ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3
1.1. Понятие нравственности и нравственного развития 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного
возраста 7
1.3. Приемы и методы формирования нравственных представлений
младших школьников 13
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 20
2.1. Характеристика диагностических методик изучения
нравственных представлений у учащихся младших классов 29
2.2. Результаты диагностики изучения нравственных представлений у
учащихся младших классов 31
2.3. Рекомендации по формированию нравственных представлений у
учащихся младших классов 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Современный мир переживает множество перемен, связанных с технологическим процессом и не только. Это привело к тому, что происходит кризис духовных ценностей. Такому явлению может свидетельствовать человеческое равнодушие, обострение социальных проблем, рост преступности и т.д. Именно поэтому сегодня, как никогда, общество остро нуждается в формировании у подрастающего поколения представлений о таких нравственных качествах человека, как добродушие, толерантность, милосердие, ответственность, трудолюбие. Это является одной из главных задач, которая стоит перед обществом. Школа является важнейшей площадкой для формирования нравственных понятий у детей. Ведь именно в ней формируются представление о социальных нормах, вырабатываются прочные навыки и привычки нравственного поведения.
Доказано, что период младшего школьного возраста является наиболее сензитивным для развития представлений о нравственности. В этом возрасте у ребёнка происходит ряд изменений, которые способствуют его развитию как личности: становление произвольного внимания, возникновение самооценки и развитие самосознания. Учитывая эти и другие возрастные особенности, такие как эмпатия, подражательный характер поведения, отзывчивость, чувствительность и внушаемость педагог может повлиять на формирование положительных нравственных качеств личности. Именно в младшем школьном возрасте осваивается новая социальная роль - ученик, усваиваются правила поведения в обществе, осваиваются новые нравственно-значимые чувства, такие, как справедливость, долг, ответственность, сострадание.
Значимость духовно-нравственного воспитания отмечается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 г. [54], где подчеркивается, что основные общеобразовательные программы всех ступеней образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности, а формирование духовно-нравственной культуры обучающихся является одной из главных задач, которая ставится перед современной школой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы по теме исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы в работе учителей начальных классов.
Что такое нравственное воспитание и как его достичь?
«Духовно-нравственное воспитание, по мнению Т.И. Петраковой, - представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей его внутреннего мира» [37].
Как заметила Н.Н. Никитина, духовность является «качественной характеристикой сознания и самосознания личности, отражающей целостность и гармонию ее внутреннего мира, способностью выходить за пределы себя и гармонизовать свои отношения с окружающим миром». [31, с. 76].
Нравственное воспитание по Г.Ф. Гаврилычевой - это целенаправленное формирование морального сознания,
развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения [9, с.11].
В педагогике существуют разнообразные средства воспитания нравственности. Самыми популярными из них являются беседа, игра, объяснение и т.д. Результатом педагога будет являться сформированность нравственных качеств личности, самоконтроль, готовность к общественной жизни.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить успешное формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста?
Теоретической основой исследования стали труды: Л. С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Ю.К. Бабанского, В.Г. Маранцман, Ж. Пиаже и т.д.
Целью работы является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе образовательного процесса.
Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - нравственное воспитание младших школьников.
Задачи работы:
- изучить понятие нравственности и нравственного развития;
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
- выявить оптимальные приемы и методы нравственного воспитания младших школьников.
- характеристика диагностические методики изучения нравственных представлений у учащихся младших классов
- выявить результаты диагностики изучения нравственных
представлений у учащихся младших классов
- составить рекомендации по формированию нравственных представлений у учащихся младших классов.
Методы исследования
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - поиск, изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, метод незаконченных рассказов, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, обобщение опыта работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы по теме исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы в работе учителей начальных классов.
5
База опытно-поисковой работы: участвовали 29 детей, 8 лет, в МАОУ СОШ № 5, Свердловская область, г. Екатеринбург.
