Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся на
ступени среднего общего образования 7
1.2. Профессиональное самоопределение: понятие и сущность 16
1.3. Этапы, формы, методы, ресурсы социально-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения
обучающихся на ступени среднего общего образования в рамках реализации ФГОС СОО 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 40
2.1. Из опыта работы Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения - средней
общеобразовательной школы № 137 г. Екатеринбурга по
профессионального самоопределению обучающихся 40
2.2. Программа по социально-педагогическому сопровождению
профессионального самоопределения обучающихся на ступени среднего общего образования «Шаги к выбору профессии» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРУТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся на
ступени среднего общего образования 7
1.2. Профессиональное самоопределение: понятие и сущность 16
1.3. Этапы, формы, методы, ресурсы социально-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения
обучающихся на ступени среднего общего образования в рамках реализации ФГОС СОО 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 40
2.1. Из опыта работы Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения - средней
общеобразовательной школы № 137 г. Екатеринбурга по
профессионального самоопределению обучающихся 40
2.2. Программа по социально-педагогическому сопровождению
профессионального самоопределения обучающихся на ступени среднего общего образования «Шаги к выбору профессии» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРУТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время проблема профессионального самоопределения обучающихся, достаточно широко обсуждается в системе образования Российской Федерации и является одной из приоритетных задач образования.
Это нашло отражение в следующих нормативно-правовых актах: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
В 66 статье закона ФЗ № 273 «Об образовании», среднее общее образование является направленным на «формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [57].
Согласно итогам Всероссийской профессиональной диагностики, которая была проведена в 2018 году, весьма велик процент старшеклассников, которые не смогли определиться ни с будущей профессией, ни с дальнейшим образованием (29% старшеклассников выбрали и профессию, и образование; 26% - только образование; 16% - только профессию; 29% - ничего не выбрали) [2].
Выбор будущей профессии именно для старшеклассников представляет значимую проблему, которая в дальнейшем будет также влиять на образ жизни, судьбу.
Многообразие профессиональной среды, условия современной жизни, изменения, которые происходят сегодня в экономике, общественной жизни, предъявляют к молодым людям требования - выбирать будущий профессиональный род деятельности и свой дальнейший жизненный путь, с учетом их потребностей, возможностей и склонностей. Подобные умения должны быть сформированы еще на этапе обучения в старших классах общеобразовательной организации.
Именно поэтому на данном этапе развития личности необходимо уделить внимание социально-педагогическому сопровождению профессионального самоопределению обучающихся, для того, чтобы сформировать у подростков умения объективно оценивать собственные силы, выявлять свои сильные стороны, позитивные качества, уметь опираться на них и использовать для дальнейшего роста.
На наш взгляд профессиональное самоопределение обучающихся на ступени среднего общего образования будет способствовать социально-педагогическое сопровождение предполагающее:
• индивидуализацию образовательного процесса, которая обеспечивается
предоставлением возможности самостоятельного выбора старшеклассникам вариантов изучения предметов (профильные и базовые), элективных курсов, самостоятельного определения тем и направлений проектной и творческой деятельности;
• расширение пространства социальной деятельности обучающихся, которая обеспечивается включением их в различные формы публичных презентаций, организацией профессиональных проб, стажировок и практик;
• организацию пространства рефлексии, которая обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений с обучающимися их образовательных целей и перспектив, образовательных историй и событий.
В научной литературе над проблемой социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся работали такие ученые как: М.А. Бендюков, Е.В. Гурова., Е.И. Казакова, Е.А. Климов, Т.М. Ковалева, О.В. Козловский, Л.В. Мардахаев, Т.Л. Павлова, М.С. Пряжников, В.П. Русанов, Л.Д. Столяренко, Я.С. Сунцова, Т.Г. Санникова, Н.А. Шалимова, Т.Г. Шидловская, П.Г. Щедровицкий, и многие другие.
Противоречия исследования: между потребностью учащихся в осмысленном профессиональном самоопределении с ориентацией на свои потребности и индивидуальные особенности и недостаточностью социально - педагогического сопровождения этого процесса в школе.
Проблема исследования: как осуществлять социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной организации?
Тема исследования: «Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации».
