Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социолингвистической компетенции на уроках английского языка в старших классах

Работа №95523

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшеклассника 6
1.2. Понятие, структура социолингвистической компетенции 14
1.3. Принципы и методы формирования социолингвистической
компетенции старшеклассников на уроках английского языка 22
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ МАОУ СОШ №67 Г. ЕКАТЕРИНБУРГА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ 35
2.1. Анализ деятельности школы по формированию
социолингвистической компетенции 35
2.2. Диагностика уровня сформированности социолингвистической
компетенции у старшеклассников 44
2.3. Разработка комплекса уроков по формированию
социолингвистической компетенции и оценка результатов его апробации 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

Актуальность. Согласно стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования: «Требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире», а «результаты изучения дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должны отражать развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству» [59, с. 12]. По мнению многих авторов компетентностный подход является ключевым в решении проблем образования современного постиндустриального общества. Он еще более актуализировался в связи с обсуждением и принятием новых федеральных образовательных стандартов.
Согласно ФГОС СОО выпускник общеобразовательного учреждения должен владеть «знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике» [59, с. 12].
Исходя из содержания вышесказанного, можем сделать вывод, что формирование социолингвистической компетенции на уроках английского языка является актуальным в условиях современной социально¬экономической политики Российской Федерации. Одной из составляющих иноязычной коммуникативной компетенции является социолингвистическая компетенции, которая отражает социокультурные условия использования языка.
Разработанность темы в науке. В отечественной психолого-педагогической литературе понятия «компетенция» и «компетентность» исследовались следующими учеными: В.А. Болотов [15], С. Велде [17], И.А. Зимняя [26], О.В. Уфимцева [58]. Понятия коммуникативной компетенции и социолингвистической компетенции рассматривалась И.Л. Бим [11], М.Ф. Овчинниковой [44] и В.В. Сафоновой [55]. Структура социолингвистической компетенции была рассмотрена О.С.Бобриковой [14], Н.С.Гориной [19], С.Е. Зайцевой [25] и С.В. Пахотиной [45]. Методику формирования социолингвистической компетенции учащихся общеобразовательной школы рассматривала М.Ф. Овчинникова [44].
Противоречие между необходимостью формирования социолингвистической компетенции у обучающихся в старшей школе и недостаточной методической разработанностью процесса формирования социлингвистической компетенции на уроках английского языка в старшей школе.
Проблема исследования: какие методы позволяют сформировать социолингвистичекую компетенцию старшеклассников?
Объект исследования: процесс формирования социолингвистической компетенции у старшеклассников.
Предмет исследования: содержание процесса формирования социолингвистической компетенции у старшеклассников на уроках английского языка.
Цель исследования: на основе теоретического и эмпирического исследования разработать и частично апробировать комплекс уроков по формированию социолингвистической компетенции у старшеклассников на уроках английского языка.
Гипотеза исследования: вероятно, формирование социолингвистической компетенции у старшеклассников на уроках английского языка должно строиться с общеметодических и частнодидактических принципов и активных и интерактивных методов обучения.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старшеклассника.
2. Определить понятие и структуру социолингвистической компетенции.
3. Выявить принципы и методы формирования социолингвистической компетенции старшеклассников на уроках английского языка.
4. Проанализировать деятельность по формированию социолингвистической компетенции в средней общеобразовательной школе на уроках английского языка.
5. Провести диагностику уровня социолингвистической компетенции старшеклассников.
6. Разработать комплекс уроков по формированию социолингвистической компетенции и оценить результаты его апробации.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение; эмпирические - тестирование, анкетирование, устный и письменный опрос.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа № 67 города Екатеринбурга с углубленным изучением отдельных предметов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав теоретический материал и проведя опытно-поисковую работу в рамках темы формирования социолингвистической компетенции у старшеклассников на уроках английского языка, пришли к следующим выводам.
1. Рассматривая психолого-педагогическую характеристику старшеклассников, выделили 6 характерных возрастных особенностей:
- связь физического развития и психоэмоционального состояния;
- формирование ценностей и собственного мировоззрения;
- открытие собственного «Я», развитие рефлексии, тяга к самопознанию;
- жизненное и профессиональное самоопределение;
- особая значимость межличностных отношений;
- желание проявить самостоятельность, стремление статусно выделиться в группе сверстников, приобрести авторитет.
Сделан вывод, что формирование социолингвистической компетенции является одной из важных задач данного возрастного периода.
2. Рассматривая понятие и структуру социолингвистической компетенции, в ходе анализа литературных источников разграничили понятия «компетентность» и «компетенция» и определили, что компетенция входит в состав компетентности; определили социолингвистическую компетенцию в составе иноязычной коммуникативной компетентности как умение личности организовывать свое речевое поведение адекватно ситуации общения.
Выделены компоненты данной компетенции. Определен состав каждого компонента. В состав когнитивного компонента входят знания:
- основных особенностей официального, нейтрального и неофициального регистров общения;
- этикетных формул обращения, приветствия, восклицания, прощания,
поздравления, выражения вежливой просьбы, пожелания, благодарности, сожаления;
- устойчивых выражений, фразеологизмов, пословиц, поговорок, скороговорок.
Общие знания о науке и искусстве, истории и религии, географическом положении, культуре носителей изучаемого языка.
Операционально-деятельностный компонент включает:
- умение применять перечисленные выше знания в общении
- умение понимать речь людей, говорящих с разными акцентами.
Аксиологический компонент характеризуется отношением к процессу формирования искомой компетенции, а мотивационный определяется внешней или внутренней мотивацией.
3. Изучая принципы и методы формирования социолингвистической компетенции старшеклассников на уроках английского языка, рассмотрели общедидактические и частнометодические принципы обучения. Сделан вывод, что данные принципы являются теоретической основой для формирования социолингвистической компетенции в практической деятельности.
Изучая методы формирования социолингвистической компетенции выделили 3 этапа формирования данной компетенции.
1. Этап формирования социолингвистических знаний. На данном этапе используются условно-речевые и речевые упражнения, речевая зарядка.
2. Этап совершенствования социолингвистических умений общения на английском языке и совершенствование потребности в изучении иностранного и знаний чужой культуры. На данном этапе используются драматизация по диалогу-образцу, ролевая игра.
3. Этап развития и творческого применения социолингвистических и речевых умений и развитие потребности в изучении иностранного языка и знаний чужой культуры. На данном этапе реализуется проектная деятельность, используются ролевые игры и создаются ситуации общения с носителями языка.
4. В рамках изучения опыта работы по формированию социолингвистической компетенции учащихся МАОУ СОШ №67 с углубленным изучением отдельных предметов определено, что в школе осуществляется работа по формированию социолингвистической компетенции, входящей в состав социокультурной компетенции, в двух направлениях: учебная и внеучебная деятельность. В рамках учебной деятельности реализуется ФГОС СОО. Компоненты социолингвистической компетенции формируются на уроках английского языка посредством УМК Spotlight 10. В учебнике Spotlight 10 есть постоянные рубрики, связанные с формированием данной компетенции: Idioms, Everyday English, Literature, Cultural Corner, а также учебные разделы, в рамках которых наиболее полно реализуются компоненты социолингвистической компетенции (например, Module 5). На уроках английского языка используются методы формирования социолингвистической компетенции: условно-речевые и речевые упражнения, case study. Интерактивным методам уделяется недостаточно внимания при формировании социолингвистической компетенции. В рамках внеучебной деятельности ставятся задачи, ведется работа, пишутся отчеты.
5. Проведя диагностику уровня сформированности 4 компонентов социолингвистической компетенции учащихся 10А класса, определили следующее. Когнитивный компонент сформирован на высоком уровне, а остальные три компонента сформированы на среднем уровне. Определено, что социолингвистическая компетенция сформирована на среднем уровне.
Также определены составляющие компонентов социолингвистической компетенции, на которые необходимо обратить особое внимание при разработке комплекса уроков.
К ним относятся:
- знание идиом и литературных произведений;
- умение использовать идиомы и этикетные выражения в рамках решения коммуникативной задачи в устной и письменной речи;
- мотивация изучения культурных особенностей носителей языка и положительное отношение к процессу формирования социолингвистической компетенции.
6. На основе исследования организации работы по формированию социолингвистической компетенции в школе и результатов диагностики составлен комплекс уроков по формированию социолингвистической компетенции старшеклассников. В комплекс вошли 11 уроков, в рамках которых развиваются отдельные компоненты социолингвистической компетенции. Проведена апробация комплекса. На основе данных вторичной диагностики сделан вывод, что апробация прошла успешно. Уровень социолингвистической компетенции и каждого ее отдельного компонента вырос.
Таким образом, задачи решены, цель достигнута.



1. Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов: теория и практика преподавания яз. М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Аннотации к Рабочим программам учебных предметов (10-11 кл.) [Электронный ресурс] // МАОУ СОШ №67 с углубленным изучением отдельных предметов [сайт]. 2018. URL: http://xn--67-6kc3bfr2e.xn-- 80acgfbsl1azdqr.xn--p 1ai/about/eduDisciplinesItem/8 (дата обращения: 03.04.2019).
3. Афанасьева О.В., Дули Д, Михеева И.В. и др. 5-е изд. М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. 248 с.
4. Афанасьева О.В., Дули Д, Михеева И.В. и др. Spotlight 10. Контрольные задания. М.: Просвещение. Express Publishing. 2010. 71 с.
5. Афанасьева О.В., Дули Д, Михеева И.В. и др. Spotlight 10. Учебник. М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. 248 с.
6. Афанасьева О.В., Дули Д, Михеева И.В. и др. Spotlight 10. Книга для учителя. М.: Express Publishing: Просвещение, 2008. 224 с.
7. Ахмедханова С. М. Речевая зарядка как способ развития спонтанной
речи // Молодой ученый. 2014. №7. С. 489-491. URL
https://moluch.ru/archive/66/10820/ (дата обращения: 14.05.2019).
8. Белая Н. Н. Роль фонетической зарядки на уроках английского языка //
Молодой ученый. 2017. №15. С. 550-552. URL
https://moluch.ru/archive/149/41516/ (дата обращения: 14.05.2019).
9. Биболетова М.З. Enjoy English 10. М.: Титул. 2009. 215 с.
10. Бим И. Л. Иностранный язык в системе школьного филологического образования // Инос. яз. в шк. - 2009. №1. С. 4-7.
11. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. С. 11-15.
12. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энцикл. 2002. URL: http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/ (дата обращения: 18.11.2015).
13. Бобрикова О.С. Формирование социолингвистической компетенции будущих переводчиков: автореф. дис. ... кандидата пед. наук. Тула. 2014. 24 с.
14. Бобрикова О.С., Иванова В.И. Социолингвистическая компетенция переводчика: сущность и компонентностный состав // Вестник Брянского госуниверситета. 2016. №1. С. 212-216.
15. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
16. Большой толковый словарь русского языка. Под ред. С. А. Кузнецова. СПб.: Норинт. 2014. 219 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