточностью социально - педагогического сопровождения этого процесса в школе.
Проблема исследования: как осуществлять социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной организации?
Тема исследования: «Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации».
Объект исследования: профессиональное самоопределение обучающихся в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации на ступени среднего общего образования.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации на ступени среднего общего образования.
Гипотеза исследования: социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательной организации, возможно, будет результативным, если:
• создана образовательная среда, имеющая следующие характеристики: открытость, избыточность, вариативность;
• разработана программа по социально-педагогическому сопровождению
профессионального самоопределения старшеклассников, предполагающая поэтапную реализацию (диагностико-мотивационный этап, проектировочный этап, реализационный этап, рефлексивный этап), с использованием образовательных событий, профессиональных проб.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику обучающихся на ступени среднего общего образования.
2. Рассмотреть понятие и сущность профессионального самоопределения старшеклассников.
3. Определить этапы, формы, методы социально-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельность образовательной организации по
социально-педагогическому сопровождению профессионального
самоопределения старшеклассников.
5. Разработать программу по социально-педагогическому сопровождению
профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной организации.
Практическая значимость исследования: основанная на реализации четырех шагов («Остановись и исследуй», «Выбери», «Сделай», «Поделись») программа по социально-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся может быть использована в практической деятельности общеобразовательных организаций на ступени среднего общего образования.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ, систематизация, обобщение, сравнение.
• Эмпирические: анализ документов, анкетирование, обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 137.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время профессиональное самоопределение старшеклассников является актуальной и многоаспектной проблемой, носящей социально-педагогический характер.
Старшеклассник - это возраст от 15-17 лет, переход от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости. Вступая в жизнь старшеклассникам необходимо быть практически и психологически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения, следовательно, профессиональное самоопределение важно именно для старшеклассников, поскольку в этот период у обучающихся формируется единая система знаний, складывающаяся затем в систему убеждений.
Профессиональное самоопределение обучающихся - это определение себя относительно выбора будущей профессии или трудовой деятельности и самореализация в этой сфере. Это весьма длительный процесс согласования социально-профессиональных потребностей и внутриличностных потребностей личности. Результатом профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации является - готовность старшеклассников к выбору профессии.
Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников обогатиться если, мы, внесем ценности тьюторской деятельности в этот процесс, а именно образовательная среда будет вариативной, избыточной, открытой.
В рамках нашего исследования был проведен анализ деятельности, документов МАОУ-СОШ № 137, были выделили следующие вопросы профессионального самоопределения старшеклассников, требующие решения и совершенствования: в библиотеке школы содержится много устаревшего материала по профессиональному самоопределению старшеклассников; на сайте школы не содержится информация о проводимых профориентационных мероприятиях, в том числе и с партнерами школы; нет положения, плана и программы, направленных на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Проведено исследование среди обучающихся 10-11-х классов на выявление уровня готовности к выбору будущей профессии, которое показало, что из 38 опрошенных, у 37% (14 чел.) обучающихся наблюдается средний уровень готовности к выбору будущей профессии, высокий уровень наблюдается у 8% (3 чел.) обучающихся, низкий уровень наблюдается у 47% (18 чел.) обучающихся, вообще не готовы к выбору будущей профессии 8% (3 чел.).
Данные результаты диагностики позволяют судить о том, что социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников находится не на должном уровне. Поэтому мы сочли необходимым разработать программу по социально-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников с элементами тьюторской деятельности «Шаги к выбору профессии», которая включается в себя: ресурсы, этапы и направления (шаги) социально-педагогического сопровождения.
Ресурсы: финансовые ресурсы; кадровые ресурсы; материально-технические ресурсы; информационно методические ресурсы.
Этапы программы: диагностико-мотивационный; проектировочный; реализационный; рефлексивный.
Направления (шаги): предложенные направления (шаги) рассмотрены в соответствии с выделенными этапами.
Программа была реализована на базе МАОУ-СОШ № 137 п. Шабровский с сентября 2019 по май 2020 учебного года.
