Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 7
1.1. Проблема внимания в отечественных и зарубежных исследованиях 7
1.2. Особенности развития произвольного внимания в старшем дошкольном
возрасте 75
1.3. Методы и средства в развитии произвольного внимания старшего
дошкольника 18
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование развития произвольного внимания у
старших дошкольников 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты экспериментального изучения развития произвольного
внимания 27
2.3. Программа развития произвольного внимания у детей старшего
дошкольного возраста 31
Выводы по второй галве 42
Заключение 43
Список использованных источников 46
Актуальность исследования. С введением ФГОС значительно изменились требования по отношению выпускников детского сада.
Сейчас, необходимыми критериями к личности выпускников детских садов стали такие, как: умение находить новую информацию,
концентрирование внимания, высокая активность при выполнении предложенных заданий, поиск решений трудных задач.
Вместе с тем, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выставляет условия по отношению к произвольности внимания детей дошкольного возраста, в плане возможностей вести деятельность, не отвлекаясь, слушать инструкции и вести самоконтроль.
В детском саду должны быть созданы такие условия, благодаря которым будет осуществляться всесторонне развитие личности. К такому развитию относят расширение интеллектуальных возможностей, физическое развитие, готовка к школьному обучению.
Если у ребенка будет развито внимание на должном уровне, то его познавательная деятельность будет расширяться в значительной мере. Когда внимание сформировано действия ребенка становятся более четкими, аккуратными. Благодаря вниманию ребенок приобщается к окружающему миру, замечает в нем новые процессы, явления, активизируется умственная активность.
В любой предметной деятельности главным условием психологической успешности детей дошкольного возраста является внимание. Ученые доказали, что при плохо сформированном внимании процесс обучения будет протекать плохо и затруднительно. Именно поэтому учителя, педагоги стремятся на своих занятиях развивать внимание детей.
К сожалению, даже педагоги с большим опытом работы испытывают большие трудности непосредственно в связи с надобностью развивать внимание учеников.
Одной из причин данных затруднений выступает нехватка теоретических знаний, на которые опираются используемые в работе методы воспитания внимания. Внимание представляется наименее содержательным, а поэтому и более трудно изучаемым и управляемым психологическим явлением.
Проблема внимания традиционно является одной из важнейших и сложнейших проблем психологической науки. В ряде теоретических подходов внимание рассматривается как побочный продукт или характеристика других процессов. Но тот факт, что внимание неразрывно связано с другими психологическими процессами или деятельностью индивида, нельзя считать доказательством его «несуществования».
Изучению внимания посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов. Среди них Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и многие другие.
Актуальность исследования обусловлена наличием противоречия между тем, что хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность всего обучения и развития.
В связи с этим, остро встала проблема необходимости развития внимания у детей старшего дошкольного возраста при недостаточной разработке психологических средств его коррекции.
Цель исследования: выявить особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста и реализовать программу развития произвольного внимания.
Объект исследования: состояние произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства и методы развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если в деятельности педагога дошкольной образовательной организации будет реализована развивающая программа, которая содержит в себе комплекс игровых упражнений, направленных на развитие основных показателей внимания, то произвольное внимание у детей старшего дошкольного возраста будет развиваться более эффективно.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные подходы к рассмотрению понятия «внимание» в зарубежных и отечественных трудах.
2. Провести анализ основных теоретических подходов к рассмотрению особенностей произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте.
3. Описать методы и средства в развитии произвольного внимания старшего дошкольника.
4. Подобрать и реализовать программу развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести анализ результатов реализации программы, сформулировать выводы исследования.
Методы исследования. Для решения поставленных нами задач использовались:
- теоретические методы - анализ, синтез и обобщение литературы;
-эмпирические методы - беседа, наблюдение, тестирование, эксперимент, методы математической обработки эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: подготовительная группа ЧОУ «Согласие» г. Екатеринбург в количестве 15 детей в возрасте 6-7 лет, из них 8 мальчиков и 7 девочек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего в себя 43 наименований для написания теоретической и эмпирической частей исследования, приложения. Объем работы составляет 75 страниц.
На основе изученной психолого-педагогической и методической литературы и проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы.
