Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Работа №95344

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы38
Год сдачи2021
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 6
1.1. Сущность познавательного интереса и его структура 6
1.2. Требования к организации процесса обучения математике,
направленного на активизацию познавательного интереса 11
1.3. Практико-ориентируемые задачи как средство активизации
познавательного интереса учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике 18
Выводы по материалам главы 1 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ С ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРУЕМЫМИ ЗАДАЧАМИ 24
2.1. Требования к конструированию заданий для работы с практико-
ориентируемыми задачами, направленными на активизацию познавательного интереса учащихся 5-6 классов 24
2.2. Совокупность заданий для работы с практико-ориентируемыми задачами
по теме «Площадь прямоугольника» 27
Выводы по материалам главы 2 34
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Актуальность исследования. Ведущей целью современного российского образования является реализация федерального государственного образовательного стандарта, в основу которого положен системно - деятельностный подход к обучению, ориентируемый на планируемые результаты обучения и воспитания. Это в свою очередь нацеливает на формирование у обучающихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, в основе которых лежит познавательный интерес.
Проблема активизации познавательного интереса школьников рассматривается в трудах многих философов, педагогов и психологов (А.С. Белкина, В.А. Крутецкого, И.Я. Ланиной, Л.М. Фридмана, Г.И. Цукиной и др.). Некоторые вопросы, связанные с развитием познавательных интересов, анализировались в исследованиях Х.Ж. Ганеева, В.А. Гусева и др.
Полученные результаты могут быть использованы для урочной формы организации учебной и познавательной деятельности обучающихся. Однако отметим, что проведенный анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы показывает актуальность вопросов, связанных с мотивационной сферой обучающихся, в том числе и активизацией познавательного интереса в процессе обучения математике.
Современные педагоги и психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития школьников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста, в частности у школьников 5-6-х классов (Т.Л. Блинова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, В.С. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов).
Дополнительно отметим, что согласно Федеральным государственным образовательным стандартам выпускник должен не только освоить предметные знания, но и уметь с их помощью решать практические задачи в условиях реальной жизни. В связи с этим, одной из основных задач школьного образования, в том числе - математического, становится усиление прикладной и практической направленности обучения при изучении различных разделов и содержательных линий. Анализ учебно-методической литературы показал, что эффективным средством реализации прикладной направленности являются практико-ориентированные задачи. Вопросами реализации прикладной направленности процесса обучения математике в разное время занимались многие исследователи. Этой проблеме посвящены работы В.А. Далингера, М.В. Егуповой, В.П. Кизиловой, Ю.М. Колягина, В.В. Пикан, Н.В. Решетниковой, Р.А. Садвакасовой, Н.А. Терешина, В.В. Фирсова, Л.Э. Хайминой, И.М. Шапиро, Е.Н. Эрентраут.
Изучение методической и научной литературы показало, что вопросы, связанные с активизацией познавательного интереса средствами практико-ориентированных задач в связи с требованиями ФГОС, остаются актуальными.
Сказанное определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5-6 классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: практико-ориентируемые задачи как средство активизации познавательного интереса учащихся 5-6 классов.
Цель исследования: сконструировать комплекс заданий для работы с практико-ориентированными задачами направленный на активизацию познавательного интереса учащихся 5-6 классов.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу и интернет-ресурсы с целью определения понятия познавательного интереса и выделения его структуры.
2. Уточнить понятие практико-ориентируемой задачи в контексте исследования и определить ее роль в активизации познавательного интереса учащихся 5-6 классов.
3. Выделить требования к организации процесса обучения математике, направленного на активизацию познавательного интереса.
4. Определить практико-ориентированные задачи как эффективное средство активизации познавательного интереса.
5. Сформулировать требования к конструированию комплекса заданий, направленного на активизацию познавательного интереса учащихся 5-6 классов при работе с практико-ориентированными задачами.
6. Сконструировать комплекс заданий, направленный на активизацию познавательного интереса учащихся 5-6 классов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выполнение задач, поставленных в работе, позволяет получить следующие основные результаты исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы и интернет-ресурсов, посвящённых проблеме активизации познавательного интереса обучающихся позволил рассмотреть ключевые понятия, установить структуры, выделить требования к конструированию, отбору заданий, направленных на активизацию познавательного интереса при обучении математике.
