ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИИ УСПЕХА В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Анализ содержания понятия «иноязычная компетенция» на
основе научной литературы 15
1.3. Сущность ситуации успеха как средства развития иноязычной
компетенции младших школьников в общеобразовательной организации 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА ПРИМЕРЕ МАОУ СОШ № 67 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Г. ЕКАТЕРИНБУРГ 34
2.1. Анализ деятельности педагогов МАОУ СОШ № 67 с УИОП в
аспекте развития иноязычной компетенции детей младшего школьного возраста 34
2.2. Диагностика иноязычной компетенции младших школьников.. 44
2.3. Содержание и обоснование комплекса уроков по развитию
иноязычной компетенции детей младшего школьного возраста посредством ситуации успеха 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
В настоящее время английский язык стал языком международного общения, вследствие этого возросла потребность в изучении данного языка. В общеобразовательных организациях задачи курса обучения иностранному языку заданы через цельность практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей при ведущей роли практической цели.
По утверждению Н.Д. Гальсковой, практической целью обучения является овладение иноязычной компетенцией. Постановка в качестве практической цели обучение иноязычному общению обеспечивает огромные возможности для реализации образовательных, воспитательных, развивающих аспектов обучения [12, с. 38].
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования № 373 обучение детей иностранным языкам должно осуществляться в начальной школе [55].
Целью обучения иностранным языкам в начальной школе является достижение учащимися иноязычной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), то есть способности и действительной готовности учащихся актуализировать иноязычное общение и достигать взаимопонимание с носителями иностранного языка [8, с. 3].
На сегодняшний день продолжает оставаться актуальным вопрос повышения уровня иноязычной компетенции учащихся в образовательном процессе.
Если определить ключевой смысл образования как развитие практических способностей и умений, необходимых человеку для достижения определенной успешности в личной, профессиональной и общественной жизни, то одной из значимых составляющих является его иноязычная компетенция.
По утверждению А.С. Белкина, И.А. Ларионовой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.Е. Щурковой процесс обучения и воспитания в начальной школе необходимо осуществлять на основе ситуации успеха [6; 26; 28; 53; 59].
Следовательно, в данном исследовании ситуация успеха рассматривается как средство развития иноязычной компетенции младших школьников.
«Ситуация успеха - это совокупность условий, которые предусматривают успех, а сам успех - результат подобной ситуации» [6, с. 30].
С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное совмещение условий, при которых создается перспектива достичь существенных результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом» [там же, с. 31].
Изучение иноязычной компетенции прослеживается в работах таких ученых как: А.А. Алмазова, Н.Н. Амосов, А.А. Беспалько, И.Г. Гальперин, А.А. Леонтьев, Г.В. Рогова, С.Л. Рубинштейн, В.Л. Скалкин [2; 3; 7; 11; 27; 40; 42; 49].
В свою очередь, на важность ситуации успеха в образовательном процессе указывали следующие исследователи: А.С. Белкин, Э.Д. Днепров, К.Н. Зарубина, М.Д. Зимина, И.А. Ларионова, Т.А. Сутырина [6; 15; 19; 20; 26; 53].
На основе вышесказанного можно сформулировать следующее противоречие исследования: между необходимостью развития иноязычной компетенции учащихся и недостаточной разработанностью необходимых средств развития иноязычной компетенции младших школьников в общеобразовательной организации.
Проблема исследования: возможно ли применение ситуации успеха как средства развития иноязычной компетенции младших школьников в общеобразовательной организации?
В связи с этим была определена следующая тема выпускной квалификационной работы: «Ситуация успеха как средство развития иноязычной компетенции младших школьников в общеобразовательной организации».
Соответственно, были обозначены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.
Объект исследования: процесс развития иноязычной компетенции младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития иноязычной компетенции младших школьников посредством ситуации успеха в общеобразовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических результатов исследования разработать комплекс уроков по развитию иноязычной компетенции младших школьников посредством ситуации успеха в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, комплекс уроков по развитию иноязычной компетенции младших школьников посредством ситуации успеха в общеобразовательной организации будет наиболее успешным, если учтены:
- психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
- результаты диагностики иноязычной компетенции младших школьников;
- сущность ситуации успеха как средства развития иноязычной компетенции в общеобразовательной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать содержание понятия «иноязычная компетенция» на основе научной литературы.