По окончанию программы, была замерена готовность обучающихся к выбору профессии. В исследовании участвовало 38 человек, 10-11-х классов, которое показало, что из 38 опрошенных, у 66% (25 чел.) обучающихся наблюдается средний уровень готовности к выбору будущей профессии, высокий уровень наблюдается у 26% (10 чел.) обучающихся, низкий уровень наблюдается у 8% (3 чел.) обучающихся, вообще не готовы к выбору будущей профессии 0% (0 чел.).
Из 18 обучающихся 11го класса, в ВУЗы г. Екатеринбурга поступили 9 человек (50%) (6 бюджетных мест, 3 внебюджетных места), 9 человек (50%) поступили в колледжи г. Екатеринбурга (все обучающиеся на бюджетных местах).
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной организации можно считать результативны и успешным, следовательно, поставленные нами задачи реализованы, цель достигнута, гипотеза получила подтверждение. Разработанная программа может быть реализована на базе любой общеобразовательной организации, на уровне среднего общего образования.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. - 267 с.
2. Актуальные проблемы профориентационной работы в школе: сайт.- URL: http://sc0018.esil.akmoedu.kz(дата обращения: 22.06.2020).
3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности.: Смысл: «Академия», 2002. - 414 с.
4. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - М.: Интеллектуальная Литература, 2020. - 456 с.
5. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка процесса индивидуализации человека в образовании // Психологические проблемы самореализации личности: Краснодар, 1998. - 43 с.
6. Бендюков М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации. Санкт- Петербург: Речь, 2015. - 236 с.
7. Блог: Профориентация в школе: тесты, игры и методики // Академия профессионального развития: сайт. - URL: https://academy-prof.ru(дата обращения: 03.08.2020).
8. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно¬ориентированного воспитания // Педагогика, 2001. - 24 с.
9. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный
подход / А.А. Вербицкий // Метод, пос. М.: Высшая школа,
1991. - 207 с.
10. Воронина Е.В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Концепт,
2016. - 253 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т; Т. 3. Проблемы развития психики Текст. / Л.С. Выготский; под ред. A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
12. Гапоненко А.В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников // Школа и производство. 2015. - 47 с.
13. Генисаретский О.И. Гуманитарные стратегии и практики / Поколенческий дискурс в практиках самоопределения. - Томск, 2002. - 12 с.
14. Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / изд. - М.: ВИТАПРЕСС, 2013. - 112 с.
15. Гинсбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психологи в мире. - 2014.
- № 3. - С. 6-11.
16. Грачева О.Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - №2. - С. 15-18.
17. Гурова Е.В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2014 - 95 с.
18. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Том 2: 2-е издание, исправленное и значительно умноженное по рукописи автора. СПб. М.: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1881. - 810 с.
19. Дневник тьютора «Х- Files» / Н.В. Пилипчевская, Н:В. Петропавловская, Г.С. Трофименко, Н.А. Шибанова- Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева. 2008. - 45 с.
20. Елисеева Л.С. Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы. - URL: https://nsportal.ru(дата обращения: 03.03.2020).
21. Жидова H.A. Психологическое сопровождение образования. - URL: http://www.novoschapovo.narod.ru(дата обращения: 20.04.2020).
22. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга. 2003. - 336 с.
23. Зимняя И.А. Педагогическая психология Текст. / И.А. Зимняя.-М.: ЛОГОС, 2001. - 384 с.
24. Изотова Ю.А. Несколько документов в «Портфель тьютора» // Тьюторское сопровождение. - 2011. - №1 (1). - С. 48-49.
25. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века Текст. / Е.И. Казакова, СПб, 1997. - 45 с.
26. Калинина Н.В. Развитие социальной компетенции школьников в
образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение:
Монография. - Ульяновск, 2004. - 228 с.
27. Кибакин С.В. Управление процессом педагогической поддержки
профессионального самоопределения старшеклассников: Москва,
2012. - 213 с.
28. Климов Е.А. Как выбрать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение, 2015. - 160 с.
29. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 304 с.
