ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПРУССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА В НАУЧНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГЕРМАНИЯ 14
1.1. Война и мир: Пруссия 1806-1812 гг. в современной немецкой
историографии 14
1.2. Проблемы осмысления и изучения Освободительной войны 1813-1815
гг. в современной немецкой историографии 30
1.3. Историческая память и современное немецкое научное пространство 40
ГЛАВА 2. ПРУССИЯ 1816-1815 ГГ. В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГЕРМАНИИ 58
2.1. Пруссия 1806-1812 гг. в образовательном пространстве современной
ФРГ 58
2.2. История Пруссии 1813-1815 гг. в современном немецком
образовательном пространстве 76
2.3. Историческая память и образовательное пространство 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 113
Процесс создания единого немецкого государства берет свое начало в эпоху наполеоновский войн. Именно тогда ушла в прошлое ослабленная и раздробленная Священная Римская империя, и тем самым была открыта дорога иным формам и вариантам объединения немецких земель. С запада пришли новые идеи, связанные с Революцией во Франции, а в борьбе с Наполеоном начал окреп общенемецкий патриотизм, предопределивший формирование важных общенемецких национальных мифов. Важен этот период и для истории Пруссии, в борьбе с Францией остро осознавшей собственную национальную идентичность и сумевшей отстоять её, несмотря на поражения и угрозу полной ликвидации. Именно на базе Прусского королевства в дальнейшем будет оформлена Г ерманская империя, и прусское ядро будет прямо или косвенно присутствовать во всех появившихся впоследствии немецких государствах. в этой связи очевидно, что период наполеоновских войн является важным этапом для понимания корней немецкого национального сознания, и временем рождения ряда ключевых национальных мифов. Важно понимать, как и в каких формах сохраняется в современном немецком обществе память об этом насыщенном событиями периоде германской истории, каким образом эта память сохраняется, используется и трансформируется в такой важной сфере общественной жизни, как воспитание нового поколения.
Важно понять, как этот переломный этап немецкой истории представлен в рамках образовательного пространства современной ФРГ и что из этого богатого опыта сохранения, переосмысления и преподавания истории может заимствовать современное российское образование. В этой связи напомним, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы в средней школе является «воспитание российской гражданской идентичности» . В числе же предметных результатов изучения истории, согласно ФГОС, значится «формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося» .
Объект: современное образовательное пространство Федеративной республики Германии.
Предмет: механизмы трансформации и функционирования образов, относящихся к истории Пруссии эпохи наполеоновских войн в современном образовательном пространстве ФРГ.
Цель: выявить специфику и основные тенденции, связанные с использованием образа Пруссии эпохи Наполеоновских войн в современном немецком образовательном пространстве.
Цель предполагает решение следующих задач:
° охарактеризовать основные проблемные вопросы, возникающие в современной немецкой историографии при изучении истории Пруссии в эпоху Наполеоновских войн и установить степень их изученности;
° раскрыть особенности изучения истории Пруссии начала Х1Х века в рамках учебного процесса в ФРГ;
° выявить наиболее актуальные для современного немецкого общества исторические проблемы изучаемого периода, используемые в образовательном пространстве ФРГ и механизмы их трансляции.
Хронологические рамки нашего исследования, с одной стороны, охватывают временной период от формирования в 1806 г. IV антифранцузской коалиции, в которой Пруссия играла одну из ведущих ролей, до разгрома Наполеона в 1815 г. в битве при Ватерлоо. В рамках этого периода мы выделяем два этапа: c 1806 до 1812 г. и с 1813 по 1815 г. С другой стороны, в хронологические рамки нашего исследования входит период с октября 1990 г., когда в состав ФРГ были включены ГДР и Западный Берлин и была создана современная единая Германия, до настоящего времени.
Территориальные рамки нашей работы также являются двойными, охватывая, с одной стороны, территорию Королевства Пруссии в границах 1806 г. и, с другой стороны, - современные границы Федеративной
Республики Германии.
