Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика аддиктивного поведения в подростковом возрасте 7
1.1. Характеристика аддикций и аддиктивного поведения 7
1.2. Особенности аддиктивного поведения в подростковом возрасте 13
1.3. Особенности компьютерной интернет-зависимости 30
1.4. Методы и приемы профилактики аддиктивного поведения 39
Глава 2. Изучение компьютерной интернет зависимости подростков .. 489
2.1. Программа исследования 489
2.2. Методы и методики исследования 50
2.3. Комплексная диагностика компьютерной зависимости обучающихся 9
классов 545
2.4. Программа профилактики компьютерной зависимости подростков 68
2.5. Эффективность программы профилактики интернет-зависимого
поведения 778
Заключение 84
Список литературы 88
Приложения 93
Актуальность темы исследования определяется с тем, что взросление детей в современном обществе, с одной стороны, как правило, протекает в достаточно благополучных социальных условиях (отсутствие голода, военных конфликтов, массовой безработицы и др.), с другой стороны, связано со множеством новых рисков и опасностей, которые подчас были незнакомы детям других поколений в их периоды взросления. Одной из таких опасностей является активно развивающаяся информатизация и цифровизация общественной жизни.
Современные информационные технологии, в т.ч. связанные с глобальной сетью Интернет, активно проникают в жизнь современного общества и наиболее пагубно действуют на детей и подростков. Общение в интернете, виртуальная жизнь в социальных сетях становятся для многих представителей подрастающего поколения единственной значимой формой социальных коммуникаций, социального взаимодействия. Как следствие, происходит фрустрация личных связей, живого общения, непосредственного взаимодействия с друзьями и близкими людьми. Результатом этого в конечном итоге могут становиться серьезные поведенческие аддикции, которые в крайней своей форме могут приводить подростков и к крайней социальной изоляции, и к системным расстройствам психики, и к суицидам. Одна из наиболее острых, хотя пока малоизученных поведенческих аддикций такого рода - это компьютерно- и интернет-зависимое поведение.
Интернет стал реальностью нашей социальной жизни сравнительно недавно. Сперва его появление было воспринято очень положительно, поскольку интернет существенно расширил возможности для коммуникации между людьми, для поиска информации, сократил многие барьеры в общении между людьми из разных стран и с разных континентов. Однако со временем выяснилось, что интернет «затягивает» людей и при неумении ограничивать свое пребывание в интернете он способен приводить к самым различным негативным последствиям - от психологического привыкания к нему до агрессивного поведения, тревожности, невротических расстройств, тяжелых физических, психологических и социальных последствий (в виде социальной изоляции, редукции социальных навыков и др.)
Проблема компьютерной интернет-зависимости особенно остра в подростковом возрасте. Подростки являются одной из самых уязвимых групп риска с точки зрения развития интернет-зависимости, поскольку появление у них признаков интернет-зависимости несет в себе угрозу для их способности завершить личностное развитие и достичь психологической зрелости.
Формированию интернет-зависимого аддиктивного поведения у подростков способствуют различные факторы, как внешние, так и внутренние. Социальное неблагополучие в семье, отсутствие внимания, поддержки, живого участия в жизни подростка со стороны родителей, других значимых близких, конфликты со сверстниками, неспособность выстроить дружеские связи и отношения и многое другое - эти и многие другие факторы способствуют потере подростком чувства безопасности, защищенности. В результате возникает реальная проблема страха перед действительностью. Этот страх порождает у многих подростков стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены подростки с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями. В поисках защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие подростки часто выбирают для себя стратегии аддиктивного поведения.
Ключевым в интернет-зависимом аддиктивном поведении является понятие «зависимость». С психологической и социальной точки зрения этим понятием определяют «патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо» [34, с.125].
В психологии и смежных областях знаний - психиатрии, психотерапии - психологическую зависимость разного рода принято обозначать термином аддикция. В психологии термин аддикция (от лат. addictus - «слепо преданный, полностью пристрастившийся к чему-либо, обреченный, порабощенный, целиком подчинившийся кому-либо» и от англ. addiction - «склонность, пагубная привычка, зависимость») [34, с.7] за последние годы претерпел существенные изменения. Аддикция, или аддиктивное поведение - это «порабощающая форма поведения, часто отрицаемая самим ее носителем» [7, с.4].
Степень изученности проблемы. Изучению аддикиций и аддиктивного поведения посвящены работы зарубежных и отечественных авторов (М.В. Бредихина, А.В. Гоголева, Н.П. Захаров. С. Коринн, Ц.П.Короленко и Н.В. Дмитриева, В. Лебедько и О. Баранник. В.Д.Менделевич, В.Д. Москаленко, С.Ф. Смагин, Г.В. Старшенбаум, Н.П.Фетискин и др.). Эти авторы определяют аддиктивное поведение как одну из «форм деструктивного, отклоняющегося поведения, которая выражается в уходе от реальности путем изменения психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, например, компьютере, играх» [2, с.5]. В настоящее время наиболее разработанными являются концепции алкогольной и наркотической зависимостей подростков. Что же касается компьютерной интернет-зависимости, т.е. патологического пристрастия к интернету - то это сегодня один из наиболее распространенных, но и один из наименее изученных видов нехимической аддикции.
