МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования
подростков с разными видами девиантного поведения 7
1.1. Понятие «двиантное поведение» и его психологические
особенности 7
1.2. Виды девиантного поведения 13
1.3. Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте ... 20
Глава 2. Эмпирическое исследование механизмов психологической защиты подростков с разными видами девиантного поведения 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Изучение механизмов психологической защиты подростков с
разными видами девиантного поведения 27
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по работе с
девиантными подростками 40
Заключение 53
Список литературы 58
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования
подростков с разными видами девиантного поведения 7
1.1. Понятие «двиантное поведение» и его психологические
особенности 7
1.2. Виды девиантного поведения 13
1.3. Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте ... 20
Глава 2. Эмпирическое исследование механизмов психологической защиты подростков с разными видами девиантного поведения 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Изучение механизмов психологической защиты подростков с
разными видами девиантного поведения 27
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по работе с
девиантными подростками 40
Заключение 53
Список литературы 58
Актуальность данной темы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может сказаться отрицательно на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, которые впоследствии могут проявиться в обществе.
Именно подростковый возраст является наиболее сложным периодом в жизни каждого человека, так как в этот период формируется система ценностей, происходит становление характера и личностных особенностей. В подростковом возрасте особо важную роль играют семья, школа и ближайшее окружение.
Актуальность проблемы исследования также обусловлена повышенным интересом исследователей к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее [1].
Ситуация в мире современных подростков тревожна и опасна как для детей, так и для общества в целом. Нельзя сказать, что государство не уделяет внимания этой проблеме: подписана Международная Конвенция о правах ребёнка, которая принимает во внимание, что ребёнок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности [13].
Приняты законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» [27] , «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, дополнения к Федеральному Закону «Об основах социального обслуживания населения РФ» [28]. Несмотря на это, ведомственная разобщенность, а также отсутствие современных механизмов в управлении социальной сферы приводит к низкой эффективности использования этих средств. Отсутствуют структуры, которые бы отслеживали весь процесс реабилитации асоциального ребенка и отвечали бы за конечные результаты.
В ходе исследований по данной проблеме Я.И. Гилинский, Л.В. Богомолова определили сущность понятия «девиантное поведение» и его проявления в подростковой среде [3,7]. Л.Б. Шнейдер рассматривает девиантное поведение, как разновидность агрессивного поведения [33]. Е.В. Змановская выделяет специфические особенности отклоняющего поведения [12].
Несмотря на то, что проблемам девиантного поведения подростков посвящено достаточное количество исследований, такое поведение в подростковой среде как психологическое явление следует считать недостаточно исследованным, что говорит о необходимости её дальнейшего изучения.
В связи с этим вопросу девиантного поведения подростков уделяют внимание многие отечественные и зарубежные исследователи: Г. Крайг в своей работе «Психология развития» рассматривает гендерно - возрастные особенности подростков, склонных к проявлениям отклоняющегося поведения [14]. В.Г.Степанов в исследовании на тему «Психология трудных школьников» выделяет особенности социализации детей с девиантным поведением, а также определяет пути профилактики детей, подростков и молодёжи по проблеме асоциальности [23].
Однако ощущается необходимость в дальнейшем всестороннем педагогическом обосновании этой проблемы, как в целом, так и каждого из составляющих ее элементов.
Объектом исследования являются подростки с разными видами девиантного поведения.
Предмет исследования: механизмы психологической защиты
подростков с разными видами девиантного поведения.
Цель исследования: изучение механизмов психологической защиты подростков с разными видами девиантного поведения.
Задачи:
1) Рассмотреть психологические особенности девиантного поведения.
2) Выделить основные виды девиантного поведения.
3) Описать механизмы психологической защиты в подростковом возрасте.
4) Определить механизмы психологической защиты подростков с разным проявлением агрессивного поведения как ведущего признака девиации обучающихся.
5) Разработать психолого-педагогические рекомендации по работе с девиантными подростками.
Методы исследования: анализ теоретических источников;
классификация; вероятностно - статистический метод.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей, изучающих проблему девиантного поведения подростков. Сущность понятия «девиантное поведение» рассматривают С.А. Беличева, Л. Шнейдер. Виды и формы проявления девиантного поведения изучают в своих трудах Ю.Б. Можгинский, А.И. Прихожан.
