Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Корпоративная социальная ответственность крупного бизнеса и повышение социально-экономического благополучия общества на примере ПАО «Газпром»

Работа №9541

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1331
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 7
1 Теоретические аспекты корпоративной социальной ответственности и
социально-экономического благополучия общества 10
1.1 КСО: сущность, основные понятия, модели и принципы 10
1.2 Нормативные основы функционирования и система отчетности
корпоративной социальной ответственности 24
1.3 Сущность понятия социально-экономического благополучия общества и
основные критерии его оценки 35
2 Анализ корпоративной социальной ответственности крупного бизнеса на
примере ПАО «Г азпром» 47
2.1 Характеристика компании ПАО «Г азпром» в области КСО 47
2.2 Оценка корпоративной социальной ответственности ПАО «Газпром» на
основании публичной отчётности компании 50
3. Влияние КСО крупного бизнеса на социально-экономическое благополучие общества на примере ПАО «Г азпром» 60
3.1 Корпоративная социальная ответственность в рамках реализации проектов
ПАО «Г азпром» и ее влияние на благополучие общества 60
3.2 Рекомендации по совершенствованию корпоративной социальной
ответственности ПАО «Газпром» и повышению социально-экономического благополучия общества 70
4 Социальная ответственность 74
Заключение 85
Список используемых источников 87
Приложение А 93


На сегодняшний день вопрос о корпоративной социальной ответственности крупного бизнеса стоит очень остро в связи с обострением не только экологической обстановки в стране, но и с другими важными вопросами такими как: трудоустройства граждан, культурного развития общества, спорта и здорового образа жизни, подготовки кадрового потенциала страны и т.д. Эти вопросы на современном этапе жизни общества не могут решаться только за счет государства, поэтому крупный бизнес поставлен не только в жесткие условия конкуренции, но и должен нести ответственность за свою деятельность и решать поставленные перед ним социально-экономические задачи.
Актуальность темы обусловлена необходимостью оценки корпоративной социальной ответственности крупного бизнеса. Все больше возрастает внимание со стороны общественности к деятельности таких компаний, так как их роль сегодня очень велика, так же как и цена ошибки. Современные условия жизни меняются стремительно. Вследствие этого, крупному бизнесу приходится адаптироваться к этим изменениям и менять подходы к своей деятельности.
Важность данного исследования связана с процессами глобализации, которые оказывают усиливающее влияние на экономику крупных компаний. Государство уступает давлению транснациональных корпораций, как в экономической независимости, так и в социальной политике. Чтобы противостоять такому влиянию, нужно согласовать действия, которые бы могли обеспечить достижение показателей социальной ответственности, соответствующих общепринятым мировым нормам и принципам в области устойчивого развития.
Необходимость измерения степени корпоративной социальной ответственности есть у всех крупных компаний в России. Но контролировать на сколько организации соблюдают данную ответственность и как это отражается на экономическом состоянии общества и экологическом вопросе, прежде всего, нужно обществу. Проверить и проанализировать данные показатели можно за
счёт количественной оценки уровня КСО на основе ежегодной публичной нефинансовой отчетности (отчеты о деятельности в области устойчивого развития). Российские компании не так давно стали применять эту концепцию КСО в своей деятельности. За рубежом эта практика ведется уже более двадцати лет.
Объектом исследования является: корпоративная социальная
ответственность.
Предметом исследования являются: влияние корпоративной социальной ответственности крупного бизнеса на социально-экономическое благополучие общества.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной социальной ответственности ПАО «Газпром» и повышению социально-экономического состояния общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих
задач:
- Изучить теоретические аспекты корпоративной социальной ответственности и современные способы измерения КСО;
- Изучить теоретические аспекты социально-экономического благополучия общества и методы оценки показателей;
- Проанализировать взаимосвязь КСО и социально-экономического благополучия общества;
- Проанализировать внешнюю и внутреннюю КСО ПАО «Газпром», изучить социальные проекты, реализующиеся компанией и сформировать выводы о степени развития КСО в организации;
- Разработать рекомендации по совершенствованию корпоративной социальной ответственности ПАО «Газпром» и повышению социальноэкономического состояния общества.
Задачи будут решаться посредством системного анализа открытой ежегодной отчетности ПАО «Газпром», представленной в открытом доступе в сети Интернет. Также в исследовании использовались общенаучные методы: синтеза, группировок, анализа, сравнения и обобщения.
Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы выступают работы следующих отечественных и зарубежных исследователей: Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф., Тульчинский Г.Л., Никитина Л.М., Кузнецов В.И., Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А., Дафт Р., Бакли С., Крейн А., Маттен Д. и другие.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений необходимо дополняющих основной текст.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию корпоративной социальной ответственности и как следствие по повышению социально-экономического благополучия общества. В работе показано как зависит благосостояние общества от деятельности, таких социально ответственных компаний, как ПАО «Газпром». От того как компании будут вести свою деятельность, на сколько они будут лояльны к работникам и обществу в целом, а так же от их отношения к экологическому вопросу зависит степень развития благополучия общества. Все эти вопросы и проблемы раскрыты в работе и найдены способы их решения.
Практическая значимость работы заключается так же в возможности использовать положения и выводы, содержащиеся в ней, для более глубокого осмысления проблем и перспектив социальной ответственности при внедрении принципов корпоративной социальной ответственности в российских компаниях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог, следует отметить, что в связи с широким распространением концепции КСО возникла необходимость разработки и применения систем оценки и стандартизации этого процесса на предприятиях. Эффективным инструментом в этом процессе выступила социальная (нефинансовая) отчетность, представляющая собой доступное, достоверное сбалансированное и связанное описание основных видов деятельности компании и результатов достижений, связанных с ценностями, целями, политикой устойчивого развития по вопросам, представляющим наибольший интерес ключевых заинтересованных сторон.
На сегодняшний день в России существует версия базовых индикаторов корпоративной социальной ответственности, разработанная российским союзом промышленников и предпринимателей, максимально приближена к зарубежному аналогу - Стандарту глобальной инициативы по отчетности (GRI). Она называется интегрированной системой менеджмента и соответствует международным стандартам OHSAS 18001, ISO 14001 и ISO 9001 и охватывает как вопросы экологической безопасности, так и вопросы охраны труда и промышленной безопасности.
Следует отметить стремление региональных компаний реализовывать принципы КСО в своей деятельности, о чем свидетельствуют местные социальные рейтинги и выпуски нефинансовых отчетов по российским стандартам. В целом процесс отчетности по КСО в России находиться на этапе развития. Не смотря на то, что в 2015 году наблюдался спад количества компаний, выпускающих нефинансовые отчеты в связи с экономической обстановкой в мире .
Рассмотрев в работе международную нормативно-правовую базу КСО, следует отметить, крупные компании используют сегодня не один стандарт для
оценки социальных аспектов для своей отёчности, а, как правило, несколько. Все стандарты чем-то похожи друг от друга, но в то же время имеют отличия. Так же компании, ведущие свой бизнес согласно правилам КСО, вправе решать вести свою деятельность согласно данным стандартам или нет т.к. все они носят пока лишь добровольный характер. Однако некоторые компании признают, что ряд международных стандартов трудно применить, и они не всегда соответствуют национальным стандартам финансовой и статистической отчетности.
Как было сказано уже в работе, оценка благосостояния представляет собой сложный и довольно трудный процесс. Все рассмотренные показатели используются для анализа уровня и качества жизни в стране, именуемом «благосостоянием» общества. Уровень благосостояния можно измерить, в отличие от уровня благополучия. Мы только можем предположить, что, чем выше уровень благосостояния общества, тем оно благополучнее во всех сферах.
ПАО «Газпром» ведет свою деятельность согласно международным стандартам, что касается работников. Компания соблюдает международные стандарты по вопросам заработной платы, продолжительности рабочего дня и условий труда, вознаграждения трудящихся за труд, социального страхования, предоставления оплачиваемого отпуска, охраны труда и прочие. ПАО «Г азпром» - крупнейшая интегрированная нефтегазоносная компания в России - не только активно развивает свой бизнес, но так же стремится быть социально ответственной корпорацией. Компания одна из первых в нашей стране выпустила отчет в области устойчивого развития, разработанного по международной системе отчетности GRI, а так же опубликовала отчет, где представлен обзор корпоративных социальные программ компании.



1. Аверин А.В. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. М: Приор., 2008. С. 132-145
2. Александрова Е.С. К проблеме измерения уровня благосостояния // Омский научный вестник. 2009. № 5. С. 48-56
3. Барангов, А.Б. Особенности взаимодействия государственных и предпринимательских структур в системе социально-экономического развития региона / Автореф. дисс. канд. эконом. наук. Ставрополь. 2006. С. 6-12
4. Благов Ю.Е. Концепция КСО и стратегическое управление //
Российский журнал менеджмента. 2014. № 5. С. 11-17. Статьи из
периодических и продолжающихся изданий.
