Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности

Работа №95352

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы132
Год сдачи2020
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ С РОДИТЕЛЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Проблема развития творческого воображения у детей в
психолого-педагогической литературе
1.2. Педагогический потенциал совместной с родителями
художественно-игровой деятельности в развитии творческого воображения у старших дошкольников
1.3. Теоретическое обоснование методики развития творческого
воображения у старших дошкольников в совместной с родителями художественно-творческой деятельности
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ С РОДИТЕЛЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у
старших дошкольников в совместной с родителями художественно-творческой деятельности
2.3. Диагностическое исследование итогового уровня развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 118

Актуальность избранной темы исследования заключается в том, что к моменту поступления в школу у детей должно быть достаточно сформировано воображение, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) [97] достижение ребенком развитого воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, является целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования , суть которой - сформировать у ребенка предпосылки учебной деятельности.
Многие авторы, связывая развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения выступает как условие психологической готовности детей к школе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко и др.) [17, 22, 26, 27]. Вместе с тем, все необходимые качества воображения (произвольность, гибкость, оригинальность и др.) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых . Однако, значительная часть родителей не уделяет данной проблеме должного внимания и нацелена на обучение детей чтению, письму и математике.
Педагогическая инициатива по развитию творческого воображения может быть успешно реализована при поддержке в семье дошкольника. Роль значимого взрослого, гармоничных семейных отношений является определяющей для развития дошкольника, поскольку личность ребенка- дошкольника формируется, прежде всего, в семье, где создаётся информационное поле, в котором взрослеет ребенок, определяется ситуация его развития. Психологические исследования показывают, что именно
общение ребенка с взрослым является решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения.
Проблема заключается в том, что современным родителям бывает сложно совмещать напряженную работу и разнообразные сферы своей жизни с систематичным, вдумчивым развитием и воспитанием собственных детей. Зачастую родителям не хватает педагогических знаний и умений для грамотной поддержки их творческой активности.
В последние годы становится популярной такая форма взаимодействия детей и родителей как семейный клуб, где у родителей появляется возможность обмена опытом в воспитании детей в ситуациях эмоционально - положительного, заинтересованного общения, где отношения основаны на принципах добровольности и личной заинтересованности участников. Данная форма взаимодействия носит неформальный характер, может учитывать индивидуальные особенности и запросы участников . Важной особенностью данной формы организации взаимодействия, учитывающей особенности занятости родителей, является то, что она позволяет проводить встречи в любое удобное для родителей время как очно, так и дистанционно. Семейный клуб является эффективной формой реализации идеи развития творческого воображения у детей в совместной с родителями художественно-игровой деятельности.
В научной и учебно-методической литературе достаточно освещены вопросы развития воображения дошкольников, имеются различные методики его развития на этапе дошкольного детства (О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.А. Алябьева, М.А. Зяблицева и др.) [25, 27, 1, 32]. Однако, данные методики, в основном, разработаны для занятий с участием педагога, в учреждениях дошкольного образования. При всей важности развития воображения у дошкольников и ведущей роли родителей в развитии ребенка, вопрос о развитии воображения в условиях семейного воспитания является недостаточно разработанным. На сегодняшний день имеется достаточное количество методик, книг, доступных для приобретения и использования родителями в условиях семейного воспитания и развивающих навыки чтения, счета, письма, изобразительные навыки дошкольников. Вместе с тем, имеющиеся программы, методики развития творческого воображения не в полной мере учитывают потенциал совместной художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания, а также значимого для ребенка вида деятельности - общения с родителями.
Таким образом, возникают следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между социальной потребностью в творческом развитии детей и недостаточной реализацией этой задачи в условиях семейного воспитания;
- на научно-педагогическом уровне - между возможностью развития творческого воображения у детей в совместной с родителями художественно-игровой деятельности детей и недостаточностью теоретических исследований вопросов актуализации этого потенциала в условиях семейного воспитания;
- на научно-методическом уровне - между востребованностью потенциала совместной с родителями художественно-игровой деятельности в развитии творческого воображения у детей и недостаточностью методического обеспечения этого процесса в условиях семейного воспитания.
Исходя из выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в определении эффективных теоретико-методических подходов к развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у старших дошкольников.
Предмет исследования: методика развития творческого воображения старших дошкольников в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка в опытно-поисковой работе методики развития творческого воображения старших дошкольников в совместной с родителями художественно-игровой деятельности.
