Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование мотивации достижения успеха у младших школьников

Работа №95512

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Характеристика понятия «мотивация» 6
1.2. Мотивация достижения успеха у младших школьников 13
1.3. Сущность процесса формирования мотивации достижения успеха у
младших школьников 22
1.4. Активные методы формирования мотивации достижения успеха у
младших школьников 25
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Организация и методы эмпирического исследования процесса
формирования мотивации достижения успеха у младших
школьников 31
2.2. Анализ актуального состояния мотивации достижения успеха у младших
школьников 35
2.3. Реализация программы тренинга как активного метода формирования
мотивации достижения успеха у младших школьников 39
2.4. Анализ эффективности использования тренинга как активного метода
формирования мотивации достижения успеха у младших школьников 45
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы и проблемы исследования. Вопрос мотивации обучающихся в современной школе можно назвать одним из важнейших. Педагоги сталкиваются с детьми младшего школьного возраста, которые не умеют добиваться поставленных целей, не верят в успех даже с высокой вероятностью на благополучный результат. Современная система образования стремится решить вопросы развития личностных качеств, помогающих в дальнейшем быть успешным в жизни и реализовать личный потенциал.
Формирование мотивации предполагает воспитание у школьников эталонов, мировоззренческих ценностей, установленных в нашем обществе, в сочетании с поведением ученика. Младший школьный возраст считается сложным периодом, в ходе которого происходит бурное развитие ребенка, включающее в себе развитие всех психический процессов. Когда ребенок идет в школу, то основной его задачей является обучение, которое не может успешно протекать без наличия положительной школьной мотивации.
Сущность понятия мотивации рассматривалась в работах Б.Г. Ананьева, В.К. Вилюнаса, А.Н. Леонтьева и других авторов. Особенности проявления мотивации изучали Л.И. Божович, Е.П. Ильин, В.Н. Мясищев. С.А. Шапкин изучил возрастные различия в структуре мотивации достижения, В.И. Степанский, И.А. Батурин, С.С. Юрковская описали условия эффективного формирования мотивации достижения успеха. Теория мотивации достижения представлена в трудах Девида Маклелланда; интегративная модель мотивации достижения освещается в работах Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина, О.А. Сычева, Е.А. Шепелевой и многих других исследователей.
Однако, несмотря на существенный интерес исследователей
к проблеме формирования положительной устойчивой мотивации
достижения успеха у младших школьников, и понимание ее значения, 3
а также накопленный к настоящему времени опыт, проблема формирования положительной устойчивой мотивации достижения успеха у младших школьников по-прежнему остается недостаточно разработанной.
Выше сказанное позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и определении активных методов формирования мотивации достижения успеха у младших школьников.
С учетом значимости выявленной проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование мотивации достижения успеха у младших школьников».
Объект исследования: процесс формирования мотивации достижения успеха у младших школьников.
Предмет исследования: тренинг как активный метод формирования мотивации достижения успеха у младших школьников.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать тренинг как активный метод формирования мотивации достижения успеха у младших школьников.
Гипотеза исследования: мотивация достижения успеха у младших школьников может быть сформирована при условии использования тренинга как активного метода формирования ценности саморазвития у младших школьников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи научного поиска:
1. На основе анализа психологической, педагогической и социологической литературы раскрыть понятие «мотивация».
2. Дать характеристику мотивации достижения успеха у младших школьников.
3. Выявить сущность процесса формирования мотивации достижения успеха у младших школьников.
4. Обосновать возможность использования тренинга как активного метода формирования мотивации достижения успеха у младших школьников.
5. На основе использования современного диагностического инструментария проанализировать актуальное состояние мотивации достижения успеха у младших школьников.
6. Доказать эффективность использования тренинга как активного метода формирования мотивации достижения успеха у младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение
и систематизация; эмпирические - анкетирование, тестирование; методы математической статистики - Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Буткинская средняя общеобразовательная школа».
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 98 наименований и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Теоретический анализ позволил определить, что мотивация в современной психологии - это:
• Система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое);
• Характеристика процессов, которые стимулируют и поддерживают поведенческую активность на определенном уровне.
Мы, в свою очередь, опираясь на точку зрения, Л.И. Божович определяем мотивацию, как процесс, который объединяет личные и ситуационные параметры на пути к регулированию деятельности, направленной на трансформацию предметной ситуации, на реализацию конкретного предметного отношения индивидуума к окружающей ситуации.
