Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К СЛУШАНИЮ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ У ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №95358

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы142
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К СЛУШАНИЮ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Интересы подростков как психолого-педагогическая проблема: общетео­ретический подход 9
1.2. Психолого-педагогические особенности развития интереса подростков к
академической музыке 24
1.3. Методы и приёмы развития интереса подростков к слушанию академиче­ской музыки в общеобразовательной школе 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К СЛУШАНИЮ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ У ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Диагностика уровня развития интереса подростков к слушанию академи­
ческой музыки (констатирующий этап) 60
2.2. Организация процесса по развитию интереса подростков к слушанию ака­демической музыки в общеобразовательной школе (формирующий этап) ....74
2.3. Анализ результатов работы по развитию интереса подростков к слушанию академической музыки в общеобразовательной школе (контрольный этап) 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 110

Наше время ознаменовано масштабными изменениями в различных об­ластях жизни: общественно-политической, экономической, социокультурной и т.д. Технический прогресс XX-XXI вв. привел к развитию невероятных ин­формационных технологий, мультимедиа, синтетических жанров и видов му­зыки - все это влияет на структуру музыкального восприятия у современных детей. В эпоху реформирования социокультурных отношений на повестке дня остро встала проблема развития у детей интереса как ведущего побудителя деятельности человека, как формы воспитания духовно-нравственного и ху­дожественно-этического вкуса к музыке.
Относясь к базовым эмоциям человека, будучи главным его мотивато­ром в работе и важнейшим элементом творческой деятельности, интерес явля­ется одной из ключевых категорий науки. Анализ литературы свидетельствует о том, что «интерес» - сложное и неоднозначное понятие, широко исследуе­мое современной педагогикой и психологией: это проявление умственной и эмоциональной активности человека (С.Л. Рубинштейн), избирательная на­правленность внимания (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо), активное познавательное отношение человека к миру (В.Н. Мясищев, В.Г. Иванов, Н.Г. Морозова) и др.. Но при всех вариантах трактовки суть интереса остаётся неизменной - он от­ражает потребности человека и его мотивацию к познанию.
Целенаправленное формирование интереса имеет важное значение в процессе воспитания и обучения. И теория, и практика, а главное - состояние культуры нашего времени сигнализируют о предпочтении молодежью искус­ства развлекательного, низкопробной музыкальной продукции, формирующей посредственный художественный вкус. В условиях коммерциализации куль­туры, смены идеалов и ценностей сама роль музыкального искусства сегодня неоднозначна: с одной стороны, оно интегрировано в духовную жизнь челове­ка, а с другой - теле- и радиоэфир, обилие звуковых технологий превратили его в обычный звуковой фон жизни, где зачастую музыка сомнительного ху­дожественного качества навязывается слушателю независимо от его выбора.
В результате значительная часть музыкальной культуры выступает эле­ментом развлечения, а акцент на развлекательность музыки дезориентирует человека, в том числе детей. Академическая же музыка минимально представ­лена в пространстве современной массовой культуры и её значение в освоении общечеловеческих ценностей многими недооценивается. Сочетая в себе чув­ственное и интеллектуальное начала, академическая музыка, духовно напол­ненная, задаёт правильные ориентиры эстетического воспитания личности. Поэтому очевидной становится проблема развития интереса человека к акаде­мической музыке на современном этапе, когда классические музыкальные жанры и образцы академической музыки активно вытесняются из информаци­онного поля, им трудно конкурировать с массовой увлеченностью эстрадой.
В условиях современной социокультурной ситуации с её прагматизмом, приоритетом экономических интересов, потерей нравственных ориентиров особой задачей общества и системы образования должна стать забота о духов­ном развитии детей и подростков. Однако школа сегодня, в первую очередь, направляет усилия на развитие их интеллектуальных способностей в ущерб духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию. Огромные воспитательные ресурсы искусства, в том числе музыкального, причем в своих лучших - классических - образцах, используются не в полной мере. В связи с этим повышается актуальность целенаправленного формирования у школьни­ков интереса к академической музыке.
К вопросам, касающимся развития такого интереса, обращались в своих трудах Э.Б. Абдуллин, В.В. Алеев, Ю.Б. Алиев, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева и другие. Вместе с тем недостаточно глубоко разработаны теоретические педа­гогические подходы о сущностных характеристиках интереса к академической музыке у подростков. Сегодня подростки предпочитают слушать музыку, ко­торая не представляет большой художественной ценности. Это происходит потому, что общение молодежи с музыкой носит стихийный бесконтрольный характер, а основным источником пополнения музыкального опыта является интернет. Уроки музыки не пользуются популярностью у подростков.
Авторы научных трудов и публикаций по проблеме развития интереса к музыке подчеркивают необходимость применения различных путей и форм для ее решения. Так, например, М.Ю. Самакаева видит успешное формирова­ние музыкального интереса через развитие навыков полноценного восприятия музыки; А.И. Паламарчук подчеркивает необходимость использования раз­личных видов музыкальной деятельности; Ю.Б. Алиев и Т.П. Плеснина на­правляют внимание на применение проблемно-творческого подхода; Л.А. Без­бородова и Е.Н. Ценкова считают, что необходимо воспитывать слушатель­скую культуру.
