Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования навыков ассертивного поведения у подростков 8
1.1. Анализ понятия «ассертивное поведение» в научной литературе 8
1.2. Особенности проявления ассертивного поведения у подростков 17
1.3. Методы и приемы формирования навыков ассертивного поведения у
подростков 25
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния психолого-педагогических условий на формирование навыков ассертивного поведения у подростков .. 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Реализация психолого-педагогической программы по формированию
навыков ассертивного поведения у подростков 42
2.3. Анализ результатов исследования 51
Заключение 59
Список литературы: 61
Приложение 66
На современном этапе развития общественных отношений эффективность функционирования отдельной личности связана с рядом социально значимых качеств, определяющих стратегию взаимодействия субъектов. Одним из таких качеств, по мнению современных исследователей в области психологии, является ассертивность.
Ассертивность как часть личностного потенциала, выступает необходимым условием для самореализации и является ведущим фактором развития подростков. По данным Всемирной организации здравоохранения, именно в этом возрасте наблюдается резкий рост числа различных форм девиантного поведения.
Отсутствие необходимых жизненных навыков, стратегий поведения, неспособность подростков справиться с новыми социальными требованиями, могут повлечь за собой развитие отклонений в поведении и привести к девиантным его проявлениям, возможным акцентуациям характера.
Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам, и в связи с этим особую важность в данном возрастном периоде приобретает проблема сохранения личностной устойчивости в условиях давления социальной среды.
Навыки ассертивного поведения являются своего рода элементом первичной профилактики девиаций и противопоставляются манипуляции и деструктивным формам влияния на подростков.
В силу сложного характера поведенческих отклонений их предупреждение и преодоление требует многостороннего анализа факторов и причин, запускающих возникновение девиаций, а также условий, способствующих эффективной профилактике отклоняющегося поведения у подростков. Все это актуализирует изучение проблемы ассертивности, создает предпосылки для изучения особенностей формирования поведенческих навыков в подростковом возрасте.
Ассертивность - термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert - утверждать, настаивать на своем. Ассертивность - это умение человека действовать самостоятельно и автономно, адекватно социальной ситуации на основе самоуважения и позитивного самооценивания, а также способность к самоутверждению своей позиции с уважением к личным границам и интересам окружающих.
В некоторых научных работах зарубежных исследователей ассертивность рассматривается как часть эмоционального интеллекта. Считается, что ассертивная личность обладает не только способностью к эмоциональному самоанализу, что позволяет четко определять собственные чувства, но также имеет достаточно власти над личными импульсами, чтобы они могли быть выражены в соответствующей форме.
Другими исследователями основной характеристикой ассертивной личности признается способность к открытому и спонтанному выражению чувств, определяя ассертивность как "социально оправданное невербальное или вербальное выражение чувств".
Согласно исследованиям американского психолога Э. Солтера в начале 60-х годов XX века, в понятии «ассертивное поведение» свободная самореализация и независимость человека в конструктивном межличностном взаимодействии противопоставляется манипуляции и деструктивным, агрессивным формам влияния на людей.
Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью нанести вред другим людям. (Большой психологический словарь. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., Олма-пресс, 2004 г.)
В научных и практических работах зарубежных и отечественных исследователей Р. Ракоса, С. Бишоп и В.Г. Ромека отмечается, что ассертивное поведение можно специально формировать в результате обучения и целенаправленной отработки соответствующих навыков как у взрослых, так и у детей.
Поскольку именно подростковый возраст является определяющим в освоении социально важных навыков, способствующих эффективной коммуникации со сверстниками и взрослыми, в настоящее время особое внимание уделяется процессу формирования навыков ассертивного поведения у подростков.
С одной стороны, на сегодняшний день разработаны и успешно реализуются программы социально-психологических тренингов, результаты которых свидетельствуют о том, каким образом можно использовать существующие технологии практической работы с целью формирования навыков ассертивного поведения у подростков.
С другой стороны, в научных исследованиях недостаточно дифференцирована эффективность проводимой работы по формированию навыков ассертивного поведения у конкретного ребенка. Так, до настоящего времени не изучена взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности подростка и процесса формирования ассертивности.
При этом важно понимать, насколько внутренние факторы, такие как самооценка и уровень притязаний, определяющие поведение подростка в сложных ситуациях социального взаимодействия, влияют на процесс формирования навыков ассертивного поведения и насколько внешние факторы, такие как, психолого-педагогическая программа, определяют степень эффективности формирования данных навыков.
Следовательно, необходимо изучение специфики формирования навыков ассертивного поведения у подростков при реализации программы занятий с учетом индивидуально-психологических особенностей личности подростка.
Исследование предполагает диагностику индивидуальных и личностных особенностей подростков, проведение программы занятий по формированию навыков ассертивного поведения, изучение взаимосвязи личностных особенностей и эффективности освоения навыков.
Исходя из вышесказанного, целью исследования является выявление особенностей формирования навыков ассертивного поведения у подростков
Задачи:
1. Анализ понятия «ассертивное поведение» в научной литературе;
2. Изучение особенностей ассертивного поведения у подростков;
3. Реализация программы по формированию навыков ассертивного поведения у подростков;
4. Выявление особенностей формирования навыков ассертивного поведения у подростков.