Структура работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Проблема нравственного воспитания человека всегда была одной из актуальных задач, а в современных условиях она приобретает особое значение. Школа, в частности педагог, играет одну из главных ролей в нравственном воспитании детей. Именно в младшем школьном возрасте в большей степени определяются и оформляются черты нравственности.
Обобщая точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, что нравственность - личностная характеристика человека, определяющая уровень сформированности нравственных представлений, которые служат образцом для нравственного поведения. Опираясь на мнение Е.А. Геник, мы определяем нравственные представления как важнейшие смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой.
Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников, мы рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста. На основе анализа литературы и выделенных структурных компонентов, определили показатели и критерии нравственных представлений, а также разработали характеристику уровней их сформированности у младших школьников:
- когнитивный показатель включает знание нравственных норм и правил, умение на основании этих знаний выражать суждения;
- эмоциональный показатель определяет способность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений;
- поведенческий показатель определяет способность дать нравственную оценку поведению окружающих и самого себя, наличие
стремления руководствоваться принятыми нравственными ориентирами поведения.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного
воспитания динамичный и творческий.
Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому) , речь, память (имеет преимущественно наглядно-образный характер) , внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему) , активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм,
ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.
Результаты итоговой диагностики позволили сделать ряд выводов. По каждому показателю отмечаются достаточно низкие результаты:
1. Количество детей, находящихся на среднем уровне сформированности когнитивного показателя, равно 48 % детей, а на высоком уровне равно отмечается 14% детей
2. Количество детей, находящихся на среднем уровне сформированности эмоционального показателя, равно 59% детей, а на высоком уровне равно отмечается 7% детей
3. Количество детей, находящихся на среднем уровне сформированности поведенческого показателя, равно 17%детей, а на высоком уровне равно отмечается 3% детей.
С целью формирования нравственных представлений у учащихся младшего школьного возраста были составлены рекомендации для преподавателей и родителей, включающие в себя наиболее эффективные средства работы.
Завершая наше исследование, мы можем сказать следующее, нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью,
пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
1. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание [Текст] / И.С. Артюхова. - М.: Педагогика, 1999. - 120 с.
2. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание [Текст] / Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 1979 - 32 с.
3. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников:
(Вопросы теории) [Текст] / Н.И. Болдырева. - М.: Педагогика, 1989. - 23 с.
4. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2010. - 304 с.
5. Волков, Б. С. Детская психология развития [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Просвещение, 2000. - 46 с.
6. Воспитание нравственной личности младшего школьника: примерная программа и методические рекомендации [Текст] / Витебск, УО ВОГ ИПК и ПРР и СО, 2010.- 23 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2008. - 310 с.
8. Выдренкова, А. А. Формирование духовно-нравственных
качеств младших школьников [Текст] / А.А. Выдренкова. - Тольятти, 2016. 176 с.
9. Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности [Текст] / Г.Ф. Гаврилычева. - М.: Начальная школа, 2015- 13 с.
10. Галузинский, В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся [Текст] / В.М. Галузинский.- Киев: Рад. школа, 1982;
11. Геник, Е. А. Нравственные представления дошкольников ОУ с религиозно-этническим компонентом [Текст] / Е. А. Геник, Журнал Вестник Самарской гуманитарной академии, 2009.
12. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. З. Гликман. - М. : ВЛАДОС - ПРЕСС, 2012. - 176 с.
13. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Просвещение, 2003. - 95 с.
14. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного
развития [Текст] / И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. -176 с.
15. Евтушенко, Е. А. Формирование нравственных представлений и
понятий у младших школьников в конкретной жизненной ситуации, в том числе и через использование игры [Текст] / Е.А. Евтушенко. - М.:
Просвещение, 2000. - 87 с.
16. Казанцева, В. А. Методы и приемы работы с детской книгой по формированию нравственных представлений у младших школьников [Текст] / Казанцева В.А. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2017. - 60 - 63 с.
...