Круг источников, привлеченных к исследованию, можно разделить на основе типовой классификации следующим образом:
• вещественные источники;
• кинодокументы;
• ресурсы сети Интернет;
• письменные источники следующих видов:
о учебная литература;
о публицистика;
о источники личного происхождения;
о научные труды.
Группа вещественных источников нашего исследования представлена информационными стендами и экспонатами таких музеев, как Немецкий исторический музей и музей, расположенный в основании колонны Победы в Берлине, музей посвященный Теодору Кёрнеру в Вёббелине . Помимо музеев в эту группу источников входят объекты культурного наследия, как, например, замок Шарлотенбургшлосс, мавзолей королевы Луизы и скульптуры парка Тиргартен (Берлин). Помимо этого косвенным источником для нас могут выступать улицы и площади Берлина, названные в честь персонажей прусской истории начала XIX века, например, так называемое Генеральное направление - целый ряд связанных друг с другом улиц и площадей, названных в честь героев Освободительной войны 1813-1815 гг.
Кинодокументы представлены фильмами по тематике исследования. Среди них есть как художественные фильмы, так и документальные. К этой группе источников мы относим и видеоматериалы, размещенные на различных видеохостингах, как, например, «YouTube» . С группой кинодокументов тесно связаны ресурсы сети Интернет, а именно с материалами, размещенными в таких социальных сетях, как «Фейсбук» , «Твиттер» , «Реддит» и т.д., материалов, размещенных в электронных энциклопедиях и на информационных сайтах. К ресурсам сети Интернет мы можем отнести и информацию, публикуемую на сайтах университетов, - расписания занятий и описания курсов, которые читались в университетах.
Учебная литература, которую мы использовали, представлена несколькими линейками учебников для разных ступеней немецкого школьного образования. В нашем исследовании мы использовали учебники серий «Форум истории» , «Открыть и понять» , «Мозаика (Ольденбург)» , «Люди - времена - пространства» и др. Представленные учебники используются как в 7-8 классах обычных школ, так и в гимназиях разных федеральных земель.
Рынок публицистических изданий в ФРГ огромен и разнообразен: от серьезных аналитических журналов до «желтой прессы», от ежедневных газет до новостных порталов, от научных журналов и сборников до детских журналов. Поэтому мы существенно ограничили список наших публицистических источников до ряда наиболее популярных и читаемых. Это такие газеты, как «Цайт» , «Шпигель» , «Вельт» и «Дойче Велле» . Важно и то, что с создаваемыми этими новостными изданиями материалами можно относительно легко познакомиться, поскольку они, за редким исключением, выложены в открытый доступ.
Весь контент, публикуемый пользователями в различных соцсетях, а также оставляемые ими комментарии под различными публикациями относится и к категории источников личного происхождения. Эти источники создаются самими пользователями различных социальных платформ и интернет-ресурсов в соответствии со своими предпочтениями, целями и желаниями. Помимо всего прочего, за подобными источниками можно увидеть конкретного человека с именем, хотя и не всегда реальным, но тем не менее отражающим определенные пристрастия, интересами и иным произведенным им контентом, что позволяет лучше понять интересующие его темы и приоритеты.
Историография исследования представлена работами, поднимающими такие проблемы, как:
1. Участие Пруссии в IV антифранцузской коалиции. В данной группе историография представлена как рядом работ общего содержания, исследующих суть и специфику войн нового времени, так и работами, в которых непосредственно исследуется прусский военный опыт этого периода мировой истории. В частности, это труды, посвященные теории тотальной , национальной , народной и массовой войне. Нами также привлечены работы, где каждая военная кампания Наполеона анализируется с точки зрения военного искусства, как это сделано, например, в монографии Г. Ротенберга20 21 . Отдельно можно выделить работы, посвященные отдельным аспектам повседневной военной жизни, будь то религия , отношение к смерти или порицаемые обществом практики .
