ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 7
1.1. Самостоятельная работа учащихся 7
1.1.1. Требования ФГОС к самостоятельной работе учащихся 7
1.1.2. Сущность самостоятельной работы учащегося 8
1.1.3. Виды самостоятельной работы 11
1.2. Современные языки программирования и требования к выбору языка. 17
1.2.1. Требования ФГОС к языку программирования 17
1.2.2. Авторские методики по изучению программирования в школьном
курсе информатики 18
1.2.3. Современные языки программирования и требования к выбору
языка 23
1.3. Самостоятельная работа учащихся в обучении информатике 28
1.3.1. Авторские методики организации самостоятельной работы
учащихся 28
1.3.2. Анализ способов организации самостоятельной работы учащихся
при изучении алгоритмизации и программирования 30
1.3.3. Анализ средств по организации самостоятельной работы в рамках
изучения алгоритмизации и программирования 33
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ 37
2.1. Самостоятельная работа учащихся при обучении программированию на
современном языке 37
2.1.1. Планирование самостоятельной работы 37
2.1.2. Подбор заданий для самостоятельной работы 39
2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
учащихся при обучении программированию с использованием онлайн платформы 46
2.2.1. Создание и редактирование курса и его содержания 46
2.2.2. Создание задания по программированию 50
2.3. Апробация 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Реферат
Омарова Г.Р. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ЯЗЫКЕ PYTHON, выпускная
квалификационная работа: стр. 70, рис. 14, табл. 3, библ. 37 назв.
Ключевые слова: методика обучения, языки программирования, Python, самостоятельная работа, базовый курс информатики, алгоритмизация и программирование.
Объект исследования: процесс обучения программированию с
использованием современных языков программирования в базовом курсе информатики.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся в средней школе при обучении программированию с использованием современных языков программирования.
Работа посвящена разработке методики организации самостоятельной работы учащихся при изучении алгоритмизации и программирования с использованием современных языков программирования в базовом курсе информатики. Обсуждаются результаты сравнительного анализа языков программирования и различных УМК по информатике. Рассматриваются средства и способы организации самостоятельной работы учащихся. Кратко описываются основные характеристики онлайн-платформы Stepic и исследуются возможности их применения при организации самостоятельной работы про изучении языка программирования Python. Представлены методические рекомендации для учителя по организации курса для самостоятельной работы учащихся при изучении алгоритмизации и программирования.
Информационные технологии - неотъемлемая часть современного общества. Сложно придумать пример современной профессии, в которой не пригодилось бы умение работать с компьютером. Даже если профессия не вязана с IT технологиями, умение работать в специализированных программах или пользоваться хотя бы основными офисными приложениями необходимо и врачам, и учителям, и инженерам.
В ряде профессий нелишним является и навык программирования: это облегчает понимание работы системы и дает возможности повысить за счет этого производительность. Многие современные специализированные программы включают в себя элементы программирования. Даже стандартный пакет офисных программ, с которым знакомится каждый школьник и которым пользуется практически каждый человек, взаимодействующий с компьютерами, при использовании программирования можно значительно расширить возможности программы и области ее применения.
Программирование является важным элементом в образовании современных школьников, так как в первую очередь развивает алгоритмическое мышление, умение планировать свою деятельность, разбивать сложные задачи на более простые подзадачи и т.д. Крайне важно при изучении данной темы использовать современные языки программирования для повышения мотивации учащихся к изучению программирования и повышения актуальности полученных знаний. К сожалению, в современном курсе информатики на алгоритмизацию и программирование отводится недостаточно часов для более качественного изучения даже одного языка программирования и его средств, поэтому часть работы учащимся необходимо проделывать самостоятельно. По-нашему мнению, у учащихся 8-9 классов уровень навыка самостоятельной работы не соответствует необходимому, поэтому учителю нужно грамотно организовать самостоятельную работу учащихся, дать им возможность развития самостоятельности в их учебной и познавательной деятельности.
В вопросе организации самостоятельной работы учащихся в рамках изучения программирования нет конкретных педагогических технологий, соответствующих действующему федеральному образовательному стандарту. Поэтому организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения программированию с использованием современного языка программирования является актуальной темой для исследования.
Целью данной работы является разработка методических рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся в средней школе при обучении программированию с использованием современных языков программирования.
Объект исследования: процесс обучения программированию с использованием современных языков программирования в базовом курсе информатики.
Предмет: современные средства и технологии для организации
самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении программированию в базовом курсе информатики.
