ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Особенности развития обучающихся 1 -4 классов 6
1.2. Понятие и сущность учебной мотивации 11
1.3. Особенности развития мотивации учения в младшем школьном возрасте
20
Выводы по главе 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Организация и методики исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Выводы по главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проблемы мотивации относятся к важным психологическим проблемам, так как их исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов поведения человека. Несмотря на важность и практическую востребованность знаний мотивационной сферы учебной деятельности школьников, разработанность этих проблем отстает от их общепсихологической значимости. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной отечественной психологии хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики.
В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Исторически первенствовали биологизаторские теории мотивации (В. МакДаугалл), современный вариант биологизаторской теории - психобиология А. Уилсона. Значительный вклад в развитие проблемы внесли этологи К. Лоренц, Н. Тинберген, К. фон Фриш. Одно из центральных мест вопрос мотивации занимает в психоанализе З. Фрейда и разработках неофрейдистов Э. Фромма, К. Хорни, теории К. Левина, Г. Олпорта. Основательно занимался проблемами мотивов А. Маслоу. Собственные взгляды на понимание мотивации разрабатывали бихевиористы А. Бандура, Б.Ф. Скиннер, Дж. Уотсон. В последние годы авторитетными являются когнитивистские теории мотивации, которые разрабатывались Дж. Роттером, Д. Макклеландом, Х. Хекхаузеном.
Учебная деятельность как основной фактор проявления новых форм поведения младшего школьника проанализированы в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского и др.; отношения с учителями как значимый фактор становления личности школьников - в работах В.А. Крутецкого, И.Ю. Кулагиной, Г.А. Люблинской, В.С. Мухиной, Л.П. Обуховой и др.; особенности осознания младшими школьниками и поведения - в работах Р.В. Павелкива, И. И. Чесноковой и др. [8, с. 138]. Л.И. Божович показала, что проблема формирования устойчивости личности является, прежде всего, проблемой становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Ее исследования имели большое значение для развития проблемы мотивации учения, а положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и ее отношением к окружающей действительности, о структурности мотивации стали перспективными для дальнейшего развития этой отрасли психологии. По выражению Л.И. Божович, сущность отношения школьника к обучению - это совокупность мотивов как его внутренняя позиция [1, с. 321]. Ученые (М.И. Алексеева, Н. А. Бойко, М. И. Боришевский, С.В. Гончаренко, Г.С. Костюк, Д. Максименко, В.А. Семченко, И.А. Синица, В. Скрипченко и другие), изучая мотивационную составляющую учебной деятельности, признают ее ведущей. Они считают, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы мотивации учебной деятельности и именно поэтому этот возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы личности в целом.
Естественно, что любой школьник имеет определённый уровень развития учебной мотивации. При организации учебной деятельности учитель должен знать, какое из этих отношений к учению относится к данному школьнику. Если у школьника имеется положительная учебная мотивация, то учитель должен направить её в сторону развития. Но если у школьника сложилась отрицательная мотивация, то задача учителя состоит в том, чтобы обнаружить её причины и найти способы коррекции. Недостаточно изученной остается проблема формирования мотивационной сферы и ее роли в учебной деятельности младшего школьника .
Цель исследования - изучить особенности учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - учебная мотивация.
Предмет исследования - особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
• провести теоретический анализ психолого-педагогических
особенностей детей младшего школьного возраста;
• рассмотреть особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте;
• организовать и провести эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников;
Методы исследования:
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач в данном исследовании мы использовали следующие методы:
• Теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме учебной мотивации младших школьников.
• Тестирование (Методика «Выявление уровня и структуры учебной мотивации младшего школьника» автор А.А. Волочков. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, А.Д. Андреева. Методика «Определение мотивов учения». М.Р. Гинзбург). Количественный и качественный анализ данных, методы математической обработки данных (критерий Колмогорова-Смирнова, критерий Крускала Уоллеса).
