ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПУБЛИЧНЫМ
ВЫСТУПЛЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности учащихся старших классов с
точки зрения обучения иностранным языкам 6
1.2. Методика развития социокультурной компетенции на уроке
английского языка в 10 классе 14
1.3. Методика публичных выступлений на уроке английского языка 23
2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА
УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 31
2.1. Описание технологии применения публичных выступлений на уроке
английского языка в 10 классе для развития социокультурной компетенции 31
2.2. Результат апробации технологии применения публичных выступлений
на уроке английского языка в 10 классе для развития социокультурной компетенции 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
Одним из основных требований современности к сфере образования является повышение качества обучения в целом, и повышение качества обучения иностранному языку, в частности. Специфика иностранного языка как учебного предмета заключается в его интегративном характере, а также в том, что он выступает и как цель, и как средство обучения. Новые политические, социально-экономические и культурные реалии в России и во всем мире потребовали расширения функций иностранного языка как учебной дисциплины и уточнения целей его изучения.
Согласно ФГОС среднего общего образования требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать «сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире».
При этом необходимо учитывать, что формирование предметных результатов освоения базового курса иностранного языка базируется на принципах преемственности, последовательности, систематичности образования, формирования межпредметных связей, развивающей познавательной деятельности.
Личностные результаты освоения программы базового курса иностранного языка должны отражать развитие социокультурной компетенции в общении. Но в реальной ситуации, которую мы можем наблюдать в образовательных организациях, эти требования не соблюдаются в должной степени.
Задача развития коммуникативной иноязычной компетенции сводится к тому, что на уроке нередко произносятся заранее заданные последовательности реплик, то есть каждый ученик знает свою «роль». В подобной «инсценировке» отсутствует важное свойство общения - социокультурное взаимодействие его участников.
Необходимость разрешения данного противоречия, а также актуальность и недостаточная разработанность методов развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в старших классах обусловили выбор темы настоящего исследования. Другими словами, вопрос развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в старших классах остается однообразным и недостаточно изученным и поэтому является актуальным.
Развитие социокультурной компетенции при обучении публичным выступлениям на английском языке приобретает особое значение в современных условиях, поскольку целью обучения становится формирование коммуникативной компетенции, которое можно достичь только с помощью внедрения в образовательный процесс методов интенсивного обучения.
Психологические аспекты старшего подросткового возраста освещены в работах Выготского Л.С., Еникеева М.И., Кагана М.С., Кон И.С., Мухиной В.С. и других авторов. Вопросам развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка посвящены исследования Домниной Т.В., Завьяловой Н.А., Лаврентьева А.П., Трубиной Г.В. и других. Внедрение в образовательный процесс методов интенсивного обучения отражено в работах Головановой И.И., Светенко Т.В., Халина С.М., Куинн С., Морозовой Т.В. и других авторов. Психологические аспекты публичного выступления рассмотрены в работах Поповой О.Ю., Трубиной Г.Ф.
Объект: процесс развития социокультурной компетенции при обучении английского языка в старшей школе.
Предмет: применение публичных выступлений, использование приема «публичное выступление» для развития социокультурной компетенции на уроке английского языка.
Цель: теоретически обосновать и разработать технологию применения публичных выступлений на уроке английского языка в 10 классе для развития социокультурной компетенции.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1) Дать психолого-педагогическую характеристику учащихся старших классов с точки зрения обучения иностранным языкам;
2) Проанализировать методику развития социокультурной компетенции на уроке английского языка в 10 классе;
3) Описать методику публичных выступлений на уроке английского языка;
4) Разработать технологию применения публичных выступлений на уроке английского языка в 10 классе для развития социокультурной компетенции;
5) Апробировать технологию и проанализировать результаты обучения публичным выступлениям на уроке английского языка в 10 классе для развития социокультурной компетенции.
В процессе работы применялись следующие методы: анализ и синтез, исследование литературных и иных источников, обобщение, моделирование, пробное обучение, анкетирование.
Организационная база исследования - муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 8 «Лицей имени
С. П. Дягилева», учащиеся 10-х классов.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Цель нашего исследования заключалась в теоретическом обосновании и разработке технологии применения публичных выступлений на уроке английского языка в 10 классе для развития социокультурной компетенции.
Для достижения поставленной цели были решены определенные во введении задачи.
В рамках первой задачи изучена психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов с точки зрения обучения иностранным языкам.
Старший школьный возраст является благоприятным для развития умения общаться, для развития диалогической речи и коммуникативности школьника. Однако это действует лишь в отношении межличностного общения на родном языке. Применительно к иностранному языку дело обстоит несколько сложнее:
• во-первых, специфика возраста в сочетании с недостаточным количеством учебных часов приводит к появлению в группе детей довольно замкнутых, не склонных к общению на иностранном языке;
• во-вторых, у старшеклассников утрачивается интерес к изучению иностранного языка, особенно если данный предмет оказывается за пределами их будущих профессиональных интересов.