Практическая значимость работы заключается в разработке психологопедагогических рекомендаций по работе с девиантными подростками на основе изучения механизмов психологической защиты, которые могут быть полезны специалистам реабилитационных центров, педагогам и психологам образовательных организаций и родителям подростков с девиантным поведением.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.
Именно подростковый возраст является наиболее сложным периодом в жизни каждого человека, так как в этот период формируется система ценностей, происходит становление характера и личностных особенностей. В подростковом возрасте особо важную роль играют семья, школа и ближайшее окружение.
Актуальность проблемы исследования также обусловлена повышенным интересом исследователей к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее [1].
Ситуация в мире современных подростков тревожна и опасна как для детей, так и для общества в целом. Нельзя сказать, что государство не уделяет внимания этой проблеме: подписана Международная Конвенция о правах ребёнка, которая принимает во внимание, что ребёнок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности [13].
Приняты законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» [27] , «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, дополнения к Федеральному Закону «Об основах социального обслуживания населения РФ» [28]. Несмотря на это, ведомственная разобщенность, а также отсутствие современных механизмов в управлении социальной сферы приводит к низкой эффективности использования этих средств. Отсутствуют структуры, которые бы отслеживали весь процесс реабилитации асоциального ребенка и отвечали бы за конечные результаты.
В ходе исследований по данной проблеме Я.И. Гилинский, Л.В. Богомолова определили сущность понятия «девиантное поведение» и его проявления в подростковой среде [3,7]. Л.Б. Шнейдер рассматривает девиантное поведение, как разновидность агрессивного поведения [33]. Е.В. Змановская выделяет специфические особенности отклоняющего поведения [12].
Несмотря на то, что проблемам девиантного поведения подростков посвящено достаточное количество исследований, такое поведение в подростковой среде как психологическое явление следует считать недостаточно исследованным, что говорит о необходимости её дальнейшего изучения.
В связи с этим вопросу девиантного поведения подростков уделяют внимание многие отечественные и зарубежные исследователи: Г. Крайг в своей работе «Психология развития» рассматривает гендерно - возрастные особенности подростков, склонных к проявлениям отклоняющегося поведения [14]. В.Г.Степанов в исследовании на тему «Психология трудных школьников» выделяет особенности социализации детей с девиантным поведением, а также определяет пути профилактики детей, подростков и молодёжи по проблеме асоциальности [23].
Однако ощущается необходимость в дальнейшем всестороннем педагогическом обосновании этой проблемы, как в целом, так и каждого из составляющих ее элементов.
Объектом исследования являются подростки с разными видами девиантного поведения.
Предмет исследования: механизмы психологической защиты
подростков с разными видами девиантного поведения.
Цель исследования: изучение механизмов психологической защиты подростков с разными видами девиантного поведения.
Задачи:
1) Рассмотреть психологические особенности девиантного поведения.
2) Выделить основные виды девиантного поведения.
3) Описать механизмы психологической защиты в подростковом возрасте.
4) Определить механизмы психологической защиты подростков с разным проявлением агрессивного поведения как ведущего признака девиации обучающихся.
5) Разработать психолого-педагогические рекомендации по работе с девиантными подростками.
Методы исследования: анализ теоретических источников;
классификация; вероятностно - статистический метод.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей, изучающих проблему девиантного поведения подростков. Сущность понятия «девиантное поведение» рассматривают С.А. Беличева, Л. Шнейдер. Виды и формы проявления девиантного поведения изучают в своих трудах Ю.Б. Можгинский, А.И. Прихожан.
Практическая значимость работы заключается в разработке психологопедагогических рекомендаций по работе с девиантными подростками на основе изучения механизмов психологической защиты, которые могут быть полезны специалистам реабилитационных центров, педагогам и психологам образовательных организаций и родителям подростков с девиантным поведением.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.
В рамках решения теоретических задач исследования в работе была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме девиантного поведения в подростковой среде.
Определение понятию «девиантное поведение» дают в своих исследованиях такие авторы, как В.Г. Степанова, Д.Д. Еникеева, Л.Б. Шнейдер, Е.В. Змановская. Анализ работ данных авторов позволил выявить общее в их определении «девиантного поведения» и предложить следующее: «девиантное поведение - это поведение, нарушающее социальные нормы (уголовные, административные, семейные) и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц и общества в целом, а также предполагающее деформацию внутренней регуляции поведения».
Среди причин и факторов девиантного поведения особого внимания заслуживают отклонения в психическом и физиологическом развитии, несоответствие воспитания индивидуальности подростка, негативные факторы окружающей среды, недостатки в воспитании, а также негативная личностная позиция.