5. Братющенко, С.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и эффективной социальной политики // Регион: экономика и социология. 2007. №4. С. 87-109
6. Воробьёва Д. «Социальная ответственность бизнеса в России» [электронный ресурс] / Интернет-портал «Социальная реклама» URL: http://www.socreklama.ru/sr_article.php?arti_id=255 (дата обращения 20.02.2015)
7. Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом. Учебное пособие Казань: Казанский государственный университет,
2013. С. 67-74
8. Годовой отчет ПАО «Газпром» «Сила в развитии» за 2014 год [электронный ресурс] URL: http://www.gazprom.ru/f7posts/05/298369/gazprom- annual-report-2014-ru.pdf (дата обращения 2.02.2016)
9. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / Сиваева Т.С., Ивченко С.В. / Под ред. Либоракиной М.И. М.: Фонд «Институт экономики города»., 2003. С. 25-36
10. Госкомпании избегают социальной ответственности [электронный ресурс] / статья из газеты «Коммерсант» от 28 октября 2014г. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2599488 (дата обращения 8.10.2015)
11. Гришина Т.В. Социальная ответственность бизнеса:
международные стандарты и российская специфика на современно этапе // Труд и социальные отношения. 2010. №8. С. 45-51
12. Деревянченко А.А. Формирование корпоративной социальной ответственности в современной России. М.: Социальные отношения, 2004. C. 55-62
13. Добрынин А.И. Экономическая теория. Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика / Под ред. А.И. Добрынина - М.: Питер, 2000. С. 345-369
14. Домнина С.В. Возможности оценки благосостояния населения региона // Вестник СГУ.2012. № 2. С. 14-18
15. Егорова В.К., Волгин Н.А. «Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы» (уч. пособие), 2-e изд. М., 2002. С. 54-70
16. Завьялова Н.Г. Десять вопросов о социальной ответственности крупного бизнеса // Акционерное общество в России. Сентябрь 2010. №5 (12). С. 10-15. Статьи из периодических и продолжающихся изданий.
17. Зарубежный опыт развития корпоративной социальной ответственности [электронный ресурс] / Электронный журнал «КСО своими руками» URL: http://www.csrjoumal.com/lib/networkoverview/478-zarubezhnyjj- opyt-razvitija-orporativmjj.html (дата обращения 20.10.2015)
18. Исследование отчетности российских компаний в сфере КСО и устойчивого развития [электронный ресурс] / Текущее состояние и доминирующие тренды (2015г.) URL: http://em-co.ru/novosti/research/otchet2015 (дата обращения 20.11.2015)
19. Камзабаева М.С. Стратегия социальной ответственности компании в рыночной экономике / М. С. Камзабаева. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004. С. 10-38.
20. Кодекс корпоративного поведения [электронный ресурс] / Официальный сайт ФКЦБ РФ. URL: http://www.fcsm.ru/dfsfr.asp?ob_no=3608 (дата обращения 02.12.2015)
21. Козлова В.А. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности зарубежных странах и России / В. Иванова // Человек и труд. 2013. № 5. С. 32-43.
22. Корнейчук Б.Е. Созидательное благосостояние как целевой фактор // Экономист, 2012. № 5. С. 34-42. Статьи из периодических и продолжающихся изданий.
23. Корпоративная ответственность в понимании разных категорий населения: менеджеров, потребителей, чиновников [электронный ресурс] / URL: http://www.amr.ru/research/brief/detail.php7ID = 3206 (дата обращения
20.11.2015)
24. Корпоративная социальная ответственность [электронный ресурс] / Программа развития ООН URL: http://un.by/ru/undp/gcompact/res/csr.html (дата обращения 13.11.2015)
25. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, лидеры общественного мнения и эксперты оценивают социальную роль бизнеса в России. / Под ред.: С.Е.Литовченко, М.И.Корсакова. - М.: Ассоциация менеджеров, 2003. С. 5-48. Статьи из периодических и продолжающихся изданий.
26. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность/ С. Ф. Гончаров. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 2007. С. 5-48.
27. Лебедева Н.Н. Благосостояние, его факторы, показатели оценки // Известия ВГТУ.2012. № 6. С. 25-31
28. Литовченко С.Е. КСО: общественные ожидания / Под ред. С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2004. С. 72
29. Меморандум об основных принципах КСО [электронный ресурс] Комитет Ассоциации менеджеров по корпоративной ответственности URL: http://www.amr.ru/storage/committee/121106.pdf (дата обращения 02.03.2015)
30. Национальные проекты и социальная ответственность бизнеса [электронный ресурс] URL: http://viperson.ru/wind.php7LD = 272549&soch = 1 (дата обращения 20.10.2015)
31. О «Газпроме» [электронный ресурс] / Официальный сайт ПАО «Газпром» URL: http://www.gazprom.ru/ (дата обращения 23.03.2015)
32. О принципах корпоративной социальной ответственности / Меморандум. М.: Ассоциация менеджеров, 2008. С. 17. Статьи из периодических и продолжающихся изданий.
