ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВВ РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИКИНОКЛУБА В ШКОЛЕ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего
подросткового возраста 6
1.2. Понятие «правовое воспитание»: определение, задачи, формы,
методы, принципы 14
1.3. Направления деятельности киноклуба как формы правового
воспитания младших подростков в школе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯРАБОТА ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮМЛАДШИХ ПОДРОСТКОВВ РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИНОКЛУБАНА БАЗЕ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯСРЕДНЕЙОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙШКОЛЫ «ИНДРА» Г. ЕКАТЕРИНБУРГ 36
2.1. Анализ деятельности частного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Индра» г. Екатеринбург в аспекте правового воспитания младших подростков 36
2.2 Первичная диагностика правовой воспитанности младших
подростков 42
2.3. Разработка проекта киноклуба по правовому воспитанию младших подростков в школе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность исследования обусловлена тем, что Российская Федерация является демократическим и правовым государством. Знание основ права в этих условиях является главной необходимостью каждого человека.
Современная жизнь предъявляет к человеку такие требования, как умение делать осознанный выбор в ситуации неопределенности, нести ответственность за свои действия, адаптироваться в условиях социальных изменений, находить компромиссное решение.
Общество быстро развивается и растет, но вместе с этим растет и количество правонарушений среди подростков. Конфликт между новыми психологическими потребностями, возникающими в данном возрасте, и отсутствием возможности и неспособностью их удовлетворить является благоприятной основой для развития противоправного поведения.
Данная ситуация характеризуется тем, что законы не являются безусловной ценностью у подростков из-за низкого уровня правовых знаний, отсутствия правовых убеждений, осознанного правомерного поведения, следовательно в школах не уделяется достаточного количества внимания для осуществления правового воспитания.
В Стратегии развития воспитания до 2025 года говорится о необходимости увеличения правовых знаний у детей, а также о создании условий для позитивного развития детей в информационной среде (кино, интернет, телевидение), о расширении вариативности воспитательных технологий. Необходимо создать такие условия, при которых подростки сами заинтересуются изучением правовых аспектов [47].
Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося. Формирование правомерного поведения способствует успешной социализации личности. Следовательно, именно в школе необходимо осуществлять процесс правового воспитания.
Проблема правового воспитания рассматривается в научных работах О.Н. Абашкиной, И.Ю. Блясовой,О.А. Долгополова, А.А. Кваша, А.А. Тхакохова, Т.В Худойкина, и др.
Всё вышеизложенное позволило сформулировать следующее противоречие исследования: между необходимостью осуществления правового воспитания детей подросткового возраста и недостаточной теоретико-методической обоснованностью применяемых форм правового воспитания младших подростков в школе.
Проблема исследования: возможно ли применение киноклуба как формы правового воспитания подростков в школе?
Тема исследования: «Киноклуб как форма правового воспитания младших подростков в школе».
Объект исследования: процесс правового воспитания младших подростков.
Предмет исследования: направления деятельности киноклуба как формы правового воспитания младших подростов в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных исследования разработать проект киноклуба как форму правового воспитания младших подростков в школе.
Гипотеза исследования: вероятно, разработанный проект киноклуба как форма правового воспитания младших подростков в школе будет наиболее успешным, если учтены:
1. Возрастные особенности младших подростков;
2. Результаты диагностики правовой воспитанности младших подростков, как результата правового воспитания;
3. Направления деятельности киноклуба как формы правового воспитания младших подростков в школе.
Задачи исследования:
1. Описать психолого-педагогическую характеристику младших подростков.
2. Рассмотреть понятие «правовое воспитание»: определение, задачи, формы, методы, принципы.
3. Описать направления деятельности киноклуба как формы правового воспитания младших подростков в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельность частного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы«Индра»в аспекте правового воспитания младших подростков.
5. Провести первичную диагностику правовой воспитанности младших подростков.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• эмпирические: анкетирование, анализ документов, наблюдение.