Задачи:
1. Проанализировать нормативные документы основного общего образования на наличие требований к изучаемым языкам программирования и самостоятельной работе учащихся .
2. Провести сравнительный анализ распространенных языков программирования на степень возможности обучения на них.
3. Рассмотреть виды и способы организации самостоятельной работы, провести сравнительный анализ средств для организации самостоятельной работы учащихся.
4. Провести сравнительный анализ авторских учебных программ по информатике и ИКТ.
5. Разработать методические рекомендации по организации
самостоятельной работы учащихся при обучении программированию с использованием одного из современных языков программирования и провести апробацию разработок.
В результате выполнения работы были проанализированы нормативные документы основного общего образования (ФГОС) на наличие требований к изучаемым языкам программирования и авторские учебные программы по информатике и ИКТ. Так же были изучены кодификаторы и спецификаторы основного и единого государственных экзаменов. В результате исследования было обнаружено, что на законодательном уровне выбор изучаемого в школе языка программирования не регламентируется. Однако существуют параметры, которым изучаемый язык должен соответствовать для достижения образовательных целей, установленных федеральным стандартом.
Был проведен сравнительный анализ современных распространенных языков программирования на степень возможности обучения на них (соответствие выдвинутым критериям). В результате анализа наиболее оптимальным вариантом для обучения программированию детей оказался язык программирования Python.
В результате рассмотрения видов и способов организации самостоятельной работы учащихся, а также анализа нормативных документов на наличие требований к организации самостоятельной работы основным способом организации самостоятельной работы при изучении программирования был предложен метод эвристического задания. После анализа средств для организации самостоятельной работы учащихся было предложено организовать самостоятельную работу учащихся с использованием онлайн-платформы Stepik.
Цель работы была достигнута. Были разработаны и апробированы методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся в средней школе при обучении программированию с использованием современных языков программирования. Так же по результатам работы было опубликовано две статьи.
Данная разработка может быть полезна как начинающим учителям информатики, так и опытным учителям, решившим начать преподавание нового языка программирования.
В результате выполнения все задачи были выполнены, цели достигнуты.
1. Developer Survey Results // Stack Overflow URL:
https://insights.stackoverflow.com/survey/2017 (дата обращения: 28.05.2019).
2. proglib // 10 лучших языков программирования для изучения в 2018 году URL: https://proglib.io/p/10-languages-2018/ (дата обращения: 28.05.2019).
3. PYTHON. Задачи на списки // Информатика Эксперт URL:
http://informatikaexpert.ru/python-zadachi-na-spiski/ (дата обращения:
28.05.2019).
4. Pythonic way URL: http://pythonicway.com/ (дата обращения: 28.05.2019).
5. The 9 Most In-Demand Programming Languages of 2017 // Coding DOJO blog
URL: https://www.codingdojo.com/blog/9-most-in-demand-programming-
languages-of-2017 (дата обращения: 28.05.2019).
6. The fifteen most popular languages on GitHub // GitHub URL: https://octoverse.github.com (дата обращения: 28.05.2019).
7. TIOBE Index for May 2018 // TIOBE URL: https://www.tiobe.com/tiobe- index// (дата обращения: 28.05.2019).
8. Абрамян М.Э. 1000 задач по программированию. Часть I Скалярные типы данных, управляющие операторы, процедуры и функции. Ростов-на-Дону: 2004.
9. Бобров А.Н. Проблемы выбора языка программирования в школьном курсе информатики // Молодой ученый. 2015. №24
10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7-9 классы. Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
11. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. М.: Просвещение, 1984. - 64с.
12. Д. Душистов "Решение 50 типовых задач по программированию на языке
Pascal" // URL:
http://msk.edu.ua/ivk/Informatika/Books/Programmirovanie/Dushistov_Reshen ie_50_tip_zadach_na_Pascal/Dushistov_Reshenie_50_tip_zadach_na_Pascal.p df (дата обращения: 28.05.2019).
13. Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ // ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ URL:
https : //dr ive. google. com/file/d/0B 8MkXV dvfYcrZWFV SmZhbW 9DR1U/ view (дата обращения: 28.05.2019).
14. Задачи на списки для освоения языка Python // Nikulux URL: http://nikulux.ru/python-praktika/zadachi-na-spiski-dlya-osvoeniya-yazyka- python/ (дата обращения: 28.05.2019).
15. Задачи по Python // Python 3 для начинающих URL: https://pythonworld.ru/osnovy/tasks.html (дата обращения: 28.05.2019).
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Для вузов. М.: Логос, 2004.
17. Кларин В.М., Джуринский А.Н. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989.
...