Объект исследования - аддиктивное поведение в подростковом возрасте.
Предмет исследования: вторичная профилактика аддиктивного компьютеро- и интернет-зависимого поведения подростков в условиях общеобразовательной организации
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать программу профилактики аддиктивного компьютеро- и интернет-зависимого поведения подростков
Исходя из определения цели, объекта и предмета в исследовании были поставлены задачи:
1) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддикций и аддиктивного поведения в подростковом возрасте;
2) теоретически определить методы и приемы вторичной профилактики аддиктивного поведения;
3) провести прикладное исследование компьютерной зависимости у подростков;
4) разработать профилактическую программу для компьютерозависимых подростков;
5) дать оценку эффективности представленной программы профилактики интернет-зависимого поведения подростков.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профилактика интернет-зависимости у подростков будет успешной при условии определения признаков аддикции и разработки специальной программы вторичной профилактики с элементами коррекционной работы.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, сравнение, обобщение, социологический метод (метод опроса), статистический метод обработки количественных данных, а также табличный и графический метод интерпретации результатов исследования.
Практическая значимость: Разработана программа
профилактической работы с подростками, которая будет полезна специалистам образовательных организаций, в т.ч. психологам, классным руководителям, социальным педагогам, а также родителям и всем заинтересованным лицам.
Структура работы отвечает поставленным задачам, включает в себя введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников и литературы, а также два приложения.
Итак, проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие выводы по теме исследования. Одной из острых, но недостаточно исследованных в психологической науке проблем сегодня является проблема аддиктивного компьютеро - и интернет-зависимого поведения подростков.
Аддиктивное поведение, - это поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, с целью получения интенсивных эмоций. Аддикции, а следовательно, и формы аддиктивного поведения очень многообразны, но для всех вариантов аддикций присущи такие черты, как особенность, «сверхценность» (salience), изменения настроения (mood changes), рост толерантности (tolerance), симптоматика отмены (withdrawal symptoms), конфликт с окружающими и самим собой (conflict), рецидивность (relapse). Все поведенческие аддикции принято делить на химические, нехимические и т.н. промежуточные аддикции.
Анализ показал, что подростковый возраст - особый, очень важный и во многом кризисный период в развитии и становлении ребенка. В случае, когда возрастные новообразования подросткового возраста формируются с нарушениями, может развиться социальная дезадаптация, которая служит одной из базовых предпосылок для аддиктивного поведения. Важную роль в этом играет нахождение подростков в неблагоприятных условиях, что может провоцировать у них комплексную социально-психологическую, социальноповеденческую, социально-мировоззренческую дезадаптацию, приводить к аддиктивному и девиантному поведению, искажению, а в тяжелых случаях - и тяжелой деградации личности.
Среди различных форм аддиктивного поведения подростков особое внимание вызывает интернет-зависимость. Она представляет собой одну из форм аддиктивного поведения, активно развиваающихся в подростковом возрасте в силу неблагоприятных социально-психологических условий жизни.
Основное направление работы психологов в части коррекции интернет- зависимого поведения - это его профилактика, которая бывает первичной, вторичной и третичной. Бороться с развитием поведенческих аддикций среди подростков - это одна из важнейших государственных задач, поскольку от этого зависит социальное благополучие, устойчивость развития и здоровое будущее социума.
В работе было сделано эмпирическое изучение особенностей поведения подростков с компьютерной зависимостью на основании таких психодиагностических методик, как методика выявления компьютерной зависимости К.Янг, личностный опросник Г. Айзенка, методика «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Б.И. Додонов), методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н.Орел.
В результате проведенного исследования было выявлено, что компьютерная интернет-зависимость проявляется в той или иной степени у 20% учащихся. У мальчиков компьютерная интернет-зависимость появляется гораздо чаще, чем у девочек. При этом в сильной степени компьютерная интернет-зависимость проявляется у 2% обследованных; в средней степени - у 6% обследованных, и в незначительной - у 12% обследованных.
Изучение особенностей поведения подростков с компьютернозависимым поведением и их сверстников показало, что подростки, проявляющие компьютерную зависимость, как правило, являются интровертами. 80% подростков с психологической зависимостью проявили разную степень выраженности интровертности, среди их сверстников не имеющих зависимости таких было только 15%.
Подростки, имеющие склонность к компьютерно-зависимому поведению имеют повышенный уровень нейротизма и психотизма по сравнению со сверстниками. Высокий уровень нейротизма и психотизма наблюдается более чем у половины компьютеро- и интернет-зависимых подростков. Средние показатели по шкале «нейтротизм» в группе компьютерно-зависимых подростков составили 15,0 баллов, в группе подростков, не испытывающих зависимости 10,6 баллов.