30. Клюева Г.А. Модернизация содержания профориентационной работы в новых социальных условиях // Пермский виртуальный педагогический совет, 2012. - 153 с.
31. Ковалева Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики Текст. / Т.М. Ковалева // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летнию тьюторских конференций. 1996-2005. Томск: М-Принт, 2005. - С. 42-53.
32. Ковалева Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании Текст. / Т.М.Ковалева // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии: сборник статей. М.: МИОО. - 2008. - №3. - С. 8-16.
33. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. Донецк, 2012. - 800 с.
34. Колесников И.А. Профессиональное самоопределение старших школьников как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - №31. - С. 71-76.
35. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
36. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: ТЦ «Сфера»,
2017. - 464 с.
37. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.:ТЦ Сфера, 2016. - 464 с.
38. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение
образов возможного будущего // Вопросы психологии. - 2010.
№ 1. - С. 57-66.
39. Лукши П. Атлас новых профессий; Агентство стратегических инициатив, Московская шк. упр. Сколково. - Москва:Олимп-Бизнес, 2015. - 216 с.
40. МАОУ СОШ № 137: сайт. - URL: ййр://школа137.екатеринбург.рф (дата обращения: 01.09.2020).
41. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. Текст. / Л.В. Мардахаев, М.: Издательский центр Академия, 2002. - 368 с.
42. Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учеб, для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. - 184 с.
43. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений. 15-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия». 2015. - 656 с.
44. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014. - 460 с.
45. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. Москва: Сфера. 2015. - 118 с.
46. Подшивалова Н.П. Методические рекомендации по оцениванию знаний, достижений и сопровождению старшеклассников в системе индивидуальных профильных маршрутов. - URL: http://npodshivalova.ucoz.ru(дата обращения: 06.10.2020).
47. Попович А.Э. Профессиональное самоопределение
старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы. - М. 2011. - 112 c.
48. Пряжников Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Под. ред. Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. Москва: Первое сентября, 2012. - 223 с.
49. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.
М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО
«МОДЭК», 2010. - 256 с.
50. Пряжников Н.С. Школьная профориентация: мечты и реальность // Школьный психолог. - 2010. - № 4. - С. 12-13.
51. Русанов В.П. Система индивидуализированного обучения студентов на основе мотивационного программно-целевого управления. Дис.доктора пед. наук. - Барнаул, 2012. - 357 с.
52. Санникова Т.Г. Тьюторское сопровождение в подростковой и старшей школе / Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности в университете. / Отв. ред. С.Ф. Сироткин, Д.Ю. Гребенкин. - Ижевск: ERGO, 2014. - 144 с.
53. Статья «Организация профориентационной работы в современной школе»: сайт. - URL: ttps://урок.рф (дата обращения: 22.03.2020).
54. Сунцова Я.С. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2014. - 112 с.
55. Тьюторский дневник: методическое приложение к программе повышения квалификации «Обеспечение уровня общего образования средствами образовательных программ» Текст. / авт. кл-в: Антропянская Л.Н., Муха Н.В., Мухамедова Ф.У., Подоплекина М.А., Расколенко Д.В., Яновская О.Ю. Томск, 2004. - 77 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования Российской Федерации [принят 07.06.2012 № 24480]: (с изменениями и дополнениями). - Доступ из справ.-правовой системы Констультант-плюс.
57. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (в редакции от 29.12.2017). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
58. Хилько М.Е. Возрастная психология : краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2013. - 200 с.
59. Шалимова H.A. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся в условиях старшей школы: Автореф. канд. пед. наук. - Кострома, 2012. - 26 с.
60. Шидловская Т.Г. Проблемы профориентационной работы на современном этапе развития СПО // Ресурсы ГОУ Кузбасского регионального института профессионального образования, 2012. - 134 с.
61. Щедровицкий Т.П. Педагогика и логика Текст. / Г.П. Щедровицкий [и др.]. М.: Касталь,1993. - 256 с.
62. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Б.Д. Эльконин. М., 1989. - 56 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