ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного
возраста 6
1.2. Иноязычная коммуникативная компетенция: понятие, компоненты 18
1.3. Формы и методы формирования иноязычной коммуникативной компетен детей младшего школьного возраста на уроках английского 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАОУ СОШ № 66 42
2.1. Анализ деятельности МАОУ СОШ № 66 по формированию иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников
42
2.2. Комплекс упражнений по формированию иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников в общеобразовательной организации 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
Значимость в современном обществе социальной мобильности, толерантности и коммуникативной компетентности, как основных характеристик личности подрастающего человека, меняет подходы в системе образования.
В соответствии с новыми образовательными стандартами вопросы и задачи коммуникативного обучения иностранному языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранным, в приоритете английским языком.
Главной целью обучения иностранному языку в школе согласно ФГОС становится формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Перед учителями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации.
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью иностранного языка уже на начальном этапе обучения. Именно в период младшего школьного возраста складывается база навыков коммуникации: способность ребенка к речевому подражанию и непроизвольному овладению речью максимальна. Быстрое речевое развитие и активизация речемыслительных процессов позволяет овладеть языком легче, чем в другом возрастном периоде.
В соответствии с ФГОС НОО, предметные результаты изучения иностранного языка на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне владения.
Проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетенции посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить работы таких отечественных и зарубежных ученых, как И.Л.Бим, Л.Н.Булыгина, И.А. Зимняя, О.В.Кудашкина, К.П.Зайцева, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, Е.Н.
Противоречие: между важностью формирования иноязычной коммуникативной компетенции у детей и недостаточным использованием возможностей на уроках иностранного языка.
Проблема: как формировать иноязычную коммуникативную компетенцию у младших школьников на уроках английского языка в общеобразовательной организации?
Объект исследования: процесс формирования иноязычной
коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание формирования иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников в урочной деятельности.
Цель исследования: на основе анализа теоретического и практического аспектов разработать комплекс упражнений по формированию иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках английского языка.
Гипотеза: предполагаем, что формированию иноязычной
коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации будет способствовать комплекс упражнения с использованием различных форм (индивидуальные, групповые) и методов (активные, интерактивные).
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть понятие, компоненты иноязычной коммуникативной компетенции.
3. Выделить формы и методы формирования иноязычной коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельность Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №66» по формированию иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез обобщение, описание, сравнение; эмпирические: анализ документов, тестирование, анкетирование, обработка результатов.
База исследования: Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №66».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Овладение иностранными языками является следствием интернационализации всех сфер жизни нашего общества, вхождения его в мировое сообщество. Кроме этого, на сегодняшний день происходит увеличение интереса к обучению иностранному языку в раннем возрасте. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте (6-7 до 9-11 лет) способность к речевому подражанию и непроизвольному овладению речью максимальна. Быстрое речевое развитие и активизация речемыслительных процессов в этом возрасте позволяет овладеть языком легче, чем в каком- либо другом.
Иноязычная коммуникативная компетенция представляет собой знание иностранного языка, а именно его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, а также владение навыками говорения, аудирования, чтения, письма - в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей человека.
Структура иноязычной коммуникативной компетенции определяется единством языкового, речевого и социокультурного компонентов.
Языковой компонент отражает уровень знания фонетической, грамматической, лексической и стилистической систем иностранного языка и владение слухопроизносительными, грамматическими, лексическими, орфографическими и пунктуационными навыками нормативной речи.
Речевой компонент включает в себя умения осуществлять различные виды речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение и письмо) и предполагает: овладение техникой чтения и технологией различных видов чтения, восприятие на слух монологической и диалогической речи, овладение навыками говорения, а также знание особенностей письменной речи.
Социокультурный компонент представляет собой систему умений, относящихся к взаимодействию с людьми различного статуса и в повседневных или деловых ситуациях общения, а также знаний культуры носителей иностранного языка.
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции представляет собой процесс педагогического воздействия на обучающегося, с целью формирования у него способности осуществлять речевую
деятельность в процессе взаимодействия с носителями иностранного языка в ситуациях повседневного, делового и профессионального общения при совместном решении определенных задач и проблем.
Учитывая требования ФГОС, основными методами формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка выступают активные (презентации, игры) и интерактивные (мозговой штурм, интерактивный урок с применением аудио - и видеоматериалов, метод проектов).
В качестве ключевых форм выступают В качестве основных форм выступают индивидуальные (подготовка сообщений или докладов, разучивание стихов, песен) и групповые (опрос, интервью) формы работы .
На основе теоретических данных, мы провели анализ деятельности МАОУ СОШ №66 по формированию иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках английского языка.
Исходя из проведенного анализа УМК, тематического планирования и рабочей программы, нами был сделан вывод о том, что уроки и задания в большей мере направлены на формирование языкового и социокультурного компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, речевому компоненту уделено в процессе обучения меньшее внимание.
Нами было проведено диагностическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников, в котором приняло участие 22 человека.
Результаты исследования показали, что:
- языковой и социокультурный компоненты находятся на среднем уровне;
- речевой компонент иноязычной коммуникативной компетенции находится на низком уровне.
Для решения выявленных проблем, нами был разработан комплекс упражнений, включающий следующие: «Russian attractions» (Российские достопримечательности), «World capitals» (Мировые столицы), «Interview» (Интервью), «The right way» (Верный путь), «What is your hobby?» (Какое твое хобби?), «English cartoons» (Английские мультфильмы), «New friends» (Новые друзья).
Комплекс реализован частично. Проведенный опрос показал, что в большей степени у обучающихся вызвали интерес упражнения, которые были проведены как на основе активных методов, так и на основе интерактивных методов в групповой и индивидуальных формах.
Таким образом, мы можем сказать, что поставленные задачи реализованы, цель достигнута.