2. Реформы Штейна-Гарденберга и их влияние на либерализацию жизни в Прусском королевстве. Эта часть современной немецкой историографии не только рассматривает реформы сами по себе, но и обращается к тем политическим и военным деятелям, которые их разрабатывали и осуществляли. Г. фон Шарнхорст , К. фон Клаузевиц , А.В. фон Гнейзенау и конечно же барон Г.Ф. фон Штейн . Стоит отметить и то, что современная немецкая историография обращается к прусским реформам как в контексте общего реформаторского процесса в разных немецких землях , так и в виде исследования отдельных реформ - финансовой , аграрной , образовательной и т.д.
3. VI антифранцузская коалиция и Освободительная война 1813/15 гг.; роль эти событий в прусском национальном возрождении. В рамках изучения этих проблем рассматриваются как концепции Освободительной войны в разных странах, например, во Франции или Испании , так и непосредственно событиях в Германии. Масштаб подобных исследований неодинаков. Существуют труды, обращающиеся к Освободительной войне в рамках всей Г ермании или даже в более широком контексте , а иногда - и к отдельным эпизодам военных действий .
4. Формирование и эволюция исторической памяти немцев о событиях начала XIX века. Этим проблемам посвященные, прежде всего, работы, концентрирующие внимание на важнейшем событии Освободительной войны - битве народов под Лейпцигом. Это событие привлекает историков не только и не столько своей значимостью, но и тем следом, которое оно оставило в европейской истории. Особо стоит отметить сборник «Битва народов при Лейпциге: ход, последствия, значения 1813- 1913-2013» . В рамках этой работы авторы, принявшие в участие в его публикации, выявили существование различны вариантов интерпретации данного исторического события.
5. Возникновение и развитие нации и национального самосознания в Германии. В современной немецкой историографии до сих пор продолжаются дискуссии о том, с каким периодом истории можно связывать зарождение национального чувства в Германии. Например, Д. Лангевише в важной для нашего исследования работе «Нация, национализм, национальное государство в Германии и Европе» говорит о том, что лишь в XIX веке нация начала рассматриваться как высшая ценность. В то же время В. Хардтвиг, вопреки устоявшемуся мнению, в работе «Национализм и гражданская культура в Германии 1500-1914: избранные статьи» выдвигает тезис о том, что национализм в Г ермании появился уже на рубеже XV - XVI веков. Однако современная немецкая историография не заканчивается дискуссиями о хронологии, ведь такие проявления национального самосознания, как, например, «национализация» войны или сходные процессы, происходившие в других странах Европы, также находят свое отражение в исторических исследованиях.
В целом, степень изученности темы нашего исследования является достаточно высокой. Современные немецкие историки достаточно глубоко исследовали вопросы, связанные с историей Пруссии в эпоху наполеоновских войн. Вместе с тем, совершенно отсутствуют работы, посвященные отражению данной проблематики в образовательном пространстве. Это и предопределило является научную новизну нашего исследования.
Методология исследования. Исследование выполнено в рамках концепции «исторической памяти». Поскольку исследуемый нами период тесно связан с возникновением и развитием национальной идеи не только в Германии, но и в Европе в целом, память о событиях начала XIX века становится тесно связанной с понятием «национальной идентичности». В рамках концепции исторической памяти работали многие немецкие историки. В первую очередь нужно отметить теоретические работы Яна и Алейды Ассман , которые разрабатывали вопросы культурной памяти, её форм и механизмов ее сохранения в обществе . Касалась немецкая историография и такого процесса, как забывание. Например, А. Ассман в книге «Формы забвения» говорит о таких формах забывания, как автоматическое, избирательное, защитное. Кроме того, автор обращаясь к ряду примеров, демонстрирует, как функционируют подобные формы забывания. Роль памяти в формировании культурной идентичности рассматривал Я. Ассман .
