Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальный портрет кинолога как работника правоохранительных органов на примере г.Барнаула

Работа №95537

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
201
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основания изучения социального портрета кинолога как работника правоохранительных органов 12
1.1 Основные подходы к изучению социального портрета работников
правоохранительных органов 12
1.2 Нормативно-правовые основания профессиональной деятельности
кинолога в системе правоохранительных органов 27
1.3 Образы кинологов как работников правоохранительных органов в
кинематографе и современных СМИ 37
Глава II Основные характеристики социального портрета кинолога как работника правоохранительных органов по результатам исследования в г. Барнауле 45
2.1 Методика эмпирического исследования социального портрета кинолога
как работника правоохранительных органов 45
2.2 Социальный портрет кинолога как работника правоохранительных органах в самооценках и оценках преподавателей АТКиП (по материалам
исследования в г. Барнауле) 46
Заключение 68
Библиографический список 71
Приложение


Актуальность темы данной работы заключается в специфике кинологической службы, которая значительно отличается от службы других представителей правоохранительных органов. В первую очередь тем, что в работе им непосредственно помогает служебно-розыскная собака, помимо обязанностей по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью, в их обязанности входит уход за служебной собакой и ее воспитание. Также работником кинологической службы может стать не каждый желающий, а лишь имеющий способности к взаимодействию с собаками, их дрессировке, обладающий такими личными качествами как доброта, любовь к животным, но в то же время жесткость и дисциплинированность. Следующей отличительной особенностью работы кинологической службы можно назвать и то, что специалисты-кинологи принимают участие в расследовании преступлений при осмотре мест происшествий, поиску и задержанию злоумышленников. Кроме того, занимаются обнаружением предметов, которые могут служить вещественными доказательствами, поиском и выявлением оружия и боеприпасов, наркотических веществ, а также обеспечивают охрану общественного порядка, в том числе в группах задержания пунктов охраны. Тем не менее их деятельность не всегда может быть эффективной, например, когда преступление совершено на территории с малоинтенсивным движением. Третьей особенностью является то, что специалисты-кинологи в ходе своей деятельности взаимодействуют со множеством других специалистов, в том числе центры кинологической службы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах; центры (отделения, группы) кинологической службы в горрайлинорганах внутренних дел.
Данные отличия позволяют выделить кинологов в особую категорию среди других работников правоохранительных органов. В связи с этим, результаты исследований, посвященных работникам органов внутренних дел 3
в целом или каких-либо их частей, нельзя механически распространять на работников кинологической службы. В то же время образ кинолога, сформированный средствами массовой информации, может способствовать формированию позитивного имиджа других сотрудников
правоохранительных органов и развитию доверительных отношений их с населением.
Состояние разработанности темы: важный вклад в развитие теоретических представлений о социально-профессиональном статусе внесла репутационная теория У.Л. Уорнера, основывавшаяся на том, что одни и те же профессии и овладевшие ими индивиды пользуются примерно одинаковым престижем во всем мире. Дж. Трейман, проанализировав исследования ученых из разных стран о профессиональном престиже, сделал аналогичные выводы.
Социально-профессиональный статус, применительно к различным социальным группам и слоям, получил целостное рассмотрение в трудах Е.Д. Игит-ханян, И.Т. Левыкина, С.А. Кравченко, М.Н. Руткевича, М.Х. Титмы, Ф.Р. Филиппова, А.Г. Харчева, Г.А. Чередниченко,
М.Ф. Черныша, В.И. Чупрова, В.Н. Шубкина.
Многие авторы касались отдельных аспектов социально-профессионального статуса с позиций социокультурного анализа
(В.И. Ильин, Л.Г. Ионин, В.В. Радаев, Л.С. Яковлев, В.Н. Ярская, Е.Р. Ярская-Смирнова), социологии труда (Г.В. Осипов, В.А. Ядов),
промышленной (А.Г. Здравомыслов, В.Г. Подмарков, О.И. Шкаратан) и экономической (Н.И. Римашевская, В.3. Роговин) отраслевых социологий, социологии образования (Н.А. Аитов) и управления (Д.М. Гвишиани, А.И. Пригожин, П.В. Романов), социологии молодежи (И.М. Ильинский, А.И. Ковалева, В.П. Култыгин, В.Ф. Левичева, В.Т. Лисовский, Б.А. Ручкин, И.М. Слепенков), военной социологии (Н.Я. Семенец, Ю.И. Тарский,
Ю.К. Усынин). В трудах В.М. Артемова, В.В. Барчука, Н.Л. Гранта,
Б.А. Дегтя, С.В. Егорышева, В.В. Кожевникова, Ю.Ю. Комлева,
Д.Б. Крахмалена, А.Г. Кузнецова, Ю.С. Назаровой, А.Р. Ратинова, А.Н. Роши, П.П. Сергуна раскрываются особенности социально-профессионального статуса сотрудников органов внутренних дел, изучаются
институциональные, управленческие аспекты трансформации и функционирования правоохранительных структур.