База исследования: Частное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа «Индра» г. Екатеринбург
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 60 источников, приложений.
Правовое воспитание актуально в связи с увеличением количества правонарушений среди подростков. Следовательно, проблема правового воспитания младших подростков детально была изучена в данном исследовании в соответствии с поставленными задачами.
В рамках решения первой задачи была дана психолого-педагогическая характеристика детей младшего подросткового возраста. Периодом младшего подростничества по Д.Б. Эльконину является возраст 11-15 лет.
Ведущей деятельностью младших подростков является общение со сверстниками. Меняются отношения с родителями, сверстниками, учителями. Появляется чувство взрослости, состояние постоянной рефлексии, большое желание в самовыражении, происходит открытие своего «Я», проявляется желание быть участником конкретной референтной группы сверстников. Данные возрастные изменения являются благоприятной средой для возникновения правонарушений.
В рамках второй задачи было проанализировано содержания понятия «правовое воспитание» и определено, целенаправленный процесс воздействия на сознание младших подростков, благодаря которому происходит формирование усвоения знаний принципов и норм права, формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, а также формирование правомерного поведения.
Правовое воспитание может осуществляться в форме: правовой пропаганды, правового обучение, юридической практики, самовоспитания, на основе принципов гуманизма, законности, целостности, системности, связи правового воспитания с практической деятельностью
Методы правового воспитания включают в себя убеждение, поощрение, принуждение, наказание, личный пример.
Результатом правового воспитания является правовая воспитанность, измерить которую можно по трем компонентам (когнитивный, личностный, поведенческий).
В ходе исследования было выдвинуто предположение, что киноклуб является оптимальной формой правового воспитания младших подростков в школе, в связи с тем, что киноклуб, предполагает длительный контакт участников объединения, стабильность состава, групповую форму работы, активное взаимодействие участников, удовлетворяет потребности детей в познании, самообразовании, межличностном общении и увлекательном досуге.
В ходе деятельности киноклуба осуществляется передача достоверных знаний в области права, создаются предлагаемые обстоятельства, требующие принятия решения, реализуется социализирующий потенциал, развивается критическое мышление, правовые убеждения, создаются представление об определенных типах поведения человека в обществе, формируется правомерное поведение, развивается самостоятельность, критическое мышление, творческие способности, формируется умение проявлять и отстаивать свою позицию, свое отношение к обсуждаемой проблеме.
Деятельность киноклуба- это комплекс видов активности, развивающий социальную активность, знания, творчество и проведение досуга. Она может осуществляться по следующим направлениям: общественно-правовое; художественно-творческое;
культурно-развлекательное; семейно-бытовое; спортивно-оздоровительное; экологическое, естественно-научное; техническое; коллекционно-собирательское; социально-демографическое.
В рамках четвертой задачи была проанализирована деятельность педагогов ЧОУ СОШ «Индра» г. Екатеринбурга в аспекте правового воспитания младших подростков. Анализ деятельности показал, что в школе
отсутствует программа по правовому воспитанию; правовое воспитание в урочное время осуществляется, но не на регулярной основе; во внеурочной деятельности правовое воспитание осуществляется через такие направления,
как научно-познавательное, патриотическое, проектная
деятельность. Следовательно, в процессе правового воспитания младших подростков в ЧОУ СОШ «Индра» отсутствует системность и комплексность, реализуются не все формы правового воспитания, а также не разработаны соответствующие методические рекомендации по правовому воспитанию.
В рамках пятой задачи была проведена диагностика правовой воспитанности младших подростков. Диагностические методики: Анкета «Правовая грамотность» (Мозжакова Л. С.), «Измерение отношения к праву и правовых установок» (Муслумов Р.Р.), «Уровни правопослушного поведения подростков в школе» (Скакунова Л.И.) подобраны с учетом указанных компонентов правовой воспитанности.