Гипотеза исследования. Предполагается, что процесс развития творческого воображения у старших дошкольников в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания будет эффективным, если:
- будет использован креативно-деятельностный подход, обеспечивающий учет возможностей и интересов старших дошкольников, реализацию их стремления к экспериментированию в средствах художественной выразительности, потребностей в осознании себя творческой личностью, проявления инициативности и самостоятельности в совместной с взрослыми художественно-игровой деятельности;
- будет разработана методика развития творческого воображения у старших дошкольников в совместной с родителями художественно-игровой деятельности, реализующая идею субъект-субъектных отношений участников творческого процесса и обеспечивающая творческий рост ребенка при поддержке со стороны значимых взрослых ;
- разработанная методика будет основана на методах, соответствующих усложняющимся этапами творческого роста детей: развитие мотивации детей к творчеству - способность к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей - самовыражение и создание оригинальных продуктов творчества.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику понятия «творческое воображение», определить особенности процесса его развития в старшем дошкольном возрасте;
2. Раскрыть возможности совместной с родителями художественно - игровой деятельности для развития творческого воображения у старших дошкольников;
3. Теоретически обосновать методику развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания;
4. Провести опытно-поисковую работу по определению результативности разработанной методики развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания.
Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы исследования:
- теоретические: изучение нормативных документов, педагогической, психологической, искусствоведческой литературы в аспекте изучаемой проблемы;
- эмпирические: беседа, изучение продуктов деятельности старших дошкольников, методы математической статистики обработки результатов опытно-поисковой работы, анализ и оценка работ детей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования роли семьи в становлении личности ребенка (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, М.И. Лисина) [2, 9, 52]; теории развития ребенка в условиях игровой и художественной деятельности (Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, В.В. Давыдов, Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) [17, 20, 22, 41, 50, 103, 104]; идеи творчества как высшей ценности (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин) [8, 24]; исследования в области развития воображения и творческих способностей, методические разработки в области развития творческого воображения и творческих способностей (Э. де Боно, Л.С. Выготский, С.И. Гин, О.М. Дьяченко, М.А. Зяблицева, Л.С. Коршунова, Т.В. Кудрявцев, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн и др.) [10, 17, 19, 26, 27, 32, 45, 47, 69, 70, 75].
База исследования. Семейный клуб «Краски», расположенный в г. Екатеринбург В опытно-поисковой работе приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста и 10 родителей.
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей, проведён анализ психолого-педагогической, философской и культурологической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Обоснованы методы и приемы организации занятий в рамках семейного клуба с учетом развития творческого роста детей в совместной с родителями художественно-игровой деятельности на основе креативно-деятельностного подхода. Определены и обоснованы критерии, характеристики уровней развития у детей творческого воображения . Проведена опытно-поисковая работа.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении диссертационной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. доказана эффективность решения проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания, что позволяет реализовать идею поддержки детского творчества на основе субъект-субъектных отношений и признания ценности творчества ребенка значимыми взрослыми.
2. Разработана и практически реализована методика развития творческого воображения у детей в совместной с родителями художественно-игровой деятельности при выполнении последовательно усложняющихся творческих заданий в соответствии с этапами творческого роста детей (развитие мотивации детей к творчеству - способность к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей - самовыражение и создание оригинальных продуктов творчества).
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Обоснована целесообразность применение термина «художественно-игровая деятельность» в отношении детей дошкольного возраста, уточнены его характеристики как разновидности игры - ведущего вида деятельности в дошкольный период: образное начало, условность языка, действий и ситуаций, эмоциональная непосредственность мотивов, интерес к самому процессу действия.
2. Определены принципы развития творческого воображения у детей в совместной с родителями художественно-игровой деятельности на основе креативно-деятельностного подхода: принцип деятельности и творчества, предполагающий ситуации самостоятельного открытия детьми в процессе решения творческих задач под руководством взрослого; принцип психологической комфортности, связанный с созданием доверительной атмосферы и ситуации успеха в творчестве ребенка, его поддержки значимыми взрослыми; принцип диалогичности, основанный на субъект- субъектных отношениях взрослого и ребенка, организацию их взаимодействия в форме диалога; принцип эмоционального насыщения ребенка, реализуемый родителями через подбор образного , яркого, занимательного материала, привлекательного для ребенка; принцип природосообразности, предполагающий выбор форм, методов, средств совместной художественной деятельности детей и родителей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, в соответствии с естественным ходом их творческого роста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложено методическое обеспечение развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, включающее творческие задания в совместной с родителями художественно-игровой деятельности, которые могут быть использованы в условиях семейного воспитания.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на методических семинарах, организованных кафедрой теории и методики воспитания культуры творчества Института педагогики и психологии детства.