Подростковый возраст - это самый опасный период формирования девиантного поведения у подростков, о чём свидетельствует изучение исследований, посвящённых психолого - педагогическим особенностям детей подросткового возраста. Поэтому для своевременного выявления подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, необходима комплексная система мер профилактики.
Среди механизмов защиты в подростковом возрасте можно выделить отрицание, проекцию, а также механизм защиты по половому признаку. Любой механизм психологической защиты однозначно выполняет функцию самосохранения, приводит к эмоциональной устойчивости и целостности самосознания, что говорит о позитивном результате адаптивного процесса.
В рамках решения практических задач исследования на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №119» города Екатеринбург в 7 «В» классе была проведена психолого-педагогическая диагностика.
На первом этапе исследования изучалась и анализировалась психолого - педагогическая литература, уточнялись задачи исследования, подбирались адекватные методы и тестирующие процедуры.
На втором этапе исследования осуществлялось исследование обучающихся по выбранным методикам.
Для проведения диагностики нами были выбраны следующие методики: методика диагностики психических состояний по Г.Ю. Айзенку; опросник уровня агрессивности Басса - Дарки; опросника Плутчика- Келлермана-Конте. Методики подбирались с учётом выявления наибольшей информативности, возможности применения их в группе, а также простоты, понятности и быстроты в обработке. Для анализа ситуации в классном коллективе была составлена психолого-педагогическая характеристика класса с использованием методики А.Н. Лутошкина «Мой коллектив» и анализ социального паспорта семей.
На третьем этапе исследования были сформулированы психологопедагогические рекомендации по работе с подростками, склонными к проявлению девиантного поведения.
По результатам исследования были сделаны выводы о том, что высокий уровень тревожности, фрустрации и агрессивности у подростков всегда вызывает опасения, поскольку может стать причиной того, что подросток проявит желание употребить наркотические вещества. Выявление самооценки психических состояний и уровня агрессии по отношению к окружающим людям является важным фактором в определении склонности подростков к девиантному поведению.
При обработке данных статистическим методом выявлена наибольшая связь с показателями агрессивности у исследуемых подростков таких механизмов психологической защиты как отрицание, проекция, подавление и замещение.
Наиболее распространенный механизм, отрицание, являясь психологическим барьером для внутреннего мира человека, позволяет переживать трагедию по частям, тем самым снижая разрушительное влияние подобных ситуаций на организм. Исследуемые подростки в силу возрастных особенностей не могут адекватно воспринимать и осознавать сути проблемы и её причин, зачастую используя агрессию по отношению к другим. Однако нельзя сказать, что их агрессия переходит в стадии оскорбления или подмены стандартных ценностей. Поэтому, на наш взгляд, отрицание, как механизм психологической защиты, играет положительную роль.
Также положительная роль данного механизма отразилась в следующем результате корреляции: подростки, которые очень редко проявляют негативное поведение, и не пытаются оправдывать его более приемлемыми для себя объяснениями, а также не стараются блокировать восприятие информации, которая может привести к дальнейшему конфликту. То есть школьники могут идти на контакт, объяснять свои действия и корректировать их.
В работе даны психолого-педагогические рекомендации по работе с подростками, склонными к девиантному поведению. Автором выделены ведущие принципы работы педагога при коррекции девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения: комплексный характер профилактической работы; адресность: учёт половых, возрастных особенностей учащихся; профессиональная компетентность; личная заинтересованность и ответственность участников реализации программы.
При разработке программ учитывается материал, направленный на развитие умений несовершеннолетними оказать помощь в трудную минуту, привитие санитарно-гигиенической культуры, культуры общения, поведения, культуры межличностных отношений.
Программа разрабатывается на учебный год, включает в себя проведение диагностических процедур, работу с родителями, профилактические мероприятия с подростками. Автором предложен примерный план мероприятий по профилактике и коррекции девиантного поведения в подростковой среде.
Определение понятию «девиантное поведение» дают в своих исследованиях такие авторы, как В.Г. Степанова, Д.Д. Еникеева, Л.Б. Шнейдер, Е.В. Змановская. Анализ работ данных авторов позволил выявить общее в их определении «девиантного поведения» и предложить следующее: «девиантное поведение - это поведение, нарушающее социальные нормы (уголовные, административные, семейные) и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц и общества в целом, а также предполагающее деформацию внутренней регуляции поведения».