3. Изучить сущность ситуации успеха как средства развития иноязычной компетенции младших школьников в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельность педагогов МАОУ СОШ № 67 с УИОП г. Екатеринбург по проблеме развития иноязычной компетенции младших школьников.
5. Провести первичную диагностику иноязычной компетенции младших школьников.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез, сравнение, обобщение); эмпирические (анализ документов, наблюдение, тестирование, анкетирование).
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 67 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
На сегодняшний день продолжает оставаться актуальным вопрос развития иноязычной компетенции на уроках английского языка младших школьников, который является одним из ведущих в деятельности специалистов (субъектов) общеобразовательной организации.
В связи с этим, было проведено исследование теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы.
В рамках исследования были поставлены соответствующие задачи.
Итак, в контексте первой задачи были выявлены психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 7-8 до 10-11 лет. Начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Мышление младших школьников производится преимущественно в наглядно-действенном и наглядно-образном плане; планомерно развивается словестно-логическое мышление, в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения; общение младших школьников становится более целенаправленным благодаря постоянному и активному воздействию, с одной стороны, учителя, с другой стороны, одноклассников; память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. У детей младшего школьного возраста воображение имеет определенные особенности, которые характеризуются
активизацией вначале воссоздающего воображения, а затем и творческого, также интенсивно развиваются практически все социальные, интеллектуальные и нравственные качества младшего школьника.
В аспекте реализации второй задачи анализировалось содержание понятия «иноязычная компетенция».
Итак, иноязычная компетенция - образовательный результат усвоения иноязычных знаний, умений и ценностных отношений обучающихся, воплощающий личностный компонент процесса образования и соответствующий профессиональным стандартам. Развитие иноязычной компетенции означает процесс и результат интеграции знаний, умений, ценностных отношений в рамках развития учебной и познавательной деятельности.
Иноязычная компетенция включает следующие компоненты: теоретический, практический, личностный.
В рамках третьей задачи рассматривались особенности ситуации успеха как средства развития иноязычной компетенции младших школьников в общеобразовательной организации.
В контексте изучаемой проблемы были рассмотрены основные типы ситуации успеха как средства развития иноязычной компетенции младших школьников: неожиданная радость, общая радость, радость познания.
Как правило, основными приемами ситуации успеха являются следующие: эмоциональное поглаживание, умышленная ошибка, эврика, эскалатор, сопереживание, обмен ролями, горизонт, отсроченная отметка, портфолио.
Кроме того, основными методами ситуации успеха, обусловливающими развитие иноязычной компетенции младших школьников являются такие, как: методы дифференцированного обучения, сочетание репродуктивных, проблемно-поисковых и творчески- воспроизводящих методов обучения, проектный метод.
Изучаемая проблема исследования предполагала проведение опытно-поисковой работы на базе средней общеобразовательной школы № 67 с углубленным изучением отдельных предметов.
Как правило, основными уроками по английскому языку в данной образовательной организации в аспекте развития иноязычной компетенции детей младшего школьного возраста являются следующие: «Дом. Квартира», «Весёлые числительные», «Покупки», «Новый Год», «Здоровый образ жизни», «Спорт», «Профессии».
Более того, анализ опыта деятельности педагогов позволил выявить, что процесс обучения в ходе урока преимущественно направлен на развитие теоретического и практического компонентов иноязычно компетенции; на уроке не акцентировано внимание на развитии личностного компонента иноязычной компетенции.
В свою очередь, процесс внеучебной деятельности преимущественно направлен на развитие личностного и практического компонентов иноязычной компетенции.
