ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Аналитический обзор литературы 6
1.1. Занятия туризмом как вид внеурочной деятельности в общеобразовательной организации 6
1.2. Возрастные особенности подростков 13-15 лет 13
1.3. Понятие «выносливость», виды выносливости 16
1.4.. Методы и средства развития общей выносливости у подростков 13¬
15 лет на занятиях туризмом 21
Глава 2. Организация и методы исследования 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Методы исследования 32
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Умение туриста распределять силы при выполнении различных физических упражнений и технических приемов, а также умение выполнять их без особых мышечных напряжений имеет большое значение в развитии общей выносливости подростков. Длительное, технически правильное решение туристических задач определяет выносливость туриста. Она не может развиваться без общей выносливости - составной части всестороннего развития любого спортсмена.
Проблема исследования. Проблема исследования заключается в поиске и обосновании наиболее эффективных средств и методов развития общей выносливости подростков на занятиях туризмом.
Актуальность темы. Данная тема исследования является актуальной, потому что в наше время дети ведут пассивный образ жизни, что сказывается на их физическом развитии, наблюдается гиподинамия, низкий жизненный тонус. Все это приводит к низкой трудоспособности в учебе, к сложностям при выполнении физических упражнений (даже на уровне школьных нормативов по физической культуре) и, как следствие, к низкой жизненной выносливости.
Для детей, которые решили заниматься спортивным туризмом, открывается широкий спектр возможностей для физического развития и физической подготовки, таких, как умение грамотно распределять силы при выполнении различных физических упражнений (в том числе специальных) и технических приемов, умение выполнять эти приемы без особых мышечных напряжений, особенно в спортивном походе, длительность которого бывает от шести дней до нескольких недель. Правильное решение спортивных задач на маршруте, порой и на грани выживания, определяет наличие специальной выносливости у спортсмена-туриста. Но она не может развиваться без общей выносливости - составной части всестороннего развития любого спортсмена.
Особую значимость для жизнедеятельности человека, особенно его спортивной деятельности, имеет физическая выносливость. Выносливость необходима во всех видах человеческой деятельности, и конечно, более чем кому - либо она нужна спортсменам. На современном этапе известно, что выносливость - качество, поддающееся развитию с самых ранних лет. Одним из способов ее развития могут выступить занятия спортивным туризмом. Спортивный туризм способствует гармоничному развитию личности, что говорит о необходимости развивать данный вид спорта среди детей. Спортивный туризм многогранен, ребенок, занимающийся данным видом спорта, развивает самые разносторонние качества - физические, морально-волевые, психологические, патриотические, эстетические.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс занятий туризмом подростков 13-15 лет.
Предмет исследования: методика развития общей выносливости у подростков 13-15 лет на занятиях туризмом.
Цель исследования: повышение уровня развития общей выносливости у подростков 13-15 лет на занятиях туризмом.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Разработать методику, направленную на развитие общей выносливости у подростков 13-15 лет на занятиях туризмом.
3. Доказать эффективность применения средств и методов, направленных на развитие общей выносливости у подростков 13-15 лет на занятиях туризмом.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 53 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 45 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.
Для решения теоретических задач в работе была проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме исследования. В результате анализа литературы автором сделан вывод, что туризм является важной составляющей внеурочной спортивной деятельности. Туризм оказывает воспитательное воздействие сравнительно простыми и доступными средствами: походы, путешествия, туристские соревнования, а так же краеведческая и природоохранная деятельность.
Автором определены анатомо-физиологические особенности детей 13-15 лет. Сделан вывод, что в период подросткового возраста происходят физиологические изменения следующих систем: нервной (эндокринной), иммунной, сердечно-сосудистой, а также костно-мышечной ткани и органов дыхания. Кроме того, данный возрастной период характеризуется психологическими изменениями, которые проявляются в подростковом нигилизме, чрезмерной самостоятельности, эмоциональных переживаниях.
Среди форм работы на занятиях туризмом можно выделить следующие: практическая работа, ролевая игра, занятие по ориентированию, занятие-поход, экскурсия, занятие-прогулка, занятие на местности.
