ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ДОМРЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Исторические аспекты становления отечественного музыкального
исполнительства на домре 9
1.2. Содержание и методы начального этапа обучения школьников игре
на домре 16
1.3. Особенности обучения школьников игре на домре в условиях
детской школы искусств и детской
филармонии 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРИМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ДОМРЕ НА НАЧАЛЬНОМ
ЭТАПЕ 37
2.1. Условия опытно-поисковой работы и диагностические методики
исследования 37
2.2. Содержание опытно-поисковой работы 45
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Актуальность. На сегодняшний день мы можем наблюдать негативную тенденцию спада в обществе интереса к традициям отечественного русского народного инструментально-исполнительского искусства и фактическую утрату бытовых традиций музицирования на русских народных инструментах. Однако, благодаря усилиям великих музыкантов, мастеров-исполнителей, композиторов и музыкальнообщественных деятелей, в профессиональном музыкальном исполнительстве удается сохранять высокую культуру исполнительства на народных инструментах и выводить ее на все более высокий уровень. Сложившаяся система исполнительства на русских народных инструментах нуждается в притоке новых профессиональных кадров - как музыкальноисполнительских, так и музыкально-педагогических. А также, для возрождения традиций любительского музицирования на русских народных инструментах, необходимо привлекать как можно большее число детей к освоению азов музыкального исполнительства на различных инструментах, формировать начальные музыкально-исполнительские навыки.
Обучение детей игре на русских народных инструментах - таких как баян, балалайка, домра, аккордеон - широко представлено в современном дополнительном образовании. Обучение игре на народных инструментов может осуществляться в различных условиях дополнительного образования - детских школах искусств, детских музыкальных школах, детских творческих объединениях, а также при оркестрах народных инструментов. Главным нормативным документом при этом являются Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
образовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и сроку обучения по данной программе. Согласно данным требованиям, наиболее одаренные дети, успешно освоившие программу обучения и осуществивших соответствующий профессиональный выбор, могут продолжить обучение в системе профессиональных музыкальных учебных заведениях - колледжах и вузах.
И всё же, несмотря на то, что обучение детей игре на народных инструментах способствует патриотичному воспитанию, сохранению духовно-нравственных традиций нашего народа, в настоящее время молодое поколение предпочитает русским народным инструментам другие, более распространенные в молодежной среде инструменты. В связи с этим возникают определенные сложности в привлечении к музыкальному обучению детей, желающих осваивать искусство игры на русских народных инструментах.
Из числа русских народных инструментов, обучение игре на которых осуществляется в условиях дополнительного образования, мы сосредоточили свое внимание на домре. В нашей стране сложились музыкальноисполнительские школы профессионального исполнительства на домре; выдающиеся музыканты-исполнители последовательно обогащали технику исполнительства на данном народном инструменте новыми способами и приемами звукоизвлечения; создавались аранжировки классических музыкальных произведений для домры и оригинальный музыкальный репертуар, написанный не только в народных, но и в классических музыкальных жанрах (концерты, сонаты и др.).
Анализируя исторический путь развития исполнительства на домре в ХХ - начале XXI вв., Д. И. Варламов приходит к выводу о том, что оно шло по пути последовательной академизации. Данная тенденция находит свое отражение и в организации музыкально-образовательного процесса школьников в условиях дополнительного образования. Однако в имеющихся работах не сопоставляются особенности обучения школьников игре на домре в различных условиях дополнительного образования: не выделяются общие черты и отличия, не ставится задача соответствующей дифференциации методического обеспечения образовательного процесса.
Вышесказанное позволяет сформулировать противоречия:
• между необходимостью сохранения традиций музыкального исполнительства на русских народных инструментах и недостаточным интересом современных школьников к игре на данных инструментах ввиду утраты бытовых традиций музицирования;
• между теоретической разработанностью вопросов виртуозного исполнительства на домре применительно к подготовке профессиональных музыкантов-исполнителей и недостаточной теоретической разработанностью вопросов обучения школьников игре на домре;
• между исполнительскими требованиями, предъявляемыми к школьникам в условиях дополнительного образования, и недостаточной методической оснащенностью начального этапа формирования у школьников навыков игры на домре.
Проблема исследования: поиск результативных путей организации учебно-воспитательного процесса на различных этапах обучения школьников игре на домре.
Сформулированная проблема исследования обусловила выбор темы: «Начальный этап формирования у школьников навыков игры на домре в условиях дополнительного образования».