Анализ изученной литературы показывает, что проблема внимания остается одной из важных проблем психологии, несмотря на то, что исследования по ее изучению ведутся достаточно давно. Роль внимания состоит в создании готовности к деятельности и ее избирательной организации в зависимости от поставленной задачи. Слабое развитие внимания объясняет, почему ребенок часто отвлекается, не может долго заниматься одним делом и почему он не помнит, что ему сказали взрослые или другие дети. Эффективность всех психических процессов регулируется механизмами внимания, которое является одним из важнейших показателей при оценке психического развития дошкольника.
В старшем дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается произвольное внимание, т. е. они оказываются способными управлять своим вниманием, сознательно направлять его нате или иные объекты. Произвольное внимание развивается под руководством взрослых, которые направляют и организуют внимание ребенка и дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии может сам им управлять. Взрослые организуют внимание ребенка с помощью словесных указаний. Позднее ребенок сам начинает использовать речь для организации своего внимания. Постепенно внимание ребенка становится более планомерным, что подразумевает способность к обдумыванию последовательности действий и соответствующее распределение внимания для достижения цели. Если задачи детям знакомы и не очень сложны, они могут выработать план и следовать ему.
Так как дети старшего дошкольного возраста - это будущие школьники, хорошо сформированные свойства внимания являются факторами, определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Поэтому так важно подобрать эффективное средство для развития всех свойств внимания. Таким средством являются игры с правилами. К таким играм относятся: словесные, настольно-печатные, подвижные и спортивные игры. В играх с правилами необходимость постоянного сравнения своих результатов с результатами действий других игроков, слежение за выполнением правил всеми участниками игры, включая себя самого, выполнение самих игровых действий, чтобы достичь выигрыша, способствуют развитию произвольного внимания ребенка.
Не стоит забывать и про развитие слухового внимания, ведь многие игры с правилами содержат в себе реагирование на различные команды, или подчинение им. Наибольшее развитие происходит в подвижных играх, так как необходимо не только быстро выполнять игровые действия, но и в это же время прислушиваться к командам, заданным правилами игры или репликам других игроков.
Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что большинство детей имеют низкий и средний уровень развития объема внимания, что говорит о неспособности респондентов сохранять в сфере повышенного внимания достаточное количество информации, а развитие переключения и распределения внимания находится на низком и среднем уровнях. Это дает право говорить о низкой скорости переключения внимания с одного объекта на другой и о низкой способности большинства детей рассредоточить внимание на значительном пространстве и параллельно выполнять несколько видов деятельности сразу. Что же касается развития у детей экспериментальной группы концентрации и устойчивости внимания, то у подавляющего количества детей выявлены средний и высокий уровни развития. Это говорит о том, что дети способны в течение длительного времени концентрировать и сосредотачивать внимание на объекте.
Нами была разработана программа, которая систематизировала по свойствам внимания, на развитие которых она и направлена.
Предлагаемые игровые задания направлены на функционирование чувственного внимания и не стимулируют интеллектуального. Данный факт, полученный в результате исследования, может послужить основой дальнейших исследований по проблеме внимания дошкольников.
1. Айзман, Р. И. Оценка степени готовности детей к обучению в школе [Текст] / Р.И. Айзман, Л.К. Великанова, Г.Н. Жарова. - М.: Академия, 2016. - 321 с.
2. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Мысль, 2015. - 282 с.
4. Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Елена Бармашова// Школьный психолог. - 2015. - № 5. - С. 8-14.
5. Белых В. Тренируем память перед школой. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2015. - 32 с.
6. Белых В. А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 64 с.
7. Богданова, Т. И. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Т.И. Богданова, Т.В. Корнилова. - М.: Сфера, 2016. - 281 с.
8. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре/ А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение. 2015. - 136с
9. Бортникова, Е.Ф. Развитие внимания и логического мышления. Для детей 4-6 лет / Е.Ф. Бортникова. - М.: Литур, 2017. - 153 с.
10. Будем внимательны! Задания на развитие внимания и зрительного восприятия. Для детей 5-7 лет. - М.: Кировская областная типография, 2018. -
519 с.
11. Волшебство в картинках: Задания на развитие внимания, зрительное восприятие: Для детей 3-5 лет. - М.: Кировская областная типография, 2018. -
412 с.
12. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 396 с.
13. Волкова Н. Внимание детей во время занятий [Текст] /Н. Волкова// Дошкольное воспитание. - 2011.- №12.- С. 6-9.
14. Воспитание детей в игре [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада./Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
15. Вундт, В. Память и внимание [Текст] / В. Вундт. - М.: Просвещение, 2015. - 372 с...