ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ С ВКЛЮЧЕНИЕМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 5
1.1. Сущность понятия интегрированного урока, особенности их
организации и проведения 5
1.2. Связь различных учебных предметов с математикой 15
Выводы по материалам главы 1 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ С ВКЛЮЧЕНИЕМ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 24
2.1. Психолого-педагогические особенности учащихся 5 -8-х классов 24
2.2. Рекомендации для организации интегрированных уроков с
включением математического материала в процессе обучения математике в 5-8-х классах 31
Выводы по материалам главы 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ЛИТЕРАТУРА 51
Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий (УУД), выработка компетентностью умений. Система образования должна стать более гибкой, интенсивнее использовать контакты между различными учебными дисциплинами, давать возможность приобретения ключевых компетенций. В этой ситуации возникла настоятельная потребность заново определить целевые установки, ценностное основание образования, его уровни, формы и средства.
По мнению А.Г. Асмолова, универсальный характер учебных действий заключается в том, что они носят метапредметный характер, обеспечивают единство общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития школьника, преемственность всех ступеней образовательного процесса, этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических особенностей учащегося, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика. УУД связаны с достижением метапредметных результатов - таких приемов действия, когда обучающиеся в силах самостоятельно принимать решения не только в рамках учебного процесса, но и в разных жизненных ситуациях.
Метапредметный образовательный минимум разрабатывается на основе целей общего образования. В интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, необходимые и уместные для развития учащихся и при таком подходе гармонично сочетаются различные методы обучения.
Введение интеграции предметов в систему образования предоставляет возможность решения задач, поставленных в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки могут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
В связи с этим, проблема включения интегрированных уроков в практику обучения является актуальной.
Объект исследования: процесс организации интегрированных уроков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организация интегрированных уроков с включением математического материала в 5-8-х классах.
Цель исследования: разработать рекомендации для организации интегрированных уроков с включением математического материала в 5-8-х классах.
На основании цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) Проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу с целью раскрытия сущности понятия «интегрированный урок», изучить особенности организации и проведения интегрированных уроков.
2) Выявить связи различных учебных предметов с математикой.
3) Рассмотреть психолого-педагогические особенности учащихся 5-8-х классов.
Разработать рекомендации для организации интегрированных уроков с включением математического материала в процессе обучения математике в 5-8-х классах.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены такие вопросы как: раскрытие сущности понятия «интегрированный урок» на основе анализа методической и психолого-педагогической литературы; выделены связи различных учебных предметов с математикой; рассмотрены психолого-педагогические особенности учащихся 5-8-х классов; разработаны рекомендации для организации интегрированных уроков с включением математического материала в процессе обучения математике в 5-8-х классах.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции приказов от 29 декабря 2014г. №1645)) содержится системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование непрерывного образования и универсальных учебных действий у обучающихся. Все это является личностными и метапредметными результатами обучения, которые лежат в основе ФГОС.
Интегрированные уроки позволяют выявить главные части содержания образовательного процесса, предусмотреть развитие понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности обучающихся.
Улучшение системы интегрированных уроков предполагает совершенствование путей их реализации:
• планирование работы в учебном процессе;
• управление деятельности всех участников учебного процесса;
• эффективное использование межпредметных связей на конференциях, семинарах, распространение практики сдвоенных уроков с участием двух или нескольких учителей.
Таким образом, в проведенном исследовании удалось решить все поставленные в начале работы задачи, сделаны выводы и полностью достигнута заданная цель.
1. Абдрахимова Л.Р. Здоровье школьника в системе современного школьного образования. - 2012. - №1. - С.45-48.
2. Абрамова О.М. Один из способов обращения задач как средство развития гибкости мышления школьников. - 2012. - №1. - С.79-82.
3. Анохина Г.М. Модель образовательного процесса, реализующего требования ФГОС и запросы личности ученика // Инновации в образовании.
- 2014. - № 1. - С.5-19.
4. Беспалько В.П.Слагаемые педагогические технологии, - М.;
Педагогика, 1989. - 192 с.
5. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. - 2011. - № 5. - С. 150-154.
6. Вавилова Л.Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование. Карьера. Общество. - 2017. - № 3(54). - С.46-50.
7. Гайнутдинов Р.М. Организация методической работы в школе, ориентированной на введение ФГОС // Справочник заместителя директора школы. - 2013. - № 7. - С.74-80.
8. Глинская Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, С. В. Титова. — 3-е изд. - Тула: Инфо, 2007 - 44 с.
9. Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов //Современная педагогика. - 2008. - № 9. - С. 42-47.
10. Дмитриева Л.Ф. Образовательные методики и технологии XXI века как фактор внедрения ФГОС общего образования // Методист. - 2013. - № 10. - С. 57-60.
11. Дьячук П.П. Системообразующие факторы интеграции курсов алгебры и информатики в средней школе // Вестник Краснодарского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2013. - № 3. - С.76-80.
12. Дьячук П.П. Условия и принципы интеграции школьных курсов алгебры и информатики // Вестник Краснодарского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 2. - С.62-65.
13. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 223 с.
14. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2010. - 187с.
15. Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика. - 2010. - 195с.
16. Зыкова И.Ф. Математическое развитие школьника на интегрированных уроках математики и информатики // Вестник РУДН. - 2013. - № 1. - С.92-96.
17. Иванов Д.А. Определение основных понятий, содержащихся в ФГОС // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 8. - С.70-76.
18. Иванова О.В. Технология интегрированного урока математики // Концепт. - 2017. - № 1. - С.1-6.
19. Инновационные технологии в образовательном процессе: интегрированные уроки: сборник материалов и разработок уроков / под ред. Л. Л. Ворошиловой. М.: Изд-во МГОУ, 2011.
...