Теоретическая основа исследования - проблема учебной мотивации младших школьников раскрывается в работах Божович Л.И., Власовой Н.Н., Галлард Д., Гани С.В., Гуткиной Н.И., Картмен М., Кулагиной И.Ю., Кьюсак М., Липкиной А.И., Майер Р.В., Марковой А.К., Матюхиной М.В., Мирза М., Олсон М.Поунал И., Сэлкинд Н.Дж., Хегенхан Б., Холт Дж. и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в описании феномена учебной мотивации как интегрального психологического процесса.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы в рамках деятельности практических психологов, социальных работников, педагогов.
В рамках данной работы нами была поставлена цель исследования изучить особенности учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. Для достижения поставленной цели были реализованы все задачи исследования, проведен подробный анализ научно-методической литературы, организовано и проведено эмпирическое исследование особенностей учебной мотивации учеников 1-4 классов.
Проведенный нами теоретический анализ литературы показал, что дети младшего школьного возраста имеют свои отличительные особенности в зависимости от возраста, детям характерна индивидуальная вариативность темпом созревания. Мотивация учения представляет собой систему побуждений, которая заставляет ребенка учиться. Существует несколько классификаций мотивации учения, так, выделяют внешние, внутренние мотивы учения, выделяют и мотивы прихода в школу, мотивы получения знаний, мотивы получения отметки. На протяжении всего детства происходят изменения в мотивах, а также меняется их содержание, появляются новые виды мотивов.
Далее в работе нами было организовано и проведено эмпирическое исследование мотивов учения младших школьников, которое проводилось на базе МОУ СОШ № 59 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие ученики 1, 2, 3, 4 классов в общем количестве 104 человека (54 девочки, 50 мальчиков). 26 первоклассников, 26 второклассников, 26 третьеклассников, 26 учащихся четвертых классов.
Для диагностики были подобраны следующие методики: Методика «Выявление уровня и структуры учебной мотивации младшего школьника» автор А.А. Волочков. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, А.Д. Андреева. Методика «Определение мотивов учения». М.Р. Гинзбург). Количественный и качественный анализ данных, методы математической обработки данных осуществлялся с использованием критерия Колмогорова-Смирнова, критерия Крускала Уоллеса.
Проведенное нами исследование показало, что обучающимся 1 классов в большей степени, чем всем остальным свойственны внешние мотивы, которые характеризуются социально желательным поведением, получение хороших отметок, учеба ради престижа, лидерства. Детям интересна любая активность, которая связана с атрибутивными характеристиками школьной жизни. При этом у обучающихся 1-2-х классов наблюдается преобладание познавательных мотивов перед учениками 3-4 классов. К 4 классу наблюдается преобладание коммуникативных мотивов и мотивов достижения и напротив снижение внешних мотивов обучения в школе. Также следует отметить, что к 3-4 классу потребность в позиции школьника является уже удовлетворенной и позиция школьника теряет для них свою эмоциональную привлекательность.
Также мы установили, что имеется повышение мотивации достижения к 3-4 классу, и напротив снижение познавательной активности. Ученики 1-2 классов рассматривают учебную деятельность как общественно важную и необходимую. Значительную мотивационную роль играют и получение учениками оценки. На начальных этапах обучения они воспринимаются учащимися как оценки за их старания и те усилия, которые они приложили, а не за качество выполненной работы. Как показали результаты проведенной методики у детей 1-2 классов наблюдается присутствие игровых мотивов учения, которые уже отсутствуют у детей, обучающихся в 3 и 4 классах начальной школы.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что учебная мотивация учащихся как первых, вторых, третьих и четвертых классов, развивается в нескольких направлениях: социальном,
познавательном, мотивации достижения и пр. Наиболее выраженными мотивами учения для учеников 1-2 классов являются познавательные, эмоциональные, для них свойственен высокий уровень познавательной активности. У учеников 1-3 классов преобладает позиция школьника, которая уже не представляет интереса для учеников 4 классов. Для учеников 3-4 классов характерными являются мотивы - коммуникативные, мотивация достижения. Как свидетельствуют результаты полученных данных, динамика мотивации учения определяется ростом интереса к внешней стороне учебной деятельности на первом году обучения. Радикальных изменений в мотивации учения первоклассников и учеников четвертых классов не происходит, кроме снижения значимости позиции школьника. Полученные данные позволяют констатировать некоторое сходство в мотивации учебной деятельности младших школьников во всех классно-возрастных группах.
