ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Коммуникативная компетентность: понятие, структура 14
1.3. Методы, формы и средстваразвития коммуникативной
компетентности у младших школьников при изучении английского языка 23
ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ №95 г. ЕКАТЕРИНБУРГ
35
2.1. Анализ деятельности школы по развитию коммуникативной
компетентности у младших школьников при изучении английского языка 35
2.2. Первичная диагностика уровня развития коммуникативной
компетентностиу младших школьников при изучении английского языка 44
2.3. Комплекс мероприятий поразвитию коммуникативной
компетентности у младших школьников при изучении
английского языка 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Младший школьный возраст - важный этап социализации и развития коммуникативных умений. Ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизнедеятельности ребенка, является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность является одной из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.
Проблема развития коммуникативной компетентности у младших школьников при изучении английского языка рассматривается в исследованиях таких педагогов, как И.Л. Бим [9], А.А. Бодалева [10], А.А. Брудного [13], Л.С. Выготского [17,18,19], И.А. Зимней [28], М.И. Лисиной [35], Н.И. Шевандрина [59].
Актуальность темы исследования. Младший школьный возраст благоприятный период для овладения коммуникативными навыками потому что, в этот период у младших школьников проявляется особая чуткость к языковым явлениям, интерес к осмыслению речевого опыта, общению. Поэтому развитие коммуникативной компетентности у младших школьников является актуальной задачей образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, которые обеспечивают коммуникативность индивида, в федеральном государственном образовательном стандарте ставятся задачи развития у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.
Противоречие - между необходимостью развития коммуникативной компетентности у младших школьников и недостаточностью методических рекомендаций для педагога-предметника в образовательной организации по данному вопросу.
Проблема исследования - какие методы, приемы и средства входят в содержание развития коммуникативной компетентности у младших школьников при изучении английского языка?
Исходя из актуальности, мы выбрали тему исследования: «Развитие коммуникативной компетентности у младших школьников при изучении английского языка».
Объект исследования - процесс развития коммуникативной компетентности у младших школьников при изучении английского языка.
Предмет исследования - содержание развития коммуникативной компетентностиу младших школьников при изучении английского языка.
Цель исследования - на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по развитию коммуникативной компетентности у младших школьников при изучении английского языка.
Гипотеза исследования - вероятно, развитию коммуникативной компетенции у младших школьников будет способствовать представленный комплекс мероприятий с учетом выделенных методов (аудиовизуальный, аудиолингвальный, сознательно-практический, коммуникативный, тандем-метод), формы (фронтальная, групповая и индивидуальная) и средств(аудиовизуальные).
Задачи исследования:
1) . Изучить психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста;
2) . Проанализировать понятие «коммуникативной компетентности» и ее структуру;
3) . Выделить методы, приемы и средства развития коммуникативной компетентности у младших школьников при изучении английского языка;
4) . Проанализировать деятельность школы по развитию коммуникативной компетентности у младших школьников при изучении английского языка;
5) . Провести первичную диагностику уровня развития коммуникативной компетентности у младших школьников при изучении английского языка.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, дедукция;
• эмпирические - анкетирование, беседа, наблюдение.
База исследования: МБОУ СОШ № 95 г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В соответствии с концепцией российского образования обучение коммуникативной компетентности при изучении английского языка имеет немаловажное значение, т. к. коммуникативная компетенция ориентирована на достижение практического результата в результате освоения английским языком, а также ориентирована на образование, воспитание и развитие личности школьника. Изменения, которые происходят в настоящее время в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения развития коммуникативной компетенции у младших школьников при изучении английского языка.
На сегодняшний день происходит повышение интереса к раннему обучению английского языка. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте (6-7 до 9-11 лет) способность к непроизвольному овладению иноязычной речью максимальна. Интенсивное речевое развитие и активизация речемыслительных процессов в этом возрасте позволяет овладеть языком результативнее. Фонетическая чувствительность, пластичность природного механизма усвоения языка детьми, имитационные способности, отсутствие «языкового барьера» способствуют продуктивному решению задач в обучении английского языка.
Коммуникативная компетентность является одним из ключевых качеств учащихся. Коммуникативные знания, умения и навыки обучающихся, обеспечивают результативное протекание коммуникативного процесса в обучении.
