ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ 7 ЦЕННОСТИ САМОРАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА..
1.1 Характеристика обучающихся колледжа 7
1.2 Ценностно-смысловая сфера как совокупность ценностных 11
ориентаций и личностных смыслов обучающихся
колледжа
1.3 Сущность процесса формирования ценности саморазвития у 18
обучающихся колледжа
1.4 Активные методы формирования ценности саморазвития у 25
обучающихся колледжа
Выводы по первой главе 34
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА 36 ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ САМОРАЗВИТИЯ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
2.1. Организация и методики эмпирического исследования процесса 36 формирования ценности саморазвития у обучающихся колледжа ...
2.2. Анализ результатов сформированности ценности саморазвития у 41
обучающихся колледжа на констатирующем этапе
2.3. Реализация программы тренинга как активного метода 51 формирования ценности саморазвития у обучающихся колледжа ...
2.4. Анализ эффективности использования тренинга как активного 55
метода формирования ценности саморазвития у обучающихся колледжа
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
В современном мире очень актуален процесс быстрого развития разных сфер деятельности человека и поэтому современное общество требует не только специалиста, который хорошо выполняет свои рабочие обязанности, но и способного быстро и своевременно реагировать на все изменения, происходящие в области его профессиональной деятельности. Для этого ему необходимо находиться в режиме постоянного самосовершенствования. Подготовка будущего выпускника, должна быть ориентирована на выработку таких личностных характеристик профессионала, как рефлексивность, ответственность перед собой, самосовершенствование деятельности, собственное саморазвитие. Необходимо отметить, что именно саморазвитие, сознательно усиливаемое молодым специалистом в собственной деятельности, помогает личностно-профессиональному становлению и полноценной самореализации. Ценность саморазвития состоит в том, что саморазвивающаяся личность вносит наиболее весомые вклады в общественное развитие, способствует развитию цивилизации, удовлетворяя тем самым как потребности общества, так и собственные потребности.
Ценности саморазвития у обучающихся колледжа необходимо формировать по той причине, что данная категория в рамках обучения имеет в основном техническую, практическую направленность, в то время как, например, обучающиеся высших учебных заведений имеют больше возможностей для саморазвития, чем обучающиеся колледжа. В работе по формированию ценностей важную роль в средних профессиональных учебных заведениях отводится педагогу-психологу.
Многие исследователи описывают различные виды взаимодействия обучающихся с педагогом-психологом, которые позволяют оценить уровень формирования общих и профессиональных компетенций выпускников колледжей и их готовность к самостоятельной профессиональной деятельности. Как правило, предлагается дифференцированный подход в решении вопроса об образовании независимого будущего эксперта; обращает внимание на то, что необходимо системно выстраивать работу по формированию у обучающихся колледжа ориентации на самообразование и саморазвитие, начиная с момента поступления обучающегося в колледж и до его окончания.
В данной работе рассказывается о практических способах формирования ценностей саморазвития обучающихся колледжа. Акцент делается на совершенствование каждого обучающегося колледжа как будущего специалиста, обладающего высокой квалификацией, профессиональной компетентностью и мобильностью, способного принимать на себя ответственность за принимаемые решения и строить свою жизненную позицию [1, с.127].
Исследованиями в области изучения особенностей формирования ценностей саморазвития, у обучающихся колледжа занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как В.Г. Алексеева, Б.Г. Ананьев, Ю.В Артюхова, Н.Р. Битянова, Г.С. Абрамова, К.А. Альбуханова-Славская, А.А. Бодапев, Г.Л. Будинайте, В.В. Гаврилюк, И.Б. Дерманова, Е.В Бондаревская, А.С. Косогова, С.В. Кульневич, Ю.В. Сенько, П.И. Третьяков, Е.Л Федотова и др.)
В своих работах данные исследователи изучали не только особенности формирования ценностей саморазвития у обучающихся колледжа, но и определяли факторы, которые влияют на возникновение данных особенностей. Однако, несмотря на большое количество научных работ, посвященных данной теме, остается малоизученным аспект обеспечения процесса формирования ценности саморазвития обучающихся колледжа в современной системе среднего профессионального образования.
Выше сказанное позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и определении активных методов формирования ценности саморазвития у обучающихся колледжа.
С учетом значимости выявленной проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование ценности саморазвития у обучающихся колледжа».
Объект исследования: процесс формирования ценности саморазвития у обучающихся колледжа.
Предмет исследования: тренинг как активный метод формирования ценностей саморазвития у обучающихся колледжа.
Гипотеза исследования: ценность саморазвития у обучающихся колледжа может быть сформирована при условии использования тренинга как активного метода ее формирования.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать особенности тренинга как активного метода формирования ценности саморазвития у обучающихся колледжа.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи научного поиска:
1. На основе анализа психологической, педагогической и социологической литературы раскрыть понятие «обучающиеся колледжа».
2. Дать характеристику ценностно-смысловой сферы как совокупности ценностных ориентаций и личностных смыслов обучающихся колледжа.
3. Выявить сущность процесса формирования ценности саморазвития у обучающихся колледжа.
4. Обосновать возможность использования тренинга как активного метода формирования ценности саморазвития у обучающихся колледжа.
5. На основе использования современного диагностического инструментария проанализировать представленность ценности саморазвития в структуре ценностно-смысловой сферы обучающихся колледжа.
6. Доказать эффективность использования тренинга как активного метода формирования ценности саморазвития у обучающихся колледжа.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ научной литературы, синтез, обобщение, систематизация; эмпирические - тестирование опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина, методика направленности личности на саморазвитие А.М. Прихожан, тест направленности на саморазвитие в различных жизненных сферах Н.Ф. Головановой и И.Б. Дермановой); математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский колледж искусств и культуры».
