Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №95392

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3
1.1. Понятие нравственности и нравственного развития 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного
возраста 7
1.3. Приемы и методы формирования нравственных представлений
младших школьников 13
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 20
2.1. Характеристика диагностических методик изучения
нравственных представлений у учащихся младших классов 29
2.2. Результаты диагностики изучения нравственных представлений у
учащихся младших классов 31
2.3. Рекомендации по формированию нравственных представлений у
учащихся младших классов 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50


Современный мир переживает множество перемен, связанных с технологическим процессом и не только. Это привело к тому, что происходит кризис духовных ценностей. Такому явлению может свидетельствовать человеческое равнодушие, обострение социальных проблем, рост преступности и т.д. Именно поэтому сегодня, как никогда, общество остро нуждается в формировании у подрастающего поколения представлений о таких нравственных качествах человека, как добродушие, толерантность, милосердие, ответственность, трудолюбие. Это является одной из главных задач, которая стоит перед обществом. Школа является важнейшей площадкой для формирования нравственных понятий у детей. Ведь именно в ней формируются представление о социальных нормах, вырабатываются прочные навыки и привычки нравственного поведения.
Доказано, что период младшего школьного возраста является наиболее сензитивным для развития представлений о нравственности. В этом возрасте у ребёнка происходит ряд изменений, которые способствуют его развитию как личности: становление произвольного внимания, возникновение самооценки и развитие самосознания. Учитывая эти и другие возрастные особенности, такие как эмпатия, подражательный характер поведения, отзывчивость, чувствительность и внушаемость педагог может повлиять на формирование положительных нравственных качеств личности. Именно в младшем школьном возрасте осваивается новая социальная роль - ученик, усваиваются правила поведения в обществе, осваиваются новые нравственно-значимые чувства, такие, как справедливость, долг, ответственность, сострадание.
Значимость духовно-нравственного воспитания отмечается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 г. [54], где подчеркивается, что основные общеобразовательные программы всех ступеней образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности, а формирование духовно-нравственной культуры обучающихся является одной из главных задач, которая ставится перед современной школой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы по теме исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы в работе учителей начальных классов.
Что такое нравственное воспитание и как его достичь?
«Духовно-нравственное воспитание, по мнению Т.И. Петраковой, - представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей его внутреннего мира» [37].
Как заметила Н.Н. Никитина, духовность является «качественной характеристикой сознания и самосознания личности, отражающей целостность и гармонию ее внутреннего мира, способностью выходить за пределы себя и гармонизовать свои отношения с окружающим миром». [31, с. 76].
Нравственное воспитание по Г.Ф. Гаврилычевой - это целенаправленное формирование морального сознания,
развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения [9, с.11].
В педагогике существуют разнообразные средства воспитания нравственности. Самыми популярными из них являются беседа, игра, объяснение и т.д. Результатом педагога будет являться сформированность нравственных качеств личности, самоконтроль, готовность к общественной жизни.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить успешное формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста?
Теоретической основой исследования стали труды: Л. С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Ю.К. Бабанского, В.Г. Маранцман, Ж. Пиаже и т.д.
Целью работы является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе образовательного процесса.
Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - нравственное воспитание младших школьников.
Задачи работы:
- изучить понятие нравственности и нравственного развития;
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
- выявить оптимальные приемы и методы нравственного воспитания младших школьников.
- характеристика диагностические методики изучения нравственных представлений у учащихся младших классов
- выявить результаты диагностики изучения нравственных
представлений у учащихся младших классов
- составить рекомендации по формированию нравственных представлений у учащихся младших классов.
Методы исследования
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - поиск, изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, метод незаконченных рассказов, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, обобщение опыта работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы по теме исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы в работе учителей начальных классов.
5
База опытно-поисковой работы: участвовали 29 детей, 8 лет, в МАОУ СОШ № 5, Свердловская область, г. Екатеринбург.
Структура работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема нравственного воспитания человека всегда была одной из актуальных задач, а в современных условиях она приобретает особое значение. Школа, в частности педагог, играет одну из главных ролей в нравственном воспитании детей. Именно в младшем школьном возрасте в большей степени определяются и оформляются черты нравственности.
Обобщая точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, что нравственность - личностная характеристика человека, определяющая уровень сформированности нравственных представлений, которые служат образцом для нравственного поведения. Опираясь на мнение Е.А. Геник, мы определяем нравственные представления как важнейшие смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой.
Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников, мы рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста. На основе анализа литературы и выделенных структурных компонентов, определили показатели и критерии нравственных представлений, а также разработали характеристику уровней их сформированности у младших школьников:
- когнитивный показатель включает знание нравственных норм и правил, умение на основании этих знаний выражать суждения;
- эмоциональный показатель определяет способность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений;
- поведенческий показатель определяет способность дать нравственную оценку поведению окружающих и самого себя, наличие
стремления руководствоваться принятыми нравственными ориентирами поведения.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного
воспитания динамичный и творческий.
Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому) , речь, память (имеет преимущественно наглядно-образный характер) , внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему) , активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм,
ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.
Результаты итоговой диагностики позволили сделать ряд выводов. По каждому показателю отмечаются достаточно низкие результаты:
1. Количество детей, находящихся на среднем уровне сформированности когнитивного показателя, равно 48 % детей, а на высоком уровне равно отмечается 14% детей
2. Количество детей, находящихся на среднем уровне сформированности эмоционального показателя, равно 59% детей, а на высоком уровне равно отмечается 7% детей
3. Количество детей, находящихся на среднем уровне сформированности поведенческого показателя, равно 17%детей, а на высоком уровне равно отмечается 3% детей.
С целью формирования нравственных представлений у учащихся младшего школьного возраста были составлены рекомендации для преподавателей и родителей, включающие в себя наиболее эффективные средства работы.
Завершая наше исследование, мы можем сказать следующее, нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью,
пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.



1. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание [Текст] / И.С. Артюхова. - М.: Педагогика, 1999. - 120 с.
2. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание [Текст] / Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 1979 - 32 с.
3. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников:
(Вопросы теории) [Текст] / Н.И. Болдырева. - М.: Педагогика, 1989. - 23 с.
4. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2010. - 304 с.
5. Волков, Б. С. Детская психология развития [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Просвещение, 2000. - 46 с.
6. Воспитание нравственной личности младшего школьника: примерная программа и методические рекомендации [Текст] / Витебск, УО ВОГ ИПК и ПРР и СО, 2010.- 23 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2008. - 310 с.
8. Выдренкова, А. А. Формирование духовно-нравственных
качеств младших школьников [Текст] / А.А. Выдренкова. - Тольятти, 2016. 176 с.
9. Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности [Текст] / Г.Ф. Гаврилычева. - М.: Начальная школа, 2015- 13 с.
10. Галузинский, В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся [Текст] / В.М. Галузинский.- Киев: Рад. школа, 1982;
11. Геник, Е. А. Нравственные представления дошкольников ОУ с религиозно-этническим компонентом [Текст] / Е. А. Геник, Журнал Вестник Самарской гуманитарной академии, 2009.
12. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. З. Гликман. - М. : ВЛАДОС - ПРЕСС, 2012. - 176 с.
13. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Просвещение, 2003. - 95 с.
14. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного
развития [Текст] / И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. -176 с.
15. Евтушенко, Е. А. Формирование нравственных представлений и
понятий у младших школьников в конкретной жизненной ситуации, в том числе и через использование игры [Текст] / Е.А. Евтушенко. - М.:
Просвещение, 2000. - 87 с.
16. Казанцева, В. А. Методы и приемы работы с детской книгой по формированию нравственных представлений у младших школьников [Текст] / Казанцева В.А. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2017. - 60 - 63 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