ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ШКОЛЕ 6
1.1. Правовое просвещение: понятие, сущность 6
1.2. Теоретическое обоснование правового просвещения субъектов
образовательных отношений 13
1.3. Организация правового просвещения: этапы, ресурсы 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ МАОУ СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63 г. ЕКАТЕРИНБУРГ 34
2.1. Из опыта работы МАОУ СОШ с углубленным изучением
отдельных предметов № 63 по правовому просвещению 34
2.2. Программа организации правового просвещения в
школе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Актуальность темы исследования. Правовое просвещение всех субъектов образовательных отношений необходимо для того, чтобы повысить уровень правовых знаний учащихся, родителей и педагогов, а также чтобы помочь ребенку осознать важность права в его жизни и обеспечить защиту его прав, а также его безопасность. На сегодняшний день правовое просвещение в школе направлено в основном на учащихся, но ведь все знают, что семья и школа являются первоначальными институтами социализации личности. Они учат тому, что нужно уважать чужое достоинство и отстаивать собственное, так как человеческое достоинство - это первоначальный источник прав и свобод, неповторимости и уникальности каждого человека. И не менее важно организовать в школе правовое просвещение не только для учеников, а для всех субъектов образовательных отношений.
Важная составляющая правового просвещения в школе — это родители. Правовое просвещение родителей в последнее время приобретает особую актуальность, так как социально-психологическое благополучие семьи является первостепенным в государственной и семейной политике. Формирование в семье положительного отношения к праву, правовая просвещенность родителей помогает ребёнку осознать важность права в его жизни, воспитывает его законопослушание.
Правовое просвещение педагогов направлено на повышение знаний в области прав ребенка, в частности, в образовании, чтобы не допускать их нарушения в ходе организации педагогического процесса. Так как педагог играет главную роль в правовом просвещении и учащихся и их родителей, то его можно назвать важной частью этого тонкого, а главное не менее важного воспитательного процесса.
Из чего можно сделать вывод, что организация занятий по правовому просвещению это неотъемлемая часть учебного и воспитательного процесса, эти занятия должны проводиться не только с учащимися, но и с их родителями, а также с педагогами, ведь главный пример для детей - это взрослые, с которыми они проводят большую часть своего времени.
Изучение проблемы организации правового просвещения в школе занимались Баранова В.Н.[9], Якушева Ю.А.[18], Певцова Е.А.[33] и другие исследователи.
Противоречие: между важностью правового просвещения родителей, обучающихся, педагогов в школе и отсутствием должной ее организации в деятельности школы.
Проблема исследования: как организовать правовое просвещение в школе?
Объект исследования: процесс правового просвещения в школе.
Предмет исследования: этапы организации правового просвещения в школе.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и частично реализовать программу организации правового просвещения в школе.
Гипотеза исследования: вероятно, организация правового просвещения в школе будет успешна, если:
• будет направлена на всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей, педагогов);
• будет осуществляться поэтапно (выбор и формулировка цели деятельности образовательной организации, разработка плана работы на основе сформулированной цели, подбор и подготовка исполнителей, оценка результатов деятельности).
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность правового просвещения.
2. Теоретически обосновать необходимость правового просвещения субъектов образовательных отношений.
3. Рассмотреть этапы и ресурсы организации правового просвещения в школе.
Проанализировать опыт работы «МАОУ СОШ №63» по организации правового просвещения.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические - наблюдение, анализ документов, тестирование, анкетирование, обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 63.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, 5 параграфов, заключение, список использованной литературы.
Правовое просвещение — это целенаправленная деятельность определенного круга субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок,
обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры.
Главной целью правового просвещения является воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения, овладение населением основами правовых знаний, понимание прав человека, социальной и юридической ответственности, социальных гарантий, а суть правового просвещения - это сам процесс распространения знаний права.
К субъектам образовательных отношений относятся педагогические работники, родители и сами обучающиеся.
Правовое просвещение всех субъектов образовательных отношений необходимо для того, чтобы повысить уровень правовых знаний учащихся, родителей и педагогов, а также чтобы помочь ребенку осознать важность права в его жизни и обеспечить защиту его прав, а также его безопасность.
Организацию рассматривают с разных точек зрения: как структуру и как процесс.
Мы рассматриваем организацию как процесс.
Организация как процесс — это совокупность действий, ведущих к образованию, совершенствованию взаимодействий, связей между частями одного целого.
По мнению В. Г. Алиева, организация - это управленческая деятельность, направленная на обеспечение упорядочения процесса управления в целом. Организация представляет собой как распределение функций исполнения управленческих решений, так и функцию управления. Организация позволяет обеспечить основу целесообразного построения определенного органа управления, нахождения компетенции его структурных подразделений.
Организация правового просвещения - целенаправленная управленческая деятельность, которая направлена на определенный круг субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека, и способах их реализации.
Этапы организации правового просвещения: выбор и формулировка цели деятельности образовательной организации, разработка плана на основе сформулированной цели, подбор и подготовка исполнителей, оценка результатов деятельности.
Ресурсы в правовом просвещении: человеческие, учебно-материальные, финансовые, информационные, правовое обеспечение, временные.
