Введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации самопроверки у учащихся средней школы 7
1.1. Самопроверки в системе регулятивных универсальных учебных
действий учащихся в средней школе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста .. 14
1.3. Формирование грамматических навыков английского языка при
обучении английского языка в средней школе 19
Глава 2. Методика организации самопроверки при обучении грамматике английского языка на средней ступени обучения 28
2.1. Разработка упражнений на формирование навыков самопроверки 28
2.2. Упражнения на формирование навыков самопроверки при обучении
грамматике английского языка в средней школе 35
2.3. Результаты апробации разработанных упражнений в 6 классах 43
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложения 55
В учебной деятельности подростка существуют свои трудности и противоречия, но имеются и особенности, на которые следует опираться педагогу. Весомым достоинством подростка является его готовность обучаться, что делает его взрослым в собственных глазах. Подростка привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить познавательную деятельность за пределами школы. Проблемой подростка является недостаток навыков применения готовности к обучению на практике, потому что он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить данным способам, не дать угаснуть интересу к процессу обучения - важная задача для каждого педагога.
Одним из показателей качественности обучения иностранному языку служит безошибочность речевого высказывания, но, в то время как она определяется показателем совершенства выполняемого действия, ошибки и характер их исправления говорящим могут характеризовать путь, который проходит ученик в процессе овладения иноязычной речью. Ошибочное действие выявляет индивидуальные особенности усвоения языка. Такая точка зрения на ошибки находит подтверждение в высказывании крупного американского психолога Дж. А. Миллера: «Ошибки происходят из психологических ограничений, накладываемых на тех, кто пользуется языком, а не из самого языка» [Миллер 1968: 165].
Процесс обучения состоит из множества этапов, заключающих в себе массу трудностей для учащихся. Важным условием успешного преодоления трудностей является наличие у учащихся твердых убеждений, понимания и осознания значения собственных действий. Развитие регулятивных универсальных учебных действий осуществляется через все виды учебных дисциплин, в том числе и при обучении иностранному языку. С большой вероятностью можно предположить, что слабое усвоение программных требований по иностранному языку в школе или другом учебном заведении обусловлено недостаточной сформированностью данного вида учебных действий.
Одним из требований ФГОС к методике обучения иностранному языку является «создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки» [ФГОС 2012: http://минобрнауки.рф].
Умения самонаблюдения и самооценки формируются как при овладении коммуникативными умениями (говорением, чтением, письмом), так и при овладении языковым материалом (грамматикой, лексикой, произношением, интонацией, орфографией). В нашей работе мы акцентируем внимание на развитии самопроверки на примере обучения грамматике английского языка.
Главной задачей педагога является не только передача знаний, но и развитие заинтересованности в улучшении качества знаний у учащихся для того, чтобы у них производилось развитие мышления, умения оценивать собственную деятельность, а также корректировать и совершенствовать ее. Поэтому мы считаем, что проблема нашего исследования актуальна.
Исходя из сказанного выше, темой нашей работы является: «Организация самопроверки в обучении иностранному языку».
Объектом исследования работы является процесс обучения грамматике английского языка в средней школе
Предметом исследования является формирование навыков самопроверки при обучении грамматике английского языка.
Цель нашего исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса упражнений, направленных на развитие самопроверки при усвоении грамматического материала английского языка.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть место самопроверки в системе регулятивных универсальных учебных действий;
2) изучить особенности подросткового возраста;
3) рассмотреть методические принципы формирования грамматических навыков при изучении английского языка;
4) разработать и проверить эффективность комплекса упражнений, направленных на формирование навыков самопроверки при обучении грамматике английского языка.
В ходе исследования были использованы следующие методы исследования: метод анализа научной и учебно-методической литературы, метод синтеза, метод обобщения, метод изучения педагогического опыта, моделирование, пробное обучение, анкетирование.
Теоретическая значимость данной работы заключена в обобщении опыта исследователей, занимающихся вопросами формирования грамматических навыков при обучении подростков английскому языку.
Практическая значимость состоит в разработке комплекса упражнений, направленных на развитие самопроверки при изучении грамматики английского языка, которые могут быть использованы на уроках в средней школе, а также при разработке таких дисциплин как «Практический курс иностранного языка», «Методика обучения иностранному языку».
В качестве теоретической базы для исследования использовались работы таких ученых, как Е.В. Пассов, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Солмина, С.В. Молчанов, Л.С. Выготский, Е.Н. Соловова, Д.Б. Эльконин, П.И. Пидкасистый и др.
Структура работы в соответствии с целью и задачами исследования состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Библиографический список насчитывает 45 наименований на русском и английском языках.