В современной исторической науке имеются и исследования, посвященные отдельным аспектам теории памяти. Изучение таких зримых форм памяти, как монументы, осуществляют В. Шпайткамп , Х. Рауш и др. Национальные мифы, их трансформацию и восприятие обществом изучают О. Джонстон, К. Кнабель, Д. Ригель и Ш. Водянка . Такие исследователи, как В. Вюльфинг, К. Брунс и Р. Парр изучают процесс трансформации образов символических фигур: от теоретико-методологических вопросов мифологизации тех или иных исторических личностей до этапов эволюции некоторых национальных символических фигур немецкой истории, их трансформации и взаимодействий в единой немецкой мифологической системе. Отдельные исследователи, такие как Т. Штамм-Куманн, занимаются изучением разнообразных мест памяти, следуя концепции, выработанной французским историком Пьером Нора.
Среди русскоязычных работ, к которым мы обращались в ходе исследования, нужно отметить работы Лорины Петровны Репиной , которая высказала важную мысль о том, что «историческая память - не только один из главных каналов передачи опыта и сведений о прошлом, но и важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом» , а «зафиксированные коллективной памятью образы событий в форме различных культурных стереотипов, символов мифов выступают как интерпретационные модели, позволяющие индивиду и социальной группе ориентироваться в мире и конкретных ситуациях» .
В работе используется целый ряд общенаучных методов, как, например, анализ, синтез, сравнение. Кроме того, мы обратились к историко¬сравнительному методу, позволяющему сопоставить важные для общества исторические проблемы и проанализировать, как и насколько актуальными они являются. Историко-генетический метод позволяет нам проследить эволюцию образа Пруссии эпохи наполеоновских войн, выявить особенности и закономерности отражения данной эпохи в образовательном пространстве современной Германии. Основываясь на подобном методе, мы можем обратиться к специфике специфике формирования национальной идентичности немцев в рамках современного образовательного пространства ФРГ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложения. Первая глава исследования посвящена научному пространству и отражению исследуемой в ней темы. Вторая глава концентрирует внимание на образовательном пространстве. Обе главы разделены в соответствии с хронологическим принципом на три параграфа: Пруссия в период 1806-1812 гг., Освободительная война и Венский конгресс (1813-1815 гг.) и последующий период, связанный с памятью об этой эпохе.
Государство Пруссия исчезло с политических карт мира после Второй мировой войны в 1947 году. Однако оно до сих пор остается важной частью ФРГ, особенно в его северо-восточных землях. Пруссия и память о ней продолжают жить в названиях улиц и парков, в архитектурных памятниках и музеях, фондах, сохраняющих прусское культурное наследие, и, конечно же, в образовательном пространстве. История этого немецкого королевства столь тесно сплелась с общенемецкой историей, что порой крайне сложно понять, где кончается Пруссия и начинается Германия, поэтому в некоторых случаях два этих понятия неразделимы.
История Пруссии является показательным примером для изучения специфики современного немецкого образовательного пространства. Благодаря этому историческому периоду и его отражению в образовательном пространстве ФРГ мы можем выделить ряд характерных особенностей как самого пространства, так и отображения в нем конкретной исторической темы.
1. Постоянное расширение и усложнение современного образовательного пространства и его постепенное сращивание с информационным пространством. Этот процесс, сопровождающийся постоянным появлением новых технологий, дает человеку куда больше возможностей для получения необходимых ему знаний, так как человек сегодня часто ограничен лишь скоростью интернета и способностью самого обучающегося найти нужную ему информацию. Такие традиционные источники получения новых знаний, как музеи, учебники, словари, библиотеки и слова учителя пополнились теперь электронными энциклопедиями, информационными сайтами, стриминговыми сервисами, видеохостингами, социальными сетями и даже компьютерными играми, чей потенциал сегодня еще не раскрыт до конца. Новые источники получения информации сегодня все больше заменяют собой печатные книги, школьные знания и музейное пространство, на которое ориентируется традиционное школьное образование.
С одной стороны, подобное разнообразие источников является положительным фактором, ведь человек имеет больше возможностей для поиска и видит большее многообразие разных мнений относительно той или иной исторической проблемы. Но, с другой стороны, никто не может поручиться за достоверность и безопасность всей представленной в интернете информации, поэтому необходимо тщательно анализировать полученные знания, что умеют делать далеко не все.