Подростки, имеющие склонность к компьютеро- и интернет- зависимому поведению, склонны к гедонистическим, эстетическим и акизитивным эмоциям. В группе их сверстников, не склонных к зависимости, практически все типы эмоционально разнонаправленных личностей представлены в более-менее равной пропорции.
Как и ожидалось, у подростков, проявляющих компьютерную интернет-зависимость, склонность к отклоняющемуся поведению была высокой (60%). Среднюю склонность к отклоняющемуся поведению проявляли 20% зависимых подростков, а низкую склонность к такому поведению - 20%. В группе подростков, не испытывающих зависимости показатели соответственно были: высокая склонность (20%), средняя склонность (60%), низкая склонность (20%).
Что касается таких качеств, как склонность к интровертному поведению и нейротизм, то наблюдается устойчивая корреляция между ними и склонностью к компьютеро- и интернет-зависимому поведению. Что касается эмоциональной направленности исследуемых, то четкой взаимосвязи между склонностью к тем или иным эмоциям и проявлению компьютерной интернет-зависимости не наблюдалось.
На основе полученных эмпирических данных была разработана коррекциионно-профилактическая программа для подростков с компьютерной интернет-зависимостью. Программа направлена в основном на профилактику зависимого поведения. Но, как показали результаты исследования, коррекции способствует ослаблению и уже сформировавшейся интернет-зависимости. После проведения коррекционных мероприятий у двух человек (одного мальчика и одной девочки) компьютерная интернет- зависимость исчезла. У одного человека высокая степень зависимости сменилась средней, у одного средняя - низкой. Высокий уровень нейротизма сохранился только у одного человека.
Высокий уровень психотизма и нейротизма до тренинга наблюдался у пяти человек, после тренинга их количество сократилось до двух. Кроме этого после проведения тренинга значимо снизилась склонность к аддиктивному поведению, склонность к агрессии и к делинквентному поведению. При этом агрессивность снилась до нормы, определенной для этого возраста.
Таким образом, анализ доказал справедливость и правильность выдвинутой гипотезы о том, что целенаправленная коррекционная работа психолога в школе с детьми подросткового возраста, имеющими признаки компьютерного интернет-зависимого аддиктивного поведения, позволяет снизить выраженность признаков зависимости и улучшить поведенческие проявления подростков.
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Наука, 1968. - 342 с.
2. Бредихина, М. В. Игровые аддикции: мифы и реальность [Текст] / М. В. Бредихина. - Владимир: Изд-во Владимир. гос. пед. ун-та, 2005. - 342 с.
3. Васильева, Е.В. Компьютерная зависимость подростка как социально-педагогическая проблема [Текст] / Е.В. Васильева // Психологопедагогический журнал Гаудеамус. - 2016. - Т.15. - №2. - С.30-35.
4. Васильева, Е.В. Умения саморегуляции и стрессоустойчивости в профилактике аддиктивного поведения подростков [Текст] / Е.В. Васильева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2017. - Т.16. - №3. - С.92-95.
5. Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков [Текст] / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина и др. // Известия ПГПУ. - 2010. - №16. - С.83-87.
6. Гнедова, С.Б. Основные направления помощи семье больных алкоголизмом в Ульяновском регионе [Текст] / С.Б. Гнедова // Региональные особенности социальной работы с семьями алкоголиков. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. - 292 с.
7. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А.В. Гоголева. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 310 с.
8. Даренский, И.Д. Аддиктология как научная дисциплина и область практической деятельности [Текст] / И.Д. Даренский // Аддиктология. - 2005. - №1. - С. 31-36.
9. Егоров, А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции [Электронный ресурс] / А. Ю. Егоров. - Режим доступа: https://psychiatr.ru/download/2146?view= 1&паше=ПоведенАддикцСуздаль^Г
10. Егорова, М. С. Психология индивидуальных различий [Текст] / М.С. Егорова. - М.: Норма, 2007. - 390 с.
11. Еременко, В.В. Транскультурные особенности самосознания личности с аддиктивным поведением в подростково-юношеском возрасте [Текст] : автореф. дисс... канд. психол. наук / В.В. Еременко. - М., 2007. - 30 с.
12. Зарецкая, О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблем [Текст] / О.В. Зарецкая // Психологическая наука и образование. - 2017. - Том 9. - № 2. - C. 145-165.
13. Захарова, Г.И. Психология семейных отношений [Текст] / Г.И. Захарова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2019. - 340 с.
14. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики [Текст] : учеб. пособие для студентов факультета клинической психологии по дисциплине специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения». - М.: Московский государственный медико-стоматологический Университет Росздрава, 2011. - 38 с.
15. Курицын, А.В. Психологические особенности подростков, воспитывающихся в семьях, в которых родители страдают алкогольной зависимостью [Текст] / А.В. Курицын // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - №11. - С.33-39...