Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ШКОЛА УДИВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИКИ»

Работа №95429

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО
ОСОБЕННОСТИ 5
1.2. Актуальность пропедевтической деятельности по физике 5
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 7
1.3. Элективные курсы как средство раннего обучения физике в
школе 10
Глава 2. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ШКОЛА УДИВИТЕЛЬНОЙ
ФИЗИКИ» 19
2.1. Программа элективного курса «Школа удивительной физики» . 19
2.2. Пример занятия «Здравствуй, физика» в рамках реализации
элективного курса 31
Глава 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА И АНАЛИЗ ЕЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ 41
3.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы 41
3.2. Формирующий и контрольно-оценочный этапы опытно­поисковой работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51

В условиях прогрессивных изменений и совершенствований современного мира, в настоящее время возрастает необходимость в подготовке тех профессиональных кадров, специфика которых основывается на естественнонаучном направлении [35]. Таким образом, перед школой ставится задача, заключаемая в подготовке тех учащихся, которые будут целенаправленно заниматься изучением предметов естественного цикла, а именно, физики, биологии, географии, химии.
Кроме этого, формируются профильные школы, организации дополнительного образования, направление которых является физико­математическим. Если изучение трех последних из перечисленных дисциплин начинается еще в начальной школе, то физика имеет свое начало лишь в среднем звене. Все это наводит на мысль о введении предмета физики в младшие классы.
Актуальность этой работы заключается в необходимости поиска форм и способов организации процесса обучения физике младших школьников.
Объектом данной работы является процесс обучения физике в школе.
Предметом исследования является методика раннего обучения физике.
Цель: разработать программу элективного курса по физике для обучающихся начальной школы.
Задачи:
• провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме раннего обучения;
• рассмотреть возможности реализации обучения физике младших школьников;
• рассмотреть примеры средств и способов организации процесса обучения физике в младших классах;
• рассмотреть требования, принципы и формы организации элективного курса по физике;
• провести опытно-поисковую работу;
• разработать содержание элективного курса по физике для обучающихся начальной школы.
Целесообразно выдвинуть гипотезу исследования о том, что введение курса физики для младших школьников с применением различных форм и методов (сюжетно-ролевые игры, квесты, викторины, групповые занятия, ТРИЗ-технологии) проведения занятий позволят развить интерес к предмету, а также подготовить школьников к успешному изучению дисциплины с 7 класса.
Методы исследования: анализ литературы, практическое изучение опыта работы учителей, классификация, обобщение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение содержит актуальность выбранной темы, цели, задачи и гипотезу исследования, а также объект и предмет исследования.
Первая глава посвящена теоретическому исследованию, раскрывающему особенности детей младшего возраста, а также актуальности обучения физике в раннем возрасте.
Во второй главе рассмотрен элективный курс, как средство раннего обучения физике, а также предложена разработка программы элективного курса «Школа удивительной физики», как средство обучения физике младших школьников.
Третья глава раскрывает этапы и анализ опытно-поисковой работы - констатирующий, в ходе которого проводилось анкетирование учителей и обучающихся МАОУ Лицей №173. Формирующий и контрольно-оценочный, в результате которых была разработана программа элективного курса «Школа удивительной физики» для учащихся начальной школы, а также осуществлена реализация этой программы.
В заключении подведены итоги выпускной квалификационной работы и сделаны выводы исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования выпускной квалификационной работы, посвященной методике раннего обучения физике, мы пришли к следующим выводам:
1. При анализе психолого-педагогической и методической литературы по теме раннего обучения мы выяснили, что для младшего школьного возраста характерны любознательность, переход от непроизвольного внимания и мышления к произвольному, направление развития мышления от наглядно-действенного к наглядно-образному. Все это способствует раскрытию возможности более эффективно воздействовать на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.
2. Раннее обучение физике, учитывая возрастные особенности, целесообразно и возможно. Использование различных методов, форм и способов организации занятий (опыты, квест-игры, сюжетно-ролевые игры, ТРИЗ-технологии, исследовательские проекты, ситуационные задачи) с младшими школьниками оказывает положительное влияние не только на развитие познавательной деятельности, но и личностно-мотивационную сферу обучающихся.
3. В результате констатирующего этапа опытно-поисковой работы было проведено исследование уровня реализации пропедевтической деятельности по физике в школе и определено, что организация и осуществление раннего обучения физике необходимо, но оно не осуществляется по различным причинам.
4. В ходе формирующего и контрольно-оценочного этапов опытно­поисковой работы был разработан элективный курс «Школа удивительной физики» для учащихся 3-4 классов, который в последующем был внедрен в МАОУ - Лицей № 173.
В ходе реализации программы у школьников наблюдался интерес к изучаемому предмету и желание выполнять практические работы, что позволяет отметить результативность курса. Отзывы школьников о 49
пропедевтических занятиях положительны и позитивны. На родительском собрании была отмечена успешность проведения урока.
Разработанная программа элективного курса получила одобрение, как со стороны учителей начальной школы, так и учителей физики.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза доказана.


1. Алексеева Е.В. Как разработать пропедевтический курс по физике //Физика. Первое сентября. - 2014. - №. 11. - С. 26-27.
2. Альтшуллер Г.С. официальный сайт создателя ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.altshuller.ru
3. Антонова Б.В. К вопросу о психологических особенностях формирования личности в младшем школьном возрасте // Педагогическое мастерство. - 2014. - С. 88-90.
4. Атаманская М.С. Раннее обучение физике. Элективный курс «Развитие опыта совместного рисования физических явлений и величин» // Физика в системе современного образования (ФССО-15). - 2015. - С. 64-66.
5. Белова Ю.О. Особенности развития и обучения детей раннего возраста // Наука, технология, техника: перспективные исследования и разработки. - 2016. - С. 440-449.
6. Беспаль И.И., Сафронова Н.Н. Пропедевтика физики на занятиях внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО // Молодежь в науке: Новые аргументы. - 2015. - С. 115-117.
7. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и
подростков. М.: Просвещение, 2003. - 20с.
8. Брылёва В.В. Раннее обучение физике //Педагогический форум "Качественное образование - инвестиции в развитие региона", посвященного 80-летию физико-математического образования в Республике Саха (Якутия).
• 2015. - С. 30-31.
9. Галиева Е.В. Дидактический потенциал физического образования в пропедевтике естественнонаучных знаний у младших школьников. / Самара: СГПУ.2004
10. Галиева Е.В. Игра как одна из форм проведения урока физики в младших классах/ Е.В. Галиева // Сб. докладов научной конференции СГПУ.
• Самара:СГПУ. 2002. - 120 с.
11. Гальперштейн Л. Забавная физика. - М.: Детская литература, 1993.-256 с.
12. Гарбузова К.М. Курс внеурочной деятельности по физике для 5­х классов «физика вокруг нас» // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2016. - Т. 6. - С. 179-183.
13. Григорьева Н.К. Обучение физике младших школьников //Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. - 2018. - С. 26-29.
14. Григорьева Н.К. Пропедевтический курс по физике для младших школьников // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2017. - №. 18-3. - С. 97-100.
15. Гуревич, А.Е. Естествознание. Введение в естественнонаучные предметы. 5-6 класс: Методическое пособие к учебнику / ред. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. - М: Дрофа, 2013...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