2. Не до конца сформированное единое образовательное пространство в ФРГ. Страна до сих пор не обрела территориального и культурного единства, в ней еще не сформировалась окончательно общенемецкая идентичность. Даже сегодня, спустя почти 30 лет с момента объединения ФРГ и ГДР, существует отставание шести так называемых «новых» федеральных земель от старых по ряду экономических показателей. Немецкий язык известен своим огромным числом диалектов, которые не всегда понятны самим немцам, не владеющим ими. Поэтому неудивительно, что применительно к ФРГ так сложно исследовать единое образовательное пространство, в котором тот или иной период немецкой истории будет освещаться одинаково для каждой из шестнадцати федеральных земель.
Сложность заключается и в том, что не устоявшееся понимание того, что собой представляет образовательное пространство, дает разные ответы на то, является ли оно в Германии цельным или разделенным. Если понимать под образовательным пространством четко установленное для этого место (школа, колледж, гимназия, университет), основная цель которого - реализовывать образовательный процесс, то мы не сможем говорить о едином образовательном пространстве в Германии. Образование в ФРГ отличается от региона к региону, а единой программы, в которой бы были указаны базовые исторические темы или ключевые точки, не существует. Поэтому неудивительно, что в каждой федеральной земле по-разному расставляются акценты на разные исторические вопросы, иначе освещаются одни и те же темы. Но, если понимать под образовательным пространством любое место, где человек, даже если он уже не является частью образовательного процесса, может получить информацию по интересующей его теме, мы с большой долей вероятности можем предполагать, что в современной ФРГ складывается единое образовательное пространство, хоть и как отдельная часть информационного пространства.
3. Актуальность вопросов, поднимаемых при обращении к истории Пруссии начала XIX века. Научное ли пространство или образовательное мы рассматриваем, неизменным остается то, что сама по себе эпоха наполеоновских войн при изучении или простом обращении к ней актуализирует большое количество важных для немецкого общества тем. Это, например, проблема зарождения национального чувства в Германии, осознания себя немцами, произошедшего в эпоху наполеоновских войн. В ФРГ, особенно в 90-е гг. на волне создания нового государства, это было острой темой. К списку подобных проблемных, но актуальных вопросов можно добавить проблему соотношения единой Германии и Германии регионов. Этот вопрос до сих пор не решен и, наверное, не будет решен еще очень долгое время, о чем мы уже говорили выше. Важным вопросом является поиск общих мест памяти, которые были бы одновременно значимы и приемлемы для всего немецкого общества, независимо от федеральной земли. В условиях, когда взаимное сосуществование немецких государств могло быстро перерасти в конфликт, такие события, как победа над Наполеоном в битве народов при Лейпциге воспринимаются куда более положительно, так как представляют из себя более позитивные моменты общенемецкой истории и в роли врага выставляют уже не соседа-немца, а иную нацию. Еще одним значимым вопросом является стремление части исторического сообщества в ФРГ вывести все эти проблемы за рамки истории Германии. Это попытки части немецкого научного сообщества выйти из узких рамок региональной истории и посмотреть на свою собственную историю в глобальной перспективе, сравнить себя с соседями, найти различия, а иногда и сходства в тех процессах, что происходили в тот период истории.
4. В образовательном пространстве применительно к истории Пруссии эпохи наполеоновских войн превалируют преимущественно положительные оценки при общем упрощении данной темы. Если для изучения этого периода истории в научном пространстве характерна постановка сложных вопросов и неоднозначные трактовки тех или иных событий этой вехи истории, немецкое образовательное пространство делает образ Пруссии наполеоновской эпохи куда более обобщенным и, в каком-то смысле, более простым. Это, как и отсутствие историографических споров и разных точек зрения на одну и ту же проблему показывает нам преимущественно схожий и упрощенный образ Пруссии в разных источниках.
