Введение 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 5
1.1. Сущность понятия «Метод проектов», классификация проектов 5
1.2. Требования к организации проектной деятельности в процессе
обучения математике 15
Вывод по главе 1 28
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 31
2.1. Характеристика особенностей познавательной сферы обучающихся 7 -
9 классов 31
2.2. Рекомендации к организации проектной деятельности для
обучающихся 7-9 классов 34
2.3 . Иллюстрация метода проектов 38
Выводы по 2 главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Список литературы 44
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования заявлена необходимость «создания условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию».
Данной проблемой на разных уровнях занимались такие ученые, как В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов , И. Трухин , А.Н. Бренчугина-Романова , Е.С. Полат, В. Рохлов, Л.О. Филатова , И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская.
В работах Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егорова, Е.В. Клокова Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер выдвинули различные подходы в оценивании метода проектов. Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталина, М.А. Барсукова, С. Шишова раскрывают педагогический потенциал метода проектов обучающихся; Е.С. Полат, М.В. Игнатьевым, М.А. Барсуковой, Н.И. Заикиной, Е.А. Адаричевой рассмотрены особенности организации метода проектов на уроках математики.
Несмотря на то, что на сегодняшний день данный вопрос широко разработан в связи с требованием стандарта ФГОС ООО вопрос о реализации метода проектов в процессе обучения остается актуальным.
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: проектная деятельность в 7-9 классах.
Цель работы: разработать рекомендации для осуществления проектной деятельности.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу и интернет источники, с целью определения понятия метода проектов;
- раскрыть сущность понятия «метод проектов» и выделить классификацию видов метода проектов;
- изучить особенности организации метода проектов при обучении математике;
- проанализировать особенности организации проектной деятельности в процессе обучения математике;
- сформулировать рекомендации к организации проектной деятельности для обучающихся 7-9 классов;
- проиллюстрировать на конкретном примере применение метода проектов;
Структура выпускной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Методы исследования:
- анализ;
- синтез;
- обобщение;
- сравнение;
- проектирование.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования заявлена необходимость «создания условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию».
Главной целью исследования было разработать рекомендации для реализации проектной деятельности на уроках математики для обучающихся 7-9-х классов, и на основании рекомендаций проиллюстрировать на конкретном примере применение метода проектов. Для достижения этой цели была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования, таких ученых, как: Е.С. Полат, И.К. Баталина и др.
На основе анализа изученной информации была раскрыта сущность понятия «Метод проектов», изучена классификация и требования к организации проектной деятельности в процессе обучения математике. Проанализирована познавательная сфера обучающихся 7-9-х классов. А так же выделены какие развиваются умения познавательной сферы в процессе проектной деятельности. На основании проанализированных требований к организации проектной деятельности и характеристике познавательной сферы , разработан проект на тему «Решение задач».
В результате исследования можно сделать следующие выводы, что организованная проектная деятельность с учетом особенностей познавательной сферы обучающихся позволяет школьникам находить практическое применение полученным знаниям, научиться определять цель деятельности и ставить задачи для ее достижения, составлять план своей будущей деятельности, провести самоанализ своей деятельности на каждом этапе выполнения проектной деятельности.
На основании результатов можно сделать вывод, что в ходе исследования были решены все поставленные задачи, и цель данной работы была достигнута.
1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение , 1985. - 208 с.
2. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления: пер. с англ../ Д. Дьюи. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
3. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии / В.В. Гузеев. М.: Народное образование, 2000. - 256 с.
4. Гаврилин, А. М. Организация работы над проектом / А.М. Гаврилин // Школьная педагогика. - № 3. - 2007. - С. 68.
5. Гилева, Е. А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А. Гилева // Наука и школа. - № 4. - 2007. - С. 13-15.
6. Громыко, Ю. В. Исследование и проектирование в образовании / Ю.В. Громыко // Школьные технологии. - № 2. - 2005. - С. 66-69.
7. Землянская, Е. Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. - № 9. - 2005. - С. 12-15.
8. Матяш, Н.В. Творческие проекты младших школьников / Н.В. Матяш. - Брянск, 1999. - 152 с.
9. Матяш, Н.В. Психология метода проектов школьников в условиях технологического образования / Н.В. Матяш. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 88 с.
10. Матяш, Н.В. Метод проектов младших школьников / Н.В. Матяш. - М.; Изд. Центр «Вентана - Граф», 2002. - 112 с.
11. Недостатки математической подготовки выпускников начальной школы на основе данных Центра оценки качества при РАО, 1999. - 15 с.
12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педвузов и системы ПК пед. кадров / Е.С. Полат, А.Е.Петров. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - 224 с.
13. Панюкова, С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий / С.В. Панюкова - М.: «Про - пресс», 1998. - 120 с.
14. Пахомова, Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания / Н.Ю. Пахомова. - М.: 1996. - 88 с.
15. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. - М.: Изд. «Аркти», 2005. - 112 с.
16. Пахомова, Н.Ю. Методология учебного проекта / Н.Ю. Пахомова // Учитель. - №1. - 2000. - С. 41-45.
17. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.:2004. - 174 с.
18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Г.К. Селевко. - Народное образование, 1998. - 256 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
20. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: Теория,
методология, практика / А.В. Хуторской. - М.: 1998. - 266 с.
21. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 250 с.
22. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов у учащихся / Г.И. Щукина. - М.:
Педагогика, 1988. - 208 с.
23. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И.
Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.