Цель исследования: определить комплекс методов формирования у школьников первоначальных навыков игры на домре и проверить его результативность в различных условиях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс обучения школьников игре на домре в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования: комплекс методов формирования у
школьников начальных навыков игры на домре.
Гипотеза исследования. Начальный этап формирования у школьников навыков игры на домре в условиях дополнительного образования будет результативным, если:
• будут осваиваться, закрепляться и автоматизироваться правильные состояния игрового аппарата, посадка, расположение рук на инструменте, начальные исполнительские приемы;
• обучение будет учитывать индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся;
• в обучении будет использован комплекс методов, включающий наглядные, словесные, репродуктивный, игровые, методы анализа содержания музыкального произведения, сочинения и импровизации, моделирования художественно-творческого процесса, технические, художественные и игровые упражнения;
• процесс формирования начальных навыков будет систематичным и последовательным, предусматривая переход от технических заданий и упражнений к исполнению несложных музыкальных произведений;
• будет подобран репертуар, соответствующий уровню
сформированности начальных навыков и доступный для исполнения.
В соответствии с целью исследования определены задачи:
1. Охарактеризовать исторические аспекты становления
отечественного музыкального исполнительства на домре.
2. Уточнить содержание начального этапа формирования у школьников навыков игры на домре.
3. Сопоставить особенности организации процесса обучения школьников игре на домре в условиях детской школы искусств и детской филармонии.
4. Отобрать методы формирования у школьников навыков игры на домре применительно к решению задач начального этапа обучения и проверить их результативность в ходе опытно-поисковой работы.
5. Разработать критерии и показатели сформированности у школьников начальных навыков игры на домре применительно к различным условиям дополнительного образования и применить их в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологической основой исследования послужили теоретические положения об истории исполнительства на русских народных инструментах и домре в их числе (В. А. Аверин, К. А. Вертков, А. С. Илюхин, М. И. Имханицкий, Ф. В. Соколов); идея Д. И. Варламова об академизации народного музыкального исполнительства и подтверждающие ее теоретические положения искусствоведческих исследований стилевых и жанровых тенденций в музыке для домры (Е. А. Волчков, А. А. Желтирова); теоретические положения, положенные в основу освоения искусства игры на домре в системе непрерывного музыкального образования (Т. П. Варламова, К. Б. Шарабидзе); теоретические положения об организации игрового аппарата, взаимосвязи технического и художественного начал,
психологических аспектах музыкально-образовательного процесса (Л. А. Баренбойм, А. Л. Готсдинер, Г. Г. Нейгауз); положения, определяющие пошаговую последовательность формирования навыков игры на домре и овладения различными игровыми (А. Я. Александров, Т. И. Вольская, И. В. Гареева, В. П. Круглов, С. Ф. Лукин, З. И. Ставицкий, Н. И. Степанов, М. И. Уляшкин, В. С. Чунин).
Методы исследования: теоретические - изучение литературы по теме исследования, анализ, сравнение, сопоставление, обобщение, сисематизация; эмпирические - изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, опытная работа.
База исследования: МАУДО «Детская школа искусств им.
С.И. Мамонтова» г. Ялуторовск, ГАУК Свердловская государственная детская филармония».
Апробация исследования осуществлялась в процессе работы в качестве преподавателя по специальному инструменту (по классу домры).
Структура выпускной квалификационной работы. Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложений.
По результатам выполнения поставленных в исследовании задач сделаны следующие выводы:
1. Домра является русским народным струнно-щипковым инструментом, традиции исполнительства на котором были искусственно прерваны в середине XVII в. и были возрождены только в конце XIX в. Несмотря на то, что домра почти два века была забытым инструментом, она, за относительно короткий период времени, из простого народного инструмента превратилась в полноценный концертный, академический инструмент, которому подвластны любые стили и жанры. В настоящее время на домре возможно, исполнять не только простые песни и наигрыши, но также и произведения мировой классики, эстрадную и джазовую музыку. В составе оркестра народных инструментов, ансамблях домра играет ведущую роль. Ведущие домристы постоянно ведут поиск новых приемов звукоизвлечения, нового звучания инструмента. Развитие музыкального исполнительства на домре, как и развитие соответствующего музыкальнообразовательного направления идет по пути академизации. Вопросы обучения искусству игре на домре нашли отражение в многочисленных методических работах и «школах», где, в частности, представлен и начальный этап обучения.