Важно и то, что этот образ за редкими исключениями, например, кровавая, стоящая больших жертв битва народов, считается
преимущественно положительным. Сама эта эпоха общей борьбы с иностранным врагом представляет из себя удобное место памяти, вокруг которого можно объединить всех немцев и которое не будет вызывать больших нареканий с точки зрения морали или обоснования действий и целей участников этих событий. Поэтому чаще всего можно встретить положительные оценки прусских реформ, хотя работы историков показывают спорность некоторых из них, прусских героев. Освободительная война же в данном контексте является самой позитивной вехой всей немецкой истории начала XIX века, а может даже и всего «долгого XIX века». На пользу положительному образу играет и то, что в этот период истории Пруссия выступает не в качестве агрессора, как в эпоху Фридриха Великого или Бисмарка, но в роли жертвы, а затем и объединителя всех немцев против общей французской угрозы.
5. Отсутствие единого образа Пруссии эпохи наполеоновских войн в образовательном пространстве современной ФРГ. Как не сложилось единого образовательного пространства в Г ермании, так не сложилось в ней и некого единого образа прусской истории. При ближайшем рассмотрении вся история этой страны рассыпается на ряд крупных, а подчас и совершенно мелких подтем, которые, хоть и происходили в одно и тоже время, порой могут быть очень косвенно связаны друг с другом. Источники, которые ставили бы целью изучить или просто осветить историю Пруссии в целом - с точки зрения экономики, политики, социальной сферы, повседневности, памяти - в образовательном пространстве редки, если не единичны. За подобным анализом необходимо обращаться к историческим исследованиям, в то время как в образовательном пространстве часто игнорируются важные части истории Пруссии.
Важным вопросом является в данном случае и то, требуется ли вообще подобный общий образ или для усвоения исторического материала он не нужен? Будучи разделенной на множество мелких тем, история Пруссии прекрасно работает в качестве примера одного из вариантов реформ, с которыми можно сравнить процессы изменения в иных немецких землях - Вестфалии или Баварии. Легко говорить об отдельных национальных героях и символах, таких как национальные цвета, которые лягут в основу немецкого флага, или железный крест. Для того, чтобы привлечь внимание потребителя информации часто требуется лишь несколько фотографий, отдельных картинок или яркий заголовок, а не объемное и многоуровневое исследование, которое, к тому же, сложнее понять и усвоить. Поэтому в данном случае потребитель чаще всего и не требует усложнения того материала, который можно преподнести в более легкой, игровой форме.
6. Юбилей как точка актуализации памяти о прошлом. Год Пруссии, объявленный в 2001 году, 200-летний юбилей барона фон Штейна и юбилей начала Прусских реформ в 2006 году, 200-летие битвы народов под Лейпцигом в 2013, 200-летие самой эпохи наполеоновский войн. Эти события сопровождались празднованиями, реконструкциями известнейших битв, валом газетных публикаций и популярной литературы, документальными фильмами и т.д. Все это отразилось на образовательном пространстве, пополнив его рядом новых источников, из которых человек мог узнать новую для себя информацию в куда большем объеме, нежели ранее. Однако юбилеи заканчивались, и информация снова пропадала или становилась крайне редкой. На примере королевы Луизы и Теодора Кёрнера мы увидели, как быстро память о том или ином герое прусской истории может актуализироваться в период юбилейных торжеств и как быстро она может начать забываться.
Благодаря выделенным нами особенностям мы можем видеть, что в современном немецком образовательном пространстве сегодня происходят большие перемены. Это процесс, в свою очередь, влияет и на то, как тот или иной период немецкой истории будет рассматриваться в рамках учебного процесса и за его пределами.
Источники:
1. Выдающиеся женщины мировой истории 5/6 Королева Пруссии Луиза
[ДокФильм]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=zoqkthX15K4
2. «Мост Королевы Луизы» в Калининградском историко-художественном музее. URL: http://www.museum.ru/N31758
3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Список изменяющих документов (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644). URL: https://fgos.ru/.
