Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ФИЗИКЕ

Работа №95407

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физика

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РЕШЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 7
1.1. Информационная грамотность как средство повышения образовательных достижений обучающихся на уроках физики в основной школе 8
1.2. Типология физических задач, их назначение. Графические
задачи 12
1.3. Роль процесса решения физических задач в развитии
подростков 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
ПО КУРСУ ФИЗИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 22
2.1. Методы решения графических задач и проблемы их
освоения обучающимися 7-9 классов 22
2.2. Подбор задач на основе графического представления
информации и методика их использования в учебном процессе 29
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 38
3.1. Общие сведения об ОПР 38
3.2. Этапы ОПР и итоги исследования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Модернизация российского образования ставит перед педагогами средней образовательных учреждений задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов обучения. Система образования сегодня отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Федеральный государственный стандарт (ФГОС) указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Огромный багаж знаний, которым человек пользуется в течение всей своей жизни, закладывается во время обучения в школе. Именно в ней обучающиеся начинают понимать, к каким наукам у них есть способности, какие виды деятельности предпочтительны с учетом собственных склонностей и интересов, ориентированных в направлениях будущей профессиональной деятельности. Жизнь на каждом этапе развития личности ставит перед человеком различные задачи, которые он должен решить для достижения успеха.
Физика - наука, изучающая явления и процессы в неживой природе не только на качественном, но и количественном уровне, то есть закономерности между физическими величинами, их характеризующими. Поэтому решение физических задач играет важную роль в обучении и на уроках физики им отведена немалая часть времени.
Физические задачи - важное средство овладения курсом физики, так как в процессе их решения учащиеся получают опыт применения полученных знаний на практике, у них формируется умение анализировать различные явления, события, осуществлять отбор наилучших методов и приемов для поиска неизвестного, развивается физическое и логическое мышление и другие способности .
Графические задачи занимают особое место в школьном курсе физики. Это связано с тем, что решение таких задач развивает все операции мышления учащегося: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение,
конкретизацию. По умению работать с информацией в графическом виде, решать различные прямые и обратные графические задачи можно судить об уровне развития абстрактного и логического мышления учащегося.
При обучении физике работе с графиками уделяется значительное внимание, так как графический способ представления информации очень нагляден и емок по содержанию. Владение различными способами представления информации является важной характеристикой любой современной специальности. Доказательством служат международные исследования информационной грамотности обучающихся различных стран, такие как TISS, PISA.
Впервые PISA провели в 2000 году, с тех пор оно проводится каждые три года. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. А всего с 2000 по 2015 год в PISA участвовали от 32 до 74 стран мира.
Исследование PISA позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года. По результатам теста становится понятно, в каком направлении нужно развивать российское образование, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ.
К сожалению, результаты российских школьников в этом исследовании далеки от первых мест — за всё время Россия ни разу не вошла даже в двадцатку стран по трём показателям. А в последнем тестировании PISA-2015 в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72 [11].
В 2015 году сохранились положительные тенденции в результатах российских учащихся 15-летнего возраста по всем направлениям функциональной грамотности.
В 2015 году по сравнению с предыдущим циклом исследования 2012 года повысились средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста:
• по математической грамотности на 12 баллов (с 482 до 494 баллов);
• по читательской грамотности на 20 баллов (с 475 до 495 баллов).
Результаты российских учащихся по естественнонаучной грамотности практически не изменились [32].
Например, в задании на проверку математической грамотности требуется воспринять новую информацию — описание представленной реальной ситуации — и интерпретировать её графическую модель, чтобы прийти к верному решению.
Графический метод решения задач позволяет определить степень самостоятельности постановки и решения проблемы учащимися. С помощью графических задач создаются проблемные ситуации, а этим активизируется мыслительная деятельность школьников. Необычная постановка вопроса в таких задачах и последующее обсуждение результатов вызывают заинтересованность учащихся.
Цель исследования: разработать методику формирования и развития информационной грамотности обучающихся при использовании графических задач на уроках физики .
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физике.
Предмет исследования: информационная грамотность учащихся.
Гипотеза исследования: если обучение решению графических задач осуществлять по предложенной методике, то это должно повысить информационную грамотность школьников и, как следствие, привести к достижению ими необходимых образовательных результатов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами поставлены следующие задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу и выделить из нее виды грамотности как средство повышения образовательных результатов;
2) рассмотреть классификации задач по физике и их назначение (особое внимание уделить графическим задачам);
3) изучить роль решения физических задач для развития обучающихся 7-9 классов;
4) разобраться в графическом методе решения физических задач;
5) предложить учащимся комплекс задач, решаемых графическим методом, во время прохождения педагогической практики, и обобщить результаты опытно-поисковой работы.
При выполнении исследования использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы по данной теме, сравнение, анализ и синтез, обработка материала о графическом методе решения задач .
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введение обоснована актуальность данной темы, сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования (будем дополнять по ходу написания дипломной работы). Заключение содержит вывод о результатах подтверждения гипотезы, о выполнении задач и достижении поставленной в исследовании цели.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день обучение в образовательных учреждения основано на Федеральном государственном стандарте (ФГОС), указывающим реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. А ведь именно в нем введено понятие образовательного результата.
Физика, относится к категории самых сложных учебных предметов. Перед педагогом ставится основная задача - пробудить интерес к предмету, показать практическую значимость. Для того чтобы дети не испугались трудностей освоения предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.
При обучении физике используются различные методы, благодаря которым школьники усваивают учебный материал. Решение задач и является одним из основных методов обучения физики.
В связи с методом формулировки условия выделяют текстовые, экспе­риментальные, графические задачи и задачи-рисунки. Из названия этих типов задач следует, что при решении вычислительных задач производятся расчеты; при решении экспериментальных задач используют физический опыт; при решении графических задач используются рисунки, фотографии, чертежи, графики, схемы и другие графические объекты, визуально отображающие информацию.
Школьники испытывают трудности переноса знаний по графикам разных функций из математики при изучении физики, учета отличий физических закономерностей от математических при решении графических задач. Графики позволяют более наглядно представить информацию в разных областях знаний, способствуют развитию информационной грамотности ученика.
Большинство руководств по методике физики посвящено разработке методики и техники школьного физического эксперимента, поскольку основным методом в физической науке и школьной физике является экспериментальный метод. Однако, наряду с этим использованием других методов и приемов изложения, в частности, графического метода, является также необходимым условием для осмысленного усвоения учащимися основ физики.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами была поставлена цель, разработать методику формирования и развития информационной грамотности обучающихся при использовании графических задач на уроках физики.
В результате нами были рассмотрены виды грамотности как средство повышения образовательных результатов. Выделяют функциональную, естественнонаучную, математическую, читательскую и информационную грамотности.
Мы обратили внимание на классификацию задач и их назначение, где особое внимание уделили графическим задачам.
Безусловно, наиболее проблемный аспект работы педагога заключается в организации занятий с подростками, где нужно будет решать графические задачи, которые требуют не только знаний из физики. В связи с этим, нами выделен ряд особенностей физиологического и психологического плана, которые необходимо учитывать при организации таких занятий.
На примере решения задач графическим методом мы смогли отследить у учащихся их умение читать графики и максимально точно считывать с них информацию, тем самым отследить их уровень информационной грамотности.
В процессе исследования была проведена опытно-поисковая работа на базе СОШ № 168 г. Екатеринбурга по проверке эффективности достижения образовательных результатов обучающимися на уроках физики, их уровня информационной грамотности. Нами проводились занятия, на которых 49
решались задачи с графическим содержанием. Результатом является то, что учащимися использовались знания из математики; также мы смогли выявить, какие трудности возникают у учащихся при решении графических задач и почему.
В результате беседы с учителем мы сделали вывод о том, что он старается использовать графические задачи на практических занятиях, дает их детям при выполнении домашнего задания, но всегда это удается, да и у учащихся возникают трудности при чтении графиков, а значит и при решении подобных задач. Существующие учебные пособия по физике для средней школы все же бедны графическими упражнениями и задачами, а в некоторых руководствах они почти отсутствуют, а ведь их поиск и составление будет отнимать время у учителя.
Но все же, когда мы провели подобное занятие, сделали подборку задач с графическим содержанием, нам удалось определить уровень информационной грамотности у учащихся, их знания по предмету.
Для диагностики была проведена контрольная работа на тему «Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление проводников».
Наше исследование показало, что решение графических задач - это эффективный метод повышения образовательных результатов учащихся, их уровня информационной грамотности, интересный метод проведения занятия с применением знаний, умений, полученных учащимися на уроках математики.
Собеседование с группой учащихся позволило совместно сделать вывод о том, что графические задачи встречаются практически в каждом разделе физики, и то, что умение считывать информацию с графиков дает нам возможность правильно их решать.
Таким образом, если на уроках физики при решении задач давать детям задачи с графическим содержанием, можно будет отслеживать их уровень информационной грамотности, наблюдать за их образовательными достижениями, помогать находить причины возникающих трудностей и преодолевать их.