В отечественной социологии не сформировались полные и четкие теоретико-методологические и методические представления по данной проблеме, что затрудняет качественную и количественную оценку целого ряда портретируемых параметров, критериев и показателей их трансформации. Однако в большинстве работ ученые рассматривают социальный портрет работника правоохранительных органов в целом. Исследований, посвященных образу кинолога, практически нет.
Объект исследования - социальный портрет работника правоохранительных органов.
Предмет исследования - социальный портрет кинолога как работника правоохранительных органов.
Цель исследования - описать и проанализировать социальный портрет кинолога как работника правоохранительных органов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы к изучению социального портрета работника правоохранительных органов.
2. Изучить нормативно-правовые основания профессиональной деятельности кинолога в системе правоохранительных органов.
3. Дать общую характеристику типичного образа кинолога как работника правоохранительных органов, сформированных современными СМИ и кинематографом.
4. Разработать методику эмпирического исследования социального портрета кинолога как работников правоохранительных органов в Барнауле.
5. Проанализировать данные, полученные в результате
социологического исследования социального портрета кинолога как работников правоохранительных органов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для изучения социального портрета кинолога в данной работе были рассмотрены основные подходы к изучению социального портрета, в частности, и работника правоохранительных органов. Была рассмотрена роль имиджевых характеристик в формировании образа служителя правопорядка, были рассмотрены образы кинологов в кинематографе, а также проведен анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность кинологов как работников правоохранительных органов.
Цель работы заключалась в описании и анализе социального портрета кинолога как работника правоохранительных органов. Понятие социального портрета было рассмотрено в контексте различных подходов, каждый из которых подчеркивает важность той или иной его грани. С точки зрения деятельностного подхода в изучении особенностей служебной деятельности работников правоохранительных органов важна мотивация в ходе включения их в профессионально-служебную деятельность. Институциональный подход считает важным изучение правовых норм и закрепленных в них функций правоохранительных органов. Структурно-функциональный подход определяет изучение работников кинологической службы как специфической социально-профессиональной группы, как одного из элементов в социальной структуре общества; при анализе социальных функций органов внутренних дел. Согласно концепции социальных статусов и ролей важным элементом социального портрета является предписанная обществом социальная роль кинологов, их ценностные установки, личностные качества. Представители концепции социальной структуры большое внимание уделяли престижу профессии, материальному положению и общественной репутации сотрудников правоохранительных органов. Последователи социального конструктивизма наиболее важным считали изучение имиджа сотрудников правоохранительных органов. В основе работы лежала концепция идеальных типов, следствием создания которых становится портрет
среднестатистического представителя профессиональной группы.
В ходе изучения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность кинологов, были выявлены существенные недостатки. Действующее законодательство доступно только для внутреннего пользования, а в предыдущем документе отсутствует должностная инструкция. Таким образом, деятельность кинологов получается совершенно закрытой от общества. Простые граждане не могут получать достоверную информацию о работе специалистов-кинологов. Единственный источник информации для них - телевидение и пресса, которые очень часто прибегают к искажению реального образа сотрудника правоохранительных органов. В проанализированных в этой работе кинолентах четко прослеживается тенденция приблизить специалиста-кинолога к реальному человеку, простодушному, любящему животных, личная жизнь становится на первый план, с одной стороны, это дает возможность сблизиться с героями, но с другой стороны, их профессиональные качества остаются незамеченными зрителями. Показывая на экране героев непрофессионалами, СМИ влияют на восприятие реальных сотрудников правоохранительных органов. Чтобы изменить общественное мнение о государственных служащих, занимающих должности в полиции, необходимо показывать героев, обладающих лучшими профессиональными качествами. Транслируя положительные образы кинологов, можно добиться повышения уровня доверия населения всем полицейским служащим.
По результатам исследования были получены специфические характеристики, отличающие кинологов от представителей других профессий. Кинолог - это человек, обладающий комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы, связанной с разведением, подготовкой и использованием собак для обеспечения потребностей человека, общества и государства. Социально-демографические характеристики представителя профессии: городской житель среднего возраста, верующий, не имеющий супруга и детей, имеющий среднее 69
специальное образование, среднего достатка. В ходе исследования было установлено, что данная профессия является гендерно-нейтральной. Кинолог - это человек с такими ведущими личностными качествами как любовь к животным, терпение, активность и трудолюбие.