Объект исследования - ассертивное поведение у подростков.
Предмет исследования - программа по формированию навыков ассертивного поведения у подростков.
Гипотеза исследования: формирование навыков ассертивного
поведения у подростков будет проходить более успешно, если будет, составлена соответствующая программа.
Теоретико-методологической основой исследования являются основополагающие психологические принципы: системности, единства
социального научения А. Бандуры, концепция ассертивности Э. Солтера.
Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы исследования использовался комплекс следующих методов исследования:
• анализ литературы и моделирование;
• психодиагностические и психолого-педагогические методики:
• диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн;
• диагностика уровня ассертивности В. Каппони, Т. Новак;
• программа развития ассертивности у подростков Золотовскова А.А.
• математико-статистические методы.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении особенностей ассертивного поведения у подростков, описании специфики
формирования навыков ассертивного поведения, изучение взаимосвязи личностных особенностей и эффективности освоения навыков.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в рамках реализации психолого-педагогических программ групповой работы с подростками, направленных на формирование навыков ассертивного поведения, в том числе, с несовершеннолетними, имеющими девиантные формы поведения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Объем работы составляет 70 страниц. Результаты исследования отражены в диаграммах, схемах, таблицах.
Ассертивность - это реальный психический феномен, описанный впервые в парадигме бихевиоризма. Характеристики, структурные компоненты ассертивности определены в научном сообществе неопределенно и неоднозначно, в зависимости от сферы деятельности исследователей.
Анализ литературы показал, что ассертивность как часть личностного потенциала, выступает необходимым условием для самореализации и является ведущим фактором развития подростков.
Исследование проблемы ассертивности как личностной характеристики в целом, и как особых поведенческих навыков является важным в подростковом возрасте, ведь именно этот период является основополагающим в становлении личности и формировании мировоззрения. В это время решаются важнейшие вопросы, такие как дальнейшее самоопределение, выбор профессии и жизненного пути в целом, умение брать на себя ответственность за себя и свой выбор, принятие нового положения в семье и обществе.
Целью данного исследования является выявление особенностей формирования навыков ассертивного поведения у подростков.
В ходе решения поставленных задач можно сделать следующие выводы:
• Анализ научных работ зарубежных и отечественных исследователей определяет ассертивность, как навык полного и свободного самовыражения в контактах с другим человеком или людьми. Навыки ассертивного поведения формируются также как и другие поведенческие навыки с учетом всех компонентов ассертивности.
• Установлено что, подростковый возраст считается одним из основных кризисных периодов формирования личности человека. В тоже время, данное время является оптимальным для формирования навыков ассертивного поведения, которые способствуют профилактике возникновения девиантных форм поведения.
• Определена структура и содержание психолого-педагогической программы по формированию навыков ассертивного поведения у подростков в соответствии с компонентами ассертивности: когнитивно-смысловым, аффективным и поведенческим.
• Установлена взаимосвязь компонентов ассертивности и самооценки, так уровень притязаний коррелируется с независимостью и уверенностью подростка в своих силах;
-Подтверждена эффективность реализуемой программы по формированию навыков ассертивного поведения у подростков. В частности было установлено, что в результате занятий повышается уровень поведенческого компонента ассертивности, напротив аффективный компонент имеет тенденцию к снижению.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Данные исследования могут быть использованы педагогами и психологами образовательных организаций при проведении коррекционной и профилактической работы с подростками.
1. 18 программ тренингов: руководство для профессионалов /Ред. В.А. Чикер. СПб.: Речь, 2007. 368с.
2. Алберти, Р. Самоутверждающее поведение. Распрямись! Выскажись! Возрази! / Р. Алберти, М. Эммонс ; пер. с англ. М. В. Горшкова. - СПб. : «Академический проект», 1998. - 190 с.
3. Алексеева Л. Ф., Лебедева И. В. Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1 (18). С. 39-42.
4. Альбуханова-Славская, К.А. Проблема личности в психологии / К.А. Альбуханова-Славская // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. - М.: ИП РАН, 1997. - 373 с.
5. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.:Питер,2004. 271с.
6. Бишоп, С. Тренинг ассертивности. / С. Бишоп. - СПб.: Питер, 2001. - 208 с.
7. Большой психологический словарь / сост. и отв. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
8. Вайнер И. В. Субъективная уверенность как фактор решения психофизической задачи // Психология труда в условиях проблемных ситуаций: межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. С. 185-191.
9. Васягина, Н. Н. Делинквентное поведение подростков: феноменология, причины, возможности профилактики / Н. Н. Васяги-на // Вестник практической психологии образования. - 2018. - № 1-2 (54-55). - С. 12-17.
10. Воробьева И.В., Шахматова О.Н. Психотехнологии развития личности: Учеб. Пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. 103с.
11. Гончаров С.З., Казанцева Е.В. Уверенность в себе как важное качество личности // Образование и наука. 2004. №5. С.69-73.
12. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008. 368с.
13. Гуляева К. К проблеме исследования ассертивности личности // Актуальные проблемы психологии личности. Сб.ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2010.
14. Зиновьева И. Л. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности: дисс. ... канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 1989.
15. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Змановская. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с...