1. Алгоритм решения задач по кинематике [Электронный ресурс], - http:// kiseral.edurm.ru - статья в интернете. (Дата обращения: 14.02.2019).
2. Алгоритм решения задач по физике [Электронный ресурс], - http://pandia.ru - статья в интернете. (Дата обращения: 14.02.2019).
3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое
понимание развития человека/ А.Г. Асмолов. - М., 2007.
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. — М., 2002
5. Генденштейн Л.Э. Решение ключевых задач по физике для основной школы 7-9 классов/ Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирих, И.М. Гельфгат. - М.; 2013. - 208 с.
6. Горячев А.В. О понятии «информационная грамотность»: Информатика и образование, 2001. - 11 с.
7. Графическая модель решения задач [Электронный ресурс], - https://infourok.ru/nou-referatgraficheskaya-model-resheniya-algebraicheskih- zadach-2069046.html - статья в интернете. (Дата обращения: 18.01.2019).
8. Графический метод решения задач в курсе физики 7-8 классов - [Электронный ресурс], - https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe tvor-hestvo/2017/12/07/nauchno-issledovatelskaya-rabota-po-fizike - статья в интернете. (Дата обращения: 19.12.2018).
9. Жилко В.В. Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся по физике [Электронный ресурс], - http://studbooks.net - статья в интернете. (Дата обращения: 18.12.2018).
10. Задача о поезде [Электронный ресурс], - http://www.soloby. ru/81283 - статья в интернете. (Дата обращения: 23.02.2019).
11. Исследования PIRLS, TIMSS, PISA: что это за исследования, в которых участвуют школьники России [Электронный ресурс], - https://mel.fm /issledovaniye/9058732-all_test - статья в интернете. (Дата обращения: 14.11.2018).
12. Каменецкий С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе: пособие для учителей/ С.Е. Каменецкий, В.П. Орехов. - М.:
Просвещение, 1971. - 170 с.
13. Кудрявцев Ю.Н. Методические пособия для учителей физики по методике решения физических задач [Электронный ресурс], - www.novsu.ru - статья в интернете. (Дата обращения: 14.03.2019).
14. Кульмина Н.В. Психология производства и воспитания. - Л., 1987, - 212 с.
15. Л.И. Резников. Графические упражнения и задачи по физике. Пособие для учителей. Изд-во: Академия педнаук РСФСР, 1948. - 12 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