Кроме того, в рамках опытно-поисковой работы проводилась первичная диагностика, результатом которой являлось исследование уровня развития компонентов иноязычной компетенции младших школьников. Основными компонентами иноязычной компетенции являются следующие: теоретический, практический, личностный. В диагностике были использованы следующие методики: тест на выявление теоретических и практических знаний, умений и навыков (А.В. Плотниковой), тест на владение приемами творческой работы с иноязычными текстами (О.П. Прищепа), диагностика положительной мотивации к изучению английского языка (Т.Д. Дубовицкой). В ходе первичной диагностики были получены следующие результаты: высокий уровень иноязычной компетенции преобладает у 5 обучающихся, средний уровень у 8, низкий уровень у 7 обучающихся.
Следовательно, развитие иноязычной компетенции детей младшего школьного возраста является перспективным направлением деятельности
данной общеобразовательной организации.
Комплекс разрабатывался на основе теоретических и эмпирических данных исследования.
Целью комплекса уроков по английскому языку является: развитие иноязычной компетенции детей младшего школьного возраста.
Содержание комплекса занятий основывается на компонентах развития иноязычной компетенции:
1. Совершенствование теоретического компонента (система теоретических иноязычных знаний и практических умений и навыков).
2. Развитие практического компонента (владение приемами творческой самостоятельной работы с иноязычными текстами, основами монологической и диалогической речи).
3. Становление личностного компонента (наличие положительной мотивации изучения иностранного языка, познавательная активность и интерес в изучении иностранного языка).
Комплекс уроков реализуется во время урочной деятельности. Уроки проходят на протяжении первой четверти 2 раза в неделю по 40 минут (согласно учебному плану). Комплекс предполагает проведение уроков английского языка направленных на развитие компонентов иноязычной компетенции.
Таким образом, успешность реализации комплекса уроков английского языка обусловливается следующими рекомендациями субъектам по развитию иноязычной компетенции детей изучаемой категории. В ходе работы с детьми необходимо учитывать: психолого-педагогические особенности и возможности детей младшего школьного возраста; основные компоненты развития иноязычной компетенции; основные принципы, методы и приемы ситуации успеха в обучении английскому языку младших школьников в общеобразовательной организации.
1. Абаева Ф.Б. Формирование и развитие иноязычной компетенции младших школьников // Современные проблемы науки и образования №6., URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16567 (дата обращения: 07.10.2019), 2014. С. 13-16.
2. Алмазова А.А. Проблемы формирования иноязычной компетенции // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. Научно-практический журнал, URL: http ://pdf.knigi-x.ru/21 pedagogika/248477-1 -novoe-psihologo- pedagogicheskih-issledovaniyah-teoreticheskie-prakticheskie-problemi-psihologii- pedago.php (дата обращения: 27.10.2018), 2014. С. 44-53.
3. Амосов Н.Н. Английский язык для специальных целей: теория и практика: учеб. пособие 2-е изд., стереотип. М.: НВИ-Тезаурус, 2003. 188 с.
4. Андриенко А.С. Развитие иноязычной компетенции Ростов-на-Дону, 2007. 282 с.
5. Багузина Е.И. Формирования иноязычной компетенции при обучении иностранному языку. Инновационные проекты в профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам в условиях глобализации. Материалы международной научно-практической конференции. М.: Изд-во Государственного университета управления, 2011. С. 15-18.
6. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать: книга для учителя, М: Просвещение, 1991. 176 с.
7. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний // Советская педагогика, 1988. 69 с.
8. Биболетова М.З. Примерные программы среднего общего образования. Иностранные языки. М.: Просвещение, 2005. 79 с.
9. Бим И.Л. Компонентный состав иноязычной компетенции СПб.: Питер, 2002. 544 с.
10. Выготский Л.С. Учебное пособие. Москва: «Педагогика», 1984. 306 с.
11. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие. М.: КДУ, АСТ, Харвест, 2007. 400 c.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
13. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие, М.: Гардарики, 2003. 480 с.
14. Давыдов В.В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника, М.: Сов. Россия, 1977. 311 с.
15. Днепров Э.Д. Создание ситуации успеха при организации работы с детьми: М.: Флинта, 2011. 88 с.
16. Дуайе П.Д. Развитие иноязычной компетенции, М.: Астрель: Полиграфиздат, 2000. 198 с.
...