4. #OnThisDay verloren 1813 Napoleons Truppen die Volkerschlacht bei Leipzig. URL: https://twitter.com/danieldingens/status/1053318443137675265
5. [Let's Play Napoleon- Total War]: Europa-Kampagne PreuBen Part 1. URL: https://www.youtube.com/watch?v=cq-ZrT- AOzI&list=PLE71bQoVik9TBEXfJ4BBxjzpRhiprp48U
6. «Krieg und Frieden» zieht ZDF-Zuschauer in den Bann Positive Resonanz auf Verfilmung des Tolstoi-Klassikers. URL: https://www.presseportal.de/pm/7840/1119948
7. «Krieg und Frieden». Moskau 1812 im kollektiven Gedachtnis. URL: http://campus.verwaltung.uni-
tuebing- en.de/lsfpublic/rds?state=verpublish&status=init&vmfile=no&publishid=162983&moduleCall= webInfo&publishConfFile=webInfo&publishSubDir=veranstaltung.
8. «PreuBen. Versuch einer Bilanz» hieB 1981 die groBe historische Ausstellung im Berliner Martin-Gropius-Bau. Sie war ein nie wieder ubertroffener Erfolg. URL: https://www.berliner- zeitung.de/-preussen--versuch-einer-bilanz--hiess-1981-die-grosse-historische-ausstellung-im- berliner-martin-gropius-bau--sie-war-ein-nie-wieder-uebertroffener-erfolg--geburtszange-und- flohfall e-neb en-den-werken-kants-16502990
9. 103 Jahren wird das Volkerschlachtdenkmal in Leipzig eingeweiht. URL: https://twitter.com/heute vor/status/788296059889983488; Nationaldenkmal zur Erinnerung an die Befreiungskrieg. URL: https://twitter.com/flecks/status/741695715332743168; Nun hebt die Herzen himmelan. URL: https://twitter.com/BismarcksErben/status/1065660640642195457
10. 5,45 Millionen Zuschauer sahen "Napoleon und die Deutschen": ZDF-Reihe "Die Deutschen" bleibt weiter zuschauerstark. Achte Folge am Dienstag uber die Revolution von 1848. URL: https://www.presseportal.de/pm/7840/1302763?search=deutschen,zdf
11. Adam-Tkalec M. Von Charlottenburg bis Kreuzberg Der Generalszug - sechs Kilometer Befreiungskrieg. URL: https://www.berliner-zeitung.de/berlin/von-charlottenburg-bis-kreuzberg- der-generalszug—sechs-kilometer-befreiungskrieg-
32233108?dmcid=sm fb p&fbclid=IwAR0sdBJ9xBQjHGtwUORFQ1NH9Dk4 G8MxzBj7wP gnmsfdhCLTXsCbe3mloA
12. Am 16. Juni 1815 trifft Napoleons Armde du Nord bei Ligny auf die PreuBen unter Blucher.. URL: https://www.welt.de/kultur/article8072805/Die-Schlacht-von-Waterloo-bleibt- immer-aktuell.html#cs-belle2-DW-Kultur-London-ipg.jpg
13. Andresen K., Wiegrefe K. „Ungeheuer tiefer Eingriff‘. URL:
https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-38016983.html
14. Arbeitsgericht Siegen. Urteil vom 03.03.2006. 3 Ca 1722/05. Recherche des Richters im Internet. URL: https://www.iurpc.de/jurpc/show?id=20060065.
15. Arnold R. Denkmal fur die Schlacht der Volker. URL: https://www.dw.com/de/denkmal- f%C3%BCr-die-schlacht-der-v%C3%B6lker/a-5948708
16. Auch das noch: Berliner vernarrt in PreuBen. URL: https://www.taz.de/Archiv- Suche/!243466&s=preu%C3%9Fische%2Breformen&SuchRahmen=Print/.
17. Aus der Schwarze (schwarz) der Knechtschaft... URL:
https://twitter.com/SassiMike/status/1053761043112083457
...