Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации физического практикума
как одного из средств эффективного обучения 6
1.1. Место физического практикума в курсе физики 6
1.2. Физический практикум в высшем учебном заведении 7
1.2. Физический практикум и особенности его организации в школе. 12 Глава 2. Экспериментальная работа по организации физического
практикума в средней образовательной школе 18
2.1. Тематическое планирование элективного курса по физике 18
2.2. Содержание элективного курса по физике 14
2.3. Организация опытно-поисковой работы и анализ результатов ... 14
Заключение 17
Список используемых источников 18
Приложения 19
Знание физики позволило человечеству достигнуть высоких результатов в различных областях нашей жизни и раздвинуть горизонты наших представлений не только об окружающей нас природе, но и обо всей Вселенной в целом. Физика как основная фундаментальная наука, отделившись от философии, появилась лишь в период научной революции, когда имели место опыты, исследования и эксперименты. Все, что теперь нас окружает, было создано благодаря накопленным знаниям в течение длительного времени. А правильность физических знаний мы можем подтвердить при помощи эксперимента. Таким образом, источниками знаний для составления фундаментальной картины мира являются практическая деятельность, наблюдения, экспериментальные исследования,
производственная деятельность. То есть физика - это, в первую очередь, экспериментальная наука.
Предмет физика в школе вводится в 7 классе, для того чтобы обобщить уже полученные знания учеников, которые они получили на смежных предметах и составить более полную картину об окружающем мире. Содержание школьного курса на сегодняшний момент состоит преимущественно из теоретического материала и практического решения задач. Такого разнообразия форм занятий достаточно для успешной сдачи экзамена, но недостаточно для успешного обучения в стенах вуза.
Учащиеся, определившие для себя, что им необходимо продолжение изучения данной дисциплины, останавливают свой выбор на различных технических или физических специальностях. И на самом деле эти профессии на данный момент самые актуальные и с каждым годом спрос на инженеров и технологов только растет. А тут уже не обойтись без качественных знаний по физике.
Но, тем не менее, поступая в выбранный вуз, при условии должной подготовке у большинства студентов все равно возникают серьезные проблемы именно с лабораторными практикумами.
И это действительно проблема, так как физические практикумы в общеобразовательных школах без физико-математического уклона вообще не предусмотрены программой, и их наличие зависит только лишь от сознательного подхода к обучению самих преподавателей. Так что этому аспекту стоит уделить особое внимание еще на стадии школьного изучения курса физики.
Существование множества разработанных методик физического практикума в школе, созданных такими методистами как Иванов А.В., Шутов В. И., Анциферов Л.И., Буров В.А., Дик Ю.И., Зворыкин Б.С., Кабардин О.Ф. и других, позволяет учителям вывести обучение детей на новый более высокий уровень, а это, в свою очередь, помогает самим учащимся быстрее адаптироваться к требованиям вуза, и более успешно обучаться на этом этапе.
Целью исследования является разработка программы физического практикума для средней школы.
Таким образом, поставим перед собой следующие задачи:
1) выяснить место физического практикума в содержании учебных программ;
2) проанализировать существующие методические разработки школьного физического практикума на этапах средней и высшей школы;
3) оценить степень влияния школьного физического практикума для дальнейшего обучения в вузе;
4) создать один из примеров методической разработки элективного курса для школы;
5) провести ОПР у школьников и проанализировать ее результаты;
Объект исследования - процесс обучения физике в школе и вузе.
Предмет исследования - пропедевтика физики высшей школы посредством школьного физического практикума.
Гипотеза исследования: школьный физический практикум,
включающий в себя работу с новым для учеников оборудованием, расчет различных погрешностей, построение графиков, формулирование выводов, позволяет более успешно обучаться в вузе.
Методы исследования:
• эмпирические (изучение и анализ различных источников информации, наблюдение, эксперимент, опрос);
• теоретические (анализ, синтез, дедукция, индукция);
• количественные (статистические, библиометрические).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение содержит актуальность темы исследования, намеченные цели и задачи. В первой главе определяем, что представляет физический практикум, и сравним, как он реализуется в высшем учебном заведении и средней школе. Во второй главе предоставляется вариант проведения такой подготовительной работы для учеников, делающих выбор в пользу физического направления. В заключении обозначаются выводы по проведенному исследованию, и подводится итог проделанной работе.
Основной задачей университетского образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих обширной сферой навыков и умений, в том числе рассматриваемые нами исследовательские умения. Их формирование закладывается еще на этапе школьного образования. Однако, как показывает практика и анализ методической литературы развитие данных навыков происходит на недостаточном уровне.
В ходе выполнения исследования были получены следующие результаты и выводы:
Изучена научно-методическая литература по теме исследования, ее обширность применения, полнота и новизна. Было определено, что методики проведения физического практикума на данный момент устарели, их разработка приходилась на 80-90-е гг. (с этого времени комплекс работ должен быть развит и включать расчет погрешностей, новые установки и измерительные приборы);
Физический практикум на этапе средней школы реализуется лишь в классах с профильным обучением и зависит лишь от сознательного подхода преподавателя;
Во время реализации разработанной программы элективного курса: «Физический практикум» были выявлены проблемы и трудности, возникающие у учащихся, такие как использование измерительного оборудования (кроме линейки), внимательная обработка результатов, вычисление погрешностей, округление результатов, формулирование выводов.
Поставленные задачи были решены, а цель достигнута. В дальнейшем считаем, целесообразно продолжить развитие данной темы в составлении сборника методических рекомендаций к проведению физического практикума в школе и разработки курса практических работ.