Введение 2
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 5
1.1. Координация как физическое качество 5
1.2. Средства и методы формирования координационных способностей 9
1.3. Методика развития координационных способностей на занятиях
танцами 13
1.4. Возможности использования игрового метода в процессе развития координационных способностей 21
Глава 2. Организация и методы исследования 31
2.1. Методы исследования 31
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 37
Заключение 47
Список используемой литературы 49
На современном этапе развития общества большой популярностью у людей всех возрастов во всем мире пользуются спортивные танцы. В ходе проведения соревнований по спортивным танцам испытывают серьезную физическую нагрузку, что ведет к необходимости осуществлять техническую и физическую подготовку спортсменов.
Союзом танцевального спорта России проводится ряд соревнований по спортивным танцам, в число которых входят первенства по спортивным танцам, чемпионаты России, кубки России. Также организуются Всероссийские соревнования и этапы серии Гран-при. Основными возрастными категориями, в которых предполагается выступление танцевальных дуэтов, являются: группа мальчиков и девочек 7-9 лет, 10-11 лет, юношей и девушек 12-13 лет, 14-15 лет, юниоров и юниорок 16-18 лет, 19-20 лет, мужчин и женщин, возраст которых 19 лет и старше.
В процессе осуществления двигательной деятельности важным является развитие двигательной координации. Уровень двигательной координации является показателем, характеризующим двигательную подготовленность человека. В процессе развития двигательной координации решается комплекс задач, направленных физическое, интеллектуальное, эстетическое развитие.
В России работают многие клубы и кружки спортивного танца, и поэтому актуальной является проблема обеспечение их необходимой учебно-методической литературой.
Необходимы разработки методики подготовки и развития координации у девушек в возрасте 15-16 лет на занятиях спортивными танцами.
Среди всего многообразия способов и методов учебно-воспитательного процесса по физической культуре самым эффективным является игровой метод.
С помощью игрового метода можно развивать все физические качества, а также привить интерес к спорту и физической культуре.
Несмотря на значительный интерес исследователей к данной проблеме, в литературных источниках недостаточно раскрывается проблема развития координации у девушек в возрасте 15-15 на занятии танцами посредством игрового метода и особенностей планирования тренировочного процесса девушек, занимающихся спортивными танцами. Поэтому я считаю, что данная проблема является актуальной и требует более детального изучения.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс по развитию координации у девушек в возрасте 15-16 лет на занятии танцами.
Предметом исследования является средства и методы развития координации у девушек в возрасте 15-16 на занятии танцами посредством игрового метода.
Цель исследования- провести анализ эффективности применения игрового метода на занятиях спортивными танцами.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Организовать и провести исследование развития координационных способностей у девушек в возрасте 15-16 лет на занятии танцами.
3. Экспериментально доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленных развития координации у девушек в возрасте 15-16 на занятии танцами.
Структура работы - введение, 2 главы, заключение, список литературы.
Анализ литературных источников и имеющихся данных по теме нашей работы показал, что одним из важнейших условий на занятиях с юными спортсменами являетсясочетаниеобщейфизическойподготовкииразвитияотдельныхфизичес ких качеств. Большее детальное внимание по сравнению с другими двигательными качествами уделяется развитию координационных способностей и гибкости поскольку эти качества имеют решающее значение в достижении будущих высоких спортивных результатов в спортивных танцах; благодаря целенаправленному развития координационных способностей облегчается выполнение всех упражнений. Вовремя целенаправленного развития и совершенствования координации дети значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями.
Внедрение разработанной методики в тренировочный процесс юных спортсменок дало положительный эффект: позволило значительно улучшить результаты проявления координационных способностей и других физических способностей. Исследованиями подтверждена эффективность предложенной методики развития координации в процессе проведения учебно-тренировочных занятий с юными девушками, которые занимаются спортивными танцами.
Результаты показателей развития гибкости и координационных способностей спортсменок экспериментальной группы полученные в ходе исследования выявили следующее: -в тесте стойка на 1 ноге, прирост показателей составил 16,7%; -в тесте повороты на гимнастической скамье показатели выросли на 4,4%; -в тесте опускание палки на реакцию (с), показатели улучшились на 4,44%; -в тесте челночный бег (с), рост в показателях произошел на 9,2% (р<0,05);-в тесте «упор присев-упор лежа» (кол-во), показатели улучшились на 17,4% (р<0,05);-в тесте «бросок мяча в цель», показатели улучшились на 12,8% (р<0,05);-в тесте из и.п.- лежа на спине на один свисток преподавателя испытуемый выполняет перекат прямым телом влево; на два свистка - вправо; на три свистка принимает положение упор присев., рост показателей произошло на 5,2% (р<0,05).
