ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ПРОДУКТИВНЫМ
ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Возникновение метода кейс-технологии и практические аспекты его
применения в классе 6
1.2. Обучение продуктивным видам речевой деятельности 20
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ КЕЙСОВ ДЛЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ИХ ВКЛЮЧЕНИЕМ В УЧЕБНЫЙ ПЛАН, ПРОВЕДЕНИЕМ И АНАЛИЗОМ ЭФФЕКТИВНОСТИ 31
2.1. Составление кейсов для включения их в учебный план 31
2.2. Проведение уроков и анализ эффективности методики 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
Метод кейс-технологий получил популярность по всему миру в бизнес и экономических школах в конце XX века благодаря уникальной возможности рассматривать и анализировать реальные ситуации с применением знаний и навыков по теме кейса. Было создано множество учебных пособий и публикаций, педагоги со всего мира брались исследовать новую технологию. Отзывы эта технология получала только положительные, потому что благодаря своим особенностям она является невероятно эффективной и полноценно развивает разносторонние навыки и умения. Это и коммуникативные навыки, и умение выделять проблему и задачи, и умение составлять план действий на основе предоставленных данных, синтез и анализ информации, а также умение целесообразно оценивать свои действия в соответствии с полученной информацией.
Несмотря на очевидные плюсы, в последнее время интерес к этому методу немного угас. Большую роль в этом сыграл тот факт, что самостоятельно составить достойный кейс достаточно сложно, а имеющиеся в свободном доступе кейсы обычно являются ограниченной тематики и не являются универсальными. Сбор данных и историй, необходимых для создания кейса, требует затрат времени, усилий, и зачастую денег.
Несмотря на то, что кейсы изначально использовались только в обучении бизнесу и экономике, сейчас кейсы используются также на предметах, имеющих прикладное значение - таких как математика, физика, биология и другие.
В настоящее время существует литература (учебные пособия и публикации), определяющая понятие и сущность кейсов, их виды и варианты, методы и формы организации работы с кейсами, примерные критерии оценивания работы учащихся с кейсами, а также значительное количество кейсов на определённые тематики. Тем не менее, среди старых и современных педагогических разработок нам удалось найти только некоторые отдельные кейсы, целью которых было развитие языковых навыков.
Нашей задачей стала разработка своих кейсов для развития навыков продуктивных видов деятельности - говорения и письма. Стоит отметить, что обучение языку для нас не является самоцелью, наша основная задача - позволить учащимся применять знание языка (навыки говорения и письма) на практике для решения жизненных ситуаций в рамках тем. Поэтому мы решили создать подходящие кейсы и встроить их в учебный план, потому что это - превосходный способ активизировать внимание и интерес учащихся к различным темам, изучаемым в рамках школьной программы. Таким образом учащиеся не просто заучивают материал, но и сразу же применяют его на практике, создают своё уникальное видение решения проблемы.
Однако, как уже было сказано, разработка кейсов сложна сама по себе и требует комплексного подхода. В этом и состоит актуальность нашей работы. Так как мы ранее в своей педагогической практике не работали с кейсами, то помимо разработки собственно кейсов нам потребуется провести исследование эффективности их применения.
Таким образом, целью нашего исследования является создание сборника кейсов для 8-х классов (УМК Афанасьевой О.В. и Михеевой И.В. «English VIII»), их апробация в рамках школьной программы и анализ эффективности.
В согласии с этой целью мы поставили следующие задачи:
1. Рассмотреть имеющуюся литературу, касающуюся возникновения метода кейс-технологии и практических аспектов его применения в классе;
2. Изучить теорию по обучению продуктивным видам речевой деятельности;
3. Составить кейсы в соответствии с изучаемыми в 8 классе темами и разработать уроки, которые войдут в учебный план;
4. Провести занятия, собрать данные и проанализировать эффективность технологии;
5. При положительном результате опубликовать кейсы вместе с планами уроков.
Объект - формирование умений говорения и письма при обучении иностранному языку. Предмет - применение кейс-метода для формирования умений говорения и письма при обучении иностранному языку.
Методы исследования:
1. Анализ и синтез;
2. Обоснование;
3. Сравнение;
4. Эксперимент.
Новизна нашей работы будет заключаться в том, что эта работа может послужить источником информации для педагогов, желающих ознакомиться поближе с данной технологией, так как в ней будет собрана основная информация и предоставлена методика разработки собственных кейсов. Кроме того, в приложении к работе будет предоставлен сборник разработанных нами самостоятельно кейсов и планов уроков к ним, уже включенных в школьную программу.
Данная выпускная квалификационная работа включает в себя следующие части:
• Введение
• Обзор литературы
• Исследование
• Заключение
• Список литературы
• Приложения (сборник кейсов для 8 класса).
В первой главе мы рассмотрели имеющуюся литературу, касающуюся сущности и способов разработки кейсов. Выяснили, что case-study является методом активного проблемно-ситуационного анализа, основанным на обучении путём решения конкретных задач - ситуаций (кейсов).
Мы выявили отличительные особенности кейс-технологии и собрали рекомендации по созданию кейсов. Рекомендации касались правил составления кейсов, приёмов работы с ними с учётом ключевых моментов, а также внешних факторов (психологической атмосферы в классе, расстановки парт). Проанализировав различные литературные источники, мы выяснили, что технология кейсов неразрывно связана с технологией перевёрнутого обучения, так как последняя позволяет учащимся лучше подготовиться к работе с кейсом, не занимая при этом время урока.