Положения, выносимые на защиту:
1. Характеристики художественно-игровой деятельности (образное начало, условность языка, действий и ситуаций, эмоциональная непосредственность мотивов, интерес к самому процессу действия) позволяют рассматривать ее как разновидность игры - ведущего вида деятельности в дошкольный период - и использовать ее потенциал в педагогическом процессе развития творческого воображения у детей.
2. Процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности основывается на применении креативно-деятельностного подхода и соответствующих ему принципах (деятельности, творчества, эмоционального комфорта, диалогичности, эмоционального насыщения, природосообразности), что обеспечивает учет возможностей и интересов старших дошкольников, реализацию их стремления к экспериментированию в средствах художественной выразительности, потребностей в осознании себя творческой личностью, проявления инициативности и самостоятельности в совместной с взрослыми художественно-игровой деятельности.
3. Методика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания реализует идею поддержки детского творчества на основе субъект-субъектных отношений, признания ценности творчества ребенка значимыми взрослыми и включает последовательно реализуемые этапы, соответствующие этапам творческого роста детей.
I этап связан с задачей развития мотивации детей к творчеству (информационно-рецептивные или объяснительно-иллюстративные методы, основанные на деятельности детей по образцу);
II этап направлен на развитие способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей (эвристические методы, направленные на самостоятельную деятельность детей при выполнении части творческого задания);
III этап реализует задачу развития у детей способности к самовыражению в художественно-игровой деятельности и создание оригинальных продуктов творчества (методы создания проблемных ситуаций и ситуаций творческого поиска в заданиях открытого типа, решение которых не содержит однозначного ответа).
Структура магистерского исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное магистерское исследование на тему: «Развитие творческого воображения старших дошкольников в совместной художественно-игровой деятельности детей и родителей в условиях семейного воспитания» позволило сделать выводы, что старший дошкольный возраст является важным периодом для развития творческого воображения. Художественно-игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с родителями позволяет активизировать творческое воображение детей, так как включает в себя два наиболее естественных и предпочитаемых для старшего дошкольника вида деятельности, развивающих его воображение, - игру и художественную деятельность. Стремление к общению с значимым для ребенка взрослым является важной потребностью на данном возрастном этапе. В игре и художественной деятельности с взрослым ребенок стремится поделиться своими интересами, художественными переживаниями, что придает совместной художественно-игровой деятельности ребенка с родителями эмоционально-ценностный характер, что положительно сказывается на мотивации ребёнка к такой деятельности.
В процессе анализа литературы были рассмотрены труды по теме исследования следующих авторов: Л.С. Выготский, С.И. Гин, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Т.С. Комарова, Л.С. Коршунова, М.И. Лисина, С. А. Новиков, С.Л. Рубинштейн и др.
Рассмотренные труды исследователей позволили сформировать предмет и объект настоящего исследования, а также были поставлены и решены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы даны характеристики понятия «творческое воображение», определены особенности процесса его развития в старшем дошкольном возрасте;
2. Раскрыты возможности совместной с родителями художественно-игровой деятельности для развития творческого воображения у старших дошкольников;
3. Теоретически обоснована методика развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания;
4. Проведена опытно-поисковая работа по определению результативности разработанной методики развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания.
5. Разработана и практически реализована методика развития творческого воображения у детей в совместной с родителями художественно-игровой деятельности при выполнении последовательно усложняющихся творческих заданий в соответствии с этапами творческого роста детей (развитие мотивации детей к творчеству - способность к выбору
и применению средств выразительности для воплощения творческих идей - самовыражение и создание оригинальных продуктов творчества).
Основные выводы и результаты исследования состоят в следующем.
1. Характеристики художественно-игровой деятельности (образное начало, условность языка, действий и ситуаций, эмоциональная непосредственность мотивов, интерес к самому процессу действия) позволяют рассматривать ее как разновидность игры - ведущего вида деятельности в дошкольный период - и использовать ее потенциал в педагогическом процессе развития творческого воображения у детей.
2. Процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности основывается на применении креативно-деятельностного подхода, обеспечивающего учет потребностей старших дошкольников, их возможностей и интересов, стремление к экспериментированию в средствах художественной выразительности, к проявлению инициативности и самостоятельности в совместной с взрослыми художественно-игровой деятельности.
3. Методика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания реализует идею поддержки детского творчества на основе субъект-субъектных отношений, признания ценности творчества ребенка значимыми взрослыми и включает последовательно реализуемые этапы, соответствующие этапам творческого роста детей: развитие мотивации детей к творчеству - способность к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей - самовыражение и создание оригинальных продуктов творчества



1. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 - 7 лет: Игровые технологии / Е.А. Алябьева. - Москва: ТЦ Сфера, 2005. - 120 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики / Ш.А. Амонашвили. - Москва: Амфирита, 2013. - 288 с.
3. Андреева, И.А. 30 уроков для развития творческих способностей и воображения / И.А. Андреева. - Минск: Букмастер: Кузьма, 2015. - 32 с.
4. Арканцева, Т.А. Гендерные аспекты детско-родительских отношений. Учебное пособие / Т.А. Арканцева. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. - 61 с.
5. Баландина, Л.А. Диагностическая работа или как лучше понять ребенка: метод. Пособие / Л. А. Баландина, В.Г. Гаврилова, И.А. Горбачева - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 288 с.
6. Басина, Н.Э. С кисточкой и музыкой в ладошке / Н.Э. Басина, О.А. Суслова. - Москва: ЛИНКА-пресс, 2012. - 230 с.
7. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / В.А. Березина; М-во общ. и проф. образования. - Москва, 1998. - 241 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Академия, 2012. - 320 с.
9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
10. Боно, Э.де. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении: пер. с англ. / Э. де Боно. - Москва: Прогресс, 1976. - 143 с.
11. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по
нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности / Е.Н. Бородина. - Екатеринбург: Урал. Гос. пед. Ун-т, 2016. - 140 с.
12. Белькова, А.Н. Развитие творчества старших дошкольников в совместной детальности: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.02 / А.Н. Белькова; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена - Санкт- Петербург, 2013. - 24 с.
13. Бодалева, А. А. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. - Москва: Педагогика, 1987. - 152 с.
14. Бурменская, Г.В Хрестоматия по детской психологии: от младенца
до подростка: учеб. пособие / Г.В. Бурменская. - изд. 2-е, - Москва:
Московский психолого-социальный институт, 2005. - 656 с.
15. Ванник, М.Э. Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01 / М.Э. Ванник; Ярослав. гос. пед. ун-т. - Ярославль, 2006. - 22 с.
16. Волков, Б.С. Дошкольная психология: Психологическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - изд. 5-е, перераб. и доп. - Москва: Академический Проект, 2007. - 287 с.
17. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский - Москва, 1967. - 74 с.
18. Гердт, Н.И. Педагогические средства развития художественно -
творческой деятельности детей дошкольного возраста: автореферат
диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Н.И. Гердт; Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2009. - 26 с.
19. Гин, С.И. Триз-педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей / С.И. Гин - Москва: КТК «Галактика», 2018. - 138 с.
20. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. / Г.Г. Григорьева - Москва, 1999. - 344 с.
21. Груздова, И.В Настольная книга воспитателя и методиста детского сада: развитие творческих способностей дошкольников / И.В. Груздова, С.В. Кузнецова, Е.В. Котова, Т.А. Романова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 390 с.
22. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Давыдов. - Москва: Академия, 2004. - 288 с.
23. Дружинин, В. Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: в 2 ч. Ч. 1 / В.Н. Дружинин. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1990. - 139 с.
24. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - Санкт-Петербург: 2007. - 368 с.
25. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса. - Москва: Знание, 1994. - 160 с.
26. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - Москва: Учебная литература, 2011. - 144 с.
27. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника: Методическое пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. - Москва: Мозаика- Синтез, 2008. - 128 с.
28. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества: учеб. пособие / М.В. Ермолаева; Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж : МОДЕК, 2005. - 302 с.
29. Ефремов, Н.В. Упражнения для развития творческих способностей / Н.В. Ефремов // Начальная школа. - 2008. - №2. - С.26-27.
30. Зикратов, В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения // Народное образование. - 2007. - № 8/07. - С.232-235.
31. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Москва: Академия, 1997. - 280 с.
32. Зяблицева, М.А. Развитие памяти, воображения, мышления у детей.