В ходе диагностики было установлено, что высокий уровень правовой воспитанности преобладает у 5 младших подростков, средний уровень выявлен у 8 обучающихся, а низкий уровень у 5. Следовательно, большая часть младших подростков имеет средний уровень правовой воспитанности, владеет базовым уровнем правовых знаний, умеет анализировать результаты гражданско-правовой деятельности, но не проявляет достаточной инициативы в их практическом применение, четко излагает и аргументирует свою точку зрения, владеет системой гражданско-правовых знаний и умений, проявляет стремление осваивать и практически применять правовые знания.
На основе полученных результатов диагностики был разработан проект киноклуба, направленный на осуществление правового воспитания младших подростков в школе, решающий следующие задачи: расширение знаний младших подростков в области права, развитие умения получать и критически осмысливать социальную, правовую информацию,
формирование уважения к праву, развитие навыка познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства, воспитание правовой ответственности за свои поступки, активной гражданской позиции, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, уважения к лицам, охраняющим правопорядок в стране, культивирование навыков правомерного поведения.
В результате деятельности киноклуба младшие подростки должны: обладать системой знаний в области права, уметь получать и критически осмысливать социальную, правовую информацию, уважать и соблюдать права и законы, осознанно демонстрировать правомерное поведение, применять правовые знания на практике.
Проект киноклуба, в первую очередь, направлен на повышение уровня правовой воспитанности подростков. Следовательно, в ходе деятельности киноклуба формируется личность обладающая: уважительным отношением к закону;видением закона большой социальной ценностью; развитым чувством ответственности; критическим мышлением; непримиримостью к произволу, коррупции; знаниями о законах и нормах права; способностью к самореализации в пространстве российского государства; активной жизненной позицией; умением создавать благоприятный психологический климат; навыками сопереживания и уважения к другим людям; высокими коммуникативными навыками; навыками создания видео и его монтажа.
Таким образом эффективность проекта киноклуба в долгосрочной перспективе проявляется в гармоничном развитии и успешной социализации личности, повышении качества жизни семьи, общества и государства.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи были решены, а его цель достигнута.
1. Абашкина О.Н. Правовое образование: организация внеурочной работы: сб. материалов. М.: Новый учебник, 2002. 208с.
2. Абрамов В.И. Учебно-методические проблемы правового образования в современной российской школе // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. 2008. №2. С.76-80.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов. М.: Аспект Пресс, 2013. 363 с.
4. Баженова Л.М. Азбука кино. / Программы дополнительного художественного образования детей. М., «Просвещение», 2005. С. 152-166.
5. Байтуганова А.О., Аймбетова М.Т., Каужан Л.А. Мультимедиа технологии в образовании // Молодой ученый. 2016. №19.2. С. 9-11. URL https://moluch.ru/archive/123/34439/ (дата обращения: 06.05.2019).
6. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н.Баранов // Теория государства и права; под ред. В.К.Бабаева. М.: Лань,
2003. 492 с.
7. Блясова И.Ю. Правовая воспитанность как результат правового воспитания / И. Ю. Блясова, Н. В. Бякова // 21 век: фундаментальная наука и технологии : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. 7-8 сент. 2015. Т. 2.NorthCharleston, USA, 2015. С. 69-72.
8. Болотина Т.В. Обучение школьников правам человека как условие гуманизма общего образования: Дис.... канд. пед наук. Москва, 2007.180 с.
9. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2005. 212с.
10. Болдырев Н.И. Классный руководитель. М.: Просвещение, 2014. 234 с.
11. Букина В.С. Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме //
Молодой ученый. 2017. №1.1. С.21-25. URL
https://moluch.ru/archive/135/37734(gaTa обращения: 29.04.2019).)
12. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие. М.: Академический проект: Трикста, 2012. 256 с.
13. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Рязань, 2014. 356 с.
14. Глебова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая энциклопедия, 2003. 172 с.
15. Голубева Г.А. Этика: Учебник. М.: Экзамен, 2014. 320 с.
16. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223с.
17. Дик Н. Правовые классные часы в 5-9 классах: Правовое воспитание подростков. М.: Аркти, 2008. 224 с.
...