В тех условиях, в которых находится школьник при овладении иностранным языком на старшей ступени обучения, необходимо опираться на сознательность, творчество, самостоятельность, активность
старшеклассников, познавательные интересы, в том числе профессиональноориентированные, всячески формировать их личность, всесторонне развивать ее средствами иностранного языка.
В рамках второй задачи проанализирована методика развития
социокультурной компетенции на уроке английского языка в 10 классе.
Для построения правильной модели общения и достижения поставленных целей существуют стандартные формулы социокультурного взаимодействия. Формулы социокультурного взаимодействия - это заранее сформулированные слова, фразы или выражения, которые постоянно используются в разговоре. Данные формулы применимы в стандартных коммуникативных ситуациях: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность и т. д.
В современном социокультурном обществе устойчивые коммуникативные формулы носят универсальный характер, поскольку в любом языке существуют устойчивые лексические конструкции, которые регулярно воспроизводятся для экспликации замысла говорящего, что существенно облегчает понимание сложных культурных явлений, отраженных сквозь призму коммуникации. Формулы социокультурного взаимодействия выражают обобщённое содержание, применяемое, как образец, правило, идея, оценка при характеристике широкого класса явлений, процессов, отношений и признаются в рамках тех или иных культур общеизвестными, общепринятыми и общезначимыми.
В ходе решения третьей задачи описана методика публичных выступлений на уроке английского языка.
На основе проведенного анализа литературы, посвященной понятию «публичное выступление», можно выделить два главных фактора - это речевая деятельность и публика. Другими словами, публичное выступление - это процесс передачи информации в условиях непосредственного общения с аудиторией слушателей.
Групповая форма работы на любом этапе урока является наиболее эффективной формой для развития и формирования навыков публичных выступлений учащихся старших классов. Вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала в форме групповой работы приводит к тому, что ученики с низкими учебными возможностями высказываются чаще, стараются проявить активность, быть полезным в общей работе. Учащиеся, 50
объединяющиеся в группы, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения.
Таким образом, умение выступать публично является составляющим звеном коммуникативной компетенции. Коммуникативные навыки включают в себя умение максимально эффективно доносить свою точку зрения во время презентаций и публичных выступлений перед аудиторией.
В ходе решения четвертой задачи разработана технология применения публичных выступлений на уроке английского языка в 10 классе для развития социокультурной компетенции.
Внедрение интерактивных методов обучения публичным выступлениям (диспуты, конференции спикеров) на английском языке позволяет не только проконтролировать уровень владения учащимися изучаемым языком, но и организовать сам процесс овладения им: развить коммуникативные навыки, умение строить спонтанные высказывания, соответствующие репликам собеседника, способность выражать эмоции на иностранном языке. Подготовка способствует активизации индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся, в то время как непосредственное участие в мероприятии сплачивает ученический коллектив, учит работе в группе, помогает освоить определенные роли и почувствовать себя более уверенно в качестве участников коммуникации...
1. Английский язык. 10 класс. Книга для учителя. Афанасьева О.В., Михеева И.В. 2-е изд., перераб. - М.: Издательство «Просвещение», 2017. - 160 с.
2. Английский язык. 10 класс. Поурочные планы к учебнику Биболетовой М.З. - М.: Дрофа, 2013. - 256 с.
3. Английский язык. Базовый уровень. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, Н.Д. Снежко. - 8-е изд. - М.: Дрофа, 2019. 216 с.
4. Апальков В.Г., Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е., Английский в фокусе - М.: Издательство «Просвещение», 2016. - 180 С.
5. Арутюнян В.С. Проблемы межкультурного взаимодействия представителей российского и британского этносов: лингвокультурный и социокультурный аспекты //Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. №1(29). С. 28-33.
6. Быстрицкая Е.В., Николина В.В., Аксенов С.И., Арифулина Р.У. Барьеры
социокультурного взаимодействия в полиэтнической среде // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.; URL: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=11813 (дата обращения: 01.07.2019).
7. Валиахметова А.Р. Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков в старших классах средней школы // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32). URL: http://sibac.info/archive/guman/5(32).pdf (дата обращения: 27.05.2019).
8. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. Полный курс. - СПб, 2007.
9. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М.: Издательский Центр «Академия», 2002. - 416 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
11. Голованова И.И. Методика публичного выступления: Учебное пособие. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - 110 с.
12. Диалог языков и культур в современном мире: материалы II междунар. заочной науч.-практич. конф. (2 марта 2012 г.) / Новый гуманитарный институт. — Электросталь, 2012. — С. 73-76, 111-118.
13. Домнина Т.В. Социокультурная коммуникация на английском языке на старшей ступени обучения как ресурс развития коммуникативных учебных действий и гражданских качеств // Пермский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 76-80
14. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФА * М, 2000. - 624 с.
15. Завьялова Н.А. Тезаурусный подход в гуманитарном знании // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2017. - № 3. С. 150162...