Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования эмоционально-волевой сферы у младших
школьников 7
1.1. Эмоционально-волевая сфера как предмет психологических
исследований 7
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы у младших
школьников 23
1.3. Возможности коррекционной работы в развитии эмоционально-волевой
сферы у младших школьников 30
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционально-волевой сферы у младших школьников 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Программа коррекции эмоционально-волевой сферы младших
школьников 46
2.3. Апробация коррекционной программы развития эмоционально-волевой
сферы у младших школьников 49
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения 71
Актуальность темы: Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что она играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне школы.
Вопрос проблемы коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников актуален, так как при отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности. У детей с неразвитой эмоциональноволевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность. Не случайно учителя-практики отмечают возрастание отклонений аффективного развития современного ребенка. В последние годы появляется всё больше детей, склонных к ссорам и агрессии, избегающих своих сверстников, замкнутых, и т.д., тем самым осложняя работу учителя. Немалую роль в возникновении подобных трудностей играет обеднённая эмоциональная жизнь ребенка, все это может способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия [39].
Именно поэтому в развитии эмоционально-волевой сферы у младших школьников большую роль играет своевременное проведение коррекционной работы, основными направлениями которой являются [32]:
• смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
• повышение активности и самостоятельности;
• устранение личностных реакций, которые вызваны эмоциональными нарушениями, такими, как тревожность, агрессия, повышенная возбудимость;
• формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция уровня самооценки, самосознания.
Актуальность исследования определяется необходимостью поиска наиболее эффективных методов и направлений коррекции эмоциональноволевой сферы у младших школьников.
Степень разработанности темы исследования: вопросам
эмоционально-волевой сферы уделено значительное внимание. Данную тему в своих исследованиях изучали Ч. Дарвин (эволюционная теория эмоций); П.К. Анохин (биологическая теория эмоций); Т. Гоббс, Т. Рибо, К. Левин (автономные теории воли); Е.О. Смирнова, О.В. Дашкевич, О.А. Черникова, Е.П. Ильин, В.К. Калин, М.В. Чумаков (взаимосвязь эмоциональной и волевой регуляций).
Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников освещены в работах Л.И. Божович, Л.В. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Данилова и др. (подходы к изучению способностей младшего школьника к эмоциональной саморегуляции).
Возможности коррекционной работы в развитии эмоциональноволевой сферы у младших школьников были отражены в исследованиях Е.А. Алябьевой, Л.С. Акопян, Е.К. Агеенковой, Н.Р. Битяновой, И.О. Карелиной, М.И. Чистяковой, Н.Л. Кряжевой, Н.П. Слободяник и др. (разработка программ коррекции эмоционально-волевой сферы).
Объектом исследования является эмоционально-волевая сфера
младших школьников.
Предмет: динамика тревожности и саморегуляции младших
школьников в процессе реализации коррекционно-развивающей программы.
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать
программу коррекции эмоционально-волевой сферы у младших школьников.
Гипотеза: целенаправленная коррекция эмоционально-волевой сферы возможна в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.
Методологическая основа исследования:
• концептуальные положения системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
• взаимосвязь эмоциональной и волевой регуляций (Е.О. Смирнова, О.В. Дашкевич, О.А. Черникова, Е.П. Ильин, В.К. Калин, М.В. Чумаков).
Объект, предмет и цель обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Определить разработанность проблемы коррекции эмоциональноволевой сферы у младших школьников в трудах отечественных и зарубежных авторов;
2. Проанализировать возможности коррекционной работы в развитии эмоционально-волевой сферы у младших школьников;
3. Провести исследование особенностей эмоционально-волевой сферы у младших школьников;
4. Разработать и апробировать программу по коррекции эмоционально - волевой сферы у младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• обзорно-аналитическое теоретическое исследование психологической литературы по изучаемой проблеме;
• методика школьной тревожности А. Филлипса;
• методика «Шкала явной тревожности CMAS» (в адаптации А.М. Прихожан);
• тест «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана;
• математическая и статистическая обработка результатов исследования (T-критерий Вилкоксона).
База исследования: МБОУ «Гимназия» города Чусового.