2. Содержание начального этапа формирования у школьников навыков игры на домре направлено на выработку правильных игровых умений и их автоматизации до уровня навыка. Для этого, прежде всего, необходимо выработать правильные мышечные ощущения, в связи с чем выделяется доигровой период обучения. Далее наступает период знакомства с инструментом, на котором формируются навыки правильной посадки, правильного расположения левой и правой рук на инструменте и выполнения первоначальных исполнительских приемов. После этого можно переходить к
воплощению музыкального образа посредством освоенных исполнительских приемов, разучиванию и исполнению несложных произведений, которые подбираются с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
3. Сопоставительный анализ организации образовательного процесса в детской школе искусств и детской филармонии показал, что в любых условиях дополнительного образования содержание начального этапа обучения в обязательном порядке включает доинструментальный период и период знакомства с инструментом, на котором формируются навыки правильной посадки, расположения рук на инструменте, осваиваются начальные исполнительские приемы. Задачи, решающиеся в рамках данных периодов, можно считать универсальными. Однако в то период, когда обучающиеся приступают к разучиванию музыкальных произведений, содержание образовательного процесса определяется с учетом направленности деятельности учреждения дополнительного образования. В детской филармонии во главу угла ставятся задачи подготовки обучающихся как будущих участников концертных коллективов. В этой связи основное внимание уделяется формированию навыков игры в ансамбле. Важнейшую роль для обучающегося детской филармонии играет навык чтения нот с листа.
4. На начальном этапе обучения используется комплекс следующих методов: наглядные, словесные, репродуктивный, игровые, методы анализа содержания музыкального произведения, сочинения и импровизации, моделирования художественно-творческого процесса, разнообразные технические, художественные и игровые упражнения. Результаты опытнопоисковой работы подтвердили его результативность.
5. Для оценивания уровня сформированности навыков игры на домре были разработаны критерии и показатели, отражающие: 1) общие навыки, которые формируются независимо от условий обучения (посадка, постановка правой и левой руки, знание нотной грамоты, звуковые качества, координация движения рук); 2) навыки, выделенные с учетом условий образовательного учреждения (для детской филармонии это навыки чтения с листа и игры в ансамбле). Были определены виды контроля: визуальный и звуковой.
Сопоставление результатов, полученных на констатирующем и итоговом этапах опытно-поисковой работы, подтверждает положения выдвинутой гипотезы и свидетельствует о выполнении поставленных в исследовании задач.
Перспективы исследования связаны с углубленным изучением особенностей формирования более сложных навыков игры на домре на последующих этапах обучения, расширением спектра методов и приемов, разработкой соответствующего учебно-методического обеспечения.
1. Аверин В. А. История исполнительства на русских народных инструментах : курс лекций / Красноярск. гос. ун-т. Красноярск, 2002. 296 с
2. Александров А. Я. Школа игры на трехструнной домре. М. : Музыка, 1988. 178 с.
3. Алексеев А.Д. Методические указания по организации учебновоспитательной работы в инструментальных классах ДМШ, ДШИ, М., 1990. 157 с.
4. Аракелова А. О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства : монография; сборник материалов для детских школ искусств. В 2 ч. Ч. 1. М. : Минкультуры России, 2012. 118 с.
5. Бабенко Л. С. Методы и приемы развития интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М., 1979. 26 с.
6. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. 337с.
7. Болковский Л. З. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах // Формирование исполнителя-баяниста в классе ансамбля. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986. С. 24-151.
8. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http: //www.vedu.ru/bigencdic/
9. Варламов Д. И. Академизация и постакадемический синдром в музыкальном искусстве и образовании: монографический сборник статей. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. 84 с.
10. Варламов Д. И. Онтология искусства : избранные статьи. М. : Композитор, 2011. 316 с.
11. Варламов Д. И. Теория и практика народного инструментализма: от понятий - к действиям // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Том 207. Русские народные инструменты в современной культуре России: Всероссийская научнопрактическая конференция 30-31 января 2014 года, Санкт-Петербург. СПб., 2015. С. 9-22.
12. Варламова Т. П. Формирование исполнительской техники домриста в
системе непрерывного специального музыкального образования: автореф. дис канд. пед. наук. М., 2010. 25 с.
13. Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. Л. : Музыка, 1975. 278 с.
14. Волчков Е. А. Концерт для трехструнной домры в творчестве отечественных композиторов: дис. ... канд. искусствоведения. Ростов- на-Дону, 2011. 229 с.
15. Вольская Т. И. Особенности организации исполнительского процесса на домре // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Сборник статей. Вып. 2. Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1990. С. 88-109...