Нами было проведено тестирование 4, 8 и 11 класса по правовым вопросам. Вопросы теста были составлены совместно с учителем обществознания, при этом были учтены возрастные особенности детей. Тестирование проходило 75 человек, по 25 человек от каждого класса.
Анкета для учеников 4 класса предполагала ответы на открытые вопросы по сказкам, которые детям хорошо знакомы. Анализ ответов показал, что лишь 12% обучающихся 4 «В» класса знают свои права и свободы и могут применять их на практике.
В 8 «А» классе было проведено тестирование «Определение уровня правовых знаний». В тесте 20 вопросов, которые разделены на две части: документы по правам человека; основные права человека Анализ ответов показал, что лишь 12% обучающихся 8 «А» класса знают документы по правам человека и умеют пользоваться изученным материалом.
Анкета «Знаешь ли ты» проводилась на обучающихся 11 «В» класса. Анкета состоит из 12 вопросов, с выбором одного готового ответа. Анализ ответов показал, что в 11 «В» классе высокий уровень владения правовыми знаниями имеет 32% респондентов.
Кроме этого, было проведено тестирование родителей на выявление ими знаний о правах ребенка. Анализ ответов показал, что лишь 19% родителей знают права своих детей, а остальные респонденты имеют трудности в ответе на базовые вопросы о правах детей.
В рамках исследования было проведено тестирование педагогов. Анализ ответов педагогов показала, что лишь 12% сотрудников образовательного учреждения знают не только свои права и обязанности, но и права детей, а также знание нормативно-правовых актов.
Анализ деятельности МАОУ СОШ № 63 г. Екатеринбурга по правовому выявил следующие существующие проблемы:
• акцент по правовому просвещению в данной школе направлен на работу с учащимися, правовое просвещение родителей и педагогов проводится эпизодически;
• недостаточные знания не только в области собственных прав и обязанностей, но и прав детей и их законных представителей;
• низкий процент учащихся знают свои права, знают документы, которые регламентируют их права, а также обучающиеся не умеют пользоваться полученными знаниями на практике;
• недостаточные знания родителей в области прав детей, в области своих прав, низкий уровень познавательной активности родителей в изучении нормативно-правовых актов.
Для решения данных проблем нами была разработана программа организации правового просвещения субъектов образовательных отношений в общеобразовательной организации «Мы имеем право знать».
Программа по организации правового просвещения рассчитана на один год и разделена на три направления: работа с обучающимися, работа с родителями и работа с педагогами.
Разработанная программа по правовому просвещению в школе направлена на продуктивную работу всех субъектов образовательных отношений поэтапно.
После дальнейшей реализации данной программы обучающиеся, их родители и педагоги повысят уровень правовых знаний, уровень знаний нормативно-правовых актов, смогут применять полученные знания на практике как на профессиональном поприще, так и в собственной жизни.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абдулаева М. И. Теория государства и права: учебник для вузов. Спб.: Питер, 2013. 397 с.
2. АбдуразаковаД.М.,Саиева Л., Шахбанова П. Проектнаядеятельность как средство формирования правовой компетентности учащихся// Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск. 2015.№3. С. 76-79.
3. Адрова Т. Н., Фарафонова Н. Н. Маленькому ребенку - большие права // Права ребенка и эффективное взаимодействие государственно общественных институтов в их защите. Омск. 2014.С. 106-110.
4. Акимова Т.А. Теория организации. Учебное пособие. М.: Юнити, 2003. 91 с.
5. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Т.1. Свердловск, 1992. 190 с.
6. Алиев В.Г. Теория организации. М.: Экономика, 2003. 79 с.
7. Атагимова Э.И. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева. М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016, 8 с.
8. Атагимова Э.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения /Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. // Журнал «Мониторинг правоприминения» 2014.№4 (13). С. 64-68
9. Баранов В. Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В. Н. Баранов // Теория государства и права; под ред. В. К. Бабаева. М.: изд. «Лань», 2013. С.301-319.
10. Библиофонд, электронная библиотека студента: Энциклопедический словарь конституционного права ^ Что такое компетентность, что означает и как правильно пишется. 2003. С. 84-87.
11. Васильев Ф. П., Булатова Л. А. Современное правовое воспитание как необходимый фактор в образовательной политике России / Ф.П.
Васильев, Л.А. Булатова //Административное право и процесс.2013.№ 4. С. 36-38.
12. Воробьева М. Г. Права и обязанности детей// права ребенка и эффективное взаимодействие государственно-общественных институтов в их защите. Омск.2014.С. 14-15.
13. Галкина Т.И. Новая настольная книга современного завуча школы / Т. И. Галкина, В. В. Котельникова. Изд. 3-е, испр. и доп. Ростов н/Д : Феникс, 2009. 412 с.
14. Гарашкин Н.А. Сущность и формы социально-правового просвещения населения // Журнал «Вестник ТГУ» выпуск 12(92). 2010, 85с.
15. Григорьев Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие // Право и образование. № 1. 2011.С. 90-99.
16. Дафт Р. Теория организации. М., 2006. 231 с.
...