2. На основе изученной литературы были выделены этапы решения практико-ориентированной задачи и уточнено определение понятия практико-ориентированной задачи, под которой, в данном исследовании, понимается задача (комплекс или система задач), которая реализуют прикладную направленность обучения с элементами профессиональной ориентации, процесс решения которой протекает с использованием математического аппарата.
3. Описаны требования к отбору и конструированию заданий, направленных на активизацию познавательного интереса учащихся 5-6-х классов при обучении математике при работе с практико-ориентированными задачами. Также, прописаны рекомендации, которых необходимо придерживаться для достижения необходимого результата.
4. В соответствии с выделенными требованиями составлен комплекс заданий, направленных на активизацию познавательного интереса обучающихся 5-6-х классов при работе с практико-ориентированными задачами.
Таким образом, все поставленные задачи решены, а значит цель - достигнута.



1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. - М. : Владос, 2003 - 400 с.
2. Блинова, Т.Л. Активизация познавательного интереса обучающихся в процессе обучения математике: учебное пособие / Т.Л. Блинова; Урал.гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005.- 100с.
3. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. -М. : 1972.-С. 7-44.
4. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения // Сборник статей. - М. : Книга По Требованию, 2013.
5. Голованова Н. Ф. Общая педагогика: учебное пособие для ВУЗов. - С.-П.: Речь, 2005.
6. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика - Волгоград: Учитель, 2010
7. Далингер, В.А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 3.
8. Дашинский, Е.А. Игротека математического кружка / Е.А. Дашинский. Учебное пособие для 5-6 классов для общеобр. учер.. М. : Просвящение,1972. - 144 с.
9. Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н.Н. Двуличанская // Наука и образование. Электронный журнал. - 2011. - №4. - с.3.
10. Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе деятельности подхода: Кн. Для учителя/ О.Б. Епишева. - М. : Просвещение, 2003.
11. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка : в 2-х т. / Т.Ф. Ефремова. - М. : Рус. Яз., 2000.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.
МПСИ, 2010. - 448 с.
13. Иванова, Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М Осмоловская. - М., 2011.
14. Концепция развития образования на 2016-2020 годы Текст. // Математика в школе. 2015. - № 1. - с. 2-13.
15. Кулагина, И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения // Наука и школа. - 2010. - N 2.
- С. 55-56.
16. Кульневич, С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. - Ростов- на-Дону: Учитель, 2015.
17. Матюхина, М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учебное пособие / М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. - Волгоград: Перемена, 2005..
18. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskava
19. Минский, Е.М. От игры к знаниям : пособие для учителей / Е.М. Минский. - М. : Просвещение, 1987. - 192 с.
20. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1995.
21. Родионов М.А. Мотивация учения и пути ее формирования [Текст]: Монография / М.А. Родионов; Мордов. гос. пед. ин-т им. Евсевьева. - Саранск: Из-во МГПИ, 2001
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн.
- СПб. : Питер, 2000.
23. Савина, Ф.К. Интегративные основы формирования познавательных интересов обучающихся // Целостный учебно¬воспитательный процесс: исследование продолжается (Методологический семинар памяти профессора В.С. Ильина). Вып.4./ Ф.К. Савина. - В., 1997.
24. Спиваковская Т.В. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 2011.
25. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе.- М: Просвещение, 2011.
26. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М., 1979
27. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М. : Академия, 2011. - 288 с
28. Темербекова А.А. Методология преподавания математики: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
30. Фирсов, В.В. О прикладной ориентации курса математики / В.В. Фирсов. - М. : Просвещение, с.215-239
31. Чашук, И.В. Компьютерные технологии на уроках математики / И.В. Чашук. - М., 2011
32. Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике : Кн. Для учителя / М.Ю. Шуба. - М. : Просвещение, 1995. - 222с.
33. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе : уч. пособие для студентов пединститутов / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. - 160 с.
34. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов обучающихся / Г.И. Щукина. - М. : Педагогика, 1986. - 204 с.
35. Щукина, Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике / Г.И. Щукина. - М. : Педагогика, 1971. - 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