Структура коммуникативной компетентности состоит из четырёх компонентов:
• Мотивационно-ценностный компонент.
• Когнитивный компонент.
• Эмоциональный компонент.
• Поведенческий компонент.
Развитие коммуникативной компетенции представляет собой процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка.
Основными методами развития коммуникативной компетентности у младших школьников при изучении английского языка являются прямые (аудиовизуальный, аудиолингвальный), сознательные (сознательно-практический), комбинированные (коммуникативный, тандем метод) и интенсивные.
В качестве основных форм развития коммуникативной компетентности у младших школьников при изучении английского языка выступают фронтальная, групповаяи индивидуальная (доклады, работа с учебником, разучивание стихов, песен, оформление стенгазет, альбомов, стендов).
На основе теоретических данных, мы провели анализ деятельности МБОУ СОШ №95по развитию коммуникативной компетентности у младших школьников при изучении английского языка. Проведенный анализ показал, что в Учреждении отсутствует комплекс мероприятий по развитию коммуникативной компетентности у младших школьников при изучении английского языка для 4 класса, а организуемая учебная деятельность недостаточно способствует развитию коммуникативной компетенции у младших школьников при изучении английского языка.
Нами было проведено диагностическое исследование, направленное на выявление уровня развитости умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, передавать их партнеру, изучение уровня развитости умений группового взаимодействия обучающихся в ситуации предъявленной учебной задачи, выявление уровня развитости умения обосновывать и высказывать собственное мнение, в котором приняло участие 21 человек.
Результаты исследования показали, что в классе у учащихся при развитии коммуникативной компетентности западает поведенческий компонент коммуникативной компетентности и уровень коммуникативной компетентности находится на среднем уровне.
Для повышения уровня коммуникативной компетентности у младших школьников при изучении английского языка, нами был разработан комплекс мероприятий. Реализация комплекса мероприятий по развитию коммуникативной компетентности у младших школьников при изучении английского языка рассчитан на 2 месяца текущего года. Комплекс включает следующие мероприятия: «Whereisthelogic?», конкурс фотографий «Mybesttrip», «Trueorfalse?», Сказка «TheTurnip», Квест «EnjoyEnglish», «Pictionary».Комплекс реализован частично.
После апробации данного комплекса мероприятий по развитию коммуникативной компетентности у младших школьников при изучении английского языка на учащихся МАОУ СОШ № 95 г. Екатеринбурга результаты повторной диагностики показали, что уровень развитости умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, передавать их партнеру и уровень развитости умений группового взаимодействия обучающихся в ситуации предъявленной учебной задачи выросли.
Таким образом, мы можем сказать, что поставленные задачи реализованы, цель достигнута.
1. Canale, M. and Swain. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing. Applied Linguistics :M, 1980.47р.
2. Gumperz J. Communicative ComptenceRevisisted // Meaning, Form and Use in Context: Linguistic Applications. Cambridge: Univ. Press, 1984. P. 278- 289.
3. Hymes D. On Communicative Competence // New York: Harmondsworth: Penguin, 1972. Р. 269-293.
4. Keen K. Competence: What is it and how can it be developed? // In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.). Brussels: IBM Education Center, 1992. Р.111-122.
5. Savignon S. J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice // Sandra J. Savignon. 2nded. NewYork: McGraw-Hill, 1997. 272 p.
6. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
7. Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды // Образование в современной школе. 2005. № 5. С.53 -
56.
8. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 312 с.
9. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского) // Обнинск: Титул, 2001. 48 с.
10. Бодалев А.А «Личность и общение». 1983.328 с.
11. Божович Л. И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание.М.: Знание. 1979. 96 с. (Серия «Педагогика и психология» №12)
12. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 1456 с.
13. Брудный А.А Наука понимать. Бишкек, 1996. 27 с.
14. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников // Вопросы психологии. 2010.№2. С. 149-153.
15. Валлон А. Психическое развитие ребенка.СПб.:Питер, 2001. 208 с.
16. Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. М.: Академический Проект, 2004. 42 с.
17. Выготский А.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 532 с.
...