ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного
возраста 6
1.2. Мотивация: понятие и сущность 14
1.3. Методы формирования мотивации к изучению иностранного язык
младших школьников в общеобразовательной
организации 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАОУ СОШ № 66 39
2.1. Анализ деятельности МАОУ СОШ № 66 по формированию
мотивации к изучению иностранного языка младших школьников в общеобразовательной организации 39
2.2. Комплекс упражнений по формированию мотивации к изучению иностранного языка младших школьников в общеобразовательной
организации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Актуальность. На сегодняшний день в ФГОС, учебная деятельность предполагает развитие у школьников умения "самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности". Мотивацию в таком случае можно охарактеризовать как соподчинение различных мотивов, их иерархия, устойчивость и сбалансированность. Школьников нужно научить ставить перед собой перспективные цели и достигать их, видеть последствия деятельности и поведения; преодолевать любые препятствия на пути к намеченной цели. Проблема повышения мотивации изучения иностранного языка всегда остается актуальной. Сложность иностранного языка, как учебного предмета, большой объем лексического и грамматического материала, необходимость выполнять однообразные и зачастую скучные упражнения объясняет нежелание учащихся глубоко вникать в изучение данного предмета и, как результат, низкий уровень языковой подготовки в большинстве неязыковых школ.
Проблеме формирования мотивации посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить работы таких отечественных и зарубежных ученых, как А.И. Леонтьев, Л.И. Маркова П.Я.Гальперин, Б.И.Додонов, И.А.Зимняя, Л.С. Рубенштейн, Божович Л.И.
Противоречие: между возможностью изучения иностранного языка и отсутствием внимания к формированию мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.
Проблема: как формировать мотивацию к изучению иностранного языка у младших школьников в общеобразовательной организации.
Объект исследования: процесс формирования мотивации как одной из главной составляющей при обучении английскому языку.
Предмет исследования: формирование мотивации к изучению иностранного языка младших школьников в общеобразовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и практических аспектов формирования мотивации младших школьников разработать комплекс упражнений по формированию мотивации к изучению иностранного языка младших школьников в общеобразовательной организации.
Для реализации данной цели нужно решить несколько задач:
1) Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
2) Определить понятие и рассмотреть виды мотивации;
3) Рассмотреть методы формирования мотивации к изучению иностранного языка младших школьников в общеобразовательной организации;
Проанализировать деятельность Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №66» по формированию мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и анализ литературы, которая способствует обучению английского языка, анализ, обобщение опыта, практическая апробация, беседы, тестирование учащихся связанной с формированием мотивацией во время обучения младших школьников.
Гипотеза исследования: изучение английского языка младшими школьниками будет более успешным, если будут учитываться возрастные особенности учащихся первой ступени, уровень сформированности иноязычных речевых умений и навыков, а также особенности развития умений через формирование положительной мотивации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
На сегодняшний день в ФГОС, учебная деятельность предполагает развитие у школьников умения «самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности». Поэтому значимость изучения иностранного языка уже на начальном этапе обучения является актуальной в обучении.
Младшим школьным возрастом принято считать возраст с 6-7 до 9-11 лет, и это тот возрастной период, когда у ребенка совершенствуются и закрепляются его новые достижения и навыки, а также он активно вовлечен в учебную деятельность. Именно поэтому младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного формирования мотивации к изучению иностранного языка, искусству общения между детьми, усвоения коммуникативных, речевых навыков, способов разрешения социальных ситуаций.
Мотивация является процессом побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Выделяют несколько видов мотивации: внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная. Как частный вид мотивации определяется учебная мотивация, что является сложным, системным образованием, состоящим из познавательных и социальных мотивов учения.
Формирование учебной мотивации представляет собой воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей принятых в нашем обществе в сочетании с активным поведением ученика. Что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника..
Учитывая требования ФГОС, методами формирования мотивации к изучения иностранного языка в общеобразовательной организации являются: проектный метод, коммуникативный системно - деятельностный метод, интенсивный метод, суггестопедический метод, и метод модульного обучения. Основными из них являются проблемный и системно-деятельностный методы обучения. Использование проблемного обучения способствует активному развитию проблемного мышления, способствует воспитанию активной творческой личности, умеющей разрешать нестандартные проблемы. Коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний.
На основе теоретических данных, мы провели анализ деятельности МАОУ СОШ №66 по формированию мотивации к изучения иностранного языка у младших школьников.
Исходя из проведенного анализа УМК и рабочей программы, нами был сделан вывод о том, что уроки и упражнения в большей мере направлены на формирование различных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, а формированию мотивации к изучению уделено в процессе обучения меньшее внимание.
Нами было проведено диагностическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности мотивации к изучению английского языка младших школьников, в котором приняло участие 23 человека.
Результаты исследования показали, что желание, заинтересованность, а в следствии этому и мотивация младших школьников находится на низком уровне.
Для решения выявленных нами проблем, нами был разработан комплекс упражнений, включающий следующие: «Similarordifferent», «Myfavouriteanimal», «Makingplans», «Explainingtheway»,«ReadandTalk».
Наш комплекс мы реализовали частично. Опрос обратной связи показал, что больший интерес у учащихся вызвали такие упражнения, которые были проведены как на основе коммуникативного методов, так и на основе проектного метода.
Таким образом, мы можем сказать, что поставленные задачи решены, цель достигнута.
1. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. М.: , 2002 с.175.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2004.264 с.
3. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.1989. №11. С.17-21.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: 1991.209с.
5. Бодалев А. А. Психология общения:избранные психологические труды. М:., 2002. 145с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.219с.
7. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.213с.
8. Брагуца А.В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе // Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». 2010. №9. 158 с.
9. Браткова М.П. Тесты на выявление коммуникативных особенностей // Ежемесячный научно-методический журнал «Школьное воспитание». - 2008. № 3. 210 с.
10. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на- Дону, 1995.166 с.
11. Волков Б. С. Возрастная психология // В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям (ОПД.Ф.01-Психология) / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. 343 с.
12. Волков Б. С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение: пособие для педагога-исследователя / Б. С.
Волков. СПб.: Питер, 2011. 304 с.
13. Выготский Л.С. Педагогика. Собрание сочинений. М.: Педагогика,
2002. 504 с.
14. Гамезо М. В., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: учебник / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. М. : МГОПУ; АНОО НОУ, 2009. 164с.
15. ГальперинП.Я.Основные результаты исследования по проблеме «формирование умственных действий и понятий». Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. МГУ, 1965. 272с.
16. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. № 1. 1969. 187с.
17. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2002. № 3-4.19 с.
18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: «ИНТОР», 2009. 541 с.
19. Данилов М. А. Дидактика// под общей ред. Б. П. Компова. М. : АПН РСФСР, 2007.518с.
...