В педагогической науке сложились теоретические предпосылки для изу­чения процесса формирования интереса к академической музыки у подрост­ков. Анализу первой группы предпосылок посвящены философские, психоло­гические, педагогические и музыкально-педагогические исследования, кото­рые позволили раскрыть сущностные характеристики интереса к академиче­ской музыке у подростков: суть феномена интереса (Л.С. Выготский, А.Н. Ле­онтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина); классификацию инте­ресов (В.А. Крутецкий, А.Д. Макаров и др.); особенности интереса к музыке (А.Н. Гордейчук, А. Н. Сохор, Т.И. Затямина, В.И. Петрушин); функции инте­реса к музыке (Е.В. Боякова, Т.П. Плеснина).
Вторую группу предпосылок изучают психологи - их исследования о возрастных и психологических особенностях подросткового возраста (П.И. Бажович, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн) во многом проясняют причины и обстоятельства, влияющие на развитие интереса подростков к слушанию ака­демической музыки.
Третью группу предпосылок выявляют ученые, разработавшие педаго­гические модели процесса формирования и развития интереса к академиче­ской музыке у подростков (Н.М. Борытко, А.А. Глебова, М.К. Сергеева).
Анализ научной литературы, бесспорно, подчеркивает актуальность проблемы развития интереса к слушанию академической музыки у подрост­ков. Решение этой проблемы требует многоаспектного и глубокого подхода - необходимо обосновать сущностные характеристики интереса к академиче­ской музыке, с учетом возрастных особенностей подростков выработать наи­более полные критерии оценки уровня развития их интереса к академической музыке, а также разработать комплекс мер по повышению этого интереса у юношества в условиях школьного обучения.
На основе анализа теоретической литературы и практического опыта нами выявлено противоречие между возрастающей потребностью общества в нравственно-этическом развитии личности подростка, предполагающем об­щение с академической музыкой и недостаточно обоснованными и эффектив­ными формами, методами и приёмами организации этой деятельности в обще­образовательной школе.
Соответственно проблема исследования заключается в поиске и выборе наиболее эффективных методов и приемов по развитию интереса подростков к слушанию академической музыки в общеобразовательной школе.
Цель - выявить эффективность методов и приемов по развитию интере­са подростков к слушанию академической музыки в общеобразовательной школе.
Объект - процесс развития интереса подростков к слушанию академи­ческой музыки.
Предмет - методы и приемы по развитию интереса подростков к слу­шанию академической музыки в общеобразовательной школе.
Гипотеза - процесс развития интереса подростков к слушанию акаде­мической музыки будет успешным, если рассматривать его в контексте цело­стного воспитания личности и применять педагогическую модель, включаю­щую различные формы организации учебно-воспитательного процесса (учеб­ную, внеучебную и проектную деятельность), а также соответствующие мето­ды и приемы.
Цель и гипотеза работы обусловили необходимость решения следующих задач:
• раскрыть общетеоретический подход к проблеме интересов подрост­ков;
• изучить психолого-педагогические особенности подростков и возмож­ности развития их интереса к слушанию академической музыки;
• выявить оптимальные методы и приёмы по организации процесса раз­вития интереса подростков к слушанию академической музыки в общеобразо­вательной школе;
• определить критерии, показатели и уровни развития исследуемого ин­тереса у учащихся 6,7,8,10 классов МАОУ СОШ № 32 г. Екатеринбурга;
• апробировать на практике педагогическую модель по развитию инте­реса подростков к слушанию академической музыки, проанализировать сте­пень ее эффективности, определить достоверность результатов исследования посредством методов математической статистики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие мето­ды исследования:
1. Теоретические: анализ научно-методического наследия, изучение, сравнение и обобщение педагогического опыта.
2. Эмпирические: опрос, тестирование, наблюдение, анкетирование.
Теоретико-методологическую основу работы составили:
• взгляды отечественных и зарубежных психологов на процесс развития интереса к слушанию академической музыки у подростков (Л.С. Выготский, С.Г Корлякова, Л.В. Школяр, Э. Торндайк и др.);
• методические рекомендации музыкантов-педагогов (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Б.М. Теплов, В.В. Медушевский и др.);
• работы, исследующие аксиологические аспекты музыкального искус­ства (А. Н. Сохор, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр и др.).
Практическая значимость исследования заключается в реализации педа­гогической модели развития интереса к слушанию академической музыки у подростков.
Опытная база исследования: МАОУ СОШ № 32 г. Екатеринбурга.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время особенно остро стоит проблема развития интереса у подростков к академической музыке. Данное положение отражено в государ­ственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013­2020 годы, концепции духовно-нравственного развития и воспитания лично­сти гражданина России, а также в государственных образовательных стандар­тах основного общего образования (ФГОС ООО). Об актуальности данного вопроса свидетельствует низкий уровень духовно-нравственных и моральных ценностей в современной подростковой среде, отсутствие должного интереса к образцам отечественного и мирового академического музыкального искус­ства. Выводы нашей работы могут помочь учителям музыки в решении про­блемы выбора наиболее эффективных методов и приемов по развитию интере­са подростков к слушанию академической музыки в общеобразовательной школе.
