ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 6
1.1. Развитие творческого воображения детей как педагогическая
проблема 6
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей младшего
школьного возраста 1 5
1.3. Театрализованная деятельность как средство развития творческого
воображения детей младшего школьного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
творческого воображения детей младшего школьного возраста 29
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения детей
младшего школьного возраста в театрализованной деятельности .... 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
В современных социокультурных условиях происходит процесс непрерывного реформирования всех общественных институтов, который требует от человека умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат. Творчески мыслящий человек способен наиболее эффективно организовать свою деятельность. Задача творческого развития детей выступает в качестве одной из приоритетных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).
Современная образовательная парадигма реализует одно из значимых положений ФГОС НОО, где отмечается, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: «разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала» [56, с. 6].
Младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом развития творческого воображения ребенка. У младшего школьника возникают важнейшие новообразования (произвольность, внутренний план действий и рефлексия), происходит преобразование всех психических процессов, что тесно связано с развитием воображения. Из этого вытекает необходимость организации занятий по развитию творческого воображения в понятной и интересной для детей деятельности.
Научно-теоретические основы развития воображения, в том числе и творческого, заложены в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Б.М. Теплова, О.М. Дьяченко, Т. Рибо, О.В. Морозовой, О.Е. Озеровой, А.А. Мелик-Пашаева, С.Н Томчиковой, Ж. Пиаже, А.В. Петровского, И.Ю. Амосовой, Л.Ю. Субботиной.
Одним из эффективных средств развития творческого воображения детей младшего школьного возраста является театрализованная деятельность, в ходе которой происходит развитие личности ребенка, активизация его познавательных процессов, в том числе и творческого воображения.
Однако, как показывает практика, потенциал театрализованной деятельности недостаточно используется в развитии творческого воображения младших школьников. Наблюдается недостаточная разработанность содержания педагогической работы по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческого воображения у младших школьников, как компонента творчески развитой личности и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе театрализованной деятельности для его развития.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в театрализованной деятельности.
Выявленные актуальность проблемы и противоречия позволили определить тему исследования: «Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в театрализованной деятельности».
Объект исследования - процесс развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения младших школьников в процессе театрализованной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в театрализованной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение» применительно к младшему школьному возрасту.
2. Выявить особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности театрализованной деятельности в развитии творческого воображение детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностическое исследование уровня развитости творческого воображения детей младшего школьного возраста на начальном этапе практического исследования.
5. Спроектировать содержание работы по развитию творческого воображения детей младшего школьного возраста в театрализованной деятельности.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий по театрализованной деятельности, как один из видов продуктивной деятельности, способствующий развитию творческого воображения детей, повышению качества уровня их развития.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №138 города
Екатеринбурга Свердловской области. В проектировочной работе приняли участие 30 детей в возрасте 8 - 9 лет, обучающихся по программе «Школа России».
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, содержащего 65 наименований изданий, приложений.
В современном обществе в связи с перестройкой общественных институтов, возрастает потребность развития человека, умеющего неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. В связи с этим, одной из главных педагогических задач выступает развитие творческого воображения ребенка. Оно играет значительную роль в познании и освоении ребенком окружающего мира, является важнейшим условием психологического развития способности к творчеству. Процесс творческого воображения изучался А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым, О.М. Дъяченко, Л.С. Выготским.
Творческое воображение является способностью ребенка представить свои внутренние впечатления в виде образа, «вообразить» их и создать чувственно воспринимаемы выразительный образ (словесный, звуковой, живописный, пластический) в материале и языке того или иного вида искусства (А.А. Мелик-Пашаев). Компонентами творческого воображения являются: эмоционально-чувственный опыт ребенка, включающий в себя эмпатию и выразительность; кругозор ребенка, состоящий из художественно¬эстетического опыта ребенка; комбинаторные механизмы воображения, включающие в себя умения находить оптимальную комбинацию средств выразительности с целью создания художественного образа, а также видеть все разнообразие возможных вариантов для создания оригинального художественного образа.
На основе определения понятия «творческое воображение» и выделенных структурных компонентов, нами были определены показатели и разработаны уровни развитости творческого воображения у младших школьников в театрализованной деятельности. Таким образом, к основным показателям развитости творческого воображения были отнесены:
1) художественно-эстетический опыт;
2) эмпатия;
3) выразительность;
4) вариативность;
5) оригинальность.