Подводя итог, можно сказать, что для решения существующих проблем в сфере формирования образа кинологов необходимо совершенствовать как минимум три фактора:
1. законодательство;
2. образовательный процесс;
3. процесс взаимодействия специалистов-кинологов с населением.
Для совершенствования законодательства необходимо
стандартизировать должностные инструкции и сделать их общедоступными. В образовательном процессе необходимо ориентироваться в большей части на получение юридических знаний будущих специалистов-кинологов. Для успешного взаимодействия кинологической службы с населением возможно проведение показательных выступлений и выставок.
Таким образом, сформулированные нами гипотезы нашли свое подтверждение в процессе эмпирического исследования. Мы можем констатировать, что цель исследования достигнута, задачи реализованы.



1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и
предисл. П.С. Гуревича. - М.: Издательская группа «Прогресс» -
«Политика», 1992. - 608 с.
2. Балтабаев, С.А. Понятия «Правоохранительная функция», «Правоохранительная деятельность», «Правоохранительный орган» и их соотношение / С.А. Балтабаев // Проблемы Науки. - 2016. - №3. - С. 128-132.
3. Берова, Д.М. К вопросу участия эксперта-криминалиста в осмотре мест временной дислокации незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском федеральном округе / Д.М. Берова // Общество и право. - 2014. - №4 (50). - С. 198-200.
4. Биктемиров, А.К. Некоторые аспекты постановки служебных собак на проработку запахового следа человека / А.К. Биктемиров, А.Ф. Хабиров // Инновационная наука. - 2016. - №3-4 (15). - С.39-40.
5. Бондаренко, Т.А. Имидж органов МВД в «милицейских» телесериалах / Т.А. Бондаренко // Социологические исследования. - 2006. - № 9. - С. 114-119.
6. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. - М. - 1990. - 658 с.
7. Вирабов, В.С. Нормативная правовая регламентация деятельности полиции современной России: проблемы демократизации / В.С. Вирабов // Юридическая техника. - 2014. - №8. - С.103-112.
8. Гейжан, Н.Ф. Структура и содержание имиджа сотрудников органов внутренних дел России / Н.Ф. Гейжан, Н.П, Каданцева // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. - 2013. - №1 (57). - С. 134-139.
9. Геляхова, Л.А. Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности / Л.А. Геляхова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №2. - С. 130-132.
10. Гурдин, С.В. Обеспечения прав участников уголовного процесса при производстве следственных действий / С.В. Гурдин // Вестник экономической безопасности. - 2016. - №5. - С. 76-79.
11. Деятельность общественных институтов [Электронный ресурс]. -
URL: https://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_
institutov/ (дата обращения 10.11.2017).
12. Дмитриев, А.И., Основные направления деятельности научно-педагогического состава по развитию познавательной активности и сознательного отношения курсантов к овладению знаниями / А.И. Дмитриев,
А.В. Киевский, Р.В. Помазной, Е.А. Цариев // Ученые записки университета Лесгафта. - 2015. - №6 (124). - С. 62-67.
13. Дубняков, А.И. Образ сотрудника полиции в сознании граждан / А.И. Дубняков // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 4(55). - С. 18-23.
14. Ермошин, А.А. Мотивы поступления на службу в органы наркоконтроля МВД России / А.А. Ермошин, И.В. Суслов //Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2016. - № 3(66). - C. 20-22.
15. Жерновой, М.В. Роль средств массовой информации в формировании положительного имиджа сотрудников органов внутренних дел / М.В. Жерновой, Г.Ю. Шевчук // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - №7. - Ч. 2. - С. 33-38.
16. Заречнев, Д.О. Особенности самовоспитания социально значимых качеств будущих сотрудников полиции / Д.О. Заречнев, С.В. Калинин, Ю.Н. Чернов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - №1 (60). - С. 64-67.
17. Зуева, О.В. Общественное мнение о деятельности полиции: практика исследования / О.В. Зуева, Е.Н. Васильева // Logos et Praxis. - 2014. - №1. - С. 52-58.
18. Иванов, А.А. "Не допустить, предотвратить и найти!": кинологическая служба МВД России в советский и современный периоды / А.А. Иванов, Т.Л. Матиенко, Н.Д. Эриашвили // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - №2. - С. 12-16.
19. Игошин, Н.А. Научно-методическое обеспечение
профессиональной подготовки сотрудников полиции: постановка проблемы / Н.А. Игошин // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2015. - №3 (33). - С. 163-169.
20. Каданцева, Н.П. Имидж сотрудников органов внутренних дел России: История и направления / Н.П. Каданцева // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. - 2012. - Т.55. - №3. - С. 183-186.