В данной работе мы рассмотрели регулятивный блок УУД, и пришли к выводу, что он является системообразующим звеном в системе УУД в целом. В самом своем определении УУД как совокупности способов действий учащихся, обеспечивающих их способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию данного процесса, прослеживается ведущее значение изучаемого нами вида УУД. Развитие регулятивных способностей формирует ключевую компетентность личности. Регулятивные УУД также имеют отношения и к остальным блокам: коммуникативному, личностному и познавательному, потому что саморегуляция затрагивает все виды личностной системы.
Изучив особенности подросткового возраста, мы выявили основные характеристики, которые свойственны данной ступени развития. Во-первых, для подростков характерно чувство самостоятельности, которое помогает им выступать отдельными субъектами учебной деятельности. Во-вторых, сама деятельность выходит совершено на новый высокий уровень, которая помогает ученикам развивать склонность к самоанализу, а, следовательно, к саморазвитию и самопознанию. Именно на этом этапе развития следует формировать регулятивные действия, поскольку старания подростков становятся более целенаправленными, у учащихся данного звена появляется осознанность своих действий в работе над ошибками и трудностями в учебном процессе, также, они могут выявить причины их появлений и осмысливают свои успехи и достижения. Сформированность саморегуляции на данной ступени обучения способствует более высокой мотивации, успешности учения, открывает новые возможности для развития таких личностных качеств, как самостоятельность и активность.
Мы выяснили, что формирование грамматических навыков является одним из наиболее важных разделов в изучении английского языка, так как данные навыки помогают ученикам выстроить корректные письменные и 49
устные высказывания. Автоматизированный грамматический навык позволяет вывести речь подростка на уровень свободного владения английским языком. Традиционно выделяют три основных этапа формирования грамматических навыков: ознакомление, первичное закрепление и развитие навыков и умений в использования грамматики. Чтобы сформировать данные навыки, существует множество грамматических упражнений, которые условно можно разделить на две группы: тренировочные и направленные на развитие навыков и умений. Но для их успешного и безошибочного выполнения учащимися должны быть использованы регулятивные УУД, чтобы поддерживать мотивацию к обучению, подводить учеников к самоконтролю, давать оценку своим действиям самостоятельно.
Мы разработали и апробировали упражнения, направленные на формирование самопроверки сформированности грамматических навыков, результаты которых показали свою эффективность, что было доказано в анализе полученных результатов.
Таким образом, все поставленные задачи данной работы были выполнены.
Считаем, что цель исследования достигнута: мы теоретически обосновали и разработали комплекс упражнений, направленных на развитие навыков самопроверки при усвоении грамматического материала английского языка, проведена апробация предложенных упражнений.
Перспективами исследования мы считаем дальнейшее изучение темы и разработку упражнений согласно учебно-методическим комплексам, которые будут реализовываться в рамках нашей педагогической деятельности.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М.: Юрайт, 2014. - 811 с.
2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
4. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. - Волгоград: Учитель, 2017. - 118 с.
5. Афанасьева О.В., И.В. Михеева, К.М. Баранова. Английский язык: «Rainbow English»: Учебник для 6 кл. - М.: Дрофа, 2014. - 144 с.
6. Бердичевский А.Л. Оптимизация системы практической языковой подготовки учителей ИЯ. - М.: Высшая школа, 1991. - 251 с.
7. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. - Псков: Твой Город, 2014. - 215 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - СПб.: Питер, 2008. - 400с.
9. Боришевский М.И. Психологические особенности самосознания подростков. - Киев: Высшая школа,1980. - 168 с.
10. Бормотина Н.В. Управление формированием рецептивных грамматических языков в процессе самостоятельной работы студентов- заочников: дисс. ... канд.пед.наук. -Моск. гос. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза, 1989. - 243с.
11. Брусянина О.П. Обучение студентов старших курсов языкового факультета самостоятельной учебной деятельности по усвоению новых грамматических явлений (на материале немецкого языка) [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. - 234 с.
12. Бутягина К.Л. Содержание и организация самостоятельной работы по иностранному языку в учебное время: дисс. ... канд.пед.наук - М.: МИГУ, 1991. - 272 с.
13. Васильева В.Н. Формирование процессуальной стороны самостоятельности школьников в обучении речевой деятельности: дисс. ... канд. пед. наук. - Казань, 1980 - 271 с.
14. Витте И.Я. Формирование у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий. - СПб.: Изд-во Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицей № 214 Центрального района Санкт- Петербурга. 2015. - 75 с.
15. Выготский Л.С. Педология подростка. - М.: Просвещение, 1984. - 433 с...