Поскольку развитие интереса в подростковом возрасте рассматривается как основа развития личности, задачей учителя является создание педагогиче­ских условий для развития интереса ребенка к какому-либо виду деятельно­сти. Чтобы развить интерес подростков к слушанию академической музыки необходимо:
• учитывать психологические особенности переходного возраста;
• подходить к проблеме развития интереса к академической музыке у подростков с определения сущности интереса и его функций, а также в кон­тексте целостного воспитания личности;
• выявлять уровни развития интереса к слушанию академической музы­ки;
• осуществлять системное и поэтапное развитие исследуемого интереса;
• создавать соответствующую музыкально-образовательную среду как на уроках, так и во внеурочное время.
Изучив методики и теоретические работы педагогов-музыкантов, мы определили основные формы, методы и приёмы развития интереса к слуша­нию академической музыки. К ним относятся урок и внеурочная деятельность, а также общепедагогические и музыкальные методы, которые в совокупности образуют педагогическую модель, нацеленную на развитие интереса подрост­ков к восприятию академической музыки.
В ходе опытно-поисковой работы осуществлялась апробация данной модели у учащихся 6,7,8,10 классов. Анализ результатов, учитывающий кри­терии, показатели и уровни исследуемого интереса, доказал, что использова­ние активных и интерактивных методов положительно влияет на развитие ин­тереса подростков к слушанию академической музыки, активизирует и на­правляет его.
Реализация педагогической модели способствовала:
• расширению музыкальных интересов подростков (за счет знакомства с высокохудожественными образцами классики);
• формированию способности к углублённому восприятию музыки;
• выработке осознанного умения вслушиваться в неё и эмоционально от­кликаться;
• развитию умения анализировать музыкальный текст.
Результаты проведённой практической работы доказали эффективность и педагогическую целесообразность использования предлагаемых методов. Данные опытно-поисковой работы подтвердили гипотезу, согласно которой процесс развития интереса подростков к слушанию академической музыки будет успешным, если рассматривать его в контексте целостного воспитания личности и применять педагогическую модель, включающую различные фор­мы организации учебно-воспитательного процесса (учебную, внеучебную и проектную деятельность), а также соответствующие методы и приемы. Сам процесс развития интереса у подростков к слушанию академической музыки целесообразно осуществлять согласно этапам восприятия музыки в ходе вы­полнения как репродуктивных, так и творческих заданий.
Предлагаемая педагогическая модель развития интереса подростков к слушанию академической музыки подразумевает гармоничное взаимодейст­вие образования, культуры и общества. Академическая музыка в этом процес­се является оптимальным способом приобщения человечества к музыкальной культуре, истории и традициям.
Итоги данного исследования доказывают, что возможности академиче­ской музыки в развитии личности подростка будут более эффективны, если структурировать образовательную деятельность, организуя как можно чаще погружение подростков в мир такой музыки, во взаимодействии всех сторон учебно-воспитательного процесса.


1. Абдуллин, Э.Б. Дидактический подход к совершенствованию и разработке методов музыкального обучения. Сб. Научных трудов , 1980. - 112 с.
2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: “Владос”, 2000. - 334 с.
3. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей М. «Владос», 2004. - 130 с.
4. Апраксина, O.A. Методика музыкального воспитания в школе Текст. : учеб. пособие для пед. ин-тов / O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
5. Ардеева, Н. В. Принципы номинации в современных прозвищах лиц // Русская ономастика: Респ. сб. / Отв. ред. В. Д. Бондалетов / Н. В. Ардее­ва. Рязань, 1977. - 87 с.
6. Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки. Книга для учите­ля. — М.: Просвещение, 1984. — 110 с.
7. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М.; Л. Просвещение, 1993. - 452 с.
8. Безбородова, Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М.: Academia, 2002. - 508 с.
9. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. - Л. Советский компози­тор, 1991. - 232 с.
10. Богатырев, П.Г. Традиция и импровизация в народном творчестве // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. - 178.
11. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка : Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Л.И. Божович. -М.: Пе­дагогика, 1972. - 352 с.
12. Бочкарев, Л. Л. Проблемы психологии музыкальных способно­стей. - В кн.: Художественное творчество. М., 1983. - 96 с.
13. Боякова, Е.И. Музыкальный интерес как личностное качество в структуре эстетического сознания современных дошкольников // Социокуль­турная доминанта современного образования: Международный интерактив­ный сетевой семинар [Электронный ресурс] URL: http://www.art- education.ru/proj ekt/seminar-2010 /boyakova.pdf
14. Бюлер Ш., Тюдор-Гарт Б., Гетцер Г. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. М., 1931. - 234 с.
15. Валиев, Г. X. Постановка проблемы педагогического исследования / Г. X. Валиев // Педагогика. 2001. - 378 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