Практическая значимость заключается в разработанной коррекционно-развивающей программе, которая будет полезна педагогам- психологам общеобразовательных организаций.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав с выводами, списка литературы и приложения.
В рамках исследовательской работы нами была исследована проблема коррекции эмоционально-волевой сферы у младших школьников.
Исследование данной проблемы проводилось в работах таких ученых, как Е.О. Смирнова, О.В. Дашкевич, О.А. Черникова, Е.П. Ильин, В.К. Калин, М.В. Чумаков.
Эмоционально-волевую сферу мы определяем как психоэмоциональное состояние личности, являющееся регулятором деятельности человека.
В ходе анализа исследований мы выяснили, что между эмоциональной саморегуляцией и тревожностью существует прямая зависимость, так как чем выше уровень проявляемой тревожности у человека, тем сложнее ему регулировать свои эмоции, и свое поведение.
При анализе ключевых особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников мы выделили следующие характеристики: бурное реагирование на отдельные и задевающие явления, большая сдержанность в выражении своих эмоций, развитие выразительности эмоций, рост понимания чувств других людей и способности сопереживания с эмоциональными состояниями сверстников и взрослых, впечатлительность, эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное, интенсивно формирующиеся моральные чувства: чувство товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливостии т.д.
В ходе теоретического анализа мы пришли к выводу о том, что целенаправленная коррекция эмоционально-волевой сферы возможна в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.
Для подтверждения гипотезы нами был проведено эмпирическое исследование, включившее в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На констатирующем этапе эмпирического исследования нами был использован ряд диагностических методик для выявления обучающихся с высокой явной и школьной тревожностью и низким уровнем волевой саморегуляции.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной деятельности с учетом полученных результатов первичной диагностики была обусловлена необходимость разработки и апробации коррекционной программы развития эмоционально-волевой сферы у младших школьников.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика с использованием того же диагностического инструментария для оценки эффективности разработанной программы.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что разработанная и апробированная нами программа коррекции эмоционально-волевой сферы у младших школьников является эффективной и результативной, так как после ее проведения результаты в экспериментальной группе изменились, приобретя положительную тенденцию.
Проведенное исследование дает возможность обозначить перспективы дальнейшей работы по разрешению проблемы коррекции эмоциональноволевой сферы.
1. Акопян, Л. С. Психология эмоциональных состояний и их
регуляция у детей младшего школьного возраста: на материале детских страхов) : автореф. дисс. ... д-ра психолог. наук : 19.00.07 / Л.С. Акопян ;
Повол. гос. социал-гуман. акад. - Самара, 2011. - 53 с.
2. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова ; - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 304 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович ; - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 464 с.
4. Боровкова, А. С. Особенности эмоционально-волевой сферы учащихся начальной школы / А. С. Боровкова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - С. 128-131.
5. Вилюнас, В. К. Психология эмоций / В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер ; Моск. ун-т. - Москва : Моск. ун-т, 1984. - 288 с.
6. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы биологической мотивации / В. К. Вилюнас ; Моск. ун-т. - Москва : Моск. ун-т, 1986. - 288 с.
7. Водяха, Ю. Е. Психологическая диагностика сфер личности: лабораторный практикум / Ю. Е. Водяха ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. общ. психологии и конфликтологии. - Екатеринбург, 2018. - 220 с.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т.2: Проблемы
общей психологии / Л. С. Выготский ; - Москва : Педагогика, 1982. - 504 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т.3: Проблемы
развития психики / Л. С. Выготский ; - Москва : Педагогика, 1983. - 369 с.
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т: Т.4: Детская
психология / Л. С. Выготский ; - Москва : Педагогика, 1984. - 433 с.
11. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч.
Дарвин ; - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 384 с.
12. Дашкевич, О. В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях : автореф. дисс. ... д-ра психолог. наук : 19.00.01 / О. В. Дашкевич ; - Москва, 1985. - 48 с.
13. Досаева, Р. Н. Современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных состояний школьников / Р. Н. Досаева // Психология: традиции и инновации: материалы Международной научной конференции. -
2012. - С. 108-114.
14. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие / В. А. Иванников ; - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 208 с.
15. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард ; - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 464 с...