21. Казакова, В.И. Социальный портрет как объект феноменологического анализа / В.И. Казакова // Социальные науки. - 2011. - №12. - С. 32-38.
22. Капезина, Т.Т. Основные направления взаимодействия сотрудников полиции и населения / Т.Т. Капезина, В.Н. Крутяков // Университетское образование (МКУО-2015) : сб. ст. XIX Междунар. науч.- метод. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Пенза, 9-10 апреля 2015 г.) : в 2 т. / под ред. А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. - Пенза : Изд-во ПГУ. - 2015. - Т. 2. - С. 122-123.
23. Капица, Т.А. Теоретические и практические аспекты взаимодействия следователя с работниками оперативно-розыскного подразделения при расследовании убийства матерью новорожденного ребенка / Т.А. Капица // Вестник КРУ МВД России. - 2014. - №1 (23). - С. 56-59.
24. Киричек, Е.В. Принципы деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / Е.В. Киричек // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - №6. - С. 200-206.
25. Кислухин, В.А. Кодексы профессиональной этики и их значение для полиции государств Союза Бенилюкс и России / В.А. Кислухин // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2015. - №1 (29). - С. 104-108.
26. Кравцов, О.Г.. Особенности социального позиционирования оперативных сотрудников полиции / О.Г. Кравцов, В.А. Балашова,
В.Л. Цветков // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - №4 (75). - С. 60-64.
27. Крамская, Е.С. Некоторые особенности осмотра при расследовании уголовных дел, связанных с перевозкой наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов на железнодорожном транспорте / Е.С. Крамская, О.Н. Скоморохов // ППД. - 2014. - №1. - С. 123¬127.
28. Кудермина, Е.И. Сотрудник правоохранительных органов как субъект профессионального общения [Электронный ресурс] / Е.И. Кудермина // СИСП. - 2012. - №12. - ПРЕ: https://ej.soc-journal.ru (дата обращения: 15.09.2018).
29. Кусова, Е.А. Нормативно-правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере / Е.А. Кусова // Вестник ТГУ. - 2011. - №6. - С. 237-241.
30. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Краткий словарь понятий и терминов. - Изд-во: РГСУ, 2019. - 440 с.
31. Машекуашева, М.Х. Служебная дисциплина в органах внутренних дел Российской Федерации: пути совершенствования / М.Х. Машекуашева // ИСОМ. - 2015. - №6-1. - С. 160-162.
32. Мордовина, Л.В. Моральный облик сотрудника полиции и его отражение в общественном мнении / Л.В. Мордовина, Д.Е. Попов // Аналитика культурологии. - 2011. - №21. - С. 129-131.
33. Мустфаева, А.А. Методологические основы исследования составления социального портрета / А.А. Мустфаева, Б.Ж. Актаулова // Вестник КазНУ. Серия востоковедение. - №3 (69). - 2014. - С. 38-41.
34. Назаркулова, Ч.Н. Участие специалиста в следственных действиях при расследовании преступлений, совершенных по мотиву национальной, расовой, религиозной или межрегиональной ненависти или вражды / Ч.Н. Назаркулова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - №3 (71). - С.124-129.
35. Нанаева, Б.Б. Общественное мнение как механизм регулирования социально-правовых отношений этноса / Б.Б. Нанаева // Теория и практика общественного развития. - 2010. - №1. - С. 50-57.
36. Наумов, О.В. Современная парадигма социального менеджмента / О.В.Наумов // Вестник Рязанского государственного университета им.
С.А. Есенина. - 2007. - №16. - С. 11-20.
37. Нафиков, Д.Г. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего специалиста-кинолога уголовно-исполнительной системы / Д.Г. Нафиков // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №5. - С. 102-105.
38. Никитина, Т.В. Отражение специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в модели подготовки бакалавра кинологического профиля / Т.В. Никитина, П.И. Никитин // Вестник ТГПУ. - 2016. - №4 (169). - С. 162-166.
39. Никитина, Т.В. Формирование профессиональной
коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России в процессе реализации системы практического обучения / Т.В. Никитина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - №1 (52). - С. 144-154.
40. О полиции [Электронный ресурс] : федер. закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016). ПВЕ: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.10.2018).
41. Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ МВД России от 14.08.2002 N 777 (ред. от 14.12.2009). ПРЕ: 11Пр:А««у. consultant.ru (дата обращения: 28.10.2018).
42. Об утверждении Наставления по организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Приказ МВД РФ от 31.12.2005 N 1171. ПРЕ: ййр://’№№№. consultant.ru (дата обращения: 28.10.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