Объект исследования: профессиональное самоопределение обучающихся в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации на ступени среднего общего образования.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации на ступени среднего общего образования.
Гипотеза исследования: социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательной организации, возможно, будет результативным, если:
• создана образовательная среда, имеющая следующие характеристики: открытость, избыточность, вариативность;
• разработана программа по социально-педагогическому сопровождению
профессионального самоопределения старшеклассников, предполагающая поэтапную реализацию (диагностико-мотивационный этап, проектировочный этап, реализационный этап, рефлексивный этап), с использованием образовательных событий, профессиональных проб.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику обучающихся на ступени среднего общего образования.
2. Рассмотреть понятие и сущность профессионального самоопределения старшеклассников.
3. Определить этапы, формы, методы социально-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельность образовательной организации по
социально-педагогическому сопровождению профессионального
самоопределения старшеклассников.
5. Разработать программу по социально-педагогическому сопровождению
профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной организации.
Практическая значимость исследования: основанная на реализации четырех шагов («Остановись и исследуй», «Выбери», «Сделай», «Поделись») программа по социально-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся может быть использована в практической деятельности общеобразовательных организаций на ступени среднего общего образования.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ, систематизация, обобщение, сравнение.
• Эмпирические: анализ документов, анкетирование, обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 137.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Это нашло отражение в следующих нормативно-правовых актах: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
В 66 статье закона ФЗ № 273 «Об образовании», среднее общее образование является направленным на «формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [57].
Согласно итогам Всероссийской профессиональной диагностики, которая была проведена в 2018 году, весьма велик процент старшеклассников, которые не смогли определиться ни с будущей профессией, ни с дальнейшим образованием (29% старшеклассников выбрали и профессию, и образование; 26% - только образование; 16% - только профессию; 29% - ничего не выбрали) [2].
Выбор будущей профессии именно для старшеклассников представляет значимую проблему, которая в дальнейшем будет также влиять на образ жизни, судьбу.
Многообразие профессиональной среды, условия современной жизни, изменения, которые происходят сегодня в экономике, общественной жизни, предъявляют к молодым людям требования - выбирать будущий профессиональный род деятельности и свой дальнейший жизненный путь, с учетом их потребностей, возможностей и склонностей. Подобные умения должны быть сформированы еще на этапе обучения в старших классах общеобразовательной организации.
Именно поэтому на данном этапе развития личности необходимо уделить внимание социально-педагогическому сопровождению профессионального самоопределению обучающихся, для того, чтобы сформировать у подростков умения объективно оценивать собственные силы, выявлять свои сильные стороны, позитивные качества, уметь опираться на них и использовать для дальнейшего роста.
На наш взгляд профессиональное самоопределение обучающихся на ступени среднего общего образования будет способствовать социально-педагогическое сопровождение предполагающее:
• индивидуализацию образовательного процесса, которая обеспечивается
предоставлением возможности самостоятельного выбора старшеклассникам вариантов изучения предметов (профильные и базовые), элективных курсов, самостоятельного определения тем и направлений проектной и творческой деятельности;
• расширение пространства социальной деятельности обучающихся, которая обеспечивается включением их в различные формы публичных презентаций, организацией профессиональных проб, стажировок и практик;
• организацию пространства рефлексии, которая обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений с обучающимися их образовательных целей и перспектив, образовательных историй и событий.
В научной литературе над проблемой социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся работали такие ученые как: М.А. Бендюков, Е.В. Гурова., Е.И. Казакова, Е.А. Климов, Т.М. Ковалева, О.В. Козловский, Л.В. Мардахаев, Т.Л. Павлова, М.С. Пряжников, В.П. Русанов, Л.Д. Столяренко, Я.С. Сунцова, Т.Г. Санникова, Н.А. Шалимова, Т.Г. Шидловская, П.Г. Щедровицкий, и многие другие.
Противоречия исследования: между потребностью учащихся в осмысленном профессиональном самоопределении с ориентацией на свои потребности и индивидуальные особенности и недостаточностью социально - педагогического сопровождения этого процесса в школе.
Проблема исследования: как осуществлять социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной организации?
Тема исследования: «Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации».
Объект исследования: профессиональное самоопределение обучающихся в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации на ступени среднего общего образования.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации на ступени среднего общего образования.