33. Перекрестов Г.Д. Подходы к определению и ступеням реализации корпоративной социальной ответственности // Креативная экономика. 2011. №10. С. 156-171
34. Перекрестов Д.Г. Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики. М.: Академия естествознания, 2013. С. 65-77
35. Перспективы развития корпоративной социальной политики в России // Современная экономика. 2012. №11 (12). С. 95-97.
36. Пронин А.К. Экономическое благосостояние общества: региональный аспект // Общество и экономика, 2012. №4. С. 29-38. Статьи из периодических и продолжающихся изданий.
37. Пять шагов на пути к социальной устойчивости компании. Рекомендации по оценке деятельности и подготовке нефинансовых отчетов. М.: РСПП, 2011. С. 55. Статьи из периодических и продолжающихся изданий.
38. Раскрытие информации ПАО «Газпром» [электронный ресурс] / URL: http://www.gazprom.ru/investors/disclosure/reports/2014/ (дата обращения
17.01.2016)
39. Розенков, Д.А. Управление развитием отношений бизнеса, общества и государства в современной экономической системе // Автореферат дисс. док. эконом. наук. М., 2011. С. 46-49
40. Российские компании измерили по рейтингу социальной ответственности [электронный ресурс] / Экспертно-аналитический портал «GT
Market» URL: http://gtmarket.ru/news/corporate/2007/12/17/1533 (дата обращения
20.02.2015)
41. Сальников О.В. Социальная ответственность компаний [электронный ресурс] URL: http://nbene.narod.ru/econom/feconom4.htm (дата обращения 20.11.2015)
42. Сила в развитии [электронный ресурс] / Годовой отчет ПАО
«Газпром» за 2014 год. Официальный сайт ПАО «Газпром» URL: http://www.gazprom. ru/investors/disclosure/reports/2014/ (дата обращения
23.09.2015)
43. Социализация бизнеса большого города [электронный ресурс] URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/8376 (дата обращения
20.11.2015)
44. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка/ Под. ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корскова. М., 2009. С. 46.
45. Социальная ответственность ПАО «Газпром» [электронный ресурс] / Помощь делами URL: http://www.gazprom.ru/social/ (дата обращения
13.03.2015)
46. Социальная ответственность ПАО «Газпром» [электронный ресурс] / URL: http://www.gazprom.ru/nature/environmental-protection/#land (дата обращения 17.01.2016)
47. Социальная хартия российского бизнеса [электронный ресурс] / РСПП, 2004. URL: http://www.csr-rspp.ru/social/hartiya.html (дата обращения
17.11.2015)
48. Социальная хартия российского бизнеса [электронный ресурс] Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) URL: http://www.rspp.ru/images/SocCharter_A5.pdf (дата обращения 20.04.2015)
49. Справочник по управлению персоналом [электронный ресурс] / Политика корпоративной социальной ответственности: пути реализации № 4. 2010. URL: http://annabocharova.ru/articles/artide2FromPdf.php (дата обращения
23.03.2016)
50. Трофимова Ю.В. Институты взаимодействия органов власти и бизнеса на местном уровне в современной российской экономике / Автореф. дисс. канд. эконом.наук. Кемерово, 2009. С. 17-22
51. Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность/ СПб.: «Справочники Петербурга», 2006. С. 99-107
52. Фомина Е.В. Социально-ответственный бизнес в региональных экономических системах / Автореферат дис. канд. эконом. наук. Волгоград, 2006. С. 19-24
53. Чиркизова Е.Н. Направления социального бизнеса на примере зарубежных компаний // Российский журнал менеджмента. 2010. № 3. С. 35-39. Статьи из периодических и продолжающихся изданий.
54. Чистое экономическое благосостояние [электронный ресурс] / Проблемы оценки чистого экономического благосостояния URL: http://economicportal.ru/ponyatiya-all/chistoe-ekonomicheskoe-blagosostoyanie.html (дата обращения 17.05.2015)
55. Шихвердиев А. Параметры социальной ответственности бизнеса в системе эффективного корпоративного управления // Проблемы теории и практики управления. 2009. №9. С. 101-111
56. Шлихтер А.А. КСО современного бизнеса и механизмы ее реализации (на примере США) // Труд за рубежом. 2009. №1. С. 100-121


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