Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие самостоятельности у обучающихся 7-х классов в процессе обучения математике

Работа №95397

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
....6
1.1. Сущность понятия самостоятельности обучающихся в процессе
обучения 6
1.2. Требования к организации учебного процесса направленного на
развития самостоятельности обучающихся в процессе обучения математике
12
1.3. Использование самостоятельных работ как средство развития
самостоятельности обучающихся в процессе обучения
математике 16
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ 35
2.1. Анализ особенностей познавательной сферы обучающихся в 7-х
классов 35
2.2. Требования к организации самостоятельной деятельности
обучающихся в 7-х классах в процессе обучения
математике
43
2.3. Методические разработки организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения математике в 7-х
классах ..46
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ 67


На современном этапе развития образования России меняются роль и задачи школьного математического образования в связи с переходом общества к рыночной экономике. Выпускник школы должен стать сформированной личностью, способной к самоопределению, самообразованию и самовоспитанию.
Общество и государство представляют социальный заказ на выпускников школ. Которые сформировали у себя ответственное отношение к учению, готовы осознанно выбирать и строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально-значимом труде.
В наши дни федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление следующих личностных характеристик ученика: умение учиться, сознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике, обучение математической самостоятельности.
Современное образование должно обеспечить готовность школьников, будущих выпускников к гармоничному, адаптированному существованию в
современном обществе. Одним из способов этого добиться является самостоятельная работа.
Ведущим принципом построения современной образовательной системы является дифференциация образования, ставшая средством решения задачи удовлетворения интересов, склонностей и потребностей обучающихся, стимулом развития их творческой активности.
Поэтому главным принципом работы учителя математики является организация деятельности школьников, направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности и творческой активности обучающихся.
Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности обучающихся в процессе обучения внесли выдающиеся педагоги: Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев
A. Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др. Эти исследования показали, что одним из эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности обучающихся является самостоятельная работа.
Дрозина В.В. сформулировала основные положения теории и практики организации творческой самостоятельной деятельности обучающихся. Сущность понятия "самостоятельная работа", цели, задачи, дидактические принципы, функции самостоятельной работы, формы и методы ее организации в процессе обучения полно и глубоко проанализированы в исследованиях: Гарунова М.Г., Королькова Б.Е., Нильсона О.А., Орловского
B. Г., Пидкасистого П.И., Цукаря А.Я., Чиканцевой Н.И. и др.
Актуальность данной проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Данная проблема актуальна для современной школы, потому что она ещё не достаточно разработана, не изучена до конца.
Развитие самостоятельности и организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания обучающихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, следовательно, эта проблема актуальна и для общества в целом.
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления обучающихся.
Несмотря на то, что данная проблема глубоко исследована, она требует доработки.
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: развитие самостоятельности обучающихся 7-х классов в процессе обучения математике.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать комплекс мероприятий, направленных на развитие самостоятельности обучающихся 7¬х классов в процессе обучения математике.
В соответствии с заявленной целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить методическую, педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме формирования самостоятельности обучающихся;
2) выявить, охарактеризовать сущность понятия самостоятельности обучающихся;
3) выделить требования к организации учебного процесса, направленного на развитие самостоятельности обучающихся;
4) охарактеризовать виды самостоятельных работ;
5) проанализировать особенности познавательной сферы обучающихся 7¬х классов;
6) выделить требования к организации самостоятельной деятельности обучающихся 7-х классов в процессе обучения математике;
7) разработать комплекс мероприятий, направленных на развитие самостоятельности обучающихся 7-х классов в процессе обучения математике.
Методы исследования: теоретические: анализ, сравнение, обобщение, сопоставление различных точек зрения ученых на исследуемую тему; эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, результаты
практической деятельности, качественный и количественный анализ полученных результатов.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе рассмотрения темы ВКР выяснилось, что для эффективного развития самостоятельности обучающихся учитель должен уметь
спланировать познавательный процесс обучающегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется выбору учебного материала.
Эффективность развития самостоятельности достигается в процессе выполнения самостоятельной работы. Данная самостоятельная работа должна является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для неё предусматривается специальное время на уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у обучающихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в её выполнении.
В соответствии с поставленной целью были определены несколько задач. Для решения первой и второй задач было рассмотрено понятие самостоятельность: в работе Зимняя А.И. считает, что самостоятельность в работе - это высшая форма учебной деятельности школьника, форма самообразования, связанная с его работой в классе. [4]
Так же проанализирована сущность самостоятельных работ и различные подходы к ее классификации. И сделан вывод, что учителю необходимо побуждать обучащихся к вопросам, ответы на которые они будут находить в самостоятельно получаемых знаниях, способствовать подготовке их к активной работе ума, стремлению получать новые знания.
Следующая задача заключалась в изучении требований к организации учебного процесса, направленного на развитие самостоятельности. Рекомендации по развитию навыков самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем:
1. Общепедагогическая направленность уроков. Особая роль отводится системе самозаданий.
2. Основная методическая установка проводимых занятий.
3. Основной тип занятий - практикум.
4. Проверочные задания обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
5. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
6. Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы.
Для решения следующей задачи была разработана совокупность уроков, направленная на развитие самостоятельности бучающихся на уроках математики.
Делая вывод можно сказать, что:
1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач) при правильной ее организации способствует формированию самостоятельности обучающихся, получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения различных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на
формирование познавательных умений и навыков.
4. С течением времени при систематической организации самостоятельной деятельности на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ обучающие затрачивают значительно меньше времени по сравнению с обучающимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
2. Бабанский Ю.К. Педагогика [Текст]/ М.: Просвещение, 2000. - 251 с.
3. Бад Б.М. - Большая Российская энциклопедия [Текст] / М., ГЭОТАР, 2002. 528 с.
4. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся [Текст] / В.К. Буряк. - М.: Аспект пресс, 2005. - 272 с.
5. Васильева Р.А. Самостоятельная работа учащихся на уроке [Текст] / Р.А.Васильева, Г.Ф.Суворова . - М.,2005. - 133с.
6. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 108 с.
7. Гаврилычева Г.Д. Воспитание самостоятельности [Текст] / М.: АРТС М-2008. - 38 с.
8. Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения [Текст] / Казань, 2008
9. Голант Е.Я. Значение самостоятельной работы школьников [Текст] /Педагогика. 2005. - 137 с.
10. Грищенко И. М. Самостоятельная работа как метод познавательной деятельности на уроках математики [Текст] / М.: Эксмо - 2015- 57 с.
11. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики [Текст] / - М: Просвещение, 2005. - 235 с.
12. Дакацьян У. В. Проверка знаний учащихся по математике [Текст] / - М.: Академия, 2005.- 235 с.
13. Дайри Н.Г. О сущности самостоятельной работы [Текст] / — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. № 5. - с. 7.
14. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения [Текст] / Журнал «Педагогика». - 2008
— № 8. - С. 15.
15. Скаткина М.Н. Дидактика средней школы [Текст]/ М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 2003.- 137 с.
16. Дорофеев Г.В. Математика 7 класс [Текст]: учебник для
общеобразовательных учреждений/ Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин - М.:Просвещение, 2016.- 287с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