Игры и упражнения / М.А. Зяблицева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 189 с.
33. Иванов, С.П. Психология художественного действия субъекта / С.П. Иванов. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 640 с.
34. Ильенков, Э.В. Идеальное мышление, сознание // Материалы международной научной конференции «Ильенковские чтения-2012». В 2-х ч. / Э.В. Ильенков. - Москва: Изд-во СГУ, 2012. - 379 с.
35. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер., 2009. - 434 с.
36. Ильина, М.В. Развитие вербального воображения / Пособие для педагогов детских учреждений / Ильина М.В. - Москва, 2016. - 189 с.
37. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова.- Москва: Карапуз-Дидактика, Сфера, 2006. - 192 с.
38. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества/ Т.Г. Казакова. - Москва: Владос, 2006. - 256 с.
39. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / С.К. Кожохина. - Москва: ТЦ «Сфера», 2012. - 192 с.
40. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. - Москва: Мнемозина, 1995. - 160 с.
41. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. / Т.С. Комарова. - Москва: Педагогика, 1990. - 144 с.
42. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания / Т.С. Комарова. - Москва: Издательский дом «Зимородок», 2006. - 418 с.
43. Короткова, Н.А. Сюжетная игра дошкольников / Н.А. Кортокова. - Москва: Линка-Пресс, 2016. - 256 с.
44. Корчаловская, Н.В. Комплексные занятия по р тс дошкольников / Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина. - Ротов-на-Дону: Феникс, 2004. - 288 с.
45. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С. Коршунова. Москва: Изд-во Мск. Ун-та, 1979. - 144 с.
46. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е. Кравцова. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с.
47. Кудрявцев, В. Феномен детской креативности / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 71-75.
48. Курбатова, Н.В. Развитие творческого воображения при иллюстрировании литературных произведений / Н.В. Курбатова // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 3/08. - С. 84-89.
49. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. - Москва: Знание, 1984. - 80 с.
50. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл, 2009. - 426 с.
51. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - Москва: Педагогика, 1981. - 116 с.
52. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 320 с.
53. Медкова, Е. Игра как средство гармонизации общего и художественного образования в школе/ Е. Медкова // Искусство в школе. -
2002. - № 2/2002. - С.34-39.
54. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / М.В. Межиева. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 128 с.
55. Мелик-Пашаев, А.А. Об источнике способности человека к
художественному творчеству // Вопросы психологии. -1998.- январь-
февраль. - С.76-82.
56. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. - 144 с.
57. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - Москва: Знание, 1981. - 96 с.
58. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - 4-е изд., дораб. - Москва: Линка-Пресс, 2015. - 176 с.
59. Молочков, В. П. Наглядность как принцип обучения / В. П. Молочков // Информатика и образование. - 2004. - № 3. - С. 20-30.
60. Мурзина, И.Я. Технология «Образ и мысль» в преподавании дисциплин эстетического цикла: учебно-методическое пособие / И.Я. Мурзина. - Екатеринбург: Урал. Гос. пед. Ун-т, 2009. - 40 с.
61. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. - 4-е изд. Кн. 1: Основы общей психологии / Р.С. Немов. - Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
62. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. - 4-е изд. Кн. 2: Психология образования / Р.С. Немов. - Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 608 с.
63. Нехаева, Е.Г. ТРИЗ-зарисовки. Игры, стихи и сказки для развития творческого воображения детей / Е.Г, Нехаева. - Москва: КТК «Галактика», 2019. - 156 с.
64. Новлянская, З.Н. Почему дети фантазируют? / З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 1978. - 48 с.
65. Новоселов, С.А. Ассоциативно-синектическая технология развития креативности субъектов образовательного процесса / С.А. Новоселов // Педагогическое образование и наука. - 2011. №1. - С. 72-76.
66. Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. / О.Е. Озерова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 192 с.
67. Петрова, Т.А. Радужный мир искусства/ Т.А. Петрова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №7. - С. 46.
68. Погодина, С.В. Теория и технология развития детского художественного творчества: учебник для студ. Учреждений высш. Образования / С.В. Погодина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 384 с.
69. Поддьяков, А.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка дошкольника. Ближние и дальние горизонты / А.Н. Поддъяков. - Москва: Обруч, 2013. - 192 с.
70. Поддъяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 47 с.