Для достижения высоких спортивных результатов в туризме необходимо обеспечить решение основных задач учебно-тренировочного процесса:
- всестороннее физическое развитие;
- воспитание высоких моральных и волевых качеств;
- создание условий для овладения туристской техникой и тактикой;
- приобретение необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;
- совершенствование спортивного мастерства.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что в образовательном процессе необходимо использовать эффективные подходы и технологии в физической культуре для детей школьного возраста. Одним их подходов является детский туризм. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей, активные движения на свежем воздухе способствует закаливанию организма, совершенствуются все физические качества ребенка и формируются навыки ориентировки в пространстве.
2. Содержание разработанной программы «Школа юного туриста» направлено на решение триединой цели: обучение определённым навыкам и умениям, получение туристических знаний; развитие определённых физических качеств (быстроты, координации, силы, выносливости); воспитание привычки здорового образа жизни, воспитание взаимовыручки и взаимоподдержки в коллективе сверстников. В программе представлены разнообразные средства туризма, включающие физические упражнения с использованием природного и социального окружения.
Каждое занятие включало упражнения, направленные на развитие выносливости, содержание представлено разнообразными физическими упражнениями циклического характера (ходьба, бег, ходьба на лыжах, бег с препятствиями), упражнения с максимальным использованием особенностей окружающей среды.
3. Результаты тестирования общей физической подготовленности учащихся в течение учебного года позволили выявить практически по всем компонентам развития физических качеств очевидное преимущество занимающихся в общеобразовательной школе на занятиях туризмом. Эти занятия приводят к значительному улучшению у школьников скоростно-силовой подготовленности, силовой выносливости и быстроты, в большей мере - общей выносливости. В целом же можно сделать вывод о том, что занятия туризмом привели к более выраженному приросту уровня физической подготовленности подростков, в частности общей выносливости.
1. Бакланов, Л.Н. К вопросу об определении эффективных периодов развития общей выносливости у школьников / Л.Н. Бакланов// Развитие двигательных способностей у детей: (Тез.симпоз.).- М: Просвящение, 2011.¬9-10 с.
2. Баева, Т.Е. Применение статистических методов в педагогическом исследовании/Т.Е. Баева, С.Н. Бекасова, В.А. Чистяков. - СПб.: НИИХ, 2011. - 81 с.
3. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.-М. : Физкультура и спорт,1988.-171с.
4. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 330с.
5. Виленский, М.Я. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки / М.Я. Виленский, Е.М. Литвинов // Физическая культура в школе. - 1990. - №12.- С.2-7.
6. Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК // Под ред. А.А. Волкова, доктора психологических наук. - Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012.-170с.
7. Волков, Л.В. Физические способности детей и подростков/Л.В. Волков.- Киев: Здоровье, 2008.-24-27с.
8. Гальчинский, В.А. О тренировке выносливости юношей 13-15 лет с использованием бега на уровне анаэробного порога /В.А. Гальчинский, К.Ю. Лисицкий // Теория и практика физической культуры.-1990.-№10.-С.35- 38.
9. Германов, Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры: учеб. Пособие для бакалавриата и магистратуры / Г.Н. Германов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 224 с.
10. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 134 с.
11. Дибнер, Р.Д. Медицинские аспекты выносливости спортсмена: Сб. тр. Сектора функцией. Диагностики / Под ред. Р.Д.Дибнер.- СПБ.: Ленингр. НИИ физ. культуры,2011.- 128 с.
12. Дрогов, И. А. Организационное и программно-методическое обеспечение учебно-тренировочной работы в спортивно-оздоровительном туризме : монография / И.А. Дрогов. - М.: Академия детско-юношеского туризма и краеведения, 2014. - 213 с.
13. Зданевич, А.А. Контроль за формированием двигательного навыка / А.А. Зданевич // Физическая культура вы школе.-2002.- №9,10.- С.10.
14. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости/ Н.В. Зимкин. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 206 с.
15. Каганов, Л.С. Развиваем выносливость/ Л.С. Каганов.- М.: Знание, 2011. - 98 с.
