ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
....6
1.1. Сущность понятия самостоятельности обучающихся в процессе
обучения 6
1.2. Требования к организации учебного процесса направленного на
развития самостоятельности обучающихся в процессе обучения математике
12
1.3. Использование самостоятельных работ как средство развития
самостоятельности обучающихся в процессе обучения
математике 16
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ 35
2.1. Анализ особенностей познавательной сферы обучающихся в 7-х
классов 35
2.2. Требования к организации самостоятельной деятельности
обучающихся в 7-х классах в процессе обучения
математике
43
2.3. Методические разработки организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения математике в 7-х
классах ..46
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ 67
На современном этапе развития образования России меняются роль и задачи школьного математического образования в связи с переходом общества к рыночной экономике. Выпускник школы должен стать сформированной личностью, способной к самоопределению, самообразованию и самовоспитанию.
Общество и государство представляют социальный заказ на выпускников школ. Которые сформировали у себя ответственное отношение к учению, готовы осознанно выбирать и строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально-значимом труде.
В наши дни федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление следующих личностных характеристик ученика: умение учиться, сознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике, обучение математической самостоятельности.
Современное образование должно обеспечить готовность школьников, будущих выпускников к гармоничному, адаптированному существованию в
современном обществе. Одним из способов этого добиться является самостоятельная работа.
Ведущим принципом построения современной образовательной системы является дифференциация образования, ставшая средством решения задачи удовлетворения интересов, склонностей и потребностей обучающихся, стимулом развития их творческой активности.
Поэтому главным принципом работы учителя математики является организация деятельности школьников, направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности и творческой активности обучающихся.
Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности обучающихся в процессе обучения внесли выдающиеся педагоги: Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев
A. Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др. Эти исследования показали, что одним из эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности обучающихся является самостоятельная работа.
Дрозина В.В. сформулировала основные положения теории и практики организации творческой самостоятельной деятельности обучающихся. Сущность понятия "самостоятельная работа", цели, задачи, дидактические принципы, функции самостоятельной работы, формы и методы ее организации в процессе обучения полно и глубоко проанализированы в исследованиях: Гарунова М.Г., Королькова Б.Е., Нильсона О.А., Орловского
B. Г., Пидкасистого П.И., Цукаря А.Я., Чиканцевой Н.И. и др.
Актуальность данной проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Данная проблема актуальна для современной школы, потому что она ещё не достаточно разработана, не изучена до конца.
Развитие самостоятельности и организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания обучающихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, следовательно, эта проблема актуальна и для общества в целом.
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления обучающихся.
Несмотря на то, что данная проблема глубоко исследована, она требует доработки.
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: развитие самостоятельности обучающихся 7-х классов в процессе обучения математике.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать комплекс мероприятий, направленных на развитие самостоятельности обучающихся 7¬х классов в процессе обучения математике.
В соответствии с заявленной целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить методическую, педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме формирования самостоятельности обучающихся;
2) выявить, охарактеризовать сущность понятия самостоятельности обучающихся;
3) выделить требования к организации учебного процесса, направленного на развитие самостоятельности обучающихся;
4) охарактеризовать виды самостоятельных работ;
5) проанализировать особенности познавательной сферы обучающихся 7¬х классов;
6) выделить требования к организации самостоятельной деятельности обучающихся 7-х классов в процессе обучения математике;
7) разработать комплекс мероприятий, направленных на развитие самостоятельности обучающихся 7-х классов в процессе обучения математике.
Методы исследования: теоретические: анализ, сравнение, обобщение, сопоставление различных точек зрения ученых на исследуемую тему; эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, результаты
практической деятельности, качественный и количественный анализ полученных результатов.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
В процессе рассмотрения темы ВКР выяснилось, что для эффективного развития самостоятельности обучающихся учитель должен уметь
спланировать познавательный процесс обучающегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется выбору учебного материала.
Эффективность развития самостоятельности достигается в процессе выполнения самостоятельной работы. Данная самостоятельная работа должна является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для неё предусматривается специальное время на уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у обучающихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в её выполнении.
В соответствии с поставленной целью были определены несколько задач. Для решения первой и второй задач было рассмотрено понятие самостоятельность: в работе Зимняя А.И. считает, что самостоятельность в работе - это высшая форма учебной деятельности школьника, форма самообразования, связанная с его работой в классе. [4]
Так же проанализирована сущность самостоятельных работ и различные подходы к ее классификации. И сделан вывод, что учителю необходимо побуждать обучащихся к вопросам, ответы на которые они будут находить в самостоятельно получаемых знаниях, способствовать подготовке их к активной работе ума, стремлению получать новые знания.
Следующая задача заключалась в изучении требований к организации учебного процесса, направленного на развитие самостоятельности. Рекомендации по развитию навыков самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем:
1. Общепедагогическая направленность уроков. Особая роль отводится системе самозаданий.
2. Основная методическая установка проводимых занятий.
3. Основной тип занятий - практикум.
4. Проверочные задания обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
5. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
6. Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы.
Для решения следующей задачи была разработана совокупность уроков, направленная на развитие самостоятельности бучающихся на уроках математики.
Делая вывод можно сказать, что:
1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач) при правильной ее организации способствует формированию самостоятельности обучающихся, получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения различных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на
формирование познавательных умений и навыков.
4. С течением времени при систематической организации самостоятельной деятельности на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ обучающие затрачивают значительно меньше времени по сравнению с обучающимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
2. Бабанский Ю.К. Педагогика [Текст]/ М.: Просвещение, 2000. - 251 с.
3. Бад Б.М. - Большая Российская энциклопедия [Текст] / М., ГЭОТАР, 2002. 528 с.
4. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся [Текст] / В.К. Буряк. - М.: Аспект пресс, 2005. - 272 с.
5. Васильева Р.А. Самостоятельная работа учащихся на уроке [Текст] / Р.А.Васильева, Г.Ф.Суворова . - М.,2005. - 133с.
6. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 108 с.
7. Гаврилычева Г.Д. Воспитание самостоятельности [Текст] / М.: АРТС М-2008. - 38 с.
8. Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения [Текст] / Казань, 2008
9. Голант Е.Я. Значение самостоятельной работы школьников [Текст] /Педагогика. 2005. - 137 с.
10. Грищенко И. М. Самостоятельная работа как метод познавательной деятельности на уроках математики [Текст] / М.: Эксмо - 2015- 57 с.
11. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики [Текст] / - М: Просвещение, 2005. - 235 с.
12. Дакацьян У. В. Проверка знаний учащихся по математике [Текст] / - М.: Академия, 2005.- 235 с.
13. Дайри Н.Г. О сущности самостоятельной работы [Текст] / — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. № 5. - с. 7.
14. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения [Текст] / Журнал «Педагогика». - 2008
— № 8. - С. 15.
15. Скаткина М.Н. Дидактика средней школы [Текст]/ М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 2003.- 137 с.
16. Дорофеев Г.В. Математика 7 класс [Текст]: учебник для
общеобразовательных учреждений/ Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин - М.:Просвещение, 2016.- 287с.
...