Введение
Глава 1. Аналитический обзор литературы
1.1. Характеристика основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
1.3. Методика формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Экспериментальная методика
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Дошкольный возраст - это решающий возраст в формировании фундамента физического и психического здоровья. До возраста семи лет интенсивно развиваются органы и происходит становление функциональных систем организма ребенка, происходит закладывание основных черт личности, формирование характера. Важно на этом этапе сформировать у детей основу знаний и практических навыков здорового образа жизни (далее - ЗОЖ), осмысленную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Актуальность темы. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем развитии человека. Одной из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства является здоровье. Впервые здоровье определено, как составляющее и важный результат образования.
Здоровый ребенок - одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования.
Цель физического воспитания конкретизируется в задачах оздоровления, образования и воспитания дошкольников. Решение оздоровительных задач направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение общей активности и работоспособности. В более конкретной форме оздоровительные задачи определяются повышением сопротивляемости организма влиянием внешней среды путем его закаливания, укреплением опорно-двигательного аппарата и формированием правильной осанки, укреплением мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, гармоничном развитии всех мышечных групп, развитии физических способностей (координационных, скоростных, выносливости), помогающих ребенку овладеть жизненно важными двигательными навыками.
Образовательные задачи предусматривают формирование двигательных навыков и освоение физкультурных знаний. К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь выполнять движения, встречающиеся в быту и жизни: ходить, бегать, прыгать, ловить, метать, лазать, плавать разными способами.
Важность формирования здорового образа жизни подрастающего поколения актуальна в аспекте укрепления здоровья детей, и всестороннем развитии личности.
Проблема исследования: недостаточно эффективный выбор средств и методов для формирования здорового образа жизни дошкольников в ДОУ в соответствии с современными требованиями.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: средства и методы формирования основ здорового образа жизни детей в ДОУ.
Цель исследования: формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Разработать методику, направленную на формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
3. Доказать эффективность применения средств и методов, направленных на формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 63 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 29 источников и 5 приложений. Текст ВКР снабжен таблицами, иллюстрирован рисунками.
Важным фактором работоспособности и гармонического развития детского организма является здоровье. Здоровый образ жизни - это результат работы многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья.
Необходимо с самого детства прививать интерес к здоровому образу жизни. При внедрении результатов научных исследований в практику дошкольных учреждений и распространении передового опыта значительно улучшается общее физическое состояние детей, повышается их двигательная подготовленность.
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что для детей дошкольного возраста здоровый образ жизни — это потребность ребенка в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности. К старшему дошкольному возрасту воспитанники осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т. п.
Мы строим свою систему работы, исходя из особенностей психического развития детей, так как именно в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы здорового образа жизни. Это благодаря тому, что именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.
2. Чтобы сформировать представления у детей 4-5 лет о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания.
Эффективное воспитание представлений детей среднего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может исполняться только при регулярном соблюдении режимных моментов ДОУ. В развитии двигательной деятельности ребенка дошкольного возраста, ведущая роль принадлежит подвижной игре.
3. Подвижные игры являются наиболее доступным и благоприятным средством роста физических сил. Оздоровительное значение их обусловливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.
При изучении сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста, необходимо:
- определить критерии формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников;
- подобрать диагностический материал и оборудование;
- провести диагностику уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
Приобщение ребенка к физкультуре с ранних лет, важно не только с точки зрения укрепления здоровья, но и для развития физических качеств, для выработки привычек занятиям спорта.
Дошкольный возраст - это важнейший период формирование человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Это обязывает дошкольных работников углубленно работать над проблемами физического воспитания детей.
1. Абзалов Р.А., Абзалов Н.И. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебное пособие.- Казань: Вестфалика, 2013. - 202 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. / Б.А. Ашмарин. - Москва: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
3. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека/ В.К. Бальсевич. - Москва: Эксмо, 2016. - 158 с.
4. Вилькин, Я.Р. Каневец Т.М. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учеб. Пособие /Я.Р. Вилькин, Т.М. Каневец -М.: ФиС. - 1995. - 223 с.
5. Возрастная и педагогическая психология : учебник для СПО / под ред. Б. А. Сосновского. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 359 с. — Серия : Профессиональное образование.
6. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье. Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет. - 2-е перераб. допол. - Б.: Белый город, 2016. - 239 с
7. Голубенко Т.А. Внедрение здоровьесберегающей технологии в учебный
процесс как путь к здоровью и долголетия. // Сборник статей 3-й Международной народно-практической конференции. -
Екатеринбург,2013. - С. 68-71
8. Доман, Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. / Москва: АСТ,Аквариум,2019.- 333 с.
9. Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки / сост. Г.П.Попова.- Волгоград: Учитель, 2016. - 173с.
10. Железняк, Ю.Д., Минбулатов, В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 272 с.
11. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. высш. сред. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова. - М.: Издательский центр "Академия", 2016. - 320 с.
12. Копосова, Е. А. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/1/59/
13. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. - 239 с.
14. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- 110 с.
15.Осяк С.А., Яковлева Е.Н., Лукин Ю.Л., Газизова Т.В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-2.
- С. 156-160
16.Овчиникова, Ю.К. Врачебный контроль за занимающимися ритмической гимнастикой. Современные проблемы физической культуры и олимпийского движения. // Материалы региональной научно¬
практической конференции. Москва, 2008. - 165 с..
17. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). - М.: ВЛАДОС, 2001. - 128 с.
18. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры / Г.И. Погадаев, В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова под ред. проф. Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт - 2015. - 223 с
19. Рокитянский, В.И. Повреждения и ортопедические заболевания при занятиях физической культурой и спортом. / В.И. Рокитянский. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 128 с.
20. Спортивно - оздоровительные мероприятия в школе (Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы) / авт. - сост. О.В. Белоножкина и др. - Волгоград: Учитель, 2017. - 173с.
21. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений /Э.Я. Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 17 - 368 с.
22. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. / А.Г.Сухарев -М.: Медицина, 1991.-272 с.
23. Талача Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. М.: Физкультура и спорт, 1998. - 412 с.
24. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред.проф.образования / [С.О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др.]; под ред. С.О.Филипповой. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 304 с.
25. Теория и методика обучения физической культуры: методические рекомендации по организации и проведению спортивно - массовой работы. /Шадринский государственный педагогический институт, Шадринск: 2016. - 56с.
26. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для пед. ин-тов / Под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
27. Тер-Ованесян, А.А., Тер-Ованесян И.А. Обучение в спорте. / А.А. Тер-Ованесян, И.А. Тер-Ованесян. - М.: Советский спорт, 1992. - 192 с.
28. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы /авт. - сост. О.Н. Моргунова - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2015. - 127 с.
29. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / В.Н. Шебеко. - Минск: Высшая школа, 2016. - 384 с.
30. Шишкина, В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику? / В. А. Шишкина, М.В. Мащенко. - Мозырь: «Белый ветер», 2016. - 137 с.