Результаты показателей спортсменок контрольной группы также показали положительные изменения, но по сравнению с показателями спортсменок экспериментальной группы они не значительны. Использование комплекса упражнений на совершенствование координационных способностей юных спортсменок способствовало увеличению эластичности мышц, повысило прочность мышечного аппарата.
Так разработанная методика применения хореографических упражнений, способствует развитию координационных способностей, гибкости и воздействует на развитие всех физических качеств юных спортсменок, на формирование культуры движения, приобщает к искусству танца, музыки, вооружает необходимыми умениями и навыками.
1. Алексеев А. В. Психагогика - Ростов на Дону :Енике, 2004. - 165 с.
2. Амелин А. Н. Настольный теннис: учеб.пособ. - М. : Физкультура и спорт, 1985.- 32 с.
3. Апанасенко Г. А. Здоровье - М. : Физическая культура и спорт,2002.- 62 с.
4. Ашмарин Б. А. Научные исследования в физическом воспитании и спроте - М. :Физкультуа и спорт, 1998. - 386 с.
5. Байгулов Ю. П. Настольный теннис: вчера, сегодня, - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 16 с.
6. Барчукова Г. В. Теория и методика настольного тенниса - М. : Академия, 2006. - 271 с.
7. Барчукова Г. В. Настольный теннис М.: Физкультура и спорт, 2002. - 186 с.
8. Бернштейн А. Б. О ловкости и ее развитии- М.: Физкультура и спорт, 1991. - 207 с.
9. Берцик З. Г. Годовая подготовка. Настольный теннис - М. : Физкультура и спорт, 2002. - 94 с.
10. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
11. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие - М.: Академия, 2001. - 428 с.
12. Иванов В. С. Теннис на столе - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 184 с.
13. Использование технических средств в учебно-тренировочном процессе по настольному теннису: методические рекомендации - Минск, 2001. - 196 с.
14. Копелян Л. Формирование двигательных навыков и проведение эффективного тренировочного процесса в обучении занимающихся настольным теннисом - М.: Педагогика, 2001. = 84 с.
15. Культиясов Ю. К. Настольный теннис - Минск: Беларусь, 2001. - 88 с.
16. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры - М.: Советский спорт, 2007. - 464с.
17. Лях В. И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста - М.: Терра - Спорт, 1990. - 43 с.
18. Марков В. Особенности тренировки. Настольный теннис - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 246 с.
19. Марков В. Китай всегда учился у Европы. Настольный теннис - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 64 с.
20. Матвеев Л. П. Теория и методика спорта - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 416 с.
21. Настольный теннис: учебная программа / ЦюЧжунхуэй. - М. : Физкультура и спорт, 1999. - 126 с.
22. Настольный теннис: учебная программа для ДЮСШ. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 242 с.
23. Основы физиологии человека, под ред. Агаджаняна Н.А., Изд. 2¬е, Москва, РУДН, 2001. С.408.
24. Осипов К. У. Настольный теннис для дошкольника - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 122 с.
25. Осокина Н. В. Физическое воспитание старшего дошкольника - М.: Педагогика, 2002. - с. 84 с.
26. Петров П. К. Курсовык и выпускные работы по физическому воспитанию и спорту: методическое пособие - М.: Физкультура и спорт,2003.- 486 с.
27. Петровский В. В. Организация тренировки - Киев: Здоровье, 2001. - 126 с.
28. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте - Киев: Олимпийская литература, 2002 - 134 с.
29. Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 495 с.
30. Рекомендации и советы тренеров, воспитавших классных игроков. Настольный теннис: методические рекомендации. - М.: Педагогика, 1999. - 282 с.
31. Семенов Л. А. Спортивный отбор и прогнозирование в спорте - М.: Советский спорт, 2005. - 328 с.
32. Семенов В. С. Физическая культура в спорте - М.: Физическая культура и спорт, 1994. - 171 с.
33. Серова Л. К. Умей владеть ракеткой - М.: Педагогика, 2001. - 84 с.
34. Сидорова Т. Как развивать физические качества у младших школьников: методическое пособие - М.: Педагогика, 2000. - 64 с.
35. Смиронов В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студентов - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 438 с.
36. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - М.: Спорт Пресс, 2001. - 480 с.
37. Тихвинский С.Б. Здоровье спортсменов - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 171 с.
38. Унестоль Л. Э. Теория и практика физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 57 с.
39. Ушинский В. Г. Метод БКМ в настольном теннисе - М.: физкультура и спорт, 1999. - 84 с.
40. Управление физкультурным движением / Учебник для институтов физической культуры. Под об. ред. В.В. Ивонина и К.А. Кулинковича. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 287 с.
41. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие - М.: Академия, 2000. - 484 с.