Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Работа №95539

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы148
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Формирование творческих способностей как педагогическая
проблема 8
1.2. Особенности формирования творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Изобразительная деятельность как средство развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
1.1. Диагностическое исследование уровней сформированности
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе проектировочной работы 34
2.2. Содержание комплекса занятий по изобразительной деятельности,
направленного на формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86


Творческие способности - это далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
О том, что образование в дошкольном учреждении должно затрагивать развитие творческих способностей воспитанников, сказано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ (гл. 5, ст. 48): педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников «познавательную активность, инициативу, творческие способности» [65]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подтверждает идею о том, что воспитание творческой личности - это одна из основных задач педагогической теории и практики в настоящее время: «Образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий развития ребенка, ... его творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» [64]. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [13] творчество определяется, как базовая национальная ценность.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их формирование и дальнейшее развитие способствует развитию личности ребенка в целом. Проблема формирования творческих способностей детей является одной из основных проблем дошкольной педагогики, так как до сих пор не до конца изучены вопросы, связанные с творческими возможностями ребенка дошкольного возраста. Вместе с тем, недооценен развивающий потенциал изобразительной деятельности. Не в полной мере разработано содержание занятий по изобразительной деятельности, учитывающее задачи формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность позволяет детям передать свое отношение к окружающей жизни, свои впечатления и переживания. В процессе изобразительной деятельности у детей развивается образное мышление, воображение, сенсорное восприятие, технические умения, формируются нравственно-волевые качества. Изобразительная деятельность плодотворно влияет на всестороннее развитие детей.
Таким образом, на основании всего выше сказанного было выявлено противоречие между: необходимостью формирования творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях на занятиях по изобразительной деятельности.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, направленный на формирование их творческих способностей.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанный комплекс занятий по изобразительной деятельности может быть использован в непосредственной практике педагогов дошкольного образования, направленной на формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и иных источников рассмотреть проблему формирования творческих способностей как педагогическую проблему.
2. Выявить особенности формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в формировании творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать и провести диагностические задания по выявлению исходного уровня сформированности творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования.
5. Разработать комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы ученых, изучающих понятие творчества, творческих способностей - А. Адлера, Р. Ассаджоли, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Дж. Келли, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука, Т. Любарта, С. Медника, Г.У. Олпорта, С.Л. Рубинштейна, А.И. Савенкова; Р. Стернберга,
Б.М. Теплова, Э.З. Фромма, К.Г. Юнга, раскрывающих психолого¬педагогические особенности формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста - Н.А. Ветлугиной, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, Э.В. Ильенкова, В.Т. Кудрявцева, Н.Н. Поддьякова, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флёриной. Изобразительная деятельность как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста представлена в работах таких ученых, как А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, В.С. Мухина, Е.И. Николаева, И.Д. Фрумин. Вопросы, связанные с организацией и методикой занятий по изобразительной деятельности представлены в работах ученых, педагогов, методистов Г.Н. Давыдовой, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.А. Курочкиной, И.А. Лыковой, А.В. Никитиной, Р.М. Чумиевой.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
Исследование по формированию творческих способностей осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определялись психолого-педагогические особенности формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности занятий по изобразительной деятельности в формировании творческих способностей детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня сформированности творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий по изобразительной деятельности, направленного на формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Определялась последовательность организации процесса, подбирались и уточнялись методы и приемы формирования творческих способностей детей.
База проектировочной работы: Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение детский сад №564 «Филипок» города Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 11 детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы «Формирование творческих способностей у старших дошкольников в изобразительной деятельности». На основании изученной литературы таких авторов как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др. мы сделали следующие выводы:
1. Творчество - это деятельность, порождающую нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов (по А.Н. Луку).
Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, не сводимые к знаниям и умениям, которые имеют отношение к успешному выполнению деятельности (по Б.М. Теплову).
Творческие способности - это совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение художественно-творческой деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи в сфере искусства (рабочее определение по Т.С. Комаровой).
Формирование творческих способностей - это процесс, направленный на превращение задатков личности в индивидуально-психологические качества, обеспечивающие успех в творческой деятельности (рабочее определение по Б.М. Теплову).
Результатом формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста мы считаем сформированность творческих способностей в единстве четырех показателей (по А.И. Савенкову):
• продуктивность мышления - способность вырабатывать максимальное количество идей в ответ на проблемную ситуацию;
• оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных;
• гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать необычные ассоциативные связи, переходить от одного подхода в решении проблемы к другим, часто заметно отличающимся от прежнего;
• способность разрабатывать идеи - способность глубоко проникать в решаемую проблему, ярко проявляется в детализации выполненного рисунка.
2. Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования творческих способностей. В этом возрасте закладываются основы для творческой деятельности.
У старших дошкольников активно развивается и совершенствуется мыслительная деятельность, отражающаяся в продуктивности, оригинальности, гибкости мышления, способности разрабатывать идеи, что дает прекрасную возможность для формирования творческого потенциала, так как эти способности мышления характеризуют уровень сформированности творческих способностей детей.
3. Занятия по изобразительной деятельности являются эффективным средством всестороннего развития детей. У детей в процессе занятий изобразительной деятельностью развивается воображение, эстетический вкус, образное мышление, технические навыки, что способствует формированию продуктивности, оригинальности, гибкости мышления, способности разрабатывать идеи.
Рассмотрев методические пособия и программы по изобразительной деятельности Р.М. Чумиевой, Н.А. Курочкиной, И.А. Лыковой, Т.С. Комаровой; Г.Н. Давыдовой, А.В. Никитиной, Р.Г. Казаковой можно сказать, что изобразительная деятельность содействует формированию творческих способностей детей.
4. Для диагностического исследования формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности были подобраны и применены диагностические задания в соответствии с выделенными показателями и критериями формирования творческих способностей из методического пособия - тетради А.И. Савенкова «Маленький исследователь. Развитие творческого мышления» для детей 5-6 лет [55].
По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что у большинства детей старшего дошкольного возраста сформированность творческих способностей находятся на среднем уровне. Из 11 диагностируемых детей 1 ребенок находится на низком уровне (9%) сформированности творческих способностей, 8 детей - на среднем уровне (73%) и 2 ребенка на высоком уровне (18 %).
5. Результаты диагностического исследования формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности подтолкнули нас на разработку комплекса занятий с использованием учебно-методического комплекта программы «Социокультурные истоки» для детей дошкольного возраста (4-6 лет), направленного на формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Из пособий программы были взяты литературные произведения, по которым детям предлагается выполнить творческие работы. Комплекс занятий разрабатывался с учетом выделенных показателей и критериев уровня сформированности творческих способностей, определенных в первой главе исследования.
На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с разными литературными произведениями (русская народная сказка «Зимовье зверей», «Четыре желания» К.Д. Ушинского, «Каменный цветок» П.П. Бажова, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина и др.), с различными традиционными (рисование, лепка, аппликация) и смешанными техниками изобразительной деятельности (рисование акварелью по сырому, набрызг, кляксография, пластилиновая живопись и др.), репродукциями картин русских художников (И.И. Левитан, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, В.В. Васнецов и др.), музыкальными произведениями композиторов (Антонио Вивальди, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и др.).
Процесс формирования творческих способностей на занятиях выстраивался при помощи следующих методов: словесные методы (метод художественного слова (чтение литературного произведения, загадывание и отгадывание загадок), беседы, метод задавания вопросов, метод объяснения, метод поощрения), наглядные методы (рассматривание репродукций картин, слушание музыкальных произведений, рассматривание образца), практические методы (инициирование самоопределения, решение проблемной ситуации или задания, выполнение детьми творческой работы).
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута. Считаю, что исследование такой важной и сложной проблемы как формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в различных техниках изобразительной деятельности должно быть продолжено.



1. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://spiritual_culture.academic.ru/2348/Формирование (дата обращения: 23.03.2019)
2. Богоявленская, Д. Б. / ред. Основные современные концепции творчества и одаренности [Текст] / Москва: Молодая гвардия, 1997. - 402 с.
3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С, Баранов С. П. Дошкольная педагогика [Текст] / Учебное пособие. - М.: Академия, 1998. - 240 с.
4. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/ (дата обращения: 4.02.2018)
5. Венгер, Л. А. Педагогика способностей [Текст] / М.: Знание, 2003. - 117 с.
6. Верность родной земле. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) [Текст] / Издание второе. Под общей редакцией И. А. Кузьмина. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015. - 24 с.
7. Ветлугина, Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей [Текст] / Н. А. Ветлугина - М.: Педагогика, 1972. - 288 с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / М.: Смысл-Эксмо, 2003. - 93 с.
9. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / М.: Искусство, 1965. - 379 с.
10. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Учебное пособие. - М.: Академия, 1999. - 344 с.
11. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / М.: ИНТОР, 1996.- 544 с.
12. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Часть 1.- М.: Издательство Скрипторий 2003., 2007. - 80 с.
13. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2014. -
(Стандарты второго поколения) (ФГОС). - 23 с.
14. Данченко В. (Сост.) Психосинтез: теория и практика [Текст] / Составил и перевел В.Данченко. - 2-е издание, исправленное и дополненное.
- К.: PSYLIB, 2002. - 186 с.
15. Дж. Гилфорд. Психология мышления [Текст] / М.: Прогресс, 1965. - 432 с.
16. Добрые друзья. Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) [Текст] / Издание второе. Под общей редакцией И. А. Кузьмина. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015. - 36 с.
17. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. - М. : Международный Образовательный и Психологический колледж, 1996. - 197 с.
18. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / В 2-х томах. Том I. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1996.
- 320 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