Для выявления уровня развитости творческого воображения младших школьников в процессе практического исследования были использованы следующие методики:
1. Беседа с детьми «Творчество» А. Г. Гогоберидзе;
2. Методика «Горшочек каши» О.М. Евдокимовой;
3. Методика «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной;
4. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
Результаты проведения данных диагностических методик позволили определить начальный уровень развития творческого воображения младших школьников: низкий уровень развития творческого воображения имеют 11 младших школьников (37%), средний уровень имеют 15 школьников (50%), высокий уровень имеют 4 ребенка (13%). Полученные результаты показали о необходимости разработки содержания педагогической работы по развитию творческого воображения.
Нами был разработан комплекс занятий, по развитию творческого воображения младших школьников в процессе театрализованной деятельности. Содержание деятельности включало в себя развитие творческого воображения младших школьников в совокупности выделенных показателей. Использовались такие методы и приемы, как: этюды, игровые упражнения, ритмопластика, игры-драматизации, рассказ героев о себе, сказкотерапия, пантомимические упражнения.
Развитие показателя творческого воображения - «художественно-эстетический опыт» осуществлялось на основе метода создания художественного контекста (Л.В. Горюнова): выход за пределы театрального искусства, обращение к смежным видам, поиск и соотнесенность темы в спектре всех видов искусств, знакомство с театральными атрибутами, беседы на темы театра и театрального искусства. Развитие показателя «эмпатия» осуществлялось на основе метода уподобления (мимическое, двигательное, интонационное) художественному образу (О.П. Радынова) в процессе игр- драматизаций. Данный метод активизирует творческие проявления, помогает «пропустить образ через себя». Развитие показателя «выразительность» осуществлялось на основе метода пластического интонирования (Т.Е. Вендрова): переживание художественного образа в его пластической интерпретации с использованием ритмопластики, этюдов, психогимнастических упражнений. Для развития показателя «вариативность» использовались импровизационные упражнения, моделирование литературных сюжетов на основе метода создания композиций (Л.В. Горюнова): сочетание различных видов театрализованной деятельности. Для развития такого показателя, как «оригинальность» использовались этюды, повышение деятельностного освоения произведения искусства на основе метода моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская), создание нового образа на основе метода сочинение сочиненного (Д.Б. Кабалевский, В.О Усачева).
1. Агапова, И. А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыкова. - М.: Вако, 2016. - 201 с.
2. Акулова, О. В. Театрализованные игры [Текст] /О. В. Акулова// Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 24-32.
3. Амосова, И. Ю. Развитие творческого воображения младших школьников [Текст] // Современная педагогика, 2013. - № 5. - С. 14-15.
4. Артемова, Л. В. Театрализованные игры младший школьников [Текст] / Л.В Артемова - М.: Просвещение, 2005. - 174 с.
5. Библия актерского мастерства. Уникальное собрание актерских тренингов по методикам величайших режиссеров [Текст] / Вера Полищук, Эльвира Сарабьян.: ACT; Москва, 2014. - 138 с.
6. Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / В. Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2012. - 112 с.
7. Буева, Л. П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений [Текст] / Л. П. Буева. - М.: Просвещение, 2009. - 83 с.
8. Буренина, А. И. Театр всевозможного: От игры до спектакля [Текст] / А.И. Буренина. - СПб.: Музыкальная палитра, 2012. - 114 с.
9. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей [Текст] / М.Э. Ванник // Наши дети. - 2015. - № 4. - С. 169-172.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2007. - 192 с.
11. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. СПб, 2013. - 144 с.
12. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] / М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 82 с.
13. Генералова, И. А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация [Текст] / И.А. Генералова //Начальная школа плюс до и после. -
2013. - №5. - С. 45-52.
14. Генералова, И. А. Театр (Методические рекомендации для
учителя) [Текст] / И. А. Генералова. - М., 2015. - 47 с.
15. Гиппиус, С. В. Гимнастика чувств. Тренинг актерского мастерства [Текст] / С. В. Гиппиус. - СПб,; Издательство «Веды», 2010. - 378 с.
16. Голышева, И. А. Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст] / И. А. Голышева, Е. С. Сбитнева // Молодой ученый. - 2016. - №27. - С. 659-662.
17. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность младших школьников: методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей [Текст] / Н. Ф. Губанова. - М.: Вако, 2017. - 68 с.
18. Дъяченко, О. М. Развитие воображения дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко. - М.: РАО, 2011. - 105 с.
19. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей [Текст] / Е. Б Евладова. - М.: Владос, 2012. - 78 с.
...