Гипотеза исследования: социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательной организации, возможно, будет результативным, если:
• создана образовательная среда, имеющая следующие характеристики: открытость, избыточность, вариативность;
• разработана программа по социально-педагогическому сопровождению
профессионального самоопределения старшеклассников, предполагающая поэтапную реализацию (диагностико-мотивационный этап, проектировочный этап, реализационный этап, рефлексивный этап), с использованием образовательных событий, профессиональных проб.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику обучающихся на ступени среднего общего образования.
2. Рассмотреть понятие и сущность профессионального самоопределения старшеклассников.
3. Определить этапы, формы, методы социально-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельность образовательной организации по
социально-педагогическому сопровождению профессионального
самоопределения старшеклассников.
5. Разработать программу по социально-педагогическому сопровождению
профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной организации.
Практическая значимость исследования: основанная на реализации четырех шагов («Остановись и исследуй», «Выбери», «Сделай», «Поделись») программа по социально-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся может быть использована в практической деятельности общеобразовательных организаций на ступени среднего общего образования.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ, систематизация, обобщение, сравнение.
• Эмпирические: анализ документов, анкетирование, обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 137.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В настоящее время профессиональное самоопределение старшеклассников является актуальной и многоаспектной проблемой, носящей социально-педагогический характер.
Старшеклассник - это возраст от 15-17 лет, переход от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости. Вступая в жизнь старшеклассникам необходимо быть практически и психологически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения, следовательно, профессиональное самоопределение важно именно для старшеклассников, поскольку в этот период у обучающихся формируется единая система знаний, складывающаяся затем в систему убеждений.
Профессиональное самоопределение обучающихся - это определение себя относительно выбора будущей профессии или трудовой деятельности и самореализация в этой сфере. Это весьма длительный процесс согласования социально-профессиональных потребностей и внутриличностных потребностей личности. Результатом профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации является - готовность старшеклассников к выбору профессии.
Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников обогатиться если, мы, внесем ценности тьюторской деятельности в этот процесс, а именно образовательная среда будет вариативной, избыточной, открытой.
В рамках нашего исследования был проведен анализ деятельности, документов МАОУ-СОШ № 137, были выделили следующие вопросы профессионального самоопределения старшеклассников, требующие решения и совершенствования: в библиотеке школы содержится много устаревшего материала по профессиональному самоопределению старшеклассников; на сайте школы не содержится информация о проводимых профориентационных мероприятиях, в том числе и с партнерами школы; нет положения, плана и программы, направленных на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Проведено исследование среди обучающихся 10-11-х классов на выявление уровня готовности к выбору будущей профессии, которое показало, что из 38 опрошенных, у 37% (14 чел.) обучающихся наблюдается средний уровень готовности к выбору будущей профессии, высокий уровень наблюдается у 8% (3 чел.) обучающихся, низкий уровень наблюдается у 47% (18 чел.) обучающихся, вообще не готовы к выбору будущей профессии 8% (3 чел.).
Данные результаты диагностики позволяют судить о том, что социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников находится не на должном уровне. Поэтому мы сочли необходимым разработать программу по социально-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников с элементами тьюторской деятельности «Шаги к выбору профессии», которая включается в себя: ресурсы, этапы и направления (шаги) социально-педагогического сопровождения.
Ресурсы: финансовые ресурсы; кадровые ресурсы; материально-технические ресурсы; информационно методические ресурсы.
Этапы программы: диагностико-мотивационный; проектировочный; реализационный; рефлексивный.
Направления (шаги): предложенные направления (шаги) рассмотрены в соответствии с выделенными этапами.
Программа была реализована на базе МАОУ-СОШ № 137 п. Шабровский с сентября 2019 по май 2020 учебного года.
По окончанию программы, была замерена готовность обучающихся к выбору профессии. В исследовании участвовало 38 человек, 10-11-х классов, которое показало, что из 38 опрошенных, у 66% (25 чел.) обучающихся наблюдается средний уровень готовности к выбору будущей профессии, высокий уровень наблюдается у 26% (10 чел.) обучающихся, низкий уровень наблюдается у 8% (3 чел.) обучающихся, вообще не готовы к выбору будущей профессии 0% (0 чел.).