Младший школьный возраст является периодом возникновения и закрепления в различных видах деятельности очень важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности - мотивации достижения. В обучении формируются личные качества, реализующие мотивацию достижения: самооценка, волевая регуляция поведения, мотивы достижения успехов и мотив избегания неудачи. Такие личные качества как стремление правильно выполнить задание, получить желаемый результат ориентирует ученика на качество и результат учебных действий. Это отличает мотивацию достижения от престижной мотивации, мотивации избегания неудач и компенсаторной мотивации, в основе которых лежит делание быть первым в классе по успеваемости, избежать плохой оценки, утвердиться в деятельности не связанной с учебой.
Тренинг является наиболее эффективной формой проведения программы развития мотивации достижения у младших школьников, в котором успешно реализуется: формирование доминирующих мотивов деятельности, постановка целей деятельности, планирование выполнения деятельности, реагирование на ситуации неудачи, реализация намерений. На всех стадиях тренинга применяются технологии развития мотивации достижения успеха: самопрезентации, целеполагания, стимулирования, субъектной ориентации, смыслоообразования. Эффективность тренинга мотивации достижения успеха может быть достигнута в результате создания условий, к которым относятся: наличие постоянного состава тренинговой группы; следование основным принципам проведения тренинга; компетентность ведущего тренинга, его специальная подготовка и готовность к проведению тренинга мотивации достижения успеха; принятие участниками тренинга активной позиции как основы развития мотива достижения успеха и его преобразования в личностный смысл; адекватное представление о своих способностях; развитие характеристик, способствующих становлению мотива достижения успеха.
В ходе исследования была реализована программа тренинга мотивации достижения успеха, включающая несколько взаимосвязанных блоков:
1. Целевой блок - выявление и осознание жизненных ценностей, их значимости и развитие мотивации достижения успеха, снижение уровня мотивации избегания неудач, защиты;
2. Содержательный блок - состоит из трех стадий начальной, основной и содержательной. Каждая из них включает в себя три этапа: организационный момент: ритуал приветствия, рефлексия прошлого занятия, основная часть: информационный или диагностический блок, подготовка к восприятию, упражнения и подведение итогов.
3. Технологически-развивающий блок - представлен условиями, технологиями и принципами тренинговой работы: технологии самопрезентациии, технологии стимулирования, технологии смыслообразования, принцип активности, принцип систематичности и последовательности, принцип объективации и рефлексии поведения, принцип нацеленности на эффективность.
4. Результативный блок - отражает сформированность в процессе тренинговой работы следующих показателей мотивации достижения успеха: ценностное отношение к успеху, самостоятельность, выражающаяся в принятии участником личной ответственности за успешность
деятельности, проявление инициативности, развитый уровень
самоорганизации и самоконтроля, выражающийся в стремлении к самоактуализации. Так же немаловажное значение имеют уровни ее развития: низкий, средний, умеренно высокий, очень высокий.
Результативность реализации программы тренинга по развитию мотивации измерялась с помощью Т-критерия Вилкоксона. Анализ значений полученных эмпирических данных показал, что выявлена статистическая значимость различий данных, полученных в экспериментальных группах до и после тренинга по всем методикам, на уровне Р < 0,05. Также подтверждена значимость различий данных в экспериментальной и контрольной группах, характеризующих потребность в достижении цели по методике «Мотивация достижения успеха Элерса», после тренинга, на уровне Р < 0,05. Анализируя данные исследования можно отметить
изменения, произошедшие в экспериментальной и контрольной группах. В экспериментальной группе значительно уменьшилось число детей, с доминирующей мотивацией к избеганию неудачи (с 88% до 60%), и увеличилось число детей, характеризующихся стремлением к достижению успеха (с 16% до 44%).
Анализ хода и результатов опытно-экспериментального исследования подтверждает гипотезу и свидетельствует о том, что мотивации достижения успеха у младших школьников может быть сформирована при условии использования тренинга как активного метода формирования ценности саморазвития у младших школьников.


1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие для слушателей ФПК, директоров общеобразоват. шк. и по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина [и др.]; под ред. Г. И. Щукиной. М., Просвещение, - 2016 . - 176 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М. Класс, 2017. 208 с.
3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн., Университетское, 2017. 559 с.
4. Андреева Л. П. Как игры помогают изучать русский язык // Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 79-80.
5. Антоненко Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики // Начальная школа. 2019. - № 5. - С. 55-56.
6. Анцыферов Л.И. Психология формирования и развития личности. М. Просвещение, 2016. 361 с.
7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. Мысль, 2018. 264 с.
8. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 119-125.
9. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М. Педагогика, 1989. - 560 с.
10. Бакурадзе А. Ведущий мотив - достижения успеха // Директор школы. - 1992. - № 6. - С. 20-24.
11. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на- Дону. Феникс, 2017. 416 с.
12. Белянкова Н.М. Олимпиада по окружающему миру как средство повышения мотивации школьников к учебе // Начальная школа. - 2018. - № 4. - С. 44-50.
13. Берцфаи Л.В., Поливанова К.И. Становление учебной деятельности // Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста. Венгера. М., Мысль, 2018. С. 77-94.
14. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Педагогика, 2016. 336 с.
15. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., Совершенство, 1998. 298 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