Помимо этого мы изучили литературу по продуктивным видам речевой деятельности - говорению и письму. Мы выяснили, что устная речь значительно отличается от письменной по множеству критериев. Однако оба этих вида речевой деятельности активно включены в процесс работы над кейсом, и при работе с кейсами необходимо учитывать их характерные особенности.
С учётом изученной теории мы составили наиболее подходящий для выполнения цели исследования план действий. Мы рассмотрели общую стратегию создания кейсов в 4 шагах, которую использовали в нашей работе, и пошагово расписали создание трёх кейсов по теме Карьера.
За время нашей работы над ВКР нам удалось создать кейсы для программы 8-х классов и пошагово расписать план их создания. Мы составили график проведения уроков с использованием кейс-технологии и провели занятия, после чего собрали отзывы в формате опросника. Кроме того, нами были собраны и проанализированы результаты стандартизированных контрольных работ.
В процессе анализа работ мы выяснили, что общая успеваемость учащихся второй группы повысилась. Данное явление мы объяснили тем, что во время работы над кейсами учащимся привыкли к самостоятельному решению проблем на иностранном языке. Во время работы над кейсами учащиеся были вынуждены найти свой собственный способ как можно быстрее и полнее охватить общую суть прочитанного, а также уметь донести свою мысль и уметь понять собеседника, чтобы участвовать в дискуссиях. Кроме того, во время подготовки учащихся к работе над кейсами нам часто приходилось иметь дело с различными стратегиями чтения и аудирования, что обеспечило их прочное закрепление в памяти учащихся.
Мы выяснили, что использование кейс-технологий положительно влияет на навыки как рецептивных, так и продуктивных видов речевой деятельности, что доказывается улучшением качества выполнения отдельных заданий при выполнении контрольных работ. Так, после выполнения задания на написание личного письма учащиеся отметили, что им стало проще выражать свои мысли и доказывать точку зрения, а общий прогресс в обучении говорению можно было наблюдать во время занятий.
Подводя итоги, мы можем сказать, что, судя всем имеющимся критериям, можно заявлять, что применение кейс-технологий на занятиях английского языка в 8 классе повлекло за собой изменение отношения учащихся к занятиям в положительную сторону, а также улучшение их показателей в целом.
Таким образом, наша цель была достигнута.
1. Golich V. L., Boyer M., Franko P., Lamy S. The ABCs of Case Teaching: Pew Case Studies in International Affairs // Institute for the Study of Diplomacy, 2000. - 90 p.
2. Herreid C.F., Schiller N. Case Studies and the Flipped Classroom // Journal of College Science Teaching. - 2013. - №42. - P 62-66.
3. Brown H. Teaching by Principles. An Interactive Approach to Language Pedagogy - 2nd edition // Library of Congress Cataloguing-in-Publication Data. - 2000. - 497 p.
4. Richards D.C. Teaching Listening and Speaking: From Theory to
Practice. - [Electronic resource] - URL:
https://www.professorjackrichards.com/wp-content/uploads/teaching-listening- and-speaking-from-theory-to-practice.pdf
5. Richards D.C. Developing Classroom Speaking Activities; From
Theory to Practice. - [Electronic resource] - URL:
https://www.professorjackrichards.com/wp-content/uploads/developing-classroom- speaking-activities.pdf
6. Долгоруков А.М. Метод Case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения - [Электронный ресуре] - Режим доступа. URL: https://evolkov.net/ease/ease.study.html (дата обращения: 10.11.2019)
7. Попова С.Ю., Пронина Е.В. Кейс-стади: принципы создания и использования // Тверь: Изд-во "СКФ-офис", 2015. - 114 с.
8. Иванова О.А., Цегельная Н.В., Дементьева О.М. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Школа и производство. - 2011. - №8. - С. 3-7
9. Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс-стади: методология исследования и преподавания: учебник для вузов / И.К. Масалков, М.В. Семина. - М., 2011
10. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case-Study // Инновации в российском образовании, ВПО. - М., 2000. - С. 103-111
11. Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе // Народное образование. - 2009. - №2. - С. 172-180.
12. Арюхина Е. Г., Крылова Н. П., Чистякова В.В., Картер Д. Средства повышения мотивации в контексте интерактивного обучения иностранному языку в профессиональной подготовке студентов управленческих специальностей // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. №6 (75).
13. Гаджикурбанова Г.М. Методика использования кейс-метода (case study) в учебном процессе вуза // Вестник ГУУ. 2013. №9. - [Электронный ресурс] - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodika-ispolzovaniya-keys- metoda-case-study-v-uchebnom-protsesse-vuza (дата обращения: 13.12.2019).
14. Габдрахманова Б.Д. Использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы // International scientific review. 2015. №4 (5). - [Электронный ресурс] - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie-keys- tehnologii-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 13.12.2019).
15. Осокина С.А. Метод кейса в исследовании развития языковых
знаний у детей: тезаурусный подход // Знание. Понимание. Умение. 2018. №1. - [Электронный ресурс] - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metod-
keysa-v-issledovanii-razvitiya-yazykovyh-znaniy-u-detey-tezaurusnyy-podhod (дата обращения: 13.12.2019)...