Из 18 обучающихся 11го класса, в ВУЗы г. Екатеринбурга поступили 9 человек (50%) (6 бюджетных мест, 3 внебюджетных места), 9 человек (50%) поступили в колледжи г. Екатеринбурга (все обучающиеся на бюджетных местах).
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной организации можно считать результативны и успешным, следовательно, поставленные нами задачи реализованы, цель достигнута, гипотеза получила подтверждение. Разработанная программа может быть реализована на базе любой общеобразовательной организации, на уровне среднего общего образования.
Старшеклассник - это возраст от 15-17 лет, переход от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости. Вступая в жизнь старшеклассникам необходимо быть практически и психологически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения, следовательно, профессиональное самоопределение важно именно для старшеклассников, поскольку в этот период у обучающихся формируется единая система знаний, складывающаяся затем в систему убеждений.
Профессиональное самоопределение обучающихся - это определение себя относительно выбора будущей профессии или трудовой деятельности и самореализация в этой сфере. Это весьма длительный процесс согласования социально-профессиональных потребностей и внутриличностных потребностей личности. Результатом профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации является - готовность старшеклассников к выбору профессии.
Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников обогатиться если, мы, внесем ценности тьюторской деятельности в этот процесс, а именно образовательная среда будет вариативной, избыточной, открытой.
В рамках нашего исследования был проведен анализ деятельности, документов МАОУ-СОШ № 137, были выделили следующие вопросы профессионального самоопределения старшеклассников, требующие решения и совершенствования: в библиотеке школы содержится много устаревшего материала по профессиональному самоопределению старшеклассников; на сайте школы не содержится информация о проводимых профориентационных мероприятиях, в том числе и с партнерами школы; нет положения, плана и программы, направленных на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Проведено исследование среди обучающихся 10-11-х классов на выявление уровня готовности к выбору будущей профессии, которое показало, что из 38 опрошенных, у 37% (14 чел.) обучающихся наблюдается средний уровень готовности к выбору будущей профессии, высокий уровень наблюдается у 8% (3 чел.) обучающихся, низкий уровень наблюдается у 47% (18 чел.) обучающихся, вообще не готовы к выбору будущей профессии 8% (3 чел.).
Данные результаты диагностики позволяют судить о том, что социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников находится не на должном уровне. Поэтому мы сочли необходимым разработать программу по социально-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников с элементами тьюторской деятельности «Шаги к выбору профессии», которая включается в себя: ресурсы, этапы и направления (шаги) социально-педагогического сопровождения.
Ресурсы: финансовые ресурсы; кадровые ресурсы; материально-технические ресурсы; информационно методические ресурсы.
Этапы программы: диагностико-мотивационный; проектировочный; реализационный; рефлексивный.
Направления (шаги): предложенные направления (шаги) рассмотрены в соответствии с выделенными этапами.
Программа была реализована на базе МАОУ-СОШ № 137 п. Шабровский с сентября 2019 по май 2020 учебного года.
По окончанию программы, была замерена готовность обучающихся к выбору профессии. В исследовании участвовало 38 человек, 10-11-х классов, которое показало, что из 38 опрошенных, у 66% (25 чел.) обучающихся наблюдается средний уровень готовности к выбору будущей профессии, высокий уровень наблюдается у 26% (10 чел.) обучающихся, низкий уровень наблюдается у 8% (3 чел.) обучающихся, вообще не готовы к выбору будущей профессии 0% (0 чел.).
Из 18 обучающихся 11го класса, в ВУЗы г. Екатеринбурга поступили 9 человек (50%) (6 бюджетных мест, 3 внебюджетных места), 9 человек (50%) поступили в колледжи г. Екатеринбурга (все обучающиеся на бюджетных местах).
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной организации можно считать результативны и успешным, следовательно, поставленные нами задачи реализованы, цель достигнута, гипотеза получила подтверждение. Разработанная программа может быть реализована на базе любой общеобразовательной организации, на уровне среднего общего образования.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения
старшеклассников в условиях общеобразовательной
школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Формы и методы организaции работы по профессиональному самоопределению обучающихся направления подготовки «Организация работы с молодежью» (Сургутский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Координации деятельности субъектов
профессиональной ориентации в общеобразовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА Я СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