Среди причин и факторов девиантного поведения особого внимания заслуживают отклонения в психическом и физиологическом развитии, несоответствие воспитания индивидуальности подростка, негативные факторы окружающей среды, недостатки в воспитании, а также негативная личностная позиция.
Подростковый возраст - это самый опасный период формирования девиантного поведения у подростков, о чём свидетельствует изучение исследований, посвящённых психолого - педагогическим особенностям детей подросткового возраста. Поэтому для своевременного выявления подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, необходима комплексная система мер профилактики.
Среди механизмов защиты в подростковом возрасте можно выделить отрицание, проекцию, а также механизм защиты по половому признаку. Любой механизм психологической защиты однозначно выполняет функцию самосохранения, приводит к эмоциональной устойчивости и целостности самосознания, что говорит о позитивном результате адаптивного процесса.
В рамках решения практических задач исследования на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №119» города Екатеринбург в 7 «В» классе была проведена психолого-педагогическая диагностика.
На первом этапе исследования изучалась и анализировалась психолого - педагогическая литература, уточнялись задачи исследования, подбирались адекватные методы и тестирующие процедуры.
На втором этапе исследования осуществлялось исследование обучающихся по выбранным методикам.
Для проведения диагностики нами были выбраны следующие методики: методика диагностики психических состояний по Г.Ю. Айзенку; опросник уровня агрессивности Басса - Дарки; опросника Плутчика- Келлермана-Конте. Методики подбирались с учётом выявления наибольшей информативности, возможности применения их в группе, а также простоты, понятности и быстроты в обработке. Для анализа ситуации в классном коллективе была составлена психолого-педагогическая характеристика класса с использованием методики А.Н. Лутошкина «Мой коллектив» и анализ социального паспорта семей.
На третьем этапе исследования были сформулированы психологопедагогические рекомендации по работе с подростками, склонными к проявлению девиантного поведения.
По результатам исследования были сделаны выводы о том, что высокий уровень тревожности, фрустрации и агрессивности у подростков всегда вызывает опасения, поскольку может стать причиной того, что подросток проявит желание употребить наркотические вещества. Выявление самооценки психических состояний и уровня агрессии по отношению к окружающим людям является важным фактором в определении склонности подростков к девиантному поведению.
При обработке данных статистическим методом выявлена наибольшая связь с показателями агрессивности у исследуемых подростков таких механизмов психологической защиты как отрицание, проекция, подавление и замещение.
Наиболее распространенный механизм, отрицание, являясь психологическим барьером для внутреннего мира человека, позволяет переживать трагедию по частям, тем самым снижая разрушительное влияние подобных ситуаций на организм. Исследуемые подростки в силу возрастных особенностей не могут адекватно воспринимать и осознавать сути проблемы и её причин, зачастую используя агрессию по отношению к другим. Однако нельзя сказать, что их агрессия переходит в стадии оскорбления или подмены стандартных ценностей. Поэтому, на наш взгляд, отрицание, как механизм психологической защиты, играет положительную роль.
Также положительная роль данного механизма отразилась в следующем результате корреляции: подростки, которые очень редко проявляют негативное поведение, и не пытаются оправдывать его более приемлемыми для себя объяснениями, а также не стараются блокировать восприятие информации, которая может привести к дальнейшему конфликту. То есть школьники могут идти на контакт, объяснять свои действия и корректировать их.
В работе даны психолого-педагогические рекомендации по работе с подростками, склонными к девиантному поведению. Автором выделены ведущие принципы работы педагога при коррекции девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения: комплексный характер профилактической работы; адресность: учёт половых, возрастных особенностей учащихся; профессиональная компетентность; личная заинтересованность и ответственность участников реализации программы.
При разработке программ учитывается материал, направленный на развитие умений несовершеннолетними оказать помощь в трудную минуту, привитие санитарно-гигиенической культуры, культуры общения, поведения, культуры межличностных отношений.
Программа разрабатывается на учебный год, включает в себя проведение диагностических процедур, работу с родителями, профилактические мероприятия с подростками. Автором предложен примерный план мероприятий по профилактике и коррекции девиантного поведения в подростковой среде.
Подобные работы
- РАЗВИТОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
ЛИЦ, СКЛОННЫХ К РАССТРОЙСТВУ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, клиническая психология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Склонность к девиантному поведению в контексте копинг-стратегий у подростков, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Фрустрация как предиктор риска девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020