16. Каменец, А.В. Молодежный социальный туризм : учебное пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. А. В. Каменца. - 2-е изд., испр. и доп., 2017. - 311 с.
17. Коджаспиров, Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11классы / Ю. Коджаспиров. - Москва: Дрофа, 2004. - 156 с.
18. Константинов, Ю.С. Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма: учеб. пособие / Ю.С. Константинов; Российская международная академия туризма; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. - М.: Советский спорт, 2009. - 392 с.
19. Константинов, Ю.С. Организация и проведение туристских походов с учащимися : учеб.-метод, пособие / Ю.С. Константинов. — М.: Советский спорт, 2011. - 167 с.
20. Коц, Я. Споривная физиология: Мышечный аппарат и выносливость/ Я.Коц.-М.: Физкультура и спорт,2014.-30с.
21. Лобанов, С.А Физиология физического воспитания и спорта: учебно-методическое пособие/ С. А. Лобанов, В.Ю. Корнаухов.- Уфа: Вагант, 2008.- 136с.
22. Лях, В.И., Комплексная программа физического воспитания учащихся I - XI классов / В.И. Лях, А. А. Зданевич - М.: Просвещение, 2013. - 67 с.
23. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М: Просвещение, 1998. - 212 с.
24. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
25. Лях, В.И. Понятия «координационные способности» и «ловкость» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 8. - С. 46.
26. Макарова, Г. А. Практическое руководство для спортивных вра¬чей / Г. Макарова. - Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2002. - 54 с.
27. Масальгин, Н.А. Математико-статистические методы в спорте/ Н.А. Масальгин.- М.: ФиС, 2014.-23-24с.
28. Маслов, А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» : методическое пособие / А.Г. Маслов. - М.: ВЛАДОС, 2000.
29. Мельников, Д.А. Техника и тактика туристского многоборья: Учебное пособие / Д.А. Мельников. - Чайковский: ЧГИФК, 2012. - 123 с.
30. Набатникова, М.Я. Модельные характеристики юных
спортсменов. -М. : Физкультура и спорт, 1982.-143с.
31. Николаев, А.А. Развитие выносливости у спортсменов: монография / А.А. Николаев, В.Г. Семёнов. - М.: Спорт, 2017. - 144 с.
32. Озеров, А.Г. Этнография и краеведение — организация и проведение практических исследований / А.Г. Озеров. — М.: Юный краевед, 2014. - 156 с.
33. Петровский, Г.Н. Педагогические и образовательные технологии современной школы / Г.Н. Петровский. - Минск: НПО, 2003. - 360 с.
34. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение / В. Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
35. Пономарев, Г.Н. Государственные стандарты в области физической культуры и спорта: проблемы и перспективы усовершенствования / Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 12. - С. 9.
36. Рубин, В. С. Разделы теории и методики физической культуры: учеб. пособие / В. С. Рубин. - М.: Физическая культура, 2006. - 112 с.
37. Станкин, М.И. Спорт и воспитание подростков/ М.И. Станкин.- М.: Физкультура и спорт, 2013.-104 с.
38. Травин, Ю.Г. Физическая культура в школе: О развитии двигательных качеств у школьников/ Ю.Г. Травин.- М.: ФКиС, 2011 .-9-15с.
39. Фарвель, В. С. Управление движениями в спорте/ В. С. Фарвель М.: Физкультура и спорт, 2015.- 208-210 с.
40. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков, - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2008. - 464 с.
41. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 232с.
42. Филин, В.П. Методика воспитания выносливости и других физических качеств у юных спортсменов: Сб. науч. Тр. / Под ред. В.П. Филина, П.И. Кабачковой.-М.: Просвящение,2012.-34-36с.
43. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособ. для вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000г. - 480с.
44. Якубчик, В.И. Некоторые индивидуальные различия в
деятельности спортсменов-акробатов и учёт их в процессе учебно-тренировочных занятий / В.И. Якубчик // Вопросы психологии. - №5.-С.20-30.
45. Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость/ П. Янсен.- Мурманск:Тулома, 2009.- 160 с.