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 56 наименований и 4 приложения.
Анализ литературы по теме исследования показал, что обучающиеся представляет собой особую категорию населения, которая определяется наличием определенных характеристик, таких как общая учебная деятельность, возраст, наличие определенных психологических и социальных особенностей.
Ценность рассматривается как система функций, в которую входят такие структурные составляющие как ценностные ориентации и личностные смыслы. Без наличия ценностей невозможно формирование личности, т. к. они представляют собой неотъемлемый компонент ее структуры. Формирование личной системы ценностей, т. е. системы ценностных ориентаций личности, происходит постепенно в процессе социализации человека. Процесс формирования ценностных ориентаций течет наиболее активно в ходе образовательного процесса и личностно-деятельностной практики.
В рамках рассмотрения особенностей формирования ценности саморазвития у обучающихся колледжа, нами было определено, что этот процесс в рамках среднего учебного заведения имеет определенные трудности в рамках формирования. Основными трудностями являются такие как: отсутствие самостоятельности и инициативы, отсутствие творческого подхода в рамках учебной деятельности.
Среди всех методов формирования ценностных ориентаций, мы выбираем тренинг, по той причине, что он является наиболее действенным методом формирования определенных аспектов поведения и ценностных ориентаций. Основным достоинством данного метода является возможность поделиться своим опытом в рамках формирования определенных ценностных ориентаций.
Констатирующий этап исследования показал, что ценность саморазвития занимает низкую позицию в системе ценностных ориентаций обучающихся колледжа. Они слабо заинтересованы в объективной информации об особенностях своего характера, способностях и других качества собственной личности. Обучающиеся колледжа практически не стремятся к самосовершенствованию, полагают, что потенциальные возможности людей ограничены и в жизни и добиваться наиболее полной из реализации не особенно важно. У них выше ценности достижения, собственного престижа, высокого материального положения, креативности, активных социальных контактов, духовного удовлетворения. чем ценность саморазвития.
Установлено, что большинство обучающихся колледжа проявляют умеренно выраженную готовность к саморазвитию. Обучающиеся колледжа положительно относятся к действиям по саморазвитию, но у них отмечается недостаток средств для саморазвития. Потому они не могут реализовать действия по саморазвитию в собственном поведении. Большая часть обучающихся колледжа характеризуется направленностью на саморазвитие в социальной и физической сферах. Для них особенно значимо развивать у себя коммуникативные и организаторские способности в общении с другими людьми, а также развивать свою физическую форму в процесс занятий спортом. В сфере самоуправления немногие обучающиеся ориентированы развиваться, что указывают на невысокую ценность развития у себя воли и требовательности к себе.
С целью формирования ценности саморазвития был проведен формирующий этап исследования в форме тренинга. С группой обучающихся колледжа с низким уровнем готовности к саморазвитию и низкой значимостью ценности саморазвития проведен тренинга, способствующий повышению значимости ценности саморазвития, готовности к саморазвитию, формированию установок на познание себя и развитие личностных качеств в различных жизненных сферах.
С целью оценки эффективности проведенного тренинга нами было проведено повторное исследование ценности саморазвития у обучающихся колледжа. Контрольный этап исследования показал, что в результате проведения тренинга с группой обучающихся коллежа можно повысить значимость ценности саморазвитие, уровень готовности к саморазвитию, значимость ценности саморазвития. Тренинг как активная форма формирования ценности саморазвития обучающихся колледжа показал и доказал свою эффективность. Гипотеза исследования о том, что ценность саморазвития у обучающихся колледжа может быть сформирована при условии использования тренинга как активного метода ее формирования у них, подтвердилась.
Результаты исследования могут быть использованы психологом в рамках психологического сопровождении обучающихся колледжа. Апробированный нами тренинг может быть использован в целях формирования ценности саморазвития у обучающихся колледжа.
1. Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию/ Г. С. Абрамова. - Москва: Академия, 2014. - 237 с.
2. Алексеев, В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования/ В. Г. Алексеев. - Москва: Академия, 2019. - 227 с.
3. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 2004. — № 5. - с. 63-70.
4. Абакумова И.В. Смыслообразование в учебном процессе: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 2003., с. 13
5. Абульханова-Славская, К. А. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания (психологические, философские, социокультурные аспекты) / отв. ред. Э. В. Сайко. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2011. - с. 36-53.
6. Ананьев, Б. Г. Избранные труды / Б. Г. Ананьев. - Москва: Академия, 2010. - 232 с.
7. Артюхова, Ю. В. Ценности и воспитание // Педагогика - 2011 - № 4. - с. 117-121.
8. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа. - Москва: Смысл, 2001 - 416 с.
9. Базина, К. Я. Модель саморазвития человека/ К. Я. Базина. - Н. Новгород : Изд-во ВГИ- ПИ, 2009. - 256 с.
10. Битянова, Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии : аналитический обзор/ Н. Р. Битянова. - Москва: Модэк, 2008. - 46 с.
11. Блинова, В. Л. Психологические основы самопознания и саморазвития / Ю. Л. Блинова. - Казань: ТГ1111У, 2009. - 222 с.
12. Бодалев, А. А. О потребности и способности личности к саморазвитию // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. Вопросы психологической службы, общения и руководства: сб. науч. трудов / отв. ред. О. Г. Кукосян. - Краснодар, 2007. - С. 5-14.
13. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Психологический журнал. - 2013. - № 5. - С. 99-105.
14. Волков, Б. С. Психология юности и молодости / Б. С. Волков. - Москва: Трикста, 2016. - 256 с.
15. Гаврилюк, В. В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В. В. Гаврилюк // Социол. исслед. - 2012. - № 1. - С. 96-105...