Также мы провели исследование среди педагогов начальной школы. В исследовании мотивации учебной деятельности учащихся начальных классов участвовали 10 учителей начальной школы. В ходе исследования был определен следующий результат: все учителя начальных классов используют в своей работе различные методы мотивации и стимулирования учебной деятельности учащихся: познавательные, эмоциональные, волевые,
социальные. Учителя в работе с учениками применяют все группы методов мотивации и стимулирования учебной деятельности: эмоциональные, познавательные, волевые, социальные. Причем, приоритетными являются волевые методы мотивации. Педагоги на уроках недостаточно используют познавательные методы учебной мотивации учащихся, мало привлекают детей к активной деятельности, в работе преобладают традиционные методы одностороннего объяснения, когда ученик пассивно воспринимает информацию. Ненадлежащим образом применяют такой метод как «мозговая атака», предъявляют на уроках задачи на сообразительность, уделяют внимание созданию проблемных ситуаций. В своей мотивационной
деятельности некоторые учителя предпочитают какой -то одной или двум группам методов мотивации, не используя при этом другие методы. Анализ показывает, что педагоги недостаточно работают над созданием ситуации успеха на уроках, мало применяют систематический показ успехов как отдельных учеников, так и групп школьников. Незначительное количество педагогов вводит в уроки элементы историзма, опираются на интересные научные факты. Анкетирование показало, что учителя мало внимания уделяют таким инновационным методам как рецензирование, взаимопроверка. Педагоги для стимулирования учебной деятельности учащихся недостаточным образом используют на уроках элементы соревнования, импровизацию. В своей работе учителя применяют включение в учебную деятельность игр (дидактических, предметных, спортивных и других).
На основе полученных данных нами были разработаны практические рекомендации для педагогов начальной школы с учетом возрастных особенностей детей 1-4 классов.
1. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования 2012.
Материалы международной научно -практической конференции
молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 11 — 12 апреля 2012. - Барнаул.: АлтГПА, 2012. - 381 с.
2. Бадьина Н.П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов // Вопросы психологии. - 2007.
• № 1, - С. 53 - 62.
3. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. Учебное пособие. / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. М.: Логос, 2006. - 184 с.
4. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. Учебное пособие. М.: Логос, 2006. - 184 с.
5. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях / Е.Ю. Балашова // Педагогика и психология. -2008. №10. С.36
38.
6. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. Педагогика и психология. -2008. №10. С.36-38
7. Белошистая А.В. О преемственности между дошкольным и начальным звеньям системы образования // Вопросы психологии. - 2008. - № 6, - С. 39 - 45
8. Белякова Е.Г., Строкова Т.А. Психолого-педагогический мониторинг.
Учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского
государственного университета, 2015. — 240 с.
9. Битянова М.Р. Система развивающей работы школьного психолога. Лекции 1-3. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
• 36 с.
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М .: Педагогика,1968. - 321 с.
11. Бойко Е.А. Функциональные асимметрии и успешность школьного обучения. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. — 104 с.
12. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Academia, 2005. - 368 с.
13. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Academia, 2005. - 368 с.
14. Волков А.А. (ред.) Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования. Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 170 с.
15. Выготский Л. С. Психология развития человека. / Л.С. Выготский. М.: Смысл: Эксмо, 2003. - 1136с...