71. Покатиловский, Н.В. Краткий словарь слов и терминов, используемых в художественной деятельности (Воспитание художественно-творческой активности у учащихся в контексте возможностей ассоциативного мышления). Актуальная лексика. Толкования. (А-Я): метод. Пособие / Н.В. Покатиловский. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - 33 с.
72. Полуянов, Д. Воображение и способности/ Д. Полуянов. - Москва: Знание, 1982. - 96 с.
73. Развитие личности ребенка от пяти до семи / Под ред. Л. А. Головей. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. - 576 с.
74. Рибо, Т. Болезни личности; опыт исследования творческого воображения; психология чувств / Т. Рибо. - Минск: Харвест, 2011. - 784 с.
75. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 713 с.
76. Рыбакова, Е.А. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в творческой деятельности: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Е.А. Рыбакова; Челяб. гос. пед. у-т - Челябинск, 2015. - 26 с.
77. Рыбалко, Ю.А. Диагностика творческой деятельности / Ю.А. Рыбалко - Москва: Эксмо, 2016. - 263 с.
78. Рындак, В.Г. Образование, наука, творчество / В.Г. Рындак. - Екатеринбург, 2002. - 352 с.
79. Рындак, В. Г. Творчество: крат. пед. словарь / В. Г. Рындак. - Оренбург: Изд-во ОГАУ, 2001. - 180 с.
80. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А.И. Савенков. - Ярославль: Акад. развития, 2003. - 160 с.
81. Савенков, А.И. Развитие творческого мышления: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет / А.И. Савенков. - Ярославль: Акад. развития, 2004. - 112 с.
82. Савенков, А.И. Развитие познавательных способностей: рабочая тетрадь для детей 5-7 лет / А.И. Савенков. - Ярославль: Акад. развития, 2004. - 112 с.
83. Савенков, А.И. Развитие творческого мышления: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / А.И. Савенков. - Ярославль: Акад. развития, 2004. - 112 с.
84. Савенков, А.И. Развитие творческого мышления детей 6-7 лет / А.И. Савенков. - Самара: Федоров, 2016. - 32 с.
85. Савина Е.Г. Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Е.Г. Савина / Урал. Гос. пед. Ун-т - Екатеринбург, 2005. - 22 с.
86. Сельченок, К.В. Психология художественного творчества: Хрестоматия / К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 1999. - 752 с.
87. Сидорчук, Т.А. Способы формирования мышления, воображения и речи дошкольников на основе ОТСМ-ТРИЗ. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений / Т.А. Сидорчук. - Москва: КТК «Галактика», 2020. - 294 с.
88. Скоробогатов, В.А. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / В.А. Скоробогатов, Л.И. Коновалова. - Санкт-Петербург: Изд-во «Союз», 2002. - 183 с.
89. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - Москва: Школа-Пресс, 2002. - 512 с.
90. Степанова, О.А. Игровая школа мышления / О.А. Степанова // Начальная школа плюс-минус № 10, 2000. - С.3-5.
91. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - Москва: ТЦ Сфера, 2002. - 160 с.
92. Столович, Л.Н. Жизнь - творчество - человек: Функция художественной деятельности / Л.Н. Столович. - Москва: Политиздат, 1985. - 415 с.
93. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 260 с.
94. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир. - 2-е изд., испр. и доп. / Е.В. Субботский. - Москва: Смысл; Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 334 с.
95. Сулейманян, А.Г. Опыт экспериментального изучения развития произвольности изобразительной деятельности дошкольников в условиях игры-сказки / А.Г. Сулейманян // Психологическая наука и образование. -2003.- №3 - С. 80-93.
96. Томчик, М. Веселые уроки / М.Томчик, пер. с англ. Т.А. Попкова. - Минск «Попурри», 2007. - 144 с.
97. Трубайчук, Л.В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста / под ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. - 188 с.
98. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минпросвещения от 21 января 2019 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
99. Хабарова, Т.Ю. Развитие креативности младшего школьника средствами семейных традиций: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 19.00.13 / Т.Ю. Хабарова; Тамбов. гос. ун-т. - Тамбов, 2010. - 26 с.
100. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: Кн. Для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
101. Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общения : (пособие для студентов и педагогов) / В.М. Целуйко. - Москва: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007 - 295 с.
102. Чигинцева, Е.Г. Развитие готовности родителей к доверительному общению с детьми: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Е.Г. Чигинцева; Магнитогорск, 2006. - 22 с.
103. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Д.Б. Эльконин. - Москва: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 